Ситуационные и практические задачи по дисциплине




«Маркетинговые исследования и ситуационный анализ»

 

В начале необходимо на страницу представить выбранную Вами информацию, основные направления и виды ее деятельности, маркетинговые проблемы и кто ими занимается.

Юридический и практический адрес.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задача 1. Проведите маркетинговое исследование и заполни­те аналитическую таблицу по выявлению влияния факторов мар­кетинговой среды на деятельность отрасли и вашей организации.

Пояснение к решению ситуационной задачи. Исполь­зуйте методику составления и анализа экспертных оценок. Далее в таблицу профиля среды вписываются отдельные фак­торы. Каждому фактору экспертным путем дается оценка:

❖ его важности для отрасли по шкале: 3 — сильная важ­ность, 2 — умеренная важность, 1 — слабая важность.

❖ влияния на организацию по шкале: 3 — сильное, 2 — умеренное, 1 — слабое, 0— не влияет.

❖ направленности по шкале: +1 — позитивное влияние, -1 — негативное влияние.

Далее все три экспертные оценки перемножаются, и по­лучается интегральная оценка, показывающая степень важ­ности данного фактора.

После заполнения таблицы можно сделать выводы о наи­большем положительном и отрицательном влиянии на дея­тельность организации отдельных переменных факторов мар­кетинговой среды.

Изучение экономической среды позволяет понять, каким образом формируются и распределяются ресурсы общества.

Пример заполнения таблицы по выявлению влияния эко­номической среды на деятельность организации рассмотрен ниже для отрасли по производству полиграфической продук­ции (табл. 1).

Как видно из приведенной таблицы, факторы экономи­ческой среды оказывают отрицательное и положительное вли­яние на деятельность предприятий отрасли. При этом наи­большее положительное влияние имеют следующие факто­ры: размеры рынка и темпы его изменения; размеры и темпы роста сегментов рынка в соответствии с интересами компа­нии; инвестиционные процессы.

Наибольшее отрицательное влияние оказывают: общий уровень экономического развития; система налогообложения и качество экономического законодательства; уровень разви­тия конкурентных отношений.

Далее самостоятельно заполните табл. 1.1 и 2 по мате­риалам вашей организации, где будет проиллюстрировано влияние демографической среды на деятельность отрасли и вашей организации. Сделайте выводы.

 

Таблица 1. Влияние экономической среды на деятельность организации

 

Факторы среды Важ­ность для от­расли Влияние на пред­приятие Направ­ление влияния Степень важности для пред­приятия
         
Общий уровень экономиче­ского развития     -1 -9
Система налогообложения и качество экономического законодательства     -1 -9
Уровень развития конку­рентных отношений     -1 -6
Масштабы правительствен­ной поддержки отрасли     +1  
Общая конъюнктура нацио­нального рынка     -1 -4
Размеры рынка и темпы его измснения     + 1  
Размеры и темпы роста сег­ментов в соответствии с ин- тересами компании     + 1  
Состояние фондового рынка     -1 -1
Инвестиционные процессы     + 1  
Ставка банковского процента 3   -1 -3
Система ценообразования и уровень централизованного регулирования цен     +1  
Стоимость земли     -1 -4
Таблица 1.1 Влияние экономической среды на деятельность организации

 

Факторы среды Важ­ность для от­расли Влияние на пред­приятие Направ­ление влияния Степень важности для пред­приятия
         
Общий уровень экономиче­ского развития        
Система налогообложения и качество экономического законодательства        
Уровень развития конку­рентных отношений        
Масштабы правительствен­ной поддержки отрасли        
Общая конъюнктура нацио­нального рынка        
Размеры рынка и темпы его измснения        
Размеры и темпы роста сег­ментов в соответствии с ин- тересами компании        
Состояние фондового рынка        
Инвестиционные процессы        
Ставка банковского процента        
Система ценообразования и уровень централизованного регулирования цен        
Стоимость земли        

Таблица 2

Влияние демографической среды
на деятельность организации

Факторы среды Важность для от­расли Влияние на орга­низацию Направ­ление влияния Степень важности для орга­низации
         
Количество потенциаль­ных потребителей (струк­тура населения, измене­ния в отдельных группах)        
Наличие и потенциаль­ное количество рабочей силы        
Квалификационные ха­рактеристики рабочей силы        

 

Задача 2. Проведите маркетинговое исследование и за­полните аналитическую табл. 3 по выявлению влияния фак­торов социально-культурной среды на деятельность отрасли и вашей организации. (Пример заполнения аналитической таб­лицы представлен в задаче 1.)

Таблица 3

Влияние социально-культурной среды
на деятельность организации

Факторы среды Важ­ность для от­расли Влияние на пред­приятие Направ­ление влияния Степень важности для пред­приятия
         
Традиции и культурные ценности, уровень образо­вания        
Взаимоотношения внутри общества (индивидуум — индивидуум, индивидуум — общество)        
Приятие-неприятие част­ного предпринимательства        
Отношения компания — общественные организа­ции        
Отношение к иностранным инвестициям        
Влияние профсоюзов на формирование обществен­ного мнения        

Задача 3. Проведите маркетинговое исследование и за­полните аналитическую табл. 4 по выявлению влияния фак­торов природно-экологической среды на деятельность отрас­ли и вашей организации. (Пример заполнения аналитической таблицы представлен в задаче 1.)

Таблица 4

Влияние природно-экологической среды
на деятельность организации

Факторы среды Важность для от­расли Влияние на пред­приятие Направле­ние влия­ния Степень важности для пред­приятия
Природно-климатиче­ские условия        
Территориальное раз­мещение полезных ис­копаемых и природных ресурсов        
Размещение больших промышленных цен­тров        
Состояние экологии и ее влияние        

 

Задача 4. Проведите маркетинговое исследование и за­полните аналитическую табл. 5 по выявлению влияния фак-


Влияние научно-технической среды на деятельность организации

торов научно-технической среды на деятельность отрасли и вашей организации. (Пример заполнения аналитической таб­лицы представлен в задаче 1.)

Факторы среды Важность для от­расли Влияние на пред­приятие Направ­ление влияния Степень важности для пред­приятия
Появление “технологи­ческих прорывов”        
Сокращение или про­дление жизненного никла технологий        
Удельный вес наукоем­ких технологий в про­изводстве        
Требования к научно­технологическому уровню производства, обеспечивающие кон­курентоспособность        
Требования к квалифи­кации кадров        
Требования к научно- техническому уровню конкурентоспособной продукции        
Таблица 5

 

Задача 5. Проведите маркетинговое исследование и за­полните аналитическую табл. 6 по выявлению влияния фак­торов политико-правовой среды на деятельность отрасли и вашей организации. (Пример заполнения аналитической таб­лицы представлен в задаче 1.)


Таблица 6

Влияние политико-правовой среды
на деятельность организации

Факторы среды Важность для от­расли Влияние на пред­приятие Направле­ние влия­ния Степень важности для пред­приятия
Отношение государ­ства к собственности        
Политическая ста­бильность в государ­стве        
Характер отношения государства к отрас­ли        
Уровень регулирова­ния и контроля со стороны государства        
Политика государст­ва в подготовке кад­ров для отрасли        
Таможенная полити­ка государства        
Законы и норматив­ные акты        
Эффективность пра­вовой системы -      
Практическая реали­зация законодатель­ства        
Исполнение всех правовых норм        

 

Задача 6. Определите важнейшие факторы внешней сре­ды, влияющие на деятельность вашей организации.

Пояснение к решению ситуационной задачи. После подробного анализа влияния всех факторов внешней среды на деятельность предприятия (табл. 1-6) их необходимо свести в единую таблицу, элементы которой будут в даль­нейшем использоваться при проведении SWOT-анализа (Strengths — силы, Weaknesses — слабости, Opportunities — возможности, Threats — угрозы) (табл. 7).


 

 

Таблица 7

Важнейшие факторы внешней среды, влияющие на деятельность организации

Факто­ры внеш­ней среды Позитивное влияние Сте­ пень важно­сти Негативное влия­ние Сте­пень важ­ности
         
Демо­графи­ческая среда 1. Количество потенци­альных потребителей 2. Квалификационные характеристики рабочей силы      
  3. Традиции и культур­ные ценности, уровень образования 4. Отношение к ино­странцам      
Эконо- миче- 1. Размеры рынка и тем­пы его изменения   1. Общий уровень экономического -9
с кая среда 2. Размеры и темпы рос­та сегментов рынка в соответствии с интере­сами компании 3. Инвестиционные про­цессы   развития 2. Система налого­обложения и каче­ство экономическо­го законодательства 3. Уровень развития конкурентных от­ношений -9 -6

         
Природно-экологическая среда 1. Природно-климатиче­ские условия   1. Территориальное размещение полез­ных ископаемых и природных ресур­сов 2. Состояние эколо­гии и ее влияние на производственную сферу -6 -9
Научно- техни­ческая среда 1. Появление “техноло­гических прорывов” 2. Требования к научно­технологическому уров­ню производства, обес­печивающие конкурен­тоспособность 3. Требования к квали­фикации кадров          
Поли- тико- право- вая сре­да 1. Политика государства в подготовке кадров для отрасли 2. Практическая реали­зация законодательства 3. Таможенная политика государства   1. Политическая стабильность в го­сударстве 2. Характер отно­шения государства к отрасли 3. Уровень регули­рования и контроля со стороны госу­дарства 4. Законы и норма­тивные акты -9 -9 -9 -9

Далее самостоятельно заполните табл. 8 по материалам вашей организации. Сделайте выводы.


Таблица 8

Важнейшие факторы внешней среды,
влияющие на деятельность организации

Факторы внешней среды Позитивное влия­ние Степень важности Негативное влияние Степень важно­сти
Демографи­ческая среда        
Экономиче­ская среда        
Природно- экологиче­ская среда        
Научно- техническая среда        
Политико­правовая среда        

 

Задача 7. Проведите маркетинговое исследование и за­полните аналитическую таблицу по выявлению влияния фак­торов микросреды на деятельность отрасли и вашей органи­зации.

Пояснение к решению ситуационной задачи. Следу­ющим элементом анализа маркетинговой среды предприятия является ее внутренняя среда, или микросреда. Исследова­ние внутренней маркетинговой среды можно проводить по методике, аналогичной использованной при исследовании мак­росреды (см. задачу 1).

В характеристике внутренней среды предприятий пред­ставлены поставщики, конкуренты, клиенты.

В табл. 1.9 приведен пример анализа влияния конкурен­ции на деятельность предприятий производственной сферы.


Влияние конкурентной среды
на деятельность организации

Факторы среды Важность для от­расли Влияние на ком­панию Направ­ление влияния Степень важности для компа­нии
         
Обслуживаемая доля рынка     -1 -6
Имидж, опыт     + 1  
Финансовое состояние     + 1  
Наличие патентов и лицензий        
Наличие передовой стратегии     -1 -3
Наличие и уровень развития информаци­онно-аналитических подразделений     + 1  
Способность к маневру, гибкость в приспособ­лении к изменениям     -1 -6
Наличие высококвали­фицированных кадров     + 1  
Уровень сервисного обслуживания     -1 -6
Виды и количество рекламы     -1 -9
Уровень планирования     -1 -9
Связи с общественны­ми организациями     + 1  
Финансовые цели     + 1  
Отношение к риску     -1 —1

 

         
Существующие ценно­сти и нормы в органи­зации     + 1  
Структура организации     -1 -6
Система контроля и стимулирования     + 1  
Система бухгалтерско­го и управленческого учета     + 1  
Типы руководителей и стиль руководства     -1 -6
Сформированные представления про бу­дущие направления развития     -1 -9
Состав совета директо­ров     + 1  
Контрактные обяза­тельства, ограничи­вающие свободу пове­дения на рынке     +1  
Регуляторные ограни­чения со стороны госу­дарства     + 1  

 

Далее самостоятельно заполните табл. 1.10 по материа­лам вашей организации. Сделайте выводы.

Задача 8. Проведите маркетинговое исследование и за­полните аналитическую табл. 10 по выявлению влияния фак­торов микросреды на деятельность отрасли и вашей органи­зации. (Пример заполнения аналитической таблицы представ­лен в задаче 7.)


Таблица 10

Влияние поведения поставщиков на деятельность организации

Факторы среды Важность для от­расли Влияние на компа­нию Направ­ление влияния Степень важности для ком­пании
Оценка важности от­дельных ресурсов для отрасли        
Ценовая эластичность ресурсов        
Количество и концен­трация поставщиков        
Возможности исполь­зования ресурсов- заменителей        
Наличие компаний — поставщиков замените­лей        
Наличие отраслей, ис­пользующих аналогич­ные ресурсы        
Оценка затрат конвер­сии (замены поставщи­ка)        
Уровень специализации поставщиков        
Размер затрат постав­щика при смене поку­пателя        
Степень специализации покупателя в приобре­тении сырья        

Задача 9. Проведите маркетинговое исследование и за­полните таблицу оформления результатов SWOT-анализа предприятия по блокам: Strengths (Силы), Weaknesses (Сла­ бости), Opportunities (Возможности), Threats (Угрозы).

Пояснение к решению ситуационной задачи. Подроб­ный анализ макро- и микросреды предприятий позволяет сде­лать выводы относительно потенциальных угроз и возможно­стей, которые ваша организация должна учитывать в своей деятельности. Такой список носит название SWOT-анализа. Ниже приведен пример оформления результатов SWOT-ана- ипза предприятия полиграфической сферы ООО “Принт-экс­пресс” в виде таблицы (табл. 11).

Таблица 11

Матрица SWOT-анализа предприятия
полиграфической сферы

SWOT-анализ Сильные стороны (S) Слабые стороны (W)  
1. Большой опыт в организации персо­нальных продаж 2. Высокий уровень организации управ­ленческого учета 3. Наличие высоко­квалифицированного производственного персонала 4. Налаженная систе­ма поставок сырья, материалов и обору­дования 1. Недостаточный уровень клиентского сервиса 2. Недостаточный уровень развития каналов товародви­жения 3. Средняя позиция в доле рынка 4. Неадекватный ры­ночной ситуации стиль руководства и структуры компании 5. Отсутствие систе­мы стратегического планирования  
Возможности (О) S0-стратегия WО-стратегия
1. Расширение рынка образовательных услуг за счет старшего поколения 2. Изменение общественных стереотипов по отношению к рекламе 3. Увеличение количества домохозяек в связи со снижением занятости среди женщин 4.Увеличение покупательной способности населения 5. Увеличение количества предпринимательских структур 1. Расширение номенклатуры бумажно-беловых товаров 2. Развитие системы персональных продаж для оптовых покупателей бумажно-беловой продукции 3. Увеличение производственных мощностей по изготовлению журнальной продукции 1. Создание и распространение бесплатных рекламно-информационных материалов о деятельности компании 2. Создание единой службы маркетинга на предприятии 3.Увеличение рыночной доли компании за счет создания новых товаров и завоевания новых сегментов рынка
Угрозы (Т) SТ-стратегия WТ-стратегия
1.Замедление темпов экономического развития 2. Увеличение налогового пресса 3.Рост цен на целлюлозу в связи с сокращением площадей лесов и изменением экологической ситуации 4.Развитие технологии электронных коммуникаций 1.Создание системы учета и снижения затрат 2.Применение сырья из искусственной целлюлозы 3. Создание системы электронных продаж 1. Расширение каналов товародвижения 2.Создание системы обратной связи с клиентами компании 3.Развитие технологий и продуктов без использования бумажного сырья
           

 

На примере табл. 11 составьте матрицу SWOT -анализа для вашей организации с выделением перечня первоочередных мероприятий, которые необходимо провести для совершенствования системы маркетинга.

Составьте матрицу SWOT-анализа по аналогии для Вашего предприятия (Таблица 11.1).

Таблица 11.1

Матрица SWOT-анализа…………………

SWOT-анализ Сильные стороны (S) Слабые стороны (W)
   
Возможности (О) S0-стратегия WО-стратегия  
       
Угрозы (Т) SТ-стратегия WТ-стратегия  
       



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: