Искусство художественной обработки дерева в России. Резьба по дереву. Основные виды. Технические средства и технологические особенности выполнения




Лекция № 8

Тема: «Современное декоративно-прикладное искусство России: керамическое искусство, резьба по дереву, художественный металл. Керамика России: Гжель, Скопин, Дымковская игрушка. Резьба по дереву. Хохломская роспись. Городецкая роспись. Полховмайданская роспись. Художественный металл. Казаковская филигрань»

Цель: Познакомиться с современным декоративно-прикладным искусством России. Дать сравнительную характеристику традиционных и современных видов декоративно-прикладного искусства России.

Задачи:

‑ сформировать основные теоретические знания по изучаемой теме;

‑ развивать способности к анализу и синтезу изучаемого материала;

‑ воспитывать стойкий интерес к материалу изучаемой дисциплины.

План:

1. Керамика России: Гжель, Скопин, Дымковская игрушка.

2. Искусство художественной обработки дерева в России. Резьба по дереву. Основные виды. Технические средства и технологические особенности выполнения.

3. Декоративная роспись: Хохломская роспись. Городецкая роспись. Полхов-Майданская роспись.

4. Художественный металл. Литейное искусство России. Искусство скани и зерни. Казаковская филигрань.

Керамика России: Гжель, Скопин, Дымковская игрушка

Одним из древнейших промыслов, известных человечеству, можно назвать керамику. История керамики насчитывает не одну тысячу лет. Своим происхождением она обязана мастерам Древней Греции, которые увидели невероятное чудо: как обыкновенная глина под воздействием огня превращается в крепкий и прочный материал. Получаемый продукт нашел себе разностороннее применение — от различных храмовых статуэток до роскошных настенных панно. Но главной областью применения было все-таки жилище человека, где появилась разнообразная посуда. Впоследствии возникнет определение «художественная керамика».

В Новгороде с XII в. существовал Гончарный конец — часть города, заселенная ремесленниками-гончарами. В Москве с конца XVI — начала XVII в. сохранились прекрасные рельефные изразцы с декоративными растительными орнаментами и изображениями фигур. Прославленные образцы русского керамического искусства XVII в. хранит церковная архитектура Костромы, Ярославля, украшенная пышными изразцовыми фризами. От XVIII в. сохранились декоративные печные кафели с сюжетной росписью и орнаментами, которые вырабатывались в Москве и других городах.

Русское народное керамическое производство не ограничивается простым гончарством. В России начинают складываться керамические промыслы. Это скопинская, гжельская керамика, дымковская, каргопольская, филимоновская керамическая игрушка. Все вышеназванные промыслы формируются, начиная с XVIII столетия. Это время развивающейся торговли, многочисленных ярмарок, где народные умельцы могли реализовать свой товар. Немаловажным является и то, что мастера-керамисты не оставляли без внимания и детей. Для них производятся многочисленные керамические игрушки. Российский керамический промысел пережил как врем на подъема, так и времена спада. Годы подъема — это время возникновения различных школ, способов декорирован поверхности керамических изделий, а также модернизации совершенствования самого керамического черепка: от фаянса к фарфору.

СКОПИНСКАЯ ИГРУШКА

Скопинский гончарный промысел находится в город Скопине Рязанской области. Простую гончарную глину использовали здесь издавна для изготовления всевозможно бытовой посуды: кувшинов, крынок, мисок. Учитывая ее утилитарную предназначенность, мастера-гончары особое внимание уделяли форме изделий, а для украшения ее применяли штампики, лепную оборку края. Еще они делали и груши Фигурки коней, птицы-свистульки, всадники имели очень лаконичную форму, без какой-либо деталировки и отделки Но посуду и игрушки покрывали цветной глазурью.

Во второй половине XIX в. начал складываться необычный характер вещей, по которому изделие Скопина отличалось от продукции других гончарных центров. Отличие состояло в том, что сосуды изготавливались ручной лепкой. Емкость как первооснова кувшина оставалась, но дополнялась лепными фигурами птиц, рыб полуфантастических животных. В некоторых видах изделий фигура птицы или животного превращалась в кувшин или разновидность сосуда, в котором сложно переплетались несколько фигур налепленными, процарапанными или наштампованными орнаментами. Сосуды представляли собой фантастическое сооружение, вызывавшее удивление.

 

 

ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА

Среди промыслов, занимающихся изготовлением глиняной игрушки, активно развивающихся и сегодня, одно из важных мест занимает дымковский. Его название связано с селом Дымково, что находится близ города Вятка. Дымковская игрушка, близкая по форме изделиям других промыслов, имеет характерные отличия в росписи. Вылепленная из красной глины, она после обжига окрашивалась разведенным на молоке мелом, сейчас заменой служат водно-эмульсионные белила. По белому фону выполняют роспись темперными красками. Звонкие тона красного, желтого, зеленого, синего цветов, иногда дополненные медной поталью (раньше ис­пользовали даже сусальное золото), создают яркую, жизнерадостную гамму росписи. Наряду с архаическими, сказочными образами оленей, двуглавых коней, птиц в ассортименте игрушек появились изображения медведей, домашних животных, представленных в необычных ситуациях. Например, медведь-музыкант, играющий на балалайке, козел, одетый в смешные штанишки — все это усиливает ощущение праздничности, вызывает улыбку при общении с игрушкой. Из городского быта XIX столетия в игрушке фигурируют всадники, дамы, кавалеры, няньки и кормилицы. Жанровые сцены представляют многофигурные композиции, изображают сегодняшний быт города и деревни: гуляния, чаепития, цирковое представление, прогулку компании в лодке.

 

 

КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА

Самобытный традиционный промысел изготовления глиняной игрушки сохраняется в городе Каргополе Архангельской области. Начало промыслу положили мастера, жившие в деревне Гринево Каргопольского района. Поэтому в тематике игрушки основательно закрепились образы сказочных персонажей, жителей деревни, занятых повседневным трудом, сцены народных гуляний с катанием на тройках или в лодках по реке. Постоянно повторяются фигуры медведей, коней, оленей, собак. Фигуры людей приземистые, по-деревенски крепкие. Так же прочно поставлены олени, кони, полукони, всадники, юбки-колокола служат устойчивым основанием фигурам женщин-крестьянок.

Техника выполнения игрушек аналогична другим промыслам. Вылепленную игрушку обжигают, а затем расписывают клеевыми красками. В росписи можно различить две разновидности. При покрытии игрушки сплошь белым грунтом преобладает линейная, штриховая разработка декора. Цветными линиями отмечают главные детали одежды, черты лица и вносят контурные изображения условных листьев, цветов или геометрических фигур (круги, овалы, зигзаги). Другой, более насыщенный цветом вид росписи представляет собой раскраску значительной части фигуры синей, коричне­вой, зеленой, красной красками. Необходимые детали при этом выполняют цветными линиями, что придает очень живописный характер всей гамме.

 

 

 

ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА

Среди изделий народных промыслов Тульской области выделяется своей оригинальностью глиняная игрушка деревни Филимоново. Ее художественные отличия проявляются как в форме, так и в росписи.

Особенность местной глины заставляет мастериц при лепке несколько вытягивать в высоту любую фигуру. Особенно это заметно в лепке коней, коров, у которых получаются очень длинные шеи. Фигуры людей выходят стройными и довольно изящными, несмотря на общую утяжеленность керамической лепки. Учитывая эти особенности, мастерицы как бы корректируют пропорции фигур, расписывая их преимущественно полосками красного, желтого, зеленого цветов. Декоративные элементы дополняют схематически изображенными розетками, напоминающими и солнце, и цветок, а также треугольниками, кружками и точками. Вся гамма pocписи красно-розового, зеленого, желтого цветов, эффектно играющая на фоне забеленной поверхности игрушки, придает, ей необыкновенную звучность и праздничность. Тематика филимоновской игрушки развивается в русле традиционного отражения деревенского и городского быта, полусказочных, полуфантастических образов. Здесь можно видеть танцующие пары (игрушка «Жених и невеста», которую мастерицы называют «Любота»), музыканта, к шляпе которого прикреплено настоящее перышко птицы, солдата с птицей под мышкой или медведя с подарком, стоящего на задних лапах.

 

 

ГЖЕЛЬ

Русскому прикладному искусству присущи фаянсовые и майоликовые керамические изделия. Все существующее разнообразие заключается в обработке основного исходного материала. Это может быть глазурованный полив, это могут быть ангобы, это может быть рельефное скульптурное изо­бражение по поверхности изделия. Но самым изящным керамическим материалом все-таки является фарфор. Родина фарфора — Китай. Тайна изготовления фарфоровой массы хранилась очень долго. Но уже к началу XVIII в. западноевропейские мастера стали воссоздавать фарфор и у себя на родине. Также интересен гжельский промысел с точки зрения развития орнаментальных мотивов и сюжетов, которые размещались по поверхности изделий, — от самых малых, иногда геометрических, до сложнопространственных сюжетных картин. И все это при меняющемся цветовом колорите. Ранние изделия Гжели напоминают предметы из крестьянского быта — такие же яркие, красноречивые. Гжельские глины долгое время считались лучшими в России. Из них была изготовлена первая в России майолика, первый полуфаянс и, конечно же, фарфор.

Кроме росписи, сосуды, чернильницы и другие изделия несли на себе богатый скульптурный декор. Одновременно гжельские мастера в большом количестве выделывали мелкую декоративную скульптуру и игрушки, жанровые фигурки и сцены.

На смену тяжелой и хрупкой майолике в начале XIX в. пришел полуфаянс — изделия с белым черепком, бесцветной прозрачной глазурью, украшенные скульптурой и синей подглазурной росписью. Для этого вида керамики характерно продолжение декоративных традиций. Повторяются отдельные формы сосудов, плоскостное решение росписи. Особым видом полуфаянса были так называемые «бронзовые» изделия — посуда с росписью золотым люстром по светло-желтому фону. Изобретателем «бронзовой» керамики был A.JI. Киселев, один из талантливых гжельских крестьян-самоучек. Им впервые введен в промысле ножной гончарный круг, применена более рациональная конструкция горна.

Особое внимание гжельские мастера уделяли поиску фарфоровой массы. Ведущие мастера воссоздавали этот уникальный материал на протяжении более чем 100 лет. И в начале XIX в. профессору Д.И. Виноградову это удалось. Фарфоровый черепок гжельского промысла стал не менее изящным, таким же тонким и звучным, как и его китайский собрат.

Подражая изделиям известных фарфоровых заводов России, гжельские мастера отразили в своих работах ведущие художественные стили, ярко проявившиеся во всем русском прикладном искусстве XIX в. Влияние западноевропейских художественных стилей сказалось и здесь: гамма сдержанна и лаконична, напоминает гризайлевую технику, которую впоследствии сменяет привычный нам кобальт. Произойдет это во второй половине XIX в. Его сочетание с белым фарфором, подкрепленное золотыми отводками, составило новую линию развития искусства Гжели.

Но наряду с этим еще от времени преобладания гончарного производства сохранился и нашел свое выражение в фарфоре принцип целесообразного построения формы утилитарных предметов со множеством вариантов.

Мастера гжельского промысла создали самобытное национальное своеобразное искусство народного русского фарфора, которое даже оказало определенное влияние на изделия знаменитых частных русских заводов, таких как завод Попова, Гарднера, привлекая своей красочностью, выразительной характеристикой образов, простотой и декоративностью.

Только со второй половины 40-х гг. XX в. наступает подлинное возрождение традиций Гжели под руководством ученого А.Б. Салтыкова при участии художницы Н.И. Бессарабовой. Эта работа была связана с восстановлением народного приема росписи, где широкий мазок с прорисовкой деталей создавал законченный рисунок орнамента. Одновременно шел поиск пластической формы изделий, имеющих опреде­ленное бытовое назначение.

Возвращаясь к вышесказанному, следует отметить, что гончарное искусство является распространенным видом деятельности человека на территории России. Глина такой же распространенный материал на русской земле, как металл или камень. Грамотное, целесообразное ее использование привело к становлению и развитию такого вида прикладного искусства, как гончарное. Отсюда разнообразие приемов и школ и достаточно быстрое распространение различных типов керамики. А проникновение разнообразных жанров прикладного искусства друг в друга дало многообразие форм как керамики, так и металлических изделий, и орнаментальных мотивов, которые переходят с глиняной поверхности на деревянную и металлическую, и наоборот.

 

 

 

 

Искусство художественной обработки дерева в России. Резьба по дереву. Основные виды. Технические средства и технологические особенности выполнения

Одним из самых народных и старинных промыслов Руси можно назвать художественные изделия из дерева. Россия богата этим природным материалом и еще в языческом славянском мире производила из него амулеты, вотивы, жреческие посохи, образы идолов и богов, а также все, что было необходимо в каждодневном быту — от красивых резных ставен на окнах до самого простого черпака и гребня. Разнообразие пород дерева формировало школы, каждая из которых рождала собственное техническое исполнение и систему декоративных орнаментальных мотивов, благодаря чему возникали такие типы резьбы, как геометрическая (трехгранно-выемчатая, скобчатая или ногтевая, плоскорельефная) и скульптурная, а также разнообразные промыслы: богородская, абрамцевско-кудринская (хотьковская) резьба, хохломская и городецкая росписи по дереву. Большое количество изделий деревянного промысла было предназначено для детей: многочисленные игрушки, свистульки наполняли самый простой крестьянский дом. В изделиях из дерева есть очень важное качество, свойственное редким материалам, — эстетика, красота изделия слагается из особенностей обработки материала. Структура дерева не позволяет делать сложные, рельефные композиции.

Геометрическая резьба выполняется ножом и содержит в своем узоре простейшую комбинацию линий. В трехгранно-выемчатой резьбе рисунок уже превращается в заглубленный рельеф. Скобчатая или ногтевидная резьба осуществляется полукруглыми стамесками и имеет плавные линии в очертаниях, образующих узор элементов. Плоскорельефная резьба разделяется на несколько видов: производится только подрезка контура (резьба с подушечным фоном) или выбирается фон, на котором орнамент образует рельеф.

Таким образом, в распоряжении мастера имеется широкий диапазон композиционных средств: от простейших линий до сложных тончайших миниатюр с изображением человеческих фигур, архитектуры и элементов пейзажа, выполненных из твердых пород древесины (самшита, ореха, бука).

Исторически развиваясь, художественная обработка дерева наряду с резьбой постепенно стала обогащаться цветом. Подкрашивание резьбы, а затем и декорирование различных деревянных вещей росписью привело к формированию центров народного искусства, в которых роспись стала главным направлением их деятельности.

Разнообразия художественных решений мастера добиваются, в частности, введением металла (техника насечки), соединением разных по цвету, текстуре пород древесины (техника инкрустации), выжиганием рисунка или фона, который подчеркивает силуэт узора.

Один из наиболее старых по времени возникновения подмосковных промыслов резьбы по дереву находится в селе Богородском близ Троице-Сергиевой лавры.

Для изготовления игрушки и скульптуры издавна применяется древесина липы, ольхи, осины. Она легко обрабатывается и позволяет в скульптурном изображении воспроизводить любые мелкие детали.

Однако богородские мастера умело используют «разделку» поверхности. И в игрушке, и в скульптуре форма строится на обобщении, передающем характерные особенности изображаемого человека или животного. Необходимые детали или порезки орнаментального узора выгодно контрастируют с чистыми поверхностями светлого дерева.

Инструмент богородского резчика несложен. Топор, набор полукруглых стамесок и нож, остро отточенный и законченный треугольным срезом, позволяют выполнять все приемы обработки древесины, начиная с заготовки болванки и кончая отделкой, завершающей процесс создания скульптуры.

Для одинарной игрушки или скульптуры типична собранность формы, продиктованная объектом заготовки, получаемой в результате раскалывания полена на четыре части. Необычайно широка и разнообразна тематика богородской игрушки и скульптуры. Это образы жителей села, всадники (ездочки), упряжки, фигурки домашних животных, птиц, зверей. Все они, как правило, изображены занятыми каким-нибудь делом. Особенно интересны своей непредсказуемостью сюжеты с самым популярным героем богородской скульптуры — медведем. Он выполняет один или вместе с человеком какую-нибудь работу: игрушка «Кузнецы», изображающая мужика и медведя, поочередно бьющих по наковальне, стала символом промысла. Незамысловатые конструкции с балансом, подвижными планками или скрытой пружинкой обеспечивают игрушке эффект движения, часто утрированного, но точно раскрывающего содержание сюжета или позволяющего менять место фигур в пространстве (так называемые разводы).

Несколько селений близ города Загорска (Ахтырка, Кудрино, Хотьково, Абрамцево) дали варианты названия плоскорельефной резьбе, которой украшают утилитарные и декоративные предметы из дерева.

Широко распространенная в народном ремесленном деле плоскорельефная резьба приобрела свой колорит у мастеров подмосковного промысла в конце XIX в. Ее особенности состоят в том, что порезка рельефа неглубока, а образуемый ею орнамент и фон находятся на одном уровне. Для выполнения резьбы используется нож-резак и набор стамесок. Резаком наносят контур рисунка, а также прорабатывают его, подрезая фаску со стороны рисунка и фона. Окончательную обработку рельефа выполняют стамесками, прямыми и полукруглыми; «завуалируют», смягчают край орнамента. Орнаментальный узор украшаемых резьбой изделий состоит преимущественно из растительных мотивов. Ветки с листьями и цветами представляют обобщенные декоративные мотивы, среди которых иногда изображают птиц. Поверхность многих изделий покрыта орнаментом очень интенсивно. В декоративных тарелках узор заполняет все центральное поле, и даже кайма проходит по борту. В шкатулках орнамент с крышки свободно переходит на боковые стороны.

Скульптурное начало абрамцевско-кудринской резьбы представлено пластичными формами ковшей, декоративных ваз, украшенных рельефным орнаментом. Но иногда мастера создают и собственную скульптуру в виде птиц и зверей. Форма такой пластики несколько схематична, но она по-своему оживляется проработкой деталей, превращенных в орнамент.

К XIX веку народные умельцы, желая привнести в крестьянский быт светское искусство, разрабатывают лубки, раскрашивают деревянные изделия, тем самым теряя самобытность и лаконичность материала. Тем не менее к концу XIX в. в русском прикладном искусстве складывается удиви­тельный промысел — хохломская роспись по дереву. Уникальность этих изделий заключается как в самой технологии изготовления, так и в орнаментальных мотивах, использующихся в декоре хохломских изделий. Художественные изделия, выпускаемые на промысле, достаточно разнообразны. Но все они утилитарны и предназначены для использования в быту. Особенность хохломских изделий заключается в росписи, имитирующей дорогую фарфоровую посуду. «Травный» же орнамент, заполняющий поверхность изделий, традиционно русский и отображает в несколько стилизованной форме естественную привычную глазу флору (природу).

Не менее интересен промысел, где участвует роспись по дереву, — Полхов-Майдана и Крутца. Это два села Нижегородской области, где почти в каждом доме есть семейная мастерская.

Большинство изделий выполняют токарным способом. Среди них многоместные расписные матрешки, поставки, птички-свистульки, составленные из токарных деталей, коробки-шары, похожие на яблоко. Резьбу применяют для изготовления игрушек в виде одного коня или тройки коней, запряженных в возок и помещенных на подставку с колесиками. Все изделия расписывают яркими анилиновыми красками.

Изделия из капа, капокорня и бересты относятся также к деревянному промыслу, но производятся из так называемых побочных материалов. Тем не менее традиции изготовления подобных изделий достаточно древние. Берестяная посуда была известна еще в Киевской Руси. Разнообразен ассортимент таких изделий, а область их применения широка. Древний человек, живший в лесу, использовал для своего пропитания все, что давала ему окружающая среда, а из подручного материала создавал уникальные изделия: туеса, коробки, чаши, чарки и многое другое.

В Архангельской, Вологодской, Томской областях, в Якутии сохраняется традиция изготовления художественно оформленных изделий из бересты. Бересту заготавливают на рубеже весны и лета, когда от набухшей соком коры березы легко отделяется верхний слой. Ее обработка — снятие тонкой пленки, выглаживание с целью выпрямления и очистка внутренней стороны — повышает пластические качества материала, не снижая его прочности.

В Архангельской области туеса украшают свободной кистевой росписью. Ветки растений с цветами и птицами написаны яркими красками, это преимущественно красный, синий, зеленый цвета.

Роспись по бересте вологодских мастеров спокойная, иногда очень мягкая по тональности. Более самобытны изделия с прорезной берестой, выполняемые в Великом Устюге, родственные своим орнаментом просечному железу и северной резьбе по кости. Ажурным узором украшают шкатулки, туеса, декоративные тарелки. Берестяной рисунок помещают на деревянную основу, подчеркивая игру узора подложкой из цветной фольги, а силуэтные формы орнамента дополнительно прорабатывают тиснением.

Для изделий кировских мастеров тиснение по бересте является ведущим приемом. Орнамент наносят штапиками, образуя то клейма, то сплошные ленты узора. Такой же прием характерен для изделий, выполняемых мастерами города Семенова Нижегородской области.

Кап и капокорень — еще более загадочный природный материал. Кто бы мог подумать, что из столь неприглядного отростка дерева можно создавать невероятной красоты художественные изделия. В изделие идет не сам корень, а только тонкий, покрытый узорочьем срез капа. Такими срезами, дополнительно обработанными морилками или лаками, украшали коробочки, ларцы, чаши.

Традиция такого ремесла сложилась у мастеров города Вятки еще в начале XIX в., когда из капа делали карманные часы, в которых весь механизм был выполнен из древесины разных пород. Да еще из целого куска капа вырезали цепочку. Тщательность исполнения вещей сочеталась с изысканными пропорциями шкатулок, ларчиков, унаследовавших черты рус­ского классицизма — художественного стиля, отличающегося ясностью и строгостью форм, начиная с архитектуры и заканчивая предметами декоративно-прикладного искусства.

Наряду с предметами, выполненными целиком из капа, мастера практикуют изготовление изделий из древесины со своеобразной структурой (орех, ильм и др.), в которых каповые пластины вводятся как инкрустация, украшающая крышку коробочки.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: