Религия Древнего Египта.




Отношение египтян к религии было особенным, что оказывало влияние и на их повседневную жизнь.

Древние египтяне считали, что на свою жизнь можно влиять при помощи культов. Даже мелким знакам они придавали сакральный смысл и расценивали как судьбоносные знаки. В древнеегипетских домах размещался алтарь, возле которого проводились молитвы богам, а храмы считались обителью небесных святил. В их честь совершались жертвоприношения и устраивались различные торжества.

Особенностью религии древних египтян было уникальное отношение к загробному миру. Он представлялся как вечное продолжение жизни на Земле.

Каждый фараон готовился к своей загробной жизни с самого рождения. Этот факт подтверждают религиозные захоронения, где рядом с покойным оставляли огромное количество необходимых в загробном мире вещей.

Своеобразной «Библией» древних египтян является Книга Мертвых. Она описывает судьбу человека на Суде Осириса и дальнейшую загробную жизнь.

Говоря кратко о религиозных верованиях в Древнем Египте, следует отметить количество почитаемых богов – их было около 5000. Изначально, когда Древний Египет еще не был объединен под властью одного фараона, который считался наместником богов на Земле, практически в каждом городе имелся свой верховный бог, но постепенно пантеон богов приобрел единый стандарт.

Первыми фараонами в Древнем Египте считались боги, а их отцом – бог Амон-Ра (или просто Ра).

Говоря кратко о религиозных верованиях в Древнем Египте, следует отметить количество почитаемых богов – их было около 5000. Изначально, когда Древний Египет еще не был объединен под властью одного фараона, который считался наместником богов на Земле, практически в каждом городе имелся свой верховный бог, но постепенно пантеон богов приобрел единый стандарт.

Первыми фараонами в Древнем Египте считались боги, а их отцом – бог Амон-Ра (или просто Ра).

Боги в Древнем Египте изображались людьми с частями тел животных. Самыми почитаемыми были кошка, лев, шакал, ибис, крокодил. Отсюда возникли боги Осирис, Исида, Бастет, Гор, Сет, Анубис и другие. Каждый бог обладал своим набором функций и имел свою зону ответственности.

За тысячи лет религиозная система прошла большой процесс формирования и коррекции. Даже после религиозной реформы Эхнатона, приведшей к монотеизму, египтяне не смогли принять нового уклада и после смерти фараона реформа была отменена.

 

2. Религия Древней Месопотамии.

Во многих чертах религиозных верований жителей Древней Месопотамии (шумеров и аккадцев) видны остатки архаических представлений. В них, например, заметны пережитки тотемизма. Некоторые боги почитались в образе животных (собаки, быка), птиц, рыб. Однако в большинстве случаев боги Древней Месопотамии имеют человекообразный облик, лишь иногда с некоторыми атрибутами животного (например, рога на голове). Следует отметить также, что древние цари носят такие имена, как Ягненок, Скорпион и т. д., которые отражают воспоминания о тотемных предках.

 

В религии Месопотамии нашла свое отражение и смена матриархата патриархатом. В древнейшие времена женские божества играли, по-видимому, преобладающую роль. Не случайно первобытная водная стихия мыслилась в виде богини Тиамат (у шумеров – Намму). Позднее, когда религиозные представления приводятся жрецами в систему и создается пантеон, большинство богов оказываются в нем мужскими, а богини хотя и участвуют в небесном совете, но играют в нем второстепенную роль.

В Месопотамии почиталось огромное количество божеств. Каждый город, каждый городской квартал, каждый более или менее крупный поселок имел своего божественного покровителя или покровительницу. Одни боги почитались по всей стране, другие были местными. Закономерности в природе (смена дня и ночи, времен года и т. д.), так же как основные перемены в хозяйственной жизни (появление земледелия и скотоводства, технические изобретения), объяснялись событиями из жизни богов.

Уже древние шумеры выработали сложную систему религиозной космогонии. Первичной стихией, по этой мифологической концепции (см. Шумерский миф о сотворении мира), был водный хаос, первичный океан, имевший образ гигантской женщины. В недрах ее зародилась твердь в виде огромной горы, вершиной которой был бог неба Ан (у аккадцев – Ану), а плоское дискообразное основание мыслилось как богиня земли Ки. Оба божества были неразрывно связаны друг с другом. От этой божественной пары родился бог воздуха Энлиль. Когда он подрос, то ему стало тесно и он разрезал ножом первичную гору и навеки отделил небесного отца от матери – земли. С тех пор он стал править на земле и породил поколение богов.

Старшим сыном Энлиля и его жены, прекрасной богини Нинлиль, был лунный бог: у шумеров – Наннар, а аккадцы называли его Суэн или Син. Детьми лунного бога являлись – Солнце (у шумеров – Уту, у аккадцев – Шамаш.) и богиня планеты Венеры Инанна (аккадцы сопоставили ее со своей богиней Иштар). Она считалась также богиней земного плодородия и любви.

Таким образом, в шумерской религии Луна считалась старше Солнца (и других планет), поэтому шумеры объявили ночь первой половиной суток, которые у них начинались с наступлением темноты.

Когда главным центром Древней Месопотамии стал Вавилон, религиозный миф о мироздании был переработан. В центре его оказался бог – покровитель новой столицы – Мардук. Правда, вавилонские жрецы не могли отрицать, что он был гораздо моложе Ану, Энлиля и других богов, так как Вавилон появился позже других городов.

Однако они нашли хитроумный выход и решили обосновать право своего бога на верховенство особыми заслугами его перед другими месопотамскими богами. Богиня первобытного океана Тиамат изображена в вавилонской религии свирепым и хищным чудовищем. Она пытается уничтожить всех богов и богинь, возникших в ее недрах. Тогда те собираются на совет, чтобы изыскать пути спасения. Мардук оказался наиболее смелым и решительным. Он предложил вступить в единоборство с Тиамат, но за это потребовал, чтобы боги признали его верховным владыкой.

Боги устроили пир, а напившись вина, развеселились и безоговорочно приняли условия своего младшего собрата. Мардук вооружился и вступил в бой со страшным врагом.

Тиамат, увидев противника, раскрыла свою огромную пасть, но Мардук вогнал в нее семь ветров, которые стали раздирать внутренности богини. После этого юный бог без труда поразил обессилевшее чудовище и разрубил ее тело, подобно двум створкам раковины. Из верхней части он создал небо, а из нижней – землю. Затем сотворил все существующее.

Все достижения людей в борьбе с природой, величайшие хозяйственные перевороты, такие, как выращивание растений, приручение животных, появление ремесел и т. д., жители Древней Месопотамии приписывали небесной воле.

 

По шумерской религии, после сотворения мира образ жизни богов был скуден и непригляден. Они жевали траву, пили воду из канав, обходились без одежды. Наконец, по велению Энлиля и бога мудрости Энки бог Лахар создал овец и коз, а его сестра Ашнан опустила в землю первые зерна. Затем стали ткаться одежды.

Однако обеспечить многочисленное семейство богов молоком, хлебом и одеждой было нелегко. У небесных тружеников и тружениц не хватало сил и времени. Понадобились рядовые работники, и только тогда бог Энки вылепил из глины первых людей, чтобы они обрабатывали землю, следили за овчарнями и снабжали своих небесных покровителей всем необходимым. Первоначально люди жили на райском острове Дильмун. Но Энки убоялся того, что они смогут превзойти богов по мудрости и силе, и убедил Энлиля положить конец золотому веку.

Наряду с космогонией и повествованиями о происхождении людей шумеры и аккадцы разработали другой цикл мифов, который Должен был объяснить изменения в природе. Центральным моментом этого древнего месопотамского цикла оказывается чудесная история смерти и воскресения богини плодородия Инанны-Иштар.

Иштар спускается в мрачный подземный мир,чтобы спасти своего супруга Таммуза (у шумеров - Думузи). Пока она находится там, подвергаясь страшным испытаниям из-за происков богини мёртвых, Эрешкигаль, на земле прекращается размножение людей и животных. Напуганные боги добиваются освобождения доброй богини, и обычная жизнь на земле возобновляется.

 

Возвращением божества плодородия в религии Древней Месопотамии объяснялась смена зимы весной и прорастание погруженных в землю зерен из срезанного серпом (т. е. «убитого») колоса, что знаменовало торжество жизни над смертью.

 

 

3. Религии античности.

Греки разработали оригинальную религиозную систему, в которой трактовка божества отличалась от принятой в большинстве древневосточных религий. Хотя греческая религия пронизывала собой всю повседневную жизнь, она не имела строго определенной системы культа, законодательно закрепленной священной истории и догматики.

 

Греческих богов делят на хтонических (от греч. χθών – земля) богов и богов олимпийского пантеона. Хтонические боги – это божества земли, преисподней, податели плодородия (Деметра, Плутон и др.), олимпийские (от названия горы Олимп) – небесные боги (верховный бог Зевс, Аполлон, Афина, Артемида и др.). Олимпийский пантеон начал формироваться в микенскую эпоху (XVI–XII вв. до н.э.), однако широкое распространение получил только в гомеровскую. По словам историка Геродота (ок. 484–425 гг. до н.э.), богов грекам создали поэты Гомер (VIII в. до н.э.) и Гесиод (VII в. до н.э.). Так, Гесиод в поэме "Теогония" связывает олимпийских богов с существовавшими ранее местными народными религиозными представлениями.

Главной составной частью религии был культ: греки услаждали богов праздниками, во время которых устраивали процессии и жертвоприношения. Местами отправления культа были горы, рощи, пещеры, источники и т.п., которые считались особенно приятными богам по своим природным свойствам и где впоследствии сооружались святилища. Основу святилища составлял отделенный оградой участок, на котором находился жертвенник – алтарь и храм – хранилище священного изображения бога. Следует отметить, что священнодействия совершались не внутри храмов, а перед ними.

Основу культовой практики Греции составляли жертвоприношения богам и героям, благодарственные и умилостивительные, имевшие целью снискать благосклонность в будущем. Жертвоприношения были и бескровными: фигурные лепешки, печенья, возлияния маслом, молоком, – и кровавыми, во время которых в жертву приносили чаще всего домашних животных: быков, овец, коз, свиней; отдельные части их сжигали, а остальные жарили для пира. Жертвоприношения сопровождались молитвами, состоявшими из обращения к одному или нескольким богам, изложения просьбы и указания причин, по которым она должна быть исполнена.

Государство не касалось религиозных верований отдельных лиц до тех пор, пока они исполняли все свои обязанности но отношению к культу, но как только кто-то публично выказывал свое неверие или непочтение к богам, не исполнял обрядов культа или сообщал свои взгляды другим, как философы Анаксагор (ок. 500–428 г. до н.э.) и Сократ (470–399 гг. до н.э.), наказывало. Таким образом, греки, не имея строго определенных догматов веры, терпимо относились к различию мнений, пока эти мнения не нарушали установлений законов.

Помимо своих праздников в каждой области Греции были и праздники общегреческие: Олимпийские игры в честь Зевса в Олимпии, Пифийские в честь Аполлона в Дельфах, Истмийские в честь Посейдона в Коринфе и Немейские в честь Зевса в Немее. Они проводились раз в несколько лет и состояли из священнодействий и состязаний, спортивных и мусических (поэтических и музыкальных). Победители получали в награду венки из ветвей различных растений (оливы, лавра и др.) и почитались на родине как герои.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: