Модель государственного регулирования в деятельности частных компаний и организаций, занимающихся профессиональным образованием и обучением




 

Наиболее характерные примеры данной модели - это профессиональные образования в Германии, Нидерландах и Дании. Так, в Германии социальное партнерство является одним из важнейших элементов двухсторонней системы профессионального образования и переквалификации в рамках федерального государства, предполагающего четкое и законодательно закрепленное распределение обязанностей между федеральным правительством и землями. За развитие профессионального обучения традиционно отвечает целый ряд структур и институтов федерального и регионального уровней:

"ответственные организации" (государственные структуры, отвечающие

за обучение на предприятиях), представленные промышленными, торговыми и отраслевыми палатами и различными федеральными и земельными органами управления государственного сектора;

комитеты вышеуказанных организаций по профессиональному обучению;

земельные комитеты по профессиональному обучению;

земельные министерства (министерства труда, финансов и реже культуры), которые осуществляют контроль над "компетентными организациями" и принимают решения о предоставлении финансовой поддержки обучения на предприятии;

федеральный институт профессионального образования и обучения;

федеральная служба по вопросам труда[7].

Федеральное правительство отвечает за регулирование начального и непрерывного профессионального обучения на предприятиях, правил приема на обучение, выработку образовательных требований по медицинским специальностям, проведение исследований в области рынка труда и разработки новых специальностей и т.д.

Земельные органы власти имеют законодательные полномочия и права в области начального и среднего профессионального образования. Земельное законодательство касается образования в учебных заведениях, включая профессиональные училища и частные школы. При этом некоторые полномочия в сфере образования земельные органы в рамках реализации принципа субсидиарности передали на федеральный уровень, например, обеспечение гарантии свободы преподавания, выбора профессии и места обучения.

Социальные партнеры активно участвуют в разработке квалификационных требований профессионального образования. На региональном (земельном) уровне проводится первичное изучение потребностей в необходимых профессиональных образовательных программах, на основе которых Федеральный институт профобразования (BIBB) готовит необходимые документы по структуре и содержанию программы, механизмах ее подготовке и реализации. Затем объединения работодателей, профсоюзов, федерального и земельных правительств достигают соглашение по координаторам новых программ и процедурам администрирования. Далее соответствующее министерство и BIBB дорабатывают документы. Причем чем более профессионально ориентирован курс обучения, тем большее участие в разработке квалификационных требований к его выпускникам принимают работодатели.

В Нидерландах ведущую роль в формировании содержания образования играют национальные организации по профессиональному образованию и обучению. Созданы 22 национальные организации профессионального образования и обучения, которые представляют интересы государства, работников и работодателей и осуществляют взаимодействие между рынком труда и профессиональным образованием и обучением, также они имеют право разрабатывать учебные материалы.

Национальные организации формируются из представителей промышленности и бизнеса, Конфедерации профсоюзов Нидерландов и системы образования. В двух третях национальных организаций все категории социальных партнеров представлены непосредственно в руководящих органах, а в одной трети партнерство осуществляется в рамках обязательных консультаций с представителями сфер образования, бизнеса и промышленности.

Задачи, которые национальные организации уполномочены решать по организации профессионального образования и обучения, дают достаточно полное представление о системном и комплексном характере их деятельности. Национальные организации вовлечены в:

формирование содержания профобразования;

качество профобразования;

разработку курсов для повышения квалификации работников (например, при появлении нового оборудования);

изучение потребности в повышении квалификации в рамках компаний;

разработку долгосрочных планов обучения;

организацию производственного обучения в системе профобразования.

Разработка квалификаций осуществляется следующим образом: сначала социальные партнеры определяют профили профессии, затем они обсуждаются с представителями сферы образования и после этого становятся ориентирами конечной модели специалиста.

Национальные организации участвуют в определении "выходных квалификаций", т.е. образовательных стандартов обучения, приводящего к получению квалификации. В разработке "выходных квалификаций" также участвуют колледжи. Разработанные национальными организациями "выходные квалификации" подлежат утверждению Министерством образования, которое предварительно согласует их с Советом по рынку труда и образованию. Участие социальных партнеров в разработке структуры квалификаций является естественной гарантией того, что обучение ведется именно тем профессиям, которые востребованы на рынке труда.

Подготовкой стандартов среднего профессионального образования занимаются 22 национальные организации, каждая из которых осуществляет мониторинг развития своего образовательного сектора, регулирует обновление образовательного контента квалификаций, а также образовательные стандарты в отрасли.

Разработка стандартов и квалификаций состоит из двух этапов. На первом определяются профили профессий. Для этого используются эмпирические обследования, видеоконференции или конференции экспертов. На втором - социальные партнеры по секторам осуществляют разработку профилей профессионального образования совместно с представителями учебных заведений профессионального образования. Эти профили по сути являются эквивалентом понятия квалификация.

Здесь следует особо выделить различие между профилем профессии и профилем профессионального образования. Профиль профессии разрабатывается социальными партнерами и отражает ситуацию в профессиональной области. На его основании социальные партнеры и представители сферы образования разрабатывают профиль профессионального обучения (квалификации), который может охватывать несколько профилей профессий. Таким образом, объем квалификации устанавливается посредством консенсуса между сферой труда и сферой образования.

Итак, государство в Нидерландах устанавливает рамочные контуры возможных профессиональных образовательных программ, которые конкретизируются определенными субъектами образования и рынка труда, т.е. социальными партнерами. Национальные организации обеспечивают качество квалификационной структуры, осуществляя постоянное взаимодействие и консультирование компаний, непосредственно предоставляющих обучение; специалистов из сферы промышленности и торговли и инновационных центров по отраслям.

В рамках организации производственного обучения национальные организации определяют потребности в обучении и производят аккредитацию компаний по установленным критериям качества.

Национальные организации по профессиональному образованию и обучению объединены в Ассоциацию национальных организаций СОLО.

Таким образом, модели социального партнерства ряда европейских стран в управлении содержательным компонентом профессионального образования можно представить в виде таблицы 1.

 

Таблица 1 - Основные модели социального партнерства в европейских странах [8]

  Великобритания Франция Германия Нидерланды
Модель Государство играет незначительную роль Доминирующая государственная роль Государство определяет общие рамки (двухсторонняя модель) Государство определяет общие рамки
Организа-ционные формы Профессиональные комитеты; Отраслевые комитеты по профессиональному обучению Консультативные советы; Консультативные комиссии Отраслевые государственные структуры; Комитеты по профессиональному обучению; Земельные комитеты Национальные организации; Конфедерации; Комитеты по профессиональному обучению
Нацио-нальные структуры Отраслевые советы по вопросам квалификаций; Сеть по квалификациям для бизнеса; Агентство по формированию квалификаций для отраслей Постоянная комиссия Национального совета по управлению профессиональным обучением; Координационный комитет региональных программ профессионального обучения; Консультативная профессиональная комиссия; Комиссия по труду Комитеты по профессиональному обучению; Земельные коми-теты по профес-сиональному обучению; Земельные министерства; Федеральный институт профессионального образования и обучения; Федеральная служба по вопросам труда Национальные организации по профессиональному образованию и обучению; Ассоциация национальных организаций СОLО; Конфедерация профсоюзов Ни-дерландов

 

Еще одной формой социального партнерства, получившей распространение на Западе, являются научно-производственные практики, в результате которых формируется программа обучения с учетом потребностей работодателя, привлекаются специалисты, повышается уровень подготовки выпускников.

Таким образом, можно говорить о том, что социальное партнерство выступает способом достижения баланса интересов всех участвующих на рынке образовательных услуг субъектов на принципах равноправия и справедливости. Студенты заинтересованы в социальных гарантиях и престижном, конкурентоспособном образовании; государство - в гарантированном формировании и исполнении заказа на подготовку профессиональных кадров; бизнес-сообщество - в притоке образованных и хорошо подготовленных к жизни и работе специалистов.

Сравнительный анализ моделей социального партнерства в европейских странах дает основания полагать, что для отечественной системы профессионального образования наиболее адекватна вторая (французская) модель, характерной чертой которой является значительное регулятивное воздействие центральных и региональных властных госструктур на содержание и оценку обучающих программ. Вместе с тем образовательные инициативы (новые обучающие программы и требования к выпускникам) являются скорее прерогативой бизнеса, чем государства.

Работодатели и их организации способны влиять на формирование системы образования, лоббируя собственные интересы во властных структурах, участвуя в разработке квалификационных требований, профессиональных стандартов, образовательных программ. И в тех случаях, когда предприниматели предоставляют финансовые ресурсы и контролируют их использование, они включаются в попечительские советы, могут определять содержание обучения и предъявлять требования к его результатам.


Литература

 

1. Котенков А.В. Социальное партнерство в сфере профессионального образования: зарубежный и российский опыт. Журнал Проблемы современной экономики, № 4 (28).

2. Осипов А.М., Карстанье П., Тумалев В.В., Зарубин В.Г. О социальном партнерстве в сфере образования. www.isras.ru <https://www.isras.ru/>.

. Пруелъ Н.А. Образование как общественное благо. СПб., 2001.

. О городской целевой программе развития начального и среднего профессионального образования в городе Москве "Рабочие кадры" на 2008-2010 гг. Постановление Правительства Москвы №1036 от 04.12.07.

. Орлов С.А. Использование европейского опыта в формировании содержания и оценке качества среднего профессионального образования. Автореф. … к-та пед. наук. М., 2008.

. Государственно-частное партнерство в образовании. Книжный дом Университет. Москва. 2009.

. Олейникова О., Муравьева А. Социальное партнерство в сфере профессионального образования в странах Европейского союза // Высшее образование в России. 2006. № 6.

. Государственно-частное партнерство в образовании: [сборник] / Научные редакторы О.П. Молчанова, А.Я. Лившин. - М.: КДУ, 2009. - 242 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: