При выполнении заданий по всем темам дисциплины для самостоятельной работы рекомендуется использовать Интернет-ресурсы




Программа курса

ТЕМА 1. Понятия и виды общения

Определение общения. Содержание, цели и средства общения. Структура общения: коммуникация, интеракция, социальная перцепция. Виды общения: контактное и дистантное, непосредственное и опосредованное, устное и письменное, диалогическое и монологическое, межличностное и массовое, частное и официальное. Формы и типы речевой коммуникации. Основные типы коммуникабельности людей. Невербальные средства общения. Виды речевой деятельности. Факторы, влияющие на успешность речевого общения.

ТЕМА 2. Общение как обмен информацией

Информационная сторона общения. Коммуникаторы и реципиенты. Модель коммуникативного процесса. Позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса. Вербальная коммуникации. Виды речи: внутренняя, внешняя, диалогическая, монологическая, письменная. Коммуникативные барьеры. Специфические особенности процесса коммуникации.

ТЕМА 3. Общение как взаимодействие

Взаимодействие людей в процессе общения. Деятельность и общение. Мотивация общения. Типы поведения по отношению к партнёрам по взаимодействию: сотрудничество, противоборство, контрастное взаимодействие. Обмен действиями в процессе общения. Основные стратегии поведения в процессе общения. Теории взаимодействия: теория обмена, психоаналитический подход, теория управления впечатлениями, концепция символического интеракционизма. Эффективность процесса общения. Нормы общения и речевые тактики. Социально-ролевое взаимодействие.

ТЕМА 4. Общение как восприятие людьми друг друга

Восприятие одним человеком другого как составная часть общения. Сложности социальной перцепции. Восприятие, понимание, объяснение поступков другого человека как основные составляющие социальной перцепции. Процесс формирования первого впечатления о другом человеке. Роль социальных установок в процессе восприятия людьми друг друга. Эффект ореола и эффект стереотипизации. Психологические механизмы, объясняющие, как происходит процесс оценки другого человека на основе воспринятых внешних особенностей: идентификация, эмпатия, аттракция,рефлексия, каузальная атрибуция. Роль когнитивной, эмотивной и креативной функций в процессе общения.

ТЕМА 5.Конфликты в процессе общения

Причины возникновения конфликтов в процессе общения. Препятствия, мешающие нормальному взаимодействию и пониманию людьми друг друга. Критика и самокритика. Типы ограничений, проявляющихся в контакте и способных вызвать неудовольствие сторон: конвенциональные, ситуативные, эмоциональные, насильственные. Межличностные, личностно-групповые и межгрупповые конфликты. Основные стадии конфликта: возникновение конфликтной ситуации, осознание конфликта, проявление конфликтного поведения, углубление конфликта и его разрешение. Прямые и косвенные методы разрешения конфликта. Правила успешного общения в конфликте.

ТЕМА 6. Этика и этикет в общении

Пути установления контактов с партнёрами по общению. Обратная связь в процессе общения. Этапы углубления контакта в процессе общения. Правила подачи обратной связи. Навыки правильной оценки партнёра по общению. Эмоциональные переживания, осложняющие процесс общения. Поведение, затрудняющее общение с другими людьми. Умение слушать собеседника. Оптимизм и юмор, повышающие эффективность общения

Задания для самостоятельной работы

При выполнении заданий по всем темам дисциплины для самостоятельной работы рекомендуется использовать Интернет-ресурсы

 

Электронные словари Электронные библиотеки Электронные учебники Электронные журналы Тесты, контрольные задания
https://bugabooks.com/ https://psychology.net.ru/ https://ru.wikipedia.org/ https://bankknig.net/ https://vocabulary.ru/ https://www.psyh.ru/   Электронно-библиотечная система (ЭБС) Электронная библиотека МИУ "Bookz.ru" - электронная библиотека   ModernLib.ru - бесплатная электронная библиотека   https://192.168.1.85/bibl/item_info/13837/Практикум%20%20по%20%20психологии%20толерантности%20и%20межкультурного%20общения. Практикум по психологии толерантности и межкультурного общения. Автор: Верещагина М.В. Вид лит.: Учебное пособие https://www.klex.ru/81h Психология общения Бодалев А.А. https://www.klex.ru/1ew Вердербер К. - Психология общения https://www.klex.ru/6dm Психология делового общения и управления Столяренко Л.Д. https://www.klex.ru/9h9 Психология делового общения Бороздина Г.В. «Интернет-ресурсы для психолога» https://www.petropal.narod.ru «Зеркало» https://www.zercalo.ru Электронный журнал «Психология» PSYCHOLOGY.SU https://www.psychology.su   MyWord.ru https://psylib.myword.ru «Популярная психология» https://karpowww.narod.ru/.  

 

Тема Задание Интернет-ресурсы по отдельным темам дисциплины
Обучающие программы Учебные фильмы (телелекции) Электронные статьи
Понятия и виды общения   Дать определение общения. Содержание, цели и средства общения. Структура общения: коммуникация, интеракция, социальная перцепция. Виды общения: контактное и дистантное, непосредственное и опосредованное, устное и письменное, диалогическое и монологическое, межличностное и массовое, частное и официальное. Раскрыть формы и типы речевой коммуникации. Выделить основные типы коммуникабельности людей. Невербальные средства общения. Виды речевой деятельности. Факторы, влияющие на успешность речевого общения.     «Понятие и виды общения» https://www.udc.com.ua/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=295 «Уровни общения» https://mirsovetov.ru/a/psychology/relations/level-contact.html «Общая характеристика общения, его функции, структура и средства» https://www.grandars.ru/college/psihologiya/obshchenie.html
Общение как обмен информацией   Раскрыть информационную сторону общения. Коммуникаторы и реципиенты. Модель коммуникативного процесса. Позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса. Вербальная коммуникации. Виды речи: внутренняя, внешняя, диалогическая, монологическая, письменная. Определить коммуникативные барьеры. Специфические особенности процесса коммуникации.     «Коммуникативная сторона общения. Общение как обмен информацией» https://biblios.newgoo.net/t5542-topic «Общение как обмен информацией» https://mypsiholog.com/psychology-communication/298-obschenie-kak-obmen-informaciey.html    
Общение как взаимодействие   Раскрыть взаимодействие людей в процессе общения. Деятельность и общение. Мотивация общения. Типы поведения по отношению к партнёрам по взаимодействию: сотрудничество, противоборство, контрастное взаимодействие. Обмен действиями в процессе общения. Выделить основные стратегии поведения в процессе общения. Теории взаимодействия: теория обмена, психоаналитический подход, теория управления впечатлениями, концепция символического интеракционизма. Проанализировать эффективность процесса общения. Нормы общения и речевые тактики. Социально-ролевое взаимодействие     «Общение как взаимодействие социальных субъектов (к основам социальной психологии Паблик Рилейшнз)» https://www.mevriz.ru/articles/2001/5/930.html «Общение как взаимодействие» https://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=363
Общение как восприятие людьми друг друга   Определить восприятие одним человеком другого как составная часть общения. Сложности социальной перцепции. Восприятие, понимание, объяснение поступков другого человека как основные составляющие социальной перцепции. Проанализировать процесс формирования первого впечатления о другом человеке. Роль социальных установок в процессе восприятия людьми друг друга. Эффект ореола и эффект стереотипизации. Раскрыть психологические механизмы, объясняющие, как происходит процесс оценки другого человека на основе воспринятых внешних особенностей: идентификация, эмпатия, аттракция,рефлексия, каузальная атрибуция. Роль когнитивной, эмотивной и креативной функций в процессе общения.     «Восприятие и познание людьми друг друга при общении» https://pro-psixology.ru/socialno-psixologicheskie-fenomeny/136-vospriyatie-i-poznanie-lyudmi-drug-druga-pri.html «ОБЩЕНИЕ КАК ВОСПРИЯТИЕ ЛЮДЬМИ ДРУГ ДРУГА (перцептивная сторона общения) - Понятие социальной перцептии» https://www.vuzlib.net/beta3/html/1/20322/20351/
Деловое общение   Рассмотреть общение людей в процессе совместной деятельности. Основные принципы делового общения. Указать специфические особенности делового общения. Ролевое поведение в процессе делового общения. Выделить формы делового общения. Этапы делового общения. Влияние личностных качеств на процесс делового общения. Национальные особенности делового общения.       «Деловое Общение» https://fb.ru/article/2675/delovoe-obschenie «Коммуникационные барьеры на пути делового общения и методы их преодоления» https://hrm.ru/kommunikacionnye-barery-na-puti-delovogo-obshhenija-i-metody-ikh-preodolenija
Виды делового общения     Дать понятие «деловая беседа». Виды деловых бесед. Структура деловой беседы. Подготовка, проведение и итоги деловой беседы. Деловые переговоры. Раскрыт ь классификацию деловых переговоров по сфере деятельности, по цели и по характеру взаимоотношений между сторонами. Выделить специфические особенности непосредственного взаимодействия на переговорах. Модель переговорного процесса.     «Виды делового общения»   https://kakbog.ru/vidy-delovogo-obshcheniya «Основные виды делового общения» https://ikapitalist.ru/obshhenie-s-lyudmi/osnovnye-vidy-delovogo-obshheniya.html
Конфликты в процессе делового общения   Обосновать причины возникновения конфликтов в процессе общения. Препятствия, мешающие нормальному взаимодействию и пониманию людьми друг друга. Критика и самокритика. Раскрыть межличностные, личностно-групповые и межгрупповые конфликты. Основные стадии конфликта: возникновение конфликтной ситуации, осознание конфликта, проявление конфликтного поведения, углубление конфликта и его разрешение.     «Критика, замечания, оскорбления… Как на это правильно реагировать?» https://www.psi.lib.ru/statyi/anonim/kritika.htm Социальная роль конфликта   https://studentu-vuza.ru/psihologiya/psihologiya-delovogo-obscheniya/sotsialnaya-rol-konflikta.html  
Этика и этикет в деловом общении   Рассмотреть современные взгляды на место этики в деловом общении. Общие этические принципы и характер делового общения. Пути установления контактов с партнёрами по общению. Обратная связь в процессе общения. Этапы углубления контакта в процессе общения. Проанализировать правила подачи обратной связи. Навыки правильной оценки партнёра по общению. Эмоциональные переживания, осложняющие процесс общения. Поведение, затрудняющее общение с другими людьми.     «Этика и этикет делового общения. Подробный разбор и примеры на уголке оратора» https://sofism.ru/etikaietiketdelovogoobshenia «Деловой этикет: Этика делового общения» https://etiket.libfree.ru/articles/category/1/message/29/


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: