РОЛЬ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ




Пожилые люди и инвалиды в Российской Федерации обла­дают всей полнотой социально-экономических и личных прав и свобод, закрепленных Конституцией РФ, конституциями респуб­лик, входящих в ее состав, другими законодательными актами. Однако изменение социального статуса человека в старости и инвалида, связанное с прекращением или ограничением трудовой и общественной деятельности; трансформацией ценностных ориентиров, образа жизни и общения; испытанием затруднений в социально-бытовой и психологической адаптации к новым усло­виям, порождает серьезные социальные проблемы.

Наиболее острой проблемой является ограничение жизне­деятельности пожилых людей и инвалидов. Под ограничением жизнедеятельности понимается полное или частичное отсутствие у человека способности или возможности осуществлять самооб­служивание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью.

В решении этой проблемы первостепенное значение приоб­ретает совершенствование системы социальной реабилитации и социальной помощи престарелым и инвалидам.

Социальная реабилитация представляет собой комплекс со­циально-экономических, медицинских, юридических, професси­ональных и других мер, направленных на обеспечение необхо­димых условий и возвращение этих групп населения к полнок­ровной жизни в обществе.

Составным элементом социальной защиты пожилых людей и инвалидов на современном этапе является оказание социальной помощи т.е. обеспечение в денежной и нату­ральной форме, в виде услуг или льгот, предоставляемое с учетом законодательно установленных государством социальных га­рантий по социальному обеспечению. Она носит, как правило, характер периодических и единовременных доплат к пенсиям и пособиям, натуральных выдач и услуг в целях оказания адресной, дифференцированной социальной поддержки этих категорий, ликвидации или нейтрализации критических жизненных ситуаций, вызываемых неблагоприятными социально-экономи­ческими условиями.

Таким образом, наряду с предоставлением традиционных форм социального обеспечения: денежных выплат (пенсий, по­собий); натурального обеспечения; услуг и льгот; стационарных и нестационарных видов обслуживания, - важное значение при­дается новым формам экстренной социальной помощи нетрудо­способным, остронуждающимся гражданам Российской Федера­ции.

Социальное обслуживание и обеспечение пожилых людей включает в себя пенсии и различные пособия; содержание и обслужива­ние престарелых и инвалидов в специальных учреждениях органов социальной защиты населения; протезирование; льготы инвалидам; оказание помощи бездомным.

Социальное обеспечение осуществляется государственными органами, предприятиями, частными лицами, за счет взносов (вычетов из заработной платы) трудящихся. В последнем случае вы­плата из фондов определяется не трудовым вкладом и стажем, а размерами взносов. Такая практика очень распространена в за- ладных странах.

В 1995 г. в системе социальной защиты нашей страны функцио­нировало 959 стационарных учреждений для лиц пожилого возрас­та и инвалидов, более 700 центров социального обслуживания, 900 отделений социальной помощи на дому, а также ряд других учреждений социальной помощи (психолого-педагогической, экстренной психологической помощи и т.д.).

Наиболее развитая сеть социального обслуживания в Челябин­ской, Самарской, Ростовской, Владимирской и ряде других облас­тей.

Рассмотрим содержание работы Центра социального обслуживания (для граждан пожилого возраста и инвалидов). В него, как правило, входит несколько отделений. В отделении дневного пребы­вания (рассчитанного на содержание не менее 30 пенсионеров и инвалидов) организуется питание, медицинское и культурное об­служивание. Предусмотрено участие в посильной трудовой деятель­ности в спецмастерских или подсобных хозяйствах.

Отделение временного пребывания (рассчитано на содержание не менее 15 человек) осуществляет лечебно-оздоровительные и реабилитационные мероприятия, культурное и бытовое обслуживание, питание в условиях круглосуточного содержания.

В отделении социальной помощи на дому (оно обслуживает в горо­де 120 человек, в сельской местности — 60 человек) осуществляется постоянное или временное (до 6 месяцев) социально-бытовое об­служивание на дому пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в по­сторонней помощи (бесплатно или на платной основе).

Одной из первостепенных задач деятельно­сти отделений социальной помощи на дому является актив­ное выявление нетрудоспособных граждан, нуждающихся в надомном обслуживании. Исследования, проводившиеся в этом направлении Центральным НИИ экспертизы трудо­способности и организации труда инвалидов (ЦИЭТИН) показали, что среди нетрудоспособных граждан (пенсионе­ров и инвалидов трудоспособного возраста) 22,2% нуждают­ся в надомном обслуживании.

Изучение сотрудниками ЦИЭТИНа контингента лиц, принятых на надомное обслуживание в 10 административ­ных территориях России, показало, что подавляющее боль­шинство (80,8%) из них — женщины; мужчины, соответст­венно, составили всего 19,2%.

По возрастному признаку 2/3 обслуживаемых находи­лось в возрасте 75 лет и старше (66,1%), Причем, на долю лиц в возрасте 85 — 89 лет приходилось 14,6%, а долгожите­лей — 3,6%. Лица в возрасте моложе 60 лет составили всего 6,8% среди обслуживаемых, примерно такое же число и 65 — 69-летних — 7,5%. В то же время обслуживаемых в воз­растном диапазоне 70 — 74 года уже было 19,6%.

По степени самообслуживания все обследованные рас­пределились следующим образом: 46,7% при условии дос­тавки им на дом продуктов питания могли себя обслуживать полностью, при этом 90% из них либо вообще не пользова­лись вспомогательными средствами для передвижения, либо использовали трость.

Частично обслуживали себя примерно такое же число обследованных — 46,2%; полностью не могли обслуживать себя 7,1%. Среди указанных 53,3% инвалидов и престарелых 6,0% постоянно находились на постельном режиме, а 30,0% с трудом передвигались только в пределах жилого помеще­ния. 35% лиц из этой объединенной группы не пользова­лись при передвижении вспомогательными средствами, про­чие — либо костылями или тростью (50%), либо кресло-ко­ляской (15%).

Была проанализирована нуждаемость обслуживаемых одиноких нетрудоспособных граждан в различных видах со­циально-бытовых услуг и степень ее удовлетворенности[6].

Так же в дополнение к перечню услуг, оказываемых обычны­ми отделениями социальной помощи на дому, работники специализированных отделений содействуют в приготовле­нии горячей пищи обслуживаемым ими лицам, производят кормление ослабленных пенсионеров и инвалидов, осущест­вляют влажную уборку жилых помещений, оказывают санитарно-гигиеническую помощь (обтирание, обмывание, гиги­енические ванны, стрижка ногтей, причесывание), а также проведение различных медицинских процедур, оказание экстренной доврачебной помощи, проведение санитарно-просветительной работы с обслуживаемыми и их родствен­никами. В приложении 2 приведены перечни услуг, предусмот­ренные различными нормативными документами для обычных и специализированных отделений социальной помощи на дому.

 

Служба срочной социальной помощи Центра социального обслу­живания предусматривает широкий перечень услуг: разовое обес­печение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами; обеспечение одеждой, обувью и предме­тами первой необходимости; разовое оказание материальной помо­щи; содействие в получении временного жилья; оказание экстрен­ной психологической помощи, в том числе по «телефону доверия»:

оказание юридической помощи в пределах своей компетенции; ока­зание других видов и форм помощи, обусловленных региональны­ми и иными особенностями.

Существенное значение в условиях кризисной обстановки в Рос­сии имеет адресная социальная защита пожилых людей. Она оказы­вается в первую очередь наиболее нуждающимся: одиноким пенси­онерам, инвалидам, престарелым старше 80 лет.

Социологические исследования в нашей стране показали, что основными направлениями обеспечения благосостояния престаре­лых (по их мнению) являются: повышение пенсий, совершенство­вание пенсионного обеспечения, развитие услуг по уходу за ними на дому, увеличение числа домов для престарелых и улучшение ус­ловий жизни проживания в них.

Совершенствование пенсионного обеспечения является одним из важнейших направлений социального обеспечения в современ­ных государствах. Решается эта задача по-разному.

В одних странах пенсионеры получают пенсию и заработную плату полностью независимо от ее величины и в любой отрасли на­родного хозяйства. В других странах широко распространены так называемые отложенные пенсии, т.е. увеличение пенсий на опре­деленный процент в зависимости от числа трудовых лет после пен­сионного возраста. Практиковалось и практикуется это и в нашей стране. Имеет перспективу и добровольное страхование по старо­сти (право на дополнительную пенсию). К сожалению, в 90-е годы пенсионное обеспечение в России является крайне недостаточным. Размер пенсии намного меньше прожиточного минимума, к тому же она нередко выплачивается не вовремя.

В ряде регионов страны значительную помощь пожилым людям оказывают местные органы власти: увеличиваются дифференциро­ванные доплаты неработающим пенсионерам; различным категори­ям престарелых устанавливаются льготы по оплате жилья, телефона, бесплатно отпускаются лекарства по рецептам врачей и т.д.

Необходимо обратить внимание на социально-бытовое обслужи­вание престарелых. Здесь важно предусмотреть, с учетом потери способности к самообслуживанию, обеспечение специальной удоб­ной обувью, одеждой, различного рода приборами и приспособле­ниями, которые бы облегчили старым людям передвижение по ули­це, ведение домашнего хозяйства, выполнение некоторых гигиенических процедур

Для решения этих проблем архитекторами, дизайнерами, геронтологами уже давно определены перспективные направления раз­работки и выпуска соответствующей бытовой техники. Эти предло­жения сводятся к созданию:

ü автоматизированных кухонных комплексов, позволяющих программировать операции по приготовлению пищи,

ü системы подъемников для ухода за лежачими больными и ока­зания им санитарно-гигиенической помощи,

ü специальной мебели и механизмов для уборки помещений с учетом возрастной специфики престарелых и т п, а также ряда про­стых, но очень нужных устройств и приспособлений, создающих удобства людям преклонного возраста и повышающих безопасность бытовых операций;

ü системы поручней и опорных скоб для принятия старым чело­веком ванны;

ü специальных подставок, облегчающих надевание обуви;

ü пологих пандусов вместо порогов и т. п.

Предложения хорошие, однако, к сожалению, в нашей стране они реализуются крайне неудовлетворительно

С 1986 года в нашей стране начали создаваться так называемые Центры социального обслуживания пенсио­неров, в состав которых помимо отделений социальной по­мощи на дому вошли совершенно новые структурные под­разделения — отделения дневного пребывания.

Целью организации таких отделений было создание своеобразных центров досуга для пожилых людей, независи­мо от того, проживают они в семьях или одиноки. Преду­сматривалось, что в такие отделения люди будут приходить утром, а вечером возвращаться домой; в течение дня они бу­дут иметь возможность находиться в уютной обстановке, об­щаться, содержательно проводить время, участвовать в раз­личных культурно-массовых мероприятиях, получать одно­разовое горячее питание и при необходимости доврачебную медицинскую помощь.

Основной задачей деятельности таких отделений явля­ется помощь пожилым людям в преодолении одиночества, замкнутого образа жизни, наполнение существования но­вым смыслом, формирование активного образа жизни, час­тично утраченного в связи с выходом на пенсию.

Первоначально такие Центры создавались при домах-интернатах для престарелых, поскольку эти учреждения имеют такую материально-техническую базу, которая могла обеспечить для отделения соответствующую площадь, ее оборудование, обеспечить посетителей горячим питанием.

Отделения были рассчитаны на 25-50 посетителей в день. Срок посещения в первое время функционирования отделений не ограничивался. Оплата за питание взималась с посетителей отделения дифференцирование, в зависимости от размера получаемой пенсии. Предусматривалось, что с посетителями отделения будет работать на 0,5 ставки культ­работник дома-интерната. Согласно соответствующего "Положения", посетители отделения имели право пользоваться лечебно-диагностическими и процедурными кабинетами, трудовыми мастерскими, а также обеспечиваться медика­ментами наравне с проживающими в доме-интернате.

Изучение ЦИЭТИНом отзывов посетителей отделения о факте создания такой службы показало, что все посещаю­щие отделение относятся к этому положительно. Вместе с тем, изучение отношения посещающих отделение дневного пребывания к факту нахождения его при доме-интернате показало следующее: 47% относятся безразлично ~ это пре­имущественно те, у кого контакты с проживающими в до­ме-интернате минимальны или отсутствуют; 28,5% относят­ся положительно — это те лица, которые активно ищут кон­тактов с персоналом дома-интерната, бесплатно получают лекарственные препараты и процедуры, а также те, которые охотно контактируют с проживающими в этом учреждении, оказывают им какую-то помощь и понимают, что будучи одинокими, и сами через какое-то время вынуждены будут перейти на постоянное проживание в дом-интернат, но от­носятся к такой перспективе спокойно, не рассматривая ее как жизненную катастрофу. У 25,5% посетителей отношение крайне отрицательное. Это те люди, которые, осознавая для себя возможную перспективу в конце концов оказаться на постоянном проживании в доме-интернате, не могут сми­риться с мыслью о таком исходе; это также те граждане, кто столкнулся с негативным отношением к себе со стороны на­ходящихся в стационаре.

Изучение мнения директоров домов-интернатов, на ба­зе которых образованы центры социального обслуживания, о целесообразности такого симбиоза показало, что все опро­шенные считают это не лучшим вариантом, приводя следу­ющие аргументы:

§ за редким исключением дома-интернаты для преста­релых и инвалидов расположены в значительном удалении от жилых массивов, имеют плохое транспортное сообщение, что создает серьезные препятствия пожилым людям для ежедневного посещения отделения дневного пребывания;

§ нарушаются санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к дому-интернату как к закрытому учрежде­нию: лица, посещающие отделение дневного пребывания, не обследованы всесторонне, как постоянно проживающие;

§ контактируя с последними, пользуясь общей столовой, биб­лиотекой, кинозалом они создают опасность заноса инфек­ций в дом-интернат;

§ ухудшаются жилищные условия постоянно прожива­ющих за счет уплотнения их для выделения площадей под отделение дневного пребывания. Кроме того, не выделяются дополнительные бюджетные средства на содержание отделе­ния, что косвенно отражается на материальном благополу­чии проживающих в учреждении;

§ ухудшается морально-психологический климат среди постоянно проживающих, многие из которых протестуют против того, что посещающие отделение дневного пребыва­ния бесплатно пользуются всеми благами дома-интерната (мебелью, библиотекой, кинозалом, медикаментами, полу­чают медицинское обслуживание, а также бесплатное или льготное питание) и при этом у них пенсия сохраняется в полном объеме, в то время как проживающие в доме-интер­нате получают на руки лишь 10% от пенсии, остальная часть которой идет в доход государства.

В связи с этим во многих административных террито­риях центры социального обслуживания стали создаваться как автономные учреждения, ни территориально, ни функ­ционально не связанные с домами-интернатами. Вместе с тем, 56 центров до настоящего времени остаются "привязан­ными" к домам-интернатам.

При создании первых центров еще не была предусмот­рена ротация посетителей отделений дневного пребывания через определенное время. Однако положительный опыт ра­боты этих учреждений сделал их популярными у населения пенсионного возраста, обнаружил большое число желающих пользоваться услугами отделения дневного пребывания. В связи с этим с учетом численности пенсионеров, проживаю­щих в зоне обслуживания Центра и числа подавших заявле­ния на посещение отделения, во многих территориях были просчитаны сроки, на которые должна набираться одна группа, с тем, чтобы в течение года все желающие могли посещать центр два и более раз. Так сделана в г.г. Челябин­ске, Шахты Ростовской области, в отдельных Центрах г. Москвы. Сроки посещения Центров в разных территориях различны: от 2-3 месяцев до 2 недель (в г. Москве). Вместе с тем, как показали результаты опроса посещающих отделе­ние, 2-недельный срок не удовлетворяет большинство по­жилых людей, т.к. за это время люди не успевают хорошо познакомиться, не успевают сложиться микро коллективы и группы по интересам, которые помогают избавиться от чув­ства одиночества и сохранить сложившиеся связи и после окончания срока посещения отделения. Культурно-массо­вые мероприятия при 2-недельной "смене" сводятся, как правило, к проведению одного концерта силами местных артистов, а также одной лекции или беседы, а организация досуговой деятельности (кружковой работы, художественной самодеятельности, вечеров отдыха в дневное время с танца­ми, хоровым пением и т.д.) по сути не имеет места. В ре­зультате большинство посетителей приходят в отделение лишь на время обеда для получения бесплатного горячего питания.

В отделение зачисляются пенсионеры и инвалиды неза­висимо от их семейного положения, сохранившие способ­ность к самообслуживанию и активному передвижению, на основании личного заявления и справки из медицинского учреждения об отсутствии противопоказаний к принятию в отделение.

В отделении выделяются помещения для кабинета доврачебной медицинской помощи, клубной работы, библиоте­ки, мастерских и др.

Питание может осуществляться как в специально обо­рудованном помещении отделения, так и в близлежащих предприятиях общественного питания. Для организации от­дыха обслуживаемых в отделении оборудуются спальные по­мещения (из расчета не менее 2 коек на 10 посетителей) с обеспечением индивидуальными постельными принадлеж­ностями.

Обслуживаемые лица могут при их добровольном сог­ласии участвовать в посильной трудовой деятельности в специально оборудованных мастерских или на подсобных хозяйствах. Продукция подсобного хозяйства направляется на обеспечение питания обслуживаемых лиц, а излишки мо­гут быть реализованы с последующим зачислением доходов на счет Центра.

Пенсионеры и инвалиды обслуживаются отделением бесплатно. Питание обслуживаемых может быть бесплатным или за плату, размер которой устанавливается руководством Центра по согласованию с местной администрацией.

По решению руководства Центра и местной админист­рации отдельные услуги в отделении могут предоставляться за плату (массаж, мануальная терапия, посещение культур­но-зрелищных мероприятий и т.д.). Денежные средства, взимаемые за отдельные виды услуг, зачисляются на счет Центра и направляются на его развитие.

Согласно штатному расписанию, отделение дневного пребывания возглавляет заведующий отделением. Кроме то­го, в нем предусмотрены должности медицинской сестры, культорганизатора, сестры-хозяйки, санитарки, гардеробщи­ка, а при организации питания в самом отделении — еще и буфетчицы и официантки. При наличии мастерских или подсобного хозяйства вводится должность инструктора по трудовой терапии.

Изучение контингента лиц, посещавших отделения дневного пребывания в 24 Центрах социального обслужива­ния (300 человек), показало следующее: 80,7% составили женщины, 19,3% — мужчины. По возрастным градациям преобладали лица пожилого (60 — 74 лет) возраста — 48,6% и старческого (75-89 лет) возраста — 46%.

Анализ семейного положения обследованных показал, что эти отделения посещают преимущественно одинокие и одиноко проживающие граждане — 65,7%; 12% составляют одинокие супружеские пары. 22,3% посещающих отделение проживают с родственниками разной степени родства, одна­ко 15,7% не получают от своих родственников никакой ма­териальной и бытовой помощи и взаимоотношения с ними у пожилых людей преимущественно натянутые или откро­венно враждебные.

Посетители отделения дневного пребывания имеют разный образовательный уровень: 22,4% граждан имеют на­чальное образование, либо неграмотны; у 40,3% лиц непол­ное среднее и среднее образование; 38,8% посетителей име­ют специальное среднее или высшее образование.

Большинство посетителей отделения (58%) обслужива­ют себя полностью, 42% осуществляют самообслуживание с частичной помощью социальных работников, родственни­ков и других лиц. 58,6% из них не пользовались никакими вспомогательными средствами для передвижения, остальные пользовались тростями (большинство в зависимости от вре­мени года) и лишь 2 человека из 300 обследованных пере­двигались с помощью костылей.

Исследование мотивов посещения отделения дневного пребывания показало, что ведущим для подавляющего боль­шинства лиц является желание общаться (76,3%), вторым по значимости является возможность получения бесплатного или по льготной стоимости обеда (61,3%); третьим в иерар­хии мотивов является желание содержательно проводить свой досуг (47%). Такие мотивы, как стремление избавить себя от процесса приготовления пищи (29%) и неудовлетво­рительная материальная обеспеченность (18%) не занимают ведущего положения у основного контингента посещающих отделение. В то же время почти у половины граждан (46,7%) имеются еще и другие мотивы, привлекающие их в отделение дневного пребывания. Так, ежедневное посеще­ние заставляет их "быть в тонусе", "дисциплинирует", "напо­лняет жизнь новым смыслом", "позволяет расслабиться". У отдельных граждан длительное посещение отделения спо­собствовало существенному улучшению состояния здоровья (урежение приступов бронхиальной астмы, сосудистых кри­зов и др.). Положительное воздействие на эмоциональную сферу оказывает уютная обстановка, доброжелательность ра­ботников отделения, а также возможность в любой момент получить медицинскую помощь, заниматься лечебной физ­культурой.

Иерархия мотивов посещения отделения дневного пре­бывания в значительной степени связана как с возрастом обследованных, так и с образовательным уровнем. Это об­стоятельство следует учитывать при формировании контин­гента каждой "смены" и при разработке плана досуговых и других мероприятий для каждой такой "смены".

В настоящее время в штатном расписании отделений дневного пребывания не предусмотрена должность социаль­ного работника, его должностные обязанности выполняют частично заведующий отделением, частично культработник. Вместе с тем, вопросами комплектования контингента отде­ления, формированием микроколлективов среди посетите­лей отделения, оказанием психологической помощи, в оп­ределенной степени организацией досуговых мероприятий и другими должен заниматься специально подготовленный че­ловек — социальный работник. Можно предположить, что в перспективе такая должность появится в штате отделений дневного пребывания.

В последние годы в ряде Центров социального обслу­живания появилось новое структурное подразделение — Служба срочной социальной помощи. Она предназначена для оказания неотложной помощи разового характера, на­правленной на поддержание жизнедеятельности граждан, остро нуждающихся в социальной поддержке. Организация такой службы была вызвана изменением социально-эконо­мической и политической ситуации в стране, появлением большого числа беженцев из горячих точек бывшего Совет­ского Союза, бомжей, а также необходимостью оказывать срочную социальную помощь гражданам, оказавшимся в экстремальных ситуациях в связи с природными катаклиз­мами и т.д.

В соответствии с нормативным документом[7], Служ­ба срочной социальной помощи должна размещаться в спе­циально отведенном помещении, имеющем все виды ком­мунального благоустройства, складские помещения для хра­нения предметов натуральной помощи (одежды, обуви, по­стельного белья, набора лекарственных препаратов и пере­вязочных средств для оказания срочной доврачебной помо­щи и др.),иметь телефонную связь.

Основными направлениями деятельности Службы явля­ются:

ü предоставление необходимой информации и кон­сультаций по вопросам социальной помощи;

ü обеспечение бесплатным горячим питанием или про­дуктовыми наборами (по талонам в закрепленном предпри­ятии общественного питания; талоны могут выдаваться на одно посещение столовой либо, после обследования соци­ально-бытовых условий потерпевшего сроком на месяц);

ü предоставление одежды, обуви и других предметов первой необходимости;

ü оказание материальной помощи;

ü содействие в получении временного жилья (в ряде случаев совместно с иммиграционной службой);

ü направление граждан в соответствующие органы и службы для квалифицированного и полного разрешения их вопросов;

ü оказание экстренной психологической помощи, в том числе, по "телефону доверия";

ü оказание других видов помощи, обусловленных реги­ональными особенностями (в том числе, срочной юридичес­кой помощи инвалидам и лицам старших возрастов, не име­ющих возможности получить услуги государственной юри­дической службы).

Штатное расписание Службы срочной социальной по­мощи предусматривает следующие должности: заведующий службой, психолог (на 0,5 ставки), юрист (на 0,5 ставки), специалисты по социальной работе (2 должности), социаль­ный работник.

В связи с тем, что Служба срочной социальной помощи находится на начальном этапе своего развития, она претер­певает изменения, постоянно совершенствуясь, внедряя все новые формы социального обслуживания граждан, а вместе с ней совершенствуется вся служба социальной помощи не­трудоспособным гражданам. Так в ряде административных территорий в рамках Центров социальной помощи стали появляться новые структурные подразделения — отделения временного пребывания (от 4 недель до 3 месяцев) для лиц старших возрастов и инвалидов (например, в Новосибир­ской и Самарской областях). Размещаются они, как прави­ло, в зданиях бывших профсоюзных здравниц (домов отды­ха, пионерских лагерей), а также, сельских участковых боль­ниц, от которых отказались органы здравоохранения, мед­санчастей промышленных предприятий на долевой основе и т.д.). Отбор нетрудоспособных граждан в эти отделения про­водится с помощью социальных работников, ветеранских организаций, по личному обращению нетрудоспособных граждан. В ряде территорий (например, в Архангельской об­ласти) такие отделения функционируют только в осенне-зимний период, когда в них собираются одинокие старушки из близлежащих деревень, чтобы провести зиму в тепле и сытости, а весной вернуться к своим огородам. В таких от­делениях может быть предусмотрено оказание доврачебной и врачебной медицинской помощи, организация содержа­тельного досуга, психологическая помощь. Эта форма соци­ального обслуживания еще не получила широкого распро­странения, однако положительный опыт функционирования таких отделений говорит о том, что они нужны и их даль­нейшее развитие имеет перспективу.

Таким образом, рассмотренные вопросы создания и развития в России службы социальной помощи нетрудоспо­собным гражданам дают основание прогнозировать дальней­шее их совершенствование, в котором действенное участие будут принимать новые кадры специалистов по социальной работе, подготовке которых в настоящее время уделяется са­мое серьезное внимание.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социальная работа как важнейший раздел деятельности в области обслуживания пожилых людей и ин­валидов в последние годы приобретает все большую акту­альность. Хотя социальная забота государства и общества по отношению к инвалидам и старым больным людям в России проявлялась всегда, никогда ранее не обсуждался и не ре­шался вопрос о специалистах, которые осуществляли бы эту деятельность.

Социальная работа (в широком смысле этого слова) с такими категориями лиц, как инвалиды и пожилые люди, проводилась систематически в органах и учреждениях соци­ального обеспечения (социальной защиты). В числе осуще­ствляющих эту деятельность были работники домов-интер­натов, Центров социального обслуживания, муниципальных и территориальных органов управления.

Социальным работникам со времени введения этих должностей отводится специфическая роль, которая опреде­ляется и типом учреждения, и характером оказываемых ус­луг, и целями (задачами), и ожидаемыми результатами.

Место деятельности социального работника в связи с указанными обстоятельствами как бы перемещается, оно динамично. Вместе с тем, по мере внедрения в систему со­циальной защиты работников данной категории расширя­ются их функции. Деятельность социальных работников распространяется на все категории инвалидов и пожилых людей, находящихся и в населении (в том числе и в семь­ях), и в домах-интернатах. При этом особенно вырисовыва­ется специфика деятельности социальных работников. В од­них случаях она носит характер организации помощи разли­чных служб (медицинской помощи, юридических консуль­таций и т.д.), в других она приобретает морально-психоло­гический аспект, в третьих — характер коррекционно-педа­гогической деятельности и т.д.

Необходимо подчеркнуть, что помимо непосредственных «потребителей» (инвалидов, пожилых людей) сфера деятельности социальных работников распространяется и на обслуживающий персонал, например, в домах-интернатах, с которым социальным работникам приходится взаимодейст­вовать. В этой связи приобретает особую значимость уро­вень образования социальных работников, их профессиона­лизм, знание психологических особенностей инвалидов и пожилых людей.

В связи с широкими и разнообразными функциями со­циальных работников в обслуживании пожилых людей, воз­никает потребность в этих специалистах с различным уров­нем образования. Для той категории инвалидов и пожилых людей, которые - находятся в населении, диапазон деятельно­сти социальных работников охватывает большой круг задач, начиная от оказания социально-бытовой помощи и кончая психолого-педагогической коррекцией и морально-психоло­гической поддержкой. Для инвалидов и пожилых людей, на­ходящихся в стационарных учреждениях, деятельность со­циальных работников также имеет широкий диапазон, на­чиная от социально-бытовой адаптации в домах-интернатах и кончая интеграцией инвалидов в общество.

В нашей стране, как и во всем мире, в последнее десятилетие наблюдается значительное увеличение численности пожилых людей и инвалидов. Удельный вес пенсионеров в структуре на­селения России составляет более 23%. Тенденция к росту чис­ленности престарелых и инвалидов требует коренного изменения социальной политики в отношении этой, наиболее социально незащищенной категории общества.

Проблемы их социальной защищенности становятся особенно актуальными в современных условиях, когда старые формы и методы социальной поддержки оказались по существу, непригодными, а новая система социальной защиты, соответствующая требованиям рыночной экономики, еще только создается. Важнейшая задача системы социальной защиты - поддерживание уровня жизни пожилых людей и инвалидов в экстремальных ситуациях, содействие их адаптации к условиям рыночной экономики.

 

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. "Временное положение об отделении социальной по­мощи на дому одиноким нетрудоспособным гражданам". Ут­верждено постановлением Госкомтруда СССР и Секретари­ата ВЦСПС от 3 февраля 1986 г. №28/3-43.

2. Контроль за ходом осуществления международных планов и программ действий. Комиссия социального разви­тия, XXXI 11 сессия. Вена, 8-17 февраля 1993.

3. Приказ Министерства социальной защиты населе­ния Российской Федерации от 20.07.1993 г. №137 "Об утвер­ждении Примерного положения о Центре социального об­служивания".

4. Приказ МСЗ России от 27 декабря 1994 г. №259 "О создании отделений специализированной помощи на дому".

5. Социальное обслуживание населения и социальная работа за рубежом. — М., 1994, 78 с. (Институт социальной работы/ ассоциации работников социальных служб).

6. Указ Президента Российской Федерации от 26.12.1991 г. №328 "О дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992 году".

7. Указание "О взаимодействии органов социальной защиты населения и службы милосердия Российского Крас­ного Креста в вопросах социальнойзащиты малообеспечен­ных групп населения от 15 мая 1993 г. №1-32-4.

8. Дементьева Н.Ф., Болтенко В.В., Доценко Н.М. и др. "Социальное обслуживание и адаптация лиц пожилого воз­раста в домах-интернатах". / Методич. рекоменд. — М., 1985, Збс. (ЦИЭТИН).

9. Дементьева Н.Ф., Модестов А.А. Дома-интернаты: от призрения к реабилитации. — Красноярск, 1993, 195 с.

10. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Формы и методы ме­дико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан. - М., 1991, 135 с. (ЦИЭТИН).

11. Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю. Социально-психо­логическая адаптация лиц старших возрастов в начальный период пребывания в домах-интернатах. /Методич. реко­менд. - М., 1992, 18 с. (ЦИЭТИН).

12. Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю., Соболь А.Я. Орга­низационно-методические аспекты деятельности социально­го работника. В кн.; Социальная работа в учреждениях здра­воохранения. — М., 1992, (Департамент проблем семьи, женщин и детей МСЗ РФ. Центр общечеловеческих ценно­стей).

13. Токарь А.В., Вержиковская Н.В. Организационное обеспечение координации медицинской и социальной по­мощи пожилому населению. В кн.: Медицинские и соци­альные проблемы старения. — Киев, 1987, с.3-7 (Институт геронтологии АМН СССР).

14. Чеботарев Д. Ф. Медико-социальные аспекты поста­рения населения. — Ж. Советское здравоохранение., 1977, №6, с.8-13.

15. Щирина М.Г. Демографические и клинико-эпидемиологические исследования в геронтопсихиатрии. — МРЖ, р.14, №12.

16. Энциклопедия социальной работы (перевод с анг­лийского). — М., 1993, т.1, 480 с. (Центр общечеловеческих ценностей).


Приложение 1

 

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НУЖДАЕМОСТИ ОДИНОКИХ НЕТРУДОСПОСОБНЫХ ГРАЖДАН В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ УСЛУГ НА ДОМУ, %.

<
Виды социально-бытовых услуг Нуждае­мость Предоста­вление
Стирка белья (в т.ч. услуги прачечной) 90,8 19,9
Услуги химчистки 49,1 3,9
Помощь при мытье головы, тела 57.3 5.3
Стрижка волос и ногтей 35,6 1.4
Ремонт обуви 28.1 4,3
Пошив одежды 7,5 3,6
Услуги библиотеки 5,0 1.8
Помощь в чтении газет и др. 8,2 1.1
Доставка продуктов 94.6 94,6
Доставка медикаментов 92,5 86,5
Доставка (приготовление) горячей пищи 24,2 1.0
Доставка хоз. и промтоваров 69,7 37,4
Уборка жилого помещения 87,5 28.5
Оплата коммунальных услуг 75,3 62,9
Доставка топлива, протопка печей 6.1 2.1
Содействие в ремонте жилья 35.7 3.6
Организация досуга 7.5 2.1
Сопровождение на прогулке 16,0 2,5


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: