Основы управления швейным производством в современных условиях.




Тема 1. Введение. Характеристика предприятий, выпускающих бытовую одежду

1. Цели и задачи курса.

2. Роль предприятий малого бизнеса в рыночной экономике.

3. Особенности развития предприятий малого бизнеса.

 

1.1. Цели и задачи курса

Управление – это непрерывный процесс воздействия на коллектив людей для организации и координации их деятельности в процессе производства для достижения наилучших результатов при наименьших затратах.

 

Для того чтобы успешно справляться с задачами управления, организатору производства нужны обширные знания и умение мыслить. Он должен знать законы развития природы и общества, изучить технику и технологию производства, его экономику, организацию и планирование, а также основы управленческой психологии. Вместе с тем ему необходимы знания в области права, социологии и информатики. Управление – это творческий процесс, и здесь важны не только знание общих основ теории управления и специальные знания, но и умение анализировать конкретные ситуации, сложившиеся на данном участке производства, и делать из анализа правильные выводы.

 

Чтобы принять обоснованное решение, недостаточно обладать высокой профессиональной квалификацией. Многое зависит от профессиональных особенностей руководителя, его умения работать с людьми, личной инициативы, интуиции. Следовательно, чтобы научиться управлять, нужно решить две задачи: овладеть научными основами, то есть теорией управления, и уметь творчески ее применять, то есть овладеть искусством управлять.

 

Владея знаниями и искусством управления, организатор должен уметь выбирать цели своей деятельности и вырабатывать стратегию, определяющую средства для их достижения, принимать соответствующие выработанной стратегии решения, за которые он понесет персональную ответственность; осуществлять принятые им решения с помощью людей, находящихся в его распоряжении, то есть уметь управлять ими.

 

Таким образом, определение цели и выработка стратегии ее достижения, принятие решения и управление – это комплекс тех функций, которые повседневно должен выполнять каждый руководитель. Руководители управляют, используя свои знания и опыт. Знания помогают определить нужную стратегию и принять компетентное решение, а интуиция подсказывает, как именно управлять и контролировать. Поэтому управление является не только наукой, то есть системой знаний, но и искусством.

1.2. Роль предприятий малого бизнеса в рыночной экономике

 

Швейные предприятия, выпускающие бытовую одежду, можно отнести к малому бизнесу. Говоря о роли малого бизнеса, следует подчеркнуть, что малые предприятия – это не побочная сфера экономики. Малый бизнес органично включается в хозяйственную структуру, в конкурентную среду и в общественное разделение труда.

 

Роль предприятий малого бизнеса проявляется в том, что его развитие способствует:

· созданию новых рабочих мест;

· внедрению новых товаров и услуг;

· обеспечению специализированными товарами и услугами.

 

Создание новых рабочих мест – это важнейший фактор, который несет в себе развитие малого бизнеса, не только обеспечивает средствами к существованию значительную часть населения, но и способствует стабилизации обстановки в обществе.

 

Внедрение новых товаров и услуг, так характерное для предприятий, работающих по заказам населения, – другая важнейшая сторона деятельности малых предприятий. В США, например, малый бизнес производит более 60% всех услуг, половину всей продукции и почти половину всех идей и нововведений.

 

Кроме того, многие малые фирмы возникают и существуют потому, что способны удовлетворить особые нужды клиентов. Например, известно, что для ремонта старинных часов, антикварных изделий и в том числе швейных и.т.д. создаются малые предприятия.

 

Таким образом, малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и разветвленную кооперацию производства, без чего немыслима его высокая эффективность.

1.3. Особенности развития предприятий малого бизнеса

 

Важной областью малого бизнеса является обширная сфера услуг, где для предпринимательства имеются огромные возможности. Организуя сервисный бизнес, необходимо учитывать особенности спроса и потребления, производства и предоставления услуг, которые предопределяют структуру предприятий, их размещение.

 

Особенности спроса и потребления услуг. В отличие от товаров услуги:

· неосязаемы;

· неотделимы от источников;

· индивидуальны;

· имеют сезонный характер потребления;

· имеют местный (локальный) характер спроса.

 

Особенности производства и предоставления услуг:

· спрос на услуги предшествует их производству;

· производство и потребление услуг нередко совпадают по месту и времени;

· качество услуг непостоянно, измерение качества услуг затруднительно;

· услуги, как правило, невозможно хранить, складировать и транспортировать.

 

Указанные особенности непосредственно предопределяют организацию работы предприятия, процесс обслуживания потребителей.

 

Важным вопросом организации сервисного бизнеса является выбор местоположения предприятия, при этом необходимо учитывать:

· транспортные потоки;

· пешеходные потоки;

· близость к остановкам общественного транспорта;

· наличие автостоянки для автомашин;

· «приметность места», общий фон;

· что находится по соседству;

· возможность обустройства удобных входов и выходов; подъездных путей;

· потребительский профиль района.

 

Учет этих факторов при размещении предприятия сервисного бизнеса будет способствовать созданию благоприятных условий для пользования его услугами, а следовательно, успеху дела.

 

Динамичное развитие малого бизнеса обусловлено рядом преимуществ, которыми он обладает. Именно наличие существенных достоинств обеспечивает малым фирмам, находящимся в менее привилегированных условиях, имеющим гораздо меньше средств для проведения жизненно важных стратегических исследований, возможность отвоевать свою долю на рынке.

 

Прежде всего следует отметить гибкость и мобильность малого бизнеса, позволяющие ему оперативно реагировать на запросы рынка и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.

 

Малое предпринимательство можно квалифицировать как особый творческий тип экономического поведения, для которого характерны предпринимательский дух и инициативная творческая деятельность, связанная в то же время с определенным риском для ограниченного числа заинтересованных людей.

 

Создание такой атмосферы в малой фирме и возможности эффективного хозяйствования способствуют объединению в одном лице собственника и управленца, что характерно для многих малых предприятий.

 

Важным преимуществом малого бизнеса, обеспечивающим его эффективность, является взаимозаменяемость работников. При разграничении функций между сотрудниками для малого коллектива характерны взаимопомощь и поддержка друг друга, а в случае необходимости дублирование и взаимозаменяемость.

 

Существенным преимуществом малой фирмы является высокая скорость прохождения информации. Это обусловлено меньшим объемом информации на малых предприятиях и непосредственным общением руководителя и подчиненных.

 

Малые размеры фирмы обеспечивают ей хорошую управляемость при сравнительно низких управленческих расходах.

 

Также можно отметить, что для организации малого бизнеса, как правило, не требуется крупных вложений в основные средства. Это преимущество привлекает многих начинающих предпринимателей и положительно сказывается на себестоимости продукции и услуг.

 

Однако наряду с преимуществами малый бизнес имеет и недостатки.

 

Предприниматель работает под страхом быть разоренным, то есть, велика степень риска. Многое зависит не столько от умения руководителя, сколько от воздействий внешней среды. Поэтому в кризисные для экономики периоды небольшие предприятия становятся банкротами в первую очередь.

 

Другим слабым звеном малого бизнеса является низкая возможность накопления капитала. Как правило, для расширения производства владельцы малого бизнеса могут выделить незначительную часть капитала. Есть ограничения и в получении кредита. У малого бизнеса нет достаточных средств для выплаты высокого процента.

 

Сфера деятельности предприятий малого бизнеса ограничена. Этим предприятиям практически нет применения в фондоемких, наукоемких отраслях, требующих больших капиталовложений.

 

У малых предприятий нет возможности покупать сырье со значительными скидками, так как закупки ограничены масштабами производства. Им также не по средствам организовать собственную службу маркетинга, дилерскую сеть. По этой же причине малые предприятия не способны проводить научные исследования и перспективные начинания.

 

Относительно небольшие масштабы производства и ограниченные ресурсы ставят малый бизнес в невыгодное положение, делают его неспособным на равных конкурировать с крупным производством.

 

Это основные недостатки малого бизнеса.

 

Задачи руководителей малых предприятий (менеджеров) ослабить их негативное влияние на результаты деятельности предприятия.

Контрольные вопросы

1. Что понимается под управлением?

2. В чем заключается роль малого бизнеса?

3. Каковы особенности развития малого бизнеса?

4. В чем заключаются отличия товаров от услуг?

5. Какие факторы влияют на выбор местоположения предприятия, работающего по заказам населения?

6. В чем заключаются преимущества предприятий малого бизнеса?

7. В чем заключаются недостатки предприятий малого бизнеса?

8. Какие меры могут способствовать ослаблению влияния недостатков малого бизнеса на его результаты?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: