Глава 2. Современное состояние политического режима в Российской Федерации




 

Пытаясь классифицировать политический режим, установив­шийся сегодня в Российской Федерации, с позиций приведенной выше типологии, невозможно применить по отношению к нему в полной мере ни одну из приведенных выше характеристик. Это обстоятельство позволяет классифицировать политический режим современной России как переходный, скорее всего — либераль­но-авторитарный.

Основанием для такого вывода является сочетание в полити­ческой характеристике российского общества элементов, харак­терных для различных политических режимов. В частности, на­ряду с признанием на конституционном уровне естественного происхождения прав и свобод человека и гражданина, их неотъ­емлемости и высшей ценности, приоритета норм международного законодательства перед национальным, со стремлением России к построению правового государства, характеризующегося господ­ством закона, установлением разделения властей, конституцион­ного правосудия, режима прямого действия конституции, имеется устойчивая тенденция к сохранению авторитарных (полицейских) методов управления страной[9].

Она выражается в расширении конституционных полномочий Президента в ущерб полномочиям Парламента; попытках подме­нить законодательные функции последнего практикой издания подзаконных актов - Указов Президента — по важнейшим во­просам жизни общества и государства; создании неконституци­онных органов государственной власти или наделении легитим­ных органов неконституционными полномочиями; попытке огра­ничить свободу печати и других средств массовой информации; стремлении подменить многопартийную систему, создаваемую ес­тественным путем, формированием фальшивых избирательных объединений, опирающихся на государственные структуры и ими финансируемых, и т.д.

Такой политический режим не представляется устойчивым, способным на длительное существование. При этом тенденцией его развития может быть как переход в будущем в либерально-демократическую форму, так и возврат к авторитарно-бюрокра­тическому режиму, характерному для недавнего прошлого нашей страны.

Кроме того, судить о политическом режиме в Российской Федерации можно по состоянию правового положения личности в нашей стране.

При тоталитарном политическом режиме государство, фиксируя то или иное проявление гражданского со­стояния личности, заранее определяет объем правового статуса (комп­лекс прав, свобод и обязанностей личности), т. е. признает личность субъектом действующего или будущего, возможного права во всем объеме правового статуса. Таким образом, если государство признает личность правосубъектной, оно одновременно наделяет ее и правовым статусом, и правосубъектно­стью. В данном случае последнюю надо считать общей правосубъектно­стью, свойственной каждой личности без исключения. А уже фактическое пользование правами, свободами и обязанностями в объеме правового статуса зависит от дееспособности, деликтоспособности, короче говоря, от отраслевой правосубъектности каждой конкретной личности.

Иначе говоря, наличие любых прав у личности напрямую зависит от воли государства. В то время как в правовом демократическом государстве у любой личности существует определенный объем неотъемлемых и принадлежащих ей с самого рождения прав, который не может быть ни ограничен, ни отменен, и уж во всяком случае он не зависит от пожеланий государства.

Так, одна из примечательных черт правового положения личности в Российской Федерации состоит в его максимально полном соответствии Всеобщей декларации прав человека ООН. Консти­туция Российской Федерации, принятая народом России в ходе референдума 12 декабря 1993 г., существенно расширила правовой статус граждан, обогатила его многими важными правами и га­рантиями, призванными обеспечить реальную свободу личности в современном обществе, защитить от произвола государственных органов и должностных лиц.

Правовой статус личности в российском государстве характеризу­ется следующими основными положениями:

• права, свободы и обязанности, составляющие правовой статус, являются равными, каждая личность (в пределах своего статуса) имеет право на равную защиту со стороны закона, независимо от каких-либо обстоятельств, юридическую возможность восполь­зоваться предоставленными ей правами и исполнить возложен­ные на нее обязанности;

• права, свободы и обязанности личности, зафиксированные в право­вых нормах, являются высшей ценностью, а их признание, соблюде­ние и защита – главной обязанностью государства; их реализация обеспечивается как государством, так и самими гражданами;

• права, свободы и обязанности гарантированы в интересах обще­ства и государства, каждой личности в отдельности;

• права, свободы и обязанности личности выступают как единая система, постоянно расширяющая и углубляющая свое внутрен­нее содержание по мере цивилизации общественных отношений;

• права, свободы и обязанности являются необходимым условием и предпосылкой бытия личности, в определенной мере отражают природу государства;

• права, свободы и обязанности, входящие в правовой статус лич­ности, характеризуются единством, которое проявляется в их со­циально-экономическом назначении[10].

Наиболее ярко демократические изменения правового статуса личности выражаются в следующем:

в закреплении политических прав и свобод, позволяющих гражданину активно влиять на деятельность государственных ор­ганов всех уровней;

усилении правовых гарантий прав личности на жизнь, свободу и личную неприкосновенность;

установлении права на судебную защиту прав и свобод, за­крепленных законодательством Российской Федерации;

полном и последовательном проведении в жизнь презумпции невиновности обвиняемого;

снятии не оправдавших себя прямых запретов и ограничений в праве гражданина иметь в частной собственности землю, орудия и средства производства, заниматься предпринимательской дея­тельностью;

установлении экологических прав как самостоятельного вида конституционных прав граждан Российской Федерации.

Предоставленные каждому гражданину Российской Федера­ции политические права позволяют активно участвовать в фор­мировании представительных органов государственной власти и местного самоуправления. Права на уличные шествия, митинги и демонстрации дополнены конституционными правами граждан на петиции — коллективные обращения в государственные орга­ны и к должностным лицам, на равный доступ к любым долж­ностям в государственных органах без какой-либо дискриминации, на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы.

Принципиально важным является и право граждан на объеди­нения, в том числе и создание различных политических партий, на свободу непосредственного выражения своих мнений и убеж­дений. Активная жизненная позиция личности особенно важна в современный период как одна из форм общественного контроля за деятельностью государственных органов и должностных лиц и любых их попыток нарушить конституцию, действующие законы или права личности. При этом гражданину предоставляется право не только выражать свое мнение о конкретных государственно-правовых решениях, но и обращаться в суд с требованием отме­нить решение, если оно не соответствует закону, принято с пре­вышением полномочий либо ущемляет права граждан.

Существенной особенностью правового статуса личности в Российской Федерации явились конституционные новеллы, за­крепившие дополнительные гарантии личности на жизнь, свободу и личную неприкосновенность. Согласно Конституции Россий­ской Федерации, никто не может быть лишен жизни произвольно. Смертная казнь может применяться в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни. При этом обвиняемому предоставляется право на рассмотрение его дела с участием присяжных заседателей. Полностью запреща­ются пытки и насилие над личностью, другое жестокое или уни­жающее человеческое достоинство обращение или наказание.

Законодательство Российской Федерации предоставляет каж­дому гражданину право защищать свои права, свободы и закон­ные интересы всеми не противоречащими закону способами, в том числе пользоваться судебной защитой и квалифицированной юридической помощью. При этом у государства не может быть никаких тайн от заинтересованного лица. Только в исключитель­ных, прямо установленных законом случаях гражданину может быть отказано в ознакомлении с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.

В условиях перехода к рыночным отношениям личность в Российской Федерации наделяется высокой степенью свободы в сфере производства, распределения и обмена материальных благ. В настоящее время каждый гражданин может стать единоличным или коллективным собственником промышленного предприятия, оборудования, сырья, предприятий торговли или иных сфер об­служивания, произведенной продукции, жилого дома или земли. Предполагается, что материальная заинтересованность личности в результатах труда революционизирует процесс общественного производства в России и позволит достичь результатов, которые оказались не под силу народному хозяйству СССР, основанному в первую очередь на государственной собственности на орудия и средства производства.

Личность, не связанная многими ограничениями, которые накладывал на нее социалистический способ производства, смо­жет наилучшим образом проявить свои способности и таланты в экономической сфере, став средним или крупным бизнесменом-капиталистом. Однако подобная деятельность доступна лишь не­значительной части населения. Для большинства граждан эконо­мическая свобода личности сводится к ординарной свободе про­давать свою рабочую силу в качестве рабочего или служащего либо состоять в рядах безработных.

Симптоматично, что новая редакция статьи Конституции Рос­сийской Федерации, закрепляющей право на труд, значительно урезает экономические и юридические гарантии этого права. Так, гражданин Российской Федерации уже не имеет права на полу­чение гарантированной работы в обществе. Конституция провоз­гласила лишь свободу распоряжения своими способностями к труду и право свободно выбирать род деятельности и профессию

Но и они оказываются формальными, иллюзорными в условиях грядущей безработицы. О какой свободе может идти речь, когда найденная после долгих поисков работа может оказаться единст­венно возможным способом существования? Между тем россий­ское государство рассматривает безработицу как необходимое яв­ление реформированного общества и в этих условиях обещает лишь материальную и иную защиту от безработицы.

В современных условиях, характеризующихся снижением тем­пов жилищного строительства и значительным удорожанием сто­имости жилья, для многих граждан России становится практичес­ки нереальным и их конституционное право на жилище.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: