Примерный перечень вопросов к зачету по учебной дисциплине «Социология территорий»




1. Социология территорий как отрасль социологического знания. Связь социологии территорий с другими дисциплинами.

2. Понятие «территория».

3. Свойства территорий.

4. Предметные ракурсы изучения территорий.

5. Соотношение понятий «территория» и «пространство».

6. Система расселения на территории.

7. Понятие «регион». Основные подходы к определению понятия «регион».

8. Основные структурные характеристики региона.

9. Типологии регионов.

10. Функции региона.

11. Статус региона.

12. Социальное развитие регионов: уровень жизни населения, проблема безработицы.

13. Система расселения в региональном разрезе.

14. Демографическая ситуация и миграционные процессы в регионе и их влияние на социальное развитие региона.

15. Проблема диспропорций регионального развития.

16. Социальная политика в регионе.

17. Определение понятия «город». Критерии города.

18. Проблематика изучения города в отечественной социологии.

19. Генезис городов. Основные теории возникновения городов.

20. Основные теории размещения городов.

21. Город как предметно-территориальная форма социокультурной интеграции.

22. Структура города.

23. Отношение к городу.

24. Городской образ жизни.

25. Социологические концепции города: производственно-экономическая парадигма (Э. Дюркгейм, К. Маркс, А. Лефевр, Д. Харвей).

26. Социологические концепции города: социокультурная парадигма (М. Вебер, Ф. Теннис, Чикагская школа социальной экологии, Г. Зиммель, Кастельс).

27. Социологические концепции города: теория социопространственной перспективы (Д. Фегин, М. Готдинер).

28. Муниципальное управление и местное самоуправление.

29. Взаимодействие региональной и муниципальной власти: проблема разграничения сфер ответственности.

30. Взаимодействие местной власти и населения.

31. Влияние демографического фактора на развитие города.

32. Экологический аспект городской жизни: природа и человек, влияние экологической сферы на социальное самочувствие городского населения.

33. Социальная структура и социальная мобильность городского населения.

34. Социальная структура и социальная мобильность городского населения.

35. Социальные деформации и социальные конфликты в городе.

36. Социальная инфраструктура города.

37. Влияние экономической сферы на социальное развитие города.

38. Динамические процессы городской жизни (субурбанизация, джентрификация, сегрегация, ассимиляция).

39. Глобализация городов.

40. Понятие села. Типы сельских населенных пунктов.

41. Место села в российском обществе.

42. Изучение села в отечественной социологии.

43. Влияние экономической составляющей села на социальное развитие сельской местности (проблема трудовой занятости, развитие личного подсобного хозяйства).

44. Социально-демографические процессы в российском селе.

45. Состояние социальной инфраструктуры в сельской местности.

 

б) критерии и шкала оценивания компетенций (результатов)

Вопросы для зачета направлены на выявление уровня освоения обучающимися знаний, умений и навыков по компетенциям (ОК-10, ПК-6). Устный ответ на зачете позволяет оценить степень усвоения знаний по различным компетенциям.

Результаты зачета оценивается по шкале «зачтено / незачтено».

Оценка «зачтено» ставится, если:

1. Знания отличаются глубиной и содержательностью, дается полный исчерпывающий ответ, как на основной вопрос, так и на дополнительные;

2. студент свободно владеет научной терминологией;

3. ответ студента структурирован, содержит анализ существующих теорий, научных школ, направлений и их авторов по рассматриваемому вопросу;

4. студен логично и доказательно раскрывает проблему, предложенную в вопросе;

5. ответ не содержит фактических ошибок;

6. ответ иллюстрируется примерами, в том числе из собственной практики;

7. студент показывает умение аргументировано вести диалог и научную дискуссию.

 

6.2.2. Индивидуальные практические задания для студентов по социологии территорий (используются для подготовки к семинарским занятиям)

 

v Найти в Интернет статистические данные, характеризующие демографические изменения в регионах России за период 2000-2013 гг.

v Составить кумулятивную таблицу «Социологические концепции города» по материалам лекции: основные концепции, представители, основные научные положения.

v Самостоятельный поиск журнальных статей по проблемам территорий.

v Анализ целевых комплексных программ развития территорий: определение цели, задач и основных мероприятий программы.

v Составить таблицу «Типология регионов»: основание типологизации, типы регионов, характеристика регионов.

v Найти в Интернет или в периодических изданиях схему зонирования г. Кемерово.

v Составить схемы основных типов расселения на территории.

б) критерии оценивания компетенций (результатов):

Индивидуальные задания направлены на выявление уровня освоения обучающимися знаний, умений и навыков по компетенциям (ОК-10, ПК-6). Задания различного типа, позволяющие оценить степень освоения компетенций, направлены на:

§ на характеристику признаков явления;

§ на знание персоналий, классиков социологии территорий;

§ на умение проводить анализ документов;

§ на развитие поисковых способностей, умение осуществлять поиск информации.

 

в) описание шкалы оценивания:

Отметка «Незачтено» ставиться студенту, в случае если задание не выполнено или выполнено лишь частично, используется учебный материал из другой учебной дисциплины полностью или частично (до 60 %) не соответствующий учебному курсу, отсутствуют ссылки на использованную литературу.

Отметку «Зачтено» - получает студент, в том случае, если задание полностью выполнено, используется материал, соответствующий данной дисциплине, присутствуют ссылки на использованную литературу.

Эссе

А. Темы эссе:

1. Агломерация как форма пространственной организации населения.

2. Маятниковые миграции в регионе: особенности и социальная значимость.

3. Социокультурные регионы России.

4. Регионализация и глобализация в современном мире.

5. Депрессивные регионы России: особенности социального развития.

6. Регионы Севера: особенности социального развития.

7. Возникновение и развитие городов Кемеровской области: основные факторы и специфика процесса.

8. Роль Института конкретных социологических исследований в изучении проблем города.

9. Мегаполис как форма организации городского пространства (на примере стран бывшего СССР).

10. Теория города М. Вебера (по произведению «История хозяйства. Город.»).

11. Теория социопространственной перспективы М. Готдинера.

12. Управление монопрофильными городами.

13. Социальный мониторинг как метод диагностики социальной ситуации в городе.

14. Роль населения в реализации городских программ.

15. Социальная сегрегация и интеграция в крупном городе.

16. Трансформация социальной инфраструктуры города в период рыночных реформ 1990-нач. 2000-х гг.

17. Малые города России: влияние экономической сферы на социальное развитие.

18. Наукограды России: специфика социальной среды и социальных процессов.

19. Сельское население России: социально-демографические и пространственные характеристики.

20. Сельский менталитет и его влияние на формирование сельского образа жизни.

21. Социологические исследования современного российского села (1991-2000-е годы).

22. Фермерство как социальная группа.

23. Социальная изоляция сельского социума как эффект рыночных реформ 1990-нач. 2000-х гг.

24. Самоорганизация сельского населения в современных условиях.

25. Проблема депопуляции российской деревни.

26. Проблема пьянства и наркомании в российской деревне: основные тенденции, социальная обусловленность.

27. Роль социальной инфраструктуры города в жизнеобеспечении сельского населения.

28. «Частный сектор» как форма сельско-городских территорий.

29. Сельско-городские территории в монопрофильных городах.

 

Б. Критерии и шкала оценивания.

Критерии оценивания:

1. Соответствие содержания эссе выбранной теме. Тема письменной работы должна быть раскрыта с позиций социологии территорий, независимо от того, какой материал используется (публицистические статьи, жизненный опыт, библиографический материал, социальная статистика и т. д.).

2. Выявление актуальности и проблемной ситуации.

3. Глубина раскрытия темы.

4. Логика построения аргументов.

5. Точность представления фактов.

6. Использование научных терминов и понятий. Эссе должно демонстрировать освоение студентом основных понятий социологии территорий, используемых при раскрытии темы.

7. Степень оригинальности работы. В содержании работы студенту необходимо продемонстрировать самостоятельность написания эссе и глубину понимания проанализированных источников и литературы.

8. Адекватное использование источников. Используя материалы из Интернета, статьи, информацию из специализированных словарей, важно продемонстрировать умение корректно цитировать и пересказывать первичный текст (с оформлением соответствующих ссылок, сносок, описаний и т. д.). В письменной работе полезно содержать список использованной литературы.

9. Использование наглядных материалов.

10. Стиль изложения.

Описание шкалы оценивания:

Оценка «отлично» может быть выставлена только при условии соответствия эссе всем предъявляемым требованиям и высшей оценки по всем критериям. Студент способен самостоятельно анализировать, обобщать, делать аргументированные выводы, используя общеизвестные доказательства. Студент может приводить отдельные собственные примеры для иллюстрации изложенных мыслей. Студент демонстрирует выразительность письменной речи и способность критически оценивать отдельные новые факты, явления, идеи и давать гипотетические объяснения новым социальным явлениям.

Оценка «хорошо» может быть выставлена только при условии полного соответствия эссе 7 из 10 предъявляемых критериев и 2 критерия могут быть выполнены частично.

Оценка «удовлетворительно» может быть выставлена только при условии полного соответствия эссе 6 из 10 предъявляемым критериям и остальные критерии могут быть выполнены частично.

Оценка «неудовлетворительно» ставится в случае не соответствия большинству предъявляемых критериев. «Работа не принимается» в случае если авторский вклад составляет менее 60%.

Доклады

А. Темы докладов:

1. Агломерация как форма пространственной организации населения.

2. Маятниковые миграции в регионе: особенности и социальная значимость.

3. Социокультурные регионы России.

4. Регионализация и глобализация в современном мире.

5. Депрессивные регионы России: особенности социального развития.

6. Регионы Севера: особенности социального развития.

7. Возникновение и развитие городов Кемеровской области: основные факторы и специфика процесса.

8. Роль Института конкретных социологических исследований в изучении проблем города.

9. Мегаполис как форма организации городского пространства (на примере стран бывшего СССР).

10. Теория города М. Вебера (по произведению «История хозяйства. Город.»).

11. Теория социопространственной перспективы М. Готдинера.

12. Социальная сегрегация и интеграция в крупном городе.

13. Трансформация социальной инфраструктуры города в период рыночных реформ 1990-нач. 2000-х гг.

14. Малые города России: влияние экономической сферы на социальное развитие.

15. Наукограды России: специфика социальной среды и социальных процессов.

16. Сельское население России: социально-демографические и пространственные характеристики.

17. Сельский менталитет и его влияние на формирование сельского образа жизни.

18. Социологические исследования современного российского села (1991-2000-е годы).

19. Фермерство как социальная группа.

20. Социальная изоляция сельского социума как эффект рыночных реформ 1990-нач. 2000-х гг.

21. Самоорганизация сельского населения в современных условиях.

22. Проблема депопуляции российской деревни.

23. Проблема пьянства и наркомании в российской деревне: основные тенденции, социальная обусловленность.

 

Б. Критерии и шкала оценивания.

Критерии оценивания

Информация в докладе должна быть подобрана и изложена таким образом, чтобы студент мог продемонстрировать (а преподаватель оценить) умение анализировать и сопоставлять информацию о социальных процессах в территориальных образованиях. Студент должен быть готов объяснить особенности протекания социальных процессов. В рамках своей темы студенты должны ориентироваться в проблемах функционирования и развития территорий.

Оценка за доклад складывается из оценки преподавателя.

Примерные критерии оценивания:

1. Содержание (степень соответствия теме, полнота изложения, наличие анализа, использование нескольких источников и т.д.).

2. Качество изложения материала (понятность, качество речи, взаимодействие с аудиторией и т.д.).

3. Владение материалом по теме доклада.

4. Наглядность (использование технических средств, материалов сети Интернет).

Шкала оценивания.

Выполнение доклада оценивается по системе «зачтено / незачтено». Отметка «незачтено» ставится, если: содержание доклада не соответствует теме, выбранная тема раскрыта поверхностно, большая часть предлагаемых элементов плана доклада отсутствует; качество изложения низкое; докладчик не ориентируется в материале по теме доклада, наглядные материалы отсутствуют.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: