Нижнетагильский машиностроительный техникум
УТВЕРЖДАЮ
Директортехникума
____________ В.В. Потанин
«___»_____________2016 г.
Методические рекомендации
по выполнению домашней контрольной работы
для студентов заочной формы обучения
по ПМ 03 Организация и планирование работы коллектива исполнителей
при производстве отливок и обеспечение правил и норм охраны труда
и ТБ на литейном участке.
МДК 03.01. Планирование этапов работы
специальность 22.02.03 Литейное производство черных и цветных металлов
Нижний Тагил,
Методические рекомендации разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) (регистрационный № 357, от 21.04.14) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 22.02.03, Литейное производство черных и цветных металлов, (базовой подготовки), рабочей программы ПМ 03 Организация и планирование работы коллектива исполнителей при производстве отливок и обеспечение правил и норм охраны труда и ТБ на литейном участке.
Организация разработчик: | ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» Нижнетагильский технологический и институт Нижнетагильский машиностроительный техникум |
Разработчик: | преподаватель НТМТ _____________ Е.П. Федотова (ФИО) |
Методические рекомендации обсуждены и одобрены на заседании цикловой комиссии
Протокол № ___________ «____» _________ 201 г. | Председатель ЦК ________________ И.В. Семухина |
Методические рекомендации рассмотрены и ободрены на заседании и Методического Совета НТМТ
Протокол № ___________ «____» _________ 201 г. | Председатель Методического Совета _________________ В.В. Потанин |
Содержание
Введение | |
1. Пояснительная записка | |
1.1 Результаты освоения профессионального модуля. | |
1.2 Основные понятия, необходимые для выполнения ДКР. | |
2. Задания для домашней контрольной работы | |
3. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы. |
Введение
Цель методических рекомендаций- помочь студентам освоить курс ПМ. В методических указаниях кратко излагаются узловые теоретические вопросы, без знания которых нельзя выполнить домашнюю контрольную работу.
Приведен список учебно-методической и нормативно-правовой литературы, необходимой для успешного выполнения ДКР и освоения учебной программы.
Студентам предлагается для выполнения ДКР, состоящей из теоретических вопросов практических заданий, изучить материал и ответить на вопросы согласно заданию.
Кроме того, для самостоятельного изучения выдаются темы, включенные в дифференцированный зачет.
Пояснительная записка
1.1 Результаты освоения дисциплины, профессионального модуля.
Программа профессионального модуля ПМ 03 Организация и планирование работы коллектива исполнителей при производстве отливок и обеспечение правил и норм охраны труда и ТБ на литейном участке соответствует рабочей программе МДК 03.01. Планирование этапов работы
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности организации работы исполнителей по производству отливок на отдельном участке, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
ПК 3.1. Планировать этапы выполнения производственных работ
ПК 3.2. Организовывать работу исполнителей по производству отливок на отдельном участке.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
Основные понятия, необходимые для выполнения ДКР
Планирование — это разработка и установление руководством предприятия системы количественных и качественных показателей его развития, в которых определяются темпы, пропорции и тенденции развития данного предприятия как в текущем периоде, так и на перспективу.
Перспективное планирование основывается на прогнозировании. С его помощью прогнозируются перспективная потребность в новых видах продукции, товарная и сбытовая стратегия предприятия но различным рынкам сбыта и т. д. Перспективное планирование традиционно подразделяется на долгосрочное (10-15 лет) и среднесрочное (3-5 лет) планирование.
Долгосрочный план имеет программно-целевой характер. В нем формулируется экономическая стратегия деятельности предприятия на длительный период с учетом расширения границ действующих рынков сбыта и освоения новых. Число показателей в плане ограниченно. Цели и задачи перспективного долгосрочного плана конкретизируются в среднесрочном плане. Объектами среднесрочного планирования являются организационная структура, производственные мощности, капитальные вложения, потребности в финансовых средствах, исследования и разработки, доля рынка и т. п. В настоящее время сроки исполнения (разработки) планов не имеют обязательного характера, и ряд предприятий разрабатывают долгосрочные планы сроком на 5 лет, среднесрочные — на 2-3 года.
Текущее (годовое) планирование разрабатывается в разрезе среднесрочного плана и уточняет его показатели. Структура и показатели годового планирования различаются в зависимости от объекта и подразделяются на заводские, цеховые и бригадные.
Оперативно-производственное планирование уточняет задания текущего годового плана на более короткие отрезки времени (месяц, декада, смена, час) и по отдельным производственным подразделениям (цех, участок, бригада, рабочее место). Такой план служит средством обеспечения ритмичного выпуска продукции и равномерной работы предприятия и доводит плановые задания до непосредственных исполнителей (рабочих). Оперативно-производственное планирование подразделяется на межцеховое, внутрицеховое и диспетчирование. Завершающим этапом заводского оперативно- производственного планирования является сменно-суточное планирование.
Директивное планирование характеризуется обязательным принятием и выполнением плановых заданий, установленных вышестоящей организацией для подчиненных ей предприятий. Директивное планирование пронизывало все уровни системы социалистического централизованного планирования (предприятия, отрасли, регионы, экономику в целом), сковывало инициативу предприятий. В рыночной экономике директивное планирование используется на уровне предприятий при разработке их текущих планов.
Перспективное планирование основано на прогнозировании. Прогнозирование является базисом, фундаментом перспективного планирования и в отличие от него основано на предвидении, построенном на экономико-математическом, вероятностном и в то же время научно обоснованном анализе перспектив развития предприятия в обозримом будущем.
Стратегическое планирование ставит перспективные цели и вырабатывает средства их достижения, определяет основные направления развития предприятия (организации) и, что особенно важно, формирует миссию предприятия, направленную на реализацию его общей цели. Тактическое планирование в отличие от перспективного и стратегического планирования охватывает краткосрочный и среднесрочный периоды и направлено на реализацию выполнения этих планов, которые конкретизируются в комплексных планов социально-экономического развития предприятия.
Битее-минирование является разновидностью технико-экономического планирования, однако в условиях рыночной экономики его функции значительно расширились и оно стало самостоятельным видом планирования. Существуют и другие классификации форм и видов планирования. Так, по классификации Р.Л. Акоффа, широко используемой в зарубежной науке и практике, планирование бывает:
- реактивным - базируется на анализе и экстраполяции прошлого опыта снизу вверх;
- инактивным - ориентируется на существующее положение предприятия для выживания и стабилизации бизнеса;
- преактивным (упреждающим) - основано на прогнозах с учетом будущих изменений и осуществляется на предприятиях сверху вниз путем оптимизации решений;
- интерактивным - заключается в проектировании будущего с учетом взаимодействия прошлого, настоящего и будущего, направленном на повышение эффективности развития предприятия и качества жизни людей.
Задания для контрольной работы
Для получения аттестации по МДК 3.01. Планирование этапов работы необходимо выполнить домашнюю контрольную работу, сдать дифференцированный зачет.
Темы, изучаемые в МДК 3.01. Планирование этапов работы
- Производственная структура предприятия и литейного цеха
- Режимы работ.
- Производственный процесс и принципы его организации.
- Организационно-технические особенности производственного процесса в литейном производстве.
- Разработка оперативно-производственных планов производства. Этапы планирования.
Методические указания для выполнения ДКР:
· ДКР состоит из 2х частей.
· Теоретическая. Количество вариантов — 10.
· Номер варианта выбирается по списку в учебном журнале.
· Объем теоретических вопросов не более_1-3_ листов.
· Практическая часть, состоящая из двух этапов.
· Обязательно проставляются единицы измерения.
· Обязательно пояснение всех выполняемых действий, пояснение желательно начинать с глагола (например, рассчитываем, определяем, находим и т.д.)
· Сокращения слов не допускаются.
· Необходимо указать список использованной литературы, год издания которой не старше 5 лет.
· Работа выполняется в электронном и в печатном варианте. Отдельные листы необходимо скрепить. Работу в электронном варианте для проверки рекомендуется отправить на электронную почту Федотовой Е.П. satur68@mail.ru.
· На проверку ДКР сдается не позднее двух недель до начала сессии. В случае возврата преподавателем выполненной ДКР, ошибки исправляются в этой же тетради, первый отзыв должен быть приложен к работе.
На основании выполненной работы готовится доклад, оценка за защиту которого учитывается при проведении промежуточной аттестации по ПМ 03 Организация и планирование работы коллектива исполнителей при производстве отливок и обеспечение правил и норм охраны труда и ТБ на литейном участке и программе МДК 03.01. Планирование этапов работы
Контрольная работа засчитывается, если соблюдены все требования и задания выполнены верно.