Исследование развития рынка услуг образования




 

Согласно данных службы государственной статистики по Приморскому краю по состоянию на 31.12.2009 года в Приморском крае осуществляли деятельность 522 дошкольных учреждения, из которых 339 в городах и поселках городского типа и 163 в сельской местности. Численность детей обучалось в дошкольных учреждениях за указанный период 70,9 тыс. чел. При этом в городах и поселках городского типа эта цифра составляет 56 тыс. чел., а в сельской местности - 14, 9 тыс. чел. (Таблица 1).

 

Таблица 1. Структура дошкольного образования в Приморском крае за 2005-2009 гг. (на конец года)

           
Число дошкольных образовательных учреждений (включая учреждения, находящиеся на капитальном ремонте)          
в том числе:          
в городах и поселках городского типа          
в сельской местности          
Численность детей в дошкольных образовательных учреждениях, тыс. чел. 61.0 63.5 67.1 69.9 70.9
в том числе:          
в городах и поселках городского типа 49.8 50.1 53.1 55.2   56.0
в сельской местности 11.2 13.4 14.0 14.7 14.9

Динамика роста числа дошкольных учреждений в Приморском крае за 2005-2009 гг. представлена на рис.1. Динамика численности учащихся за тот же период представлена на рис.2.


Рис.1. Динамика роста числа дошкольных учреждений в Приморском крае за 2005-2009 гг.

 

Рис.1. Динамика роста численности учащихся в дошкольных учреждениях в Приморском крае за 2005-2009 гг.

 

По состоянию на начало учебного года 2009-2010 число дневных государственных и муниципальных образовательных учреждений в Приморском крае составляло 614., из них в городах и поселках городского типа - 294 учреждения, в сельской местности - 320 учреждений. Численность учащихся, обучающихся в учреждениях данного профиля составляло 185 тыс. чел. При этом в городах и поселках городского типа - 136 тыс. чел., а в сельской местности - 49 тыс. чел.

По сравнению с учебным годом 2005-2006 число учреждений уменьшилось на 8,3%, а численность учащихся уменьшилась на 15,8%. Численность учащихся, получивших аттестат об общем образовании уменьшилось на 35,1%. Численность учащихся, получивших аттестат о среднем образовании уменьшилась на 36,8%. (Таблица 2).

 

Таблица 2. Структура дневных государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений в Приморском крае за 2005-2010 гг. (на начало учебного года)

  2005/2006 2006/2007 2007/2008 2008/2009 2009/2010
Число учреждений - всего          
в том числе:          
в городах и поселках городского типа          
в сельской местности          
Численность учащихся - всего, тыс. чел. 219.7 204.9 195.8 189.9 185.0
в том числе:          
в городах и поселках городского типа 162.2 148.2 142.2 138.3 136.0
в сельской местности 57.5 56.7 53.6 51.6 49.0
Численность учащихся, получивших аттестат об основном общем образовании, тыс. чел. 27.1 22.5 20.0 15.3 17.6
Численность учащихся, получивших аттестат о среднем (полном) общем образовании, тыс. чел. 20.4 19.4 18.6 15.7 12.9

 

Динамика числа дневных государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений в Приморском крае за 2005-2009 гг. представлена на рис.3. Динамика численности учащихся за тот же период представлена на рис.4.


Рис.3. Динамика числа дневных государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений в Приморском крае за 2005-2009 гг.

 

Рис.4. Динамика численности учащихся в дневных государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений в Приморском крае за 2005-2009 гг.

 

Проведем аналогичное сравнение для дневных негосударственных общеобразовательных учреждений. По состоянию на начало учебного года 2009-2010 число дневных негосударственных образовательных учреждений в Приморском крае составляло 15. Численность учащихся, обучающихся в учреждениях данного вида составляло 995 чел.

По сравнению с учебным годом 2005-2006 число учреждений уменьшилось на 11,8%, а численность учащихся уменьшилась на 33,8%. Численность учащихся, получивших аттестат об общем образовании уменьшилось на 62,5%. Численность учащихся, получивших аттестат о среднем образовании уменьшилась на 63,9%. (Таблица 3).

 

Таблица 3. Структура дневных негосударственных общеобразовательных учреждений в Приморском крае за 2005-2010 гг. (на начало учебного года)

  2005/2006 2006/2007 2007/2008 2008/2009 2009/2010
Число учреждений          
Численность учащихся, чел.          
Численность учащихся, получивших аттестат об основном общем образовании, чел.          
Численность учащихся, получивших аттестат о среднем (полном) общем образовании, чел.          

По состоянию на начало учебного года 2009-2010 число вечерних общеобразовательных учреждений в Приморском крае составляло 47., из них в городах и поселках городского типа - 32 учреждения, в сельской местности - 15 учреждений. Численность учащихся, обучающихся в учреждениях данного вида составляло 7,9 тыс. чел. При этом в городах и поселках городского типа - 5,3 тыс. чел., а в сельской местности - 2,6 тыс. чел.

По сравнению с учебным годом 2005-2006 число учреждений уменьшилось незначительно, всего на 2.1%, а численность учащихся уменьшилась на 26,9%. Численность учащихся, получивших аттестат об общем образовании уменьшилось на 31,6%. Численность учащихся, получивших аттестат о среднем образовании уменьшилась на 62,1%. (Таблица 4).

 

Таблица 4. Структура вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений в Приморском крае за 2005-2010 гг. (на начало учебного года)

  2005/2006 2006/2007 2007/2008 2008/2009 2009/2010
Число учреждений - всего          
в том числе:          
в городах и поселках городского типа          
в сельской местности          
Численность учащихся - всего, тыс. чел. 10.8 10.3 9.4 8.5 7.9
в том числе:          
в городах и поселках городского типа 8.2 7.3 6.4 5.7 5.3
в сельской местности 2.6 3.0 3.0 2.8 2.6
Численность учащихся, получивших аттестат об основном общем образовании, тыс. чел. 1.9 1.8 1.6 1.4 1.3
Численность учащихся, получивших аттестат о среднем (полном) общем образовании, тыс. чел. 2.9 3.0 3.0 2.6 1.1

 

По состоянию на начало учебного года 2009-2010 число учреждений среднего образования в Приморском крае составляло 22., в них обучается студентов - 31,3 тыс. чел. По сравнению с учебным годом 2005-2006 число учреждений уменьшилось на 8.4%, а численность учащихся уменьшилась на 10% (Таблица 5).

 

Таблица 5. Структура учреждений среднего профессионального образования в Приморском крае за 2005-2010 гг. (на начало учебного года)

  2005/ 2006/ 2007/ 2008/ 2009/
Число государственных средних специальных учебных заведений          
в них обучается студентов, тыс. чел. 34.8 34.5 34.2 32.7 31.3
Принято студентов, тыс. чел. 12.5 12.1 12.3 11.3 11.5
Выпущено специалистов, тыс. чел. 8.7 8.6 8.5 8.3 8.3

 

Динамика числа учреждений среднего профессионального образования в Приморском крае за 2005-2009 гг. представлена на рис.5. Динамика численности учащихся за тот же период представлена на Рис.6.

 

Рис.5. Динамика числа учреждений среднего профессионального образования в Приморском крае за 2005-2009 гг.

 

Рис.6. Динамика численности учащихся в учреждениях среднего профессионального образования в Приморском крае за 2005-2009 гг.


По состоянию на начало учебного года 2009-2010 число государственных учреждений высшего профессионального образования в Приморском крае составляло 10, в них обучается студентов - 95,7 тыс. чел.

Число негосударственных учреждений высшего профессионального образования в Приморском крае составляло 2, в них обучается студентов - 2,8 тыс. чел.

По сравнению с учебным годом 2005-2006 число учреждений осталось на прежнем уровне, но численность учащихся уменьшилась на 3,5% в учебных заведениях того и другого профиля. Необходимо отметить, что число выпущенных специалистов значительно меньше числа принятых студентов: в государственных учебных заведениях - на 5,2%, в негосударственных - на 50% (Таблица 6).

 

Таблица 6. Структура учреждений высшего профессионального образования в Приморском крае за 2005-2010 гг. (на начало учебного года)

  2005/ 2006/ 2007/ 2008/ 2009/
Число государственных высших учебных заведений          
в них обучается студентов, тыс. чел. 99.1 99.2 94.9 96.6 95.7
принято студентов, тыс. чел. 23.2 22.1 22.4 22.0 22.0
выпущено специалистов, тыс. чел. 13.2 15.3 16.1 16.1 17.4
Число негосударственных высших учебных заведений          
в них обучается студентов, тыс. чел. 2.9 2.7 2.5 2.5 2.8
принято студентов, тыс. чел. 0.7 0.6 0.6 0.6 0.8
выпущено специалистов, тыс. чел. 0.5 0.4 0.6 0.5 0.4

Динамика числа учреждений высшего профессионального образования в Приморском крае за 2005-2009 гг. представлена на рис.7. Динамика численности учащихся за тот же период представлена на рис.8.


Рис.7. Динамика числа учреждений высшего профессионального образования в Приморском крае за 2005-2009 гг.

 

Рис.8. Динамика численности учащихся в учреждениях высшего профессионального образования в Приморском крае за 2005-2009 гг.


Заключение

 

Статистика образования - отрасль статистики, изучающая деятельность учреждений: дошкольных; общеобразовательных; начального среднего и высшего профессионального образования; дополнительного образования.

Система показателей, характеризующая количественные и качественные изменения, происходящие в сфере образования, позволяет получить по каждому уровню образования информацию о числе учебных заведений, контингенте обучающихся, характеристики внутренней эффективности процесса обучения, данные о приеме в учебные заведения, выпуске специалистов, количественные и качественные характеристики преподавательского персонала, состояние материально-технической базы учебных заведений.

В курсовой работе рассмотрен порядок учета и анализа деятельности учреждений дошкольного воспитания, школьного, профессионально - технического, среднего специального и высшего образования. На уровне субъектов Российской Федерации возникает необходимость не только проведения мониторинга развития образования, но и изучения соотношений и преемственности различных видов, стадий, ступеней и форм образования в целях достижения высокой социальной эффективности и качества услуг в области обучения.

Россия по рассматриваемому кругу показателей находится на уровне высокоразвитых стран. Вместе с тем в начале XXI, при сложившихся в России тенденциях следует ожидать сокращения показателя охвата молодежи образованием.

Переход России с первой стадии демографического развития на вторую сопровождается увеличением до максимума спроса на образовательные услуги начального и среднего профессионального образования. Именно эта ступень обучения резко сократилась в 90-х гг. От осознания приоритета в развитии профессионального обучения молодежи и принятия действенных мер в этой области в начале нового тысячелетия зависят перспективы образования в России.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: