Драматургия историй: как рассказывать их в блоге или СМИ»




Предлагаемые основные курсы для 10 класса

История отечественной журналистики

История формирования российской журналистики от «Курантов» Алексея Михайловича и «Ведомостей» Петра I до программы «Взгляд» и современных СМИ. В рамках курса разбираются основные тенденции в этой сфере в разное время, роль журналистики в исторических процессах, ключевые СМИ прошлого и деятельность конкретных журналистов, оставивших свой след в профессии.

 

Преподаватель: Устюжанинов Илья Дмитриевич, аспирант кафедры Истории общественных движений и политических партий Исторического факультета МГУ, учитель истории ГБОУ школа 1317 (2018 - 2021).

 

2. Современные СМИ

Курс дает представление о работе СМИ сегодня в России и мире, изменениях в профессии журналиста, правовых и этических нормах в этой сфере.

 

Преподаватель: Назарова Дарья Алексеевна, бакалавр факультета Международной журналистики МГИМО (2021), победитель олимпиады «Ломоносов» по журналистике, постоянный автор журнала МГИМО «Международник», проходила стажировки на «Первом канале» и RT.

 

Тематические блоки:

· Правовые основы журналистики: основные законы, регулирующие деятельность журналистов в России, свобода массовой информации и злоупотребление ей, права и обязанности журналистов, освещение терактов, отношения СМИ с гражданами и организациями (право на запрос информации, право на опровержение и т.д.).

· Журналистская этика: кодекс профессиональной этики российского журналиста, разбор конкретных спорных ситуаций.

· Современный российский медиаландшафт: разбираем новые и традиционные СМИ, действующие в нашей стране. Как формируется новостная повестка, как одни и те же события показаны в разных СМИ; доверие к СМИ; фактчекинг; обзор экономических/политических/спортивных/культурных СМИ; главные персоны современной журналистики; будущее традиционных СМИ – есть ли оно?

· СМИ и конфликты: взаимоотношения журналистов и общества, журналистов и власти; взаимоотношения СМИ между собой, конфликты между ними; эффект враждебных СМИ.

· Журналист – это не…: говорим о разнице между журналистом и блогером, журналистом и пиарщиком, журналистом и SMM-специалистом; что должен уметь современный журналист, а что оставить представителям других профессий?

· Зарубежные СМИ: обзор зарубежного медиаландшафта, тренды и издания, журналисты, форматы и заимствования.

· Как СМИ влияют на политику (и влияют ли вообще): зарубежные и российские примеры; СМИ – четвертая власть или нет?

 

Работа с текстом: написание и редактирование

Учимся работать с новостной повесткой и формировать ее, находить и прорабатывать темы, брать интервью, писать статьи в различных жанрах (информационная заметка, интервью, репортаж и другие), а также посты в новых медиа. Занятие по формату напоминает планерку в редакции, на которой даются журналистские задания, разбираются готовые работы. При этом на уроках курса также даются теоретические знания и практические советы по написанию текстов, объясняются особенности тех или иных жанров, обсуждаются ключевые ошибки.

 

Преподаватель: Зуев Глеб Владиирович, магистр факультета Международной журналистики МГИМО (2020), руководитель пресс-центра РОО «Ассоциация победителей олимпиад», главный редактор журнала МГИМО «Международник», ранее – редактор новостей на телеканале «ТВ-Центр».

 

 

Драматургия историй: как рассказывать их в блоге или СМИ»

Сторителлинг – умение рассказывать истории. Это универсальный навык, который поможет школьникам овладеть искусством самопрезентации (как рассказывать истории в публичном поле о себе) и искусством освещения сложных тем (как журналисты рассказывают истории, освещая сложные процессы, происходящие в обществе, общественно-политические и научно-популярные темы). Сторителлинг очень востребован сегодня в медиасреде, его механизмы можно применять при подготовке работ на вступительных испытаниях на лучшие журфаки страны, а также при практической работе: в блогах, журналистике, авторских проектах, кинематографе и других видах искусства.

 

Преподаватель: Остапчук Олеся Руслановна, магистр факультета журналистики МГУ (2021), преподаватель Школы юного журналиста МГУ, Школы журналистики им. Владимира Мезенцева при Центральном доме журналиста, журналист (онлайн-журнал «Холод», журнал «Русский репортер» и другие СМИ).

 

Примерный план занятий:

1) Журналист должен заявить о себе и привлечь внимание. Как рассказывать истории о себе широкой публике, чтобы увлекать читателей. Тренируемся на историях из личного опыта

2) Самопрезентация на разных платформах: как начинающему журналисту или блогеру заявить о себе. Работаем с Twitter, Facebook, Instagram и «ВКонтакте».

3) Зарисовка. Как рассказывать короткие истории о других людях и происшествиях в блоге и СМИ?

4) Основы интервьюирования для сторителлинга. Как формулировать задавать вопросы так, чтобы услышать в ответ историю?

5) Что такое narrative journalism и literary journalism. Какие приемы мы можем позаимствовать у классиков мировой литературы, чтобы сделать свои истории увлекательнее?

6) Герой в истории. Как найти героя, как с ним работать, что такое «путь героя» в драматургии?

7) Приемы сценарного мастерства, которые могут помочь журналисту и блогеру.

8) «История моего знакомого»: от идеи до воплощения.

9) Пространство в тексте, как создать пространство в истории: пейзаж, интерьер и другие виды описания.

10) Автор в тексте: как отображать свои эмоции так, чтобы это было интересно читателю?

11) Деталь и ее роль в драматургии.

12) Как найти тему в общественно-политической журналистике и создать свою увлекательную историю?

13) Как включить в историю статистические данные, где их искать, основы фактчекинга.

14) Герой и эксперт: в чем разница? Какие роли есть у ваших интервьюируемых и как стоит выстраивать с ними коммуникацию?

15) Как найти тему для научно-популярной истории и создать свою увлекательную историю?

16) Работа с источниками: письма, музейные экспонаты и другие источники, с которыми сталкивается журналист?

17) Диалоги и прямая речь в истории, как с ними работать?

18) Структура текста и визуальные компоненты, которые могут его улучшить. Основы инфографики?

19) Как рассказать историю в виде комикса? Учимся на современных исторических комиксах.

20) Что такое лонгрид? Разбираем на современных примерах.

21) Как найти тему для лонгрида?

22) Как найти источники для лонгрида?

23) Как создать лонгрид? Практическая работа на платформе Tilda.

24) Психология журналиста: какие психологические приемы могут понадобиться журналисту при работе с историями?

25) Финальное занятие. Презентация командами собственных мультимедийных лонгридов.

 

5. «Социальные сети и цифровые медиа»

Дисциплина нацелена на формирование у школьников понимания и базовых навыков работы с инструментами продвижения в социальных сетях. Сейчас создать журналистский материал уже недостаточно: любой текст или видео нужно правильно оформить и подать, чтобы он дошел до аудитории. В ходе курса будут разобраны основные понятия social media marketing – специфика оформления и продвижения в разных социальных сетях. Учебный курс предоставит школьникам возможность попробовать свои силы в новейших «цифровых» профессиях – от специалиста по ведению социальных сетях до дизайнера интерфейсов. Помимо теоретического материала предусмотрена практическая проектная работа. Курс будет особенно актуален для тех, кто планирует обучение в бакалавриате по направлениям «Медиакоммуникации», «Реклама и связи с общественностью».

 

Преподаватель: Собинина Валерия Викторовна, бакалавр филологического факультета РУДН (2021, педагогическое образование), менеджер социальных сетей международных проектов НИУ ВШЭ.

 

Основные тематические блоки:

1. Менеджмент социальных сетей (специфика разных платформ, необходимые инструменты).

2. Интегрированные и маркетинговые коммуникации (определение целевой аудитории, основы PR).

3. Цифровые профессии (т.н. профессии в digital — необходимые навыки, перспективы, общение с практиками из индустрии).

4. Основы креативного копирайтинга (особенности текста в социальной сети, приемы креативного письма, искусство сторителлинга).

5. Особенности деловой коммуникации (понятие «личный бренд», деловая этика, коммьюнити-менеджмент и модерирование).

Шестой курс – в разработке, возможно включить один из факультативных, воплотить ваши пожелания.

 

Возможные спецкурсы и факультативы:

1. Углубленное изучение истории и теории медиа. Дополнительное занятие для тех, кого заинтересовал курс «История отечественной журналистики» и кто хочет по-новому взглянуть на изучаемый предмет. В первой половине курса слушатели узнают известных писателей и исторических деятелей XVIII-нач. ХХ вв. как журналистов и публицистов. Во второй – узнают о формировании и развитии теории медиа (см. приложение).

2. Подготовка к олимпиадам по журналистике («Ломоносов», «Покори Воробьевы горы!», «Высшая проба»).

Преподаватель: Степан Антропов — студент факультета журналистики МГУ, двукратный призёр олимпиады «Покори Воробьёвы горы!» по журналистике, призёр олимпиады «Ломоносов» по литературе, победитель олимпиады «Высшая проба» по журналистике, призёр заключительного этапа ВсОШ по истории, литературе и МХК.

3. Управление медиапроектами – краткий курс о том, как продумать, создать и развить свой проект в медиа.

4. Научно-популярная журналистика – как преобразовать знания по различным предметам (от естественно-научных до гуманитарных) в научно-популярные статьи, интересные широкой аудитории?

5. Подкасты – особенности такого формата аудиоблога, запись и ведение собственных подкастов.

6. Телестудия – работа с видеоконтентом, подготовка сюжета, запись, работа в кадре, монтаж.

7. Ораторское искусство – обучение грамотной устной аргументации своей позиции, публичным выступлениям, работе с аудиторией, искусству дебатов.

День открытых дверей

Задача: заинтересовать учеников 8-9 классов в поступлении в Медиакласс и изучении журналистики, рассказать им подробнее о программе.

Формат: несколько ярких выступлений по темам, которые будут проходиться в рамках курсов Медиакласса от его потенциальных преподавателей в течение трех часов.

Предлагаемая дата: 24 апреля, суббота.

1. Рассказ о программе Медиакласса на следующий год (15 минут);

2. Рассказ о том, что медиа сегодня – это не только газеты и телевидение (30 минут);

3. Как и зачем рассказывать истории – рассказ о сторителлинге и его роли в построении текста (30 минут)

4. Игра с «Евгений Онегин в медиа» (60 минут)

За основу игры берется сюжет романа «Евгений Онегин». Ученики делятся на команды по 3-5 человек, каждая из них должна переделать историю так, чтобы она подходила под определенный медиаформат (газетная статья, видеоблог, радиоэфир). После распределения заданий у ребят будет 40 минут на то, чтобы записать, инсценировать или написать материал, который впоследствии будет презентован перед всеми в конце данного блока. После того, как все покажут свои мини-проекты, лекторы дадут комментарии по поводу работ, совпадения по форматам и т.д.

5. «Три журфака» (45 минут)

Презентация трех направлений «Журналистика»/«Медиакоммуникации» в МГУ, МГИМО и ВШЭ их студентами и выпускниками. Рассказ об особенностях программ, поступлении и возможных траекториях развития после окончания учебы. В конце ученики смогут задать любые интересующие их вопросы о факультетах и профессии.

 

Партнерство

РОО «Ассоциация победителей олимпиад»

· Готовы предоставлять профессиональные студии (ближайшая – на Шаболовской).

· Возможность размещать публикации школьников в тематических группах о предметах и олимпиадах (суммарный охват 20 групп – 100 тысяч подписчиков, в некоторых группах больше 10 тысяч).

· Взаимодействие с специалистами пресс-центра, проведение мастер-классов, поддержка в создании медиапроектов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: