План.
Президент России В.В.Путин.
а) личность Президента;
б) программа В.В.Путина;
Внутреннее развитие России.
Внешняя политика.
События последних лет.
1.Президент России В.В.Путин.
а) личность Президента;
- родился 7.10.1952 г. (на тот момент самый молодой президент страны – 47 лет);
- окончил юридический факультет ЛГУ, 1975-91 г.г. – работал в органах госбезопасности, 1991-96 гг. – вице-мэр С-П, с 1996 г. – работа в аппарате Президента РФ, 1998 г. – директор ФСБ, лето 1999 г. – председатель правительства, с 31.12.1999 г. – и.о. Президента РФ;
- 26.03.2000 г. – победа в выборах Президента РФ (52% голосов «за»),
7.05.2000 г. – приступил к исполнению обязанностей Президента РФ, М.Касьянов назначен председателем правительства;
- март 2004 г. – март 2008 г. – второй срок президентства;
б) программа В.В.Путина;
Статья «Россия на рубеже тысячелетий»:
- сильная государственная власть – залог прогрессивных преобразований, рост авторитета и роли государства в жизни общества;
- курс на развитие демократии и установление правового государства;
- консолидация российского общества: «в демократической России не должно быть принудительного гражданского согласия»;
- повышение эффективности экономики;
- результативная социальная политика, обеспечение устойчивого роста благосостояния населения;
- твёрдая государственная поддержка науки, образования, культуры, здравоохранения;
2.Внутреннее развитие России.
а) политическое развитие;
Проблема | Решение |
1.Децентрализация государства (слабость центра): невозможность влиять на развитие социально-политических процессов в регионах и осуществление общегосударственных полномочий; 2. Расхождение законодательных актов субъектов РФ с Конституцией РФ; 3. Редкость созыва Верхней палаты Федерального собрания, т.к. туда входили главы администраций и законодательных собраний, снижение эффективности работы Федерального собрания; 4. Политическая нестабильность, поиск национальной идеи; 5. Рост числа политических партий, трудность учёта и контроля; 6. Снижение боеспособности армии, деморализация в рядах Вооружённых сил (дедовщина); 7. Чеченская проблема; | - май 2000 г. – Россия разделена на 7 федеральных округов, каждый из которых объединяли несколько субъектов. Во главе – полномочный представитель Президента (контроль и координация деятельности местных органов в рамках Конституции РФ); - Закон о выборах региональных руководителей (не более 2-х сроков); - создание в федеральных округах органов прокуратуры и МВД, контроль над приведением региональных законов в соответствии с Конституцией РФ; - изменение порядка формирования Верхней палаты: места отданы представителям руководителей республик и субъектов федерации (по одному представителю от законодательной и исполнительной ветви власти); - руководители республик и субъектов федерации стали входить в Государственный Совет под председательством Президента РФ (законосовещательные полномочия), активные контакты с региональными лидерами; - декабрь 2000 г. – Указ о государственной символике: трёхцветный флаг, герб, гимн (одобрение Государственной Думой), сохранение красного знамени; - весна 2001 г. – Закон о партиях: официальная перерегистрация в течении 2-х лет с учётом электората; - январь 2001 г. – Реформа ВС РФ: повышение финансирования, оснащение войск современной боевой техникой, к 2010 г. переход к профессиональной (контрактной) армии; - середина 2000 г. – Федеральные войска разгромили большую часть боевых формирований, контроль за городами и сёлами; - вывод основных частей воинских подразделений, создание военных комендатур и гражданской администрации Чечни; - активизация деятельности спецслужб РФ; - восстановление чеченских городов и сёл; - октябрь 2001 г. – предложение добровольного разоружения боевиков; |
Вывод: Усиление государственной власти и власти Центра, осуществление обратной связи с местными органами, политическими партиями стабилизировало политическую ситуацию в стране (одобрение политики Путина – 80% россиян во время выборов 2004 г.). Дальнейшая демократизация общества и создание основ правового государства (борьба с коррупцией).
б) экономическое развитие;
Проблема | Решение |
1. Экономическая отсталость; 2. Зависимость от внешних кредитов; 3. Снижение налоговых поступлений в общегосударственную казну; 4. Развитие «теневой экономики»; 5.Вывоз капитала; 6. «Сырьевой крен» в хозяйственном развитии; 7. Снижение объёма с/х производства; | - декабрь 1999 г. – создан Центр стратегических разработок, который занимался формированием социально-экономической политикой; - снижение внешних заимствований, выплата долгов; - разработка инвестиционной политики (благоприятные условия); - конец 2000 г. – Налоговый кодекс: снижение налогов с 30% до 13%; - новый порядок наследования имущества; - снижение налога на прибыль; - новый Таможенный кодекс: снижение таможенных ввозных пошлин; - ноябрь 2001 г. – Комитет по финансовому мониторингу: отслеживание финансовых потоков разных предприятий; - развитие наукоёмких технологий и отраслей; - сентябрь 2001 г. – новый Земельный кодекс: принцип частной собственности на землю, юридические нормы купли-продажи земли, льготное кредитование аграрных предприятий, поставки техники селу по лизингу; |
Вывод: в начале века наметилась экономическая стабилизация при слабой динамике развития: рост промышленного производства – 9,2%, рост с/х производства – 3%, снижение числа убыточных предприятий до 48%, рост посевных платежей.
в) социальное развитие;
Проблема | Решение |
1. Снижение уровня жизни и задержки при выплате заработной платы; 2. Поляризация общества; 3. Сокращение финансирования социальных программ; | - рост государственного финансирования социальной сферы; - погашение задолжностей по заработной плате; - рост заработной платы на 24%, пенсий на 30% и дальнейшая индексация; - разработана система льгот; - ноябрь 2001 г. – Гражданский форум в Москве: проблема развития гражданского общества в России; - разработка жилищных программ (система ипотечных кредитов), программ помощи малоимущим, многодетным семьям; - май 2006 г. – послание Президента РФ Государственной Думе: уделять особое внимание проведению социальных программ; |
Вывод: Постепенное повышение жизненного уровня. Проведение социальных программ (детские пособия, пенсии, льготы) способствует социальной стабилизации.
г) духовное развитие;
Проблема | Решение |
1. Остаточный принцип финансирования культуры; 2. Засилье иностранного кино и музыки, продукции в СМИ, издательствах; 3. Снижение эффективности образования; | - 2002 г. – рост финансирования культуры на 60%; - финансирование разработок отечественных кинопроектов; - развитие издательского дела; - разработка масштабной реформы в сфере образования при участии учёных, педагогов, государственных и общественных деятелей; |
3.Внешняя политика.
а) условия и основные принципы современной внешней политики;
- экономическая стабилизация сделала проблему кредитования не такой актуальной;
- политическая стабилизация поставила национальные интересы во внешней политике на первое место;
Основные принципы современной внешней политики:
- интересы национальной и информационной безопасности;
- защита жизненных интересов внутреннего развития;
- формирование многополярной системы международных отношений;
- приоритет гуманистических ценностей и борьба с терроризмом;
- сбалансированный характер внешней политики как евроазиатской державы;
б) основные направления внешней политики;
- активизация процесса сокращения стратегического наступательного вооружения: апрель 2000 г. – ратификация договора о СНВ-2, подготовка договора о СНВ-3, ноябрь 2001 г. – сокращение числа ядерных боеголовок до 2 тыс. единиц;
- борьба с международным терроризмом: объединение усилий США и России (особенно после 11 сентября 2001 г.), контртеррористические акции в Афганистане;
- восстановление отношений с НАТО: совместные усилия для создания системы международной безопасности;
- обоюдные визиты президентов России и США (Дж.Буш – младший);
- упорядочение связей с ЕС, работа в ООН;
- встречи на высшем уровне Президента РФ и западноевропейских лидеров: октябрь 2000 г. – Париж, март 2001 г. – Стокгольм, октябрь 2001 г. – Брюссель (штаб-квартира ЕС), март 2005 г. – Братислава, участие России в «большой восьмёрке»;
- развитие российско-китайских отношений: 2001 г. – в Москве подписан договор «О добрососедстве, дружбе и сотрудничестве;
- возобновление отношений на высшем уровне с Монголией, Вьетнамом, Индией, Кубой и КНДР;
- визиты В.В.Путина в Японию, в мае 2009 г. – в качестве премьер-министра;
- отношения со странами СНГ: рост объёма торговли, проблема с Украиной по поводу оплаты российского газа, с Белоруссией по поводу кредитов, осложнение отношений с Грузией из-за Южной Осетии;
- 9-12 февраля 2007 г. – Мюнхенское совещание ОСБСЕ. Выступление В.В.Путина по поводу стратегии НАТО, критика одномерности мира во взглядах США, характеристика гражданского общества в России;
- 11 февраля 2007 г. – визиты российского руководства в страны Персидского залива, в Саудовскую Аравию. Обсуждение проблемы международного терроризма. Дальше посещение Катара – газового цента Саудовской Аравии, Иордании (экономическое сотрудничество), Аммана – столицы Саудовской Аравии;
- 8-10 июня 2007 г. – Встреча «большой восьмёрки» в Германии: остро стоял вопрос о размещении средств ПРО в Восточной Европе (Дж.Буш и В.Путин при обсуждении этого вопроса достигли соглашения);
- май 2009 г. – заседание Европарламента в Хабаровске;
- 4-7 июня 2009 г. – Экономический форум ведущих стран мира в С-Петербурге: обсуждались проблемы экономического кризиса;
4.События последних лет.
- март 2008 г. – на выборах Президента побеждает Д.А.Медведев («Единая Россия»), премьер-министром становится В.В.Путин;
- рост влияния партии «Единая Россия»;
- проведение социальных программ: материнский капитал, жилищное строительство, развитие науки и образования;
- конец 2008 г. – начало МЭК;
- начало 2009 г. – увеличение срока деятельности Президента до 6 лет, а Государственной Думы до 5 лет;