в детской музыкальной школе»




Методическое сообщение

«Музыкальный диктант на уроке сольфеджио

в детской музыкальной школе»

Выполнила преподаватель ДМШ №1

Заболотских Л.И.

 

 

Г. Березники 2021 г.

Работа над диктантом - одна из трудных задач сольфеджио. Конечная цель в области музыкального диктанта в школе заключается в выработке у ученика навыка записывания мелодий в форме периода, как диатонических, с наличием разнообразного ритма, так и с применением хроматизма и простейших модуляций. Тем самым содействуя основной задаче курса сольфеджио - воспитанию музыкального слуха.

Если эта работа проводится достаточно последовательно, систематично, то музыкальный диктант может явиться весьма действенным средством, помогающим организовывать внимание учащегося и развить его способность разбираться в услышанном, т.е. производить слуховой анализ.

В музыкальной практике существуют различные методы проведения музыкального диктанта. Из них наметились два основных:

-один заключается в том, что педагог предлагает записывать ноты в процессе прослушивания музыкального текста,

-по другому методу - учащиеся вначале должны запомнить мелодию, а затем записывать ее по памяти.

1-й способ, безусловно, легче и как будто дает лучшие результаты, но с точки зрения воспитания музыкального слуха в нем имеется ряд существенных недостатков: вынужденная игра в замедленном темпе, искусственно подчеркивая каждый звук, порой искажая ритмический рисунок, характер мелодии. Записывая ноту за нотой, дети не охватывают сознанием мелодию в целом, не ощущают форму. В этом случае детям трудно спеть записанную мелодию по памяти. Следовательно, они фиксируют лишь отдельные звуки и знакомятся с мелодией только в том случае, если им предложить спеть диктант по нотам. Имеется и техническое неудобство: ученик, не услышавший звук, вынужден прекратить запись и ждать очередного проигрывания.

Что касается диктанта по памяти, то возникающие в этом случае трудности (внутреннее напряжение и сосредоточенность, необходимые для охвата мелодии)оправдываются несомненной пользой в воспитании и совершенствования слуха. Этот метод позволяет педагогу играть выразительно, полностью сохранять художественный облик мелодии, благодаря чему ученику легко запомнить песню, ясно ощутить ее характер, форму, ритм. Здесь ученик не ждет проигрывания педагога, чтобы проверить себя, а может самостоятельно пропеть мелодию. Такой метод развивает память, позволяет накапливать большой музыкальный опыт.

Необходимо затронуть вопрос о музыкальном материале для диктанта. Психология учит, что ученик быстрее и прочнее запоминает то, что ему нравится. Физиологи на конкретных опытах доказали, что реакция на то или иное впечатление тем продолжительнее, чем более ярким был раздражитель. Следовательно, для развития музыкального вкуса ученика, для быстрого и прочного запоминания мелодии, необходимо выбирать художественно полноценный материал. Специально сочиненные упражнения для тренировки слуха на какой – либо интервал, ритмическую группировку, размер мало пригодны по причине отсутствия образного содержания.

Хороши для диктанта песни, выученные детьми в детском саду, в общеобразовательной школе, а также незнакомые им, но эмоционально доступные попевки, песни, инструментальные темы, способствующие формированию художественного вкуса учащихся. В материале для диктанта на первом месте должны стоять примеры со знакомыми для детей ладо – тональными оборотами и лишь позднее, по мере развития слуха, можно привлечь песни с более сложным интонационным строем.

Легче всего запоминается мелодия 8 - 12 тактов с четким разграничением коротких фраз и ясной направленностью мелодии, а также песни, контрастные по направлению мелодии по ритмическому рисунку (стр. 28 - № 23 ). Сложны для запоминания песни, где фразы значительно отличаются друг от друга, начинаются то с сильной, то со слабой доли такта, где в каждой фразе варьируется ритм, где фразы не равны по количеству тактов, мелодии с фразами широкого дыхания, мелодии, в которых конец одной фразы является началом второй. К таким мелодиям надо походить постепенно.

Прежде чем дети приступят к записи музыкального диктанта, у них необходимо выработать целый ряд навыков: - - -у детей должно быть воспитано внимание, оно развивается специальными заданиями: - педагог требует, чтобы во время пения или объяснения материала, дети смотрели только на него; - чтобы начинали и заканчивали петь только по его знаку;

-петь песню с припевом и куплетом вразбивку и цепочкой.

Дети должны слышать направление мелодии (вверх, вниз, на месте), ощущать разницу между восьмой и четвертью, ощущать биение долей в проигрываемом варианте мелодии, слышать сильные и слабые доли, количество долей в такте, количество звуков, приходящихся на 1 долю, уметь отмечать каждую долю движением руки (дирижировать), уметь по слуху ставить перед сильной долей тактовую черту, записывать у ключа размер песни.

Дети должны научиться правильно и красиво писать ноты, для этого рекомендуется переписывать в тетрадь знакомые песни. Самое важное, чтобы записанная песня была для детей не набором пустых нот, а вызывать определенные слуховые представления.

Музыкальный диктант является лучшей формой воспитания внутренних музыкальных представлений, поэтому при записи диктанта не следует разрешать напевать мелодию, а писать диктант в полной тишине. Это опять требует предварительной подготовки. Она начинается с устных упражнений:

- по знаку педагога ученики поют знакомую песню то вслух, то про себя;

- педагог играет маленькие упражнения (стр.30), каждое по 1 разу, предварительно дается задание - узнать, из каких звуков сложилась песня (начальный звук назван). Слушать молча, не шевеля губами. После проигрывания песенку спеть вслух, называя ноты. Постепенно, расширяя диапазон, можно исполнить несложные прибаутки, оставляя то еже условие. Когда устные упражнения в какой – то степени усвоены, можно давать письменные задания:

-педагог записывает на доске упражнение или несложную прибаутку, ученики поют ее по 2 – 3 раза, затем она стирается, записывается в тетрадь по памяти;

-дети выучивают песни по нотам самостоятельно, педагог проверяет, как она усвоена, предлагает выучить ее наизусть и петь, называя ноты;

-в классе выучивается на слух песня со словами, затем поют на слог, после чего исполняется с названием нот и записывается;

-ученики подбирают дома выученную песню, в классе записывают.

Запись производится в тишине. Письменные записи приучают учащихся координировать свои слуховые представления с контрольной записью. Приступая к диктанту, дети должны знать хотя бы 3 тональности: ДО, СОЛЬ, ФА мажор. Кроме того следует, чтобы ученики пели и подбирали на инструменте одну и ту же мелодию в разных тональностях. Внося в урок элемент игры, педагог может дать диктант в тональности, предложенной самими детьми.

Выбирая музыкальный материал для диктанта, необходимо учитывать не только его художественную ценность, эмоциональную доступность для детей данного возраста, но и уровень знаний и навыков учащихся по музыкальной грамоте. В мелодии не должно быть ни одного элемента, которые учащиеся не могли бы осмыслить. Каждое новое явление должно быть закреплено первоначально в инструментальной пьесе, либо песне, исполненных педагогом, затем утверждено в песнях, исполненных самими детьми. Только после такой проработки и усвоения новый материал может быть включен в диктант.

Очень сложно проведение диктанта в 1 классе, где у детей мало музыкального опыта, знаний по музыкальной грамоте. Здесь рекомендуется запись песен, подобранных на слух. Все внимание должно быть обращено на направление мелодии. Для этого достаточно знания нот, длительностей, размер 2/4, ¾.

Очень важно научить детей подбору мелодии, потому что справляются с этим видом работ не все ученики, даже при наличии хорошего слуха.

Начать стоит с мелодии в поступательном движении вверх или вниз. Затем, когда подбор песен, построенных на поступательном движении будет усвоен, следует перейти к мелодиям, содержащим интервал терции (нужно предупредить, что здесь есть переходы через одну клавишу). При переходе к более широким интервалам в песнях указать на то, сколько клавиш может быть пропущено в песне (стр. 32 -33). Такие указания даются до тех пор, пока учащиеся сами не начнут свободно подбирать на слух.

Обычно, запись самостоятельного диктанта начинается с мелодии в поступательном движении (стр. 34).

В дальнейшем в усложнении материала педагоги принимают во внимание интервалы, либо появление новых ступеней лада. Однако есть немало детей, которые мгновенно могут узнать любую ступень, интервал, а диктант записывают с трудом. Дело в том, что в каждой мелодии ступень, интервал воспринимаются в зависимости от мелодической и ритмической организации, свойственной данной мелодии.

При работе над диктантом нужно ориентировать слух детей как на ощущение опорных звуков тональности (тоническое трезвучие), так и на знакомые им интервалы и аккорды. На что направить слух ученика в следующих диктантах (предложения в пособии стр. 36).

Тренируя слух детей, нужно учитывать еще и то, что длительная остановка на каком – либо одном задании, может приучить их к стандарту. Чтобы избежать этой ошибки, нужно все время поддерживать активность слуха детей.

Работа над диктантом начинается с настроя: педагог дает на инструменте тонику, а дети поют тоническое трезвучие.

Перед первым прослушиванием нужно направить внимание учащихся на определенное количество фраз в мелодии, предложить сравнить фразы между собой (какие из них повторяются, точно, с изменением, если имеются, то где?).

Перед вторым прослушиванием нужно предложить учащимся прослушать или опорный звук, или определить, каким интервалом начинается та или иная фраза, на чем основана мелодия(Т5/3, поступенное движение и т.д.).

Затем, перед третьим проигрыванием отметить доли, определить размер. От учащихся потребовать на эти вопросы ответы

(рекомендуется называть даже ноты).

Постепенно, с накоплением опыта ученики должны научиться самостоятельно анализировать мелодию, без наводящих указаний.

Сколько раз нужно проигрывать диктант, чтобы ученик его запомнил? Это зависит от восприимчивости каждого ученика в отдельности и группы в целом. Необходимо педагогу изучить каждого ученика, чтобы быть уверенным, что проигрывание очередного диктанта принесет ему пользу.

Чтобы проверить, насколько хорошо усвоена мелодия диктанта, можно предложить детям спеть ее на слог.

Часто бывает так, что ученик не пишет диктант, т.к. не может осознать какой – нибудь мелодический оборот. Ему кажется, что если диктант будет проигран еще раз, то он все поймет. На деле получается обратное - чем больше диктант играется, тем меньше воспринимается сознанием ученика. В итоге внимание настолько утомляется, что ученик перестает осознавать ту часть мелодии, которую мог бы записать. Чтобы ученик не потерял веру в собственные силы, лучше подсказать ему это трудное место. После того, как педагог убедился, что половина диктанта уже написана, можно обойти учеников и сделать короткие замечания тем, у кого есть ошибки. Эти ошибки не следует тут же исправлять, а только указать на них. Затем диктант может быть сыгран еще несколько раз, но в общей сложности не более 6 -7 раз.

После того, как диктант записан, проверен, большое значение приобретает работа над ошибками. Если встречаются одинаковые ошибки у нескольких человек, то их полезно проанализировать коллективно, сделать правильную запись на доске. Если ошибки у 1 -2 человек, то вызвать одного из них и предложить спеть мелодию с названием нот. Ученик не должен уйти с урока, не осознав свои ошибки, не зная, как правильно выглядит запись мелодии.

После выявления и исправления ошибок, диктант полезно спеть хором по памяти, называя ноты и тактируя. В качестве домашнего задания можно предложить записать диктант в двух или трех тональностях и на следующем уроке спеть или сыграть наизусть.

В условиях классной работы следует использовать разные формы диктантов с тем, чтобы создавать прочные разносторонние навыки записи.

Так, например, время от времени нужно проводить устные диктанты - пение сыгранной мелодии с названием нот и дирижированием.

Очень полезны диктанты ритмические - запись одного ритма, без нотных строк. Этот прием хорошо используется при освоении новых ритмов.

Зрительные (графические) диктанты - как бы продолжающие прием пения по столбице. Особенно полезны для учащихся плохо чувствующих линию мелодии. Рисунки можно выполнять точками на простой или клетчатой бумаге. При желании - перенести графический рисунок на нотный стан, т.е. нотами, вне ритма.

Запись знакомой мелодии по памяти особенно поможет учащимся, трудно запоминающим мелодию, так же полезно всем для тренировки внутреннего слуха. При этом не нужно проигрывать вслух, а предложить вспомнить ее самим учащимся, предварительно настроить в какой – нибудь тональности.

Запись по фразам - в таких диктантах педагог и учащийся записывают мелодию вместе. Их можно проводить двумя способами:

-прослушав мелодию, определив размер и установив тональность всем классом, педагог записывает 1 фразу на доске, советуясь и привлекая к работе учащихся. Вторую фразу предлагает записать детям самостоятельно. Этот прием помогает увидеть на нотном стане то, что они слышат, вторую фразу записывать легче;

-прослушав мелодию, сделав всем классом предварительный анализ, педагог предлагает записывать вначале вторую фразу или отдельные мотивы. Этот прием важен тем, что приучает осознать и записывать части мелодии, а не писать все звуки подряд, укрепляет чувство лада, умение чувствовать ступени. Такие диктанты можно писать, предварительно разграфив нотную строку на определенное количество тактов и вписывать в них отдельные фразы. Это должно помочь ученикам охватить мелодию в целом.

В работе над диктантом очень важно воспитывать внимание и память учащихся. Для этого можно использовать диктанты - минутки.

Небольшие мелодии - попевки в 2 -4 такта играются 3 раза. Надо быть очень внимательными и постараться запомнить этот пример и только тогда приступать к записи. Следует начинать с простых примеров, постепенно удлинняя и усложняя их. Многие педагоги используют словесный анализ диктанта перед записью. Это помогает сосредоточиться учащимся, осознать мелодию. Но, заостряя таким анализом внимание учащихся на средствах музыкального языка, на понимании слышимого, мы тем самым лишаем детей непосредственного восприятия музыки, ее художественного образа. Учащиеся плохо запоминают мелодию диктанта, потому что они не слышали, не воспринимали самой мелодии, стремясь осознать отдельные ее элементы. Поэтому, прежде чем приступать к анализу мелодии, следует раза 2 просто прослушать ее. Нельзя разрешать в это время готовить карандаши, нотную строчку, выставлять знаки при ключе. Предварительный анализ не следует проводить перед записью каждого диктанта. В таких формах, как диктант – минутка, запись знакомых мелодий - достаточно установить тональность, размер.

В контрольном диктанте педагог называет только тональность и дает возможность детям проявить полную самостоятельность. Контрольный диктант не следует давать часто. Время, отводимое для записи диктанта и количество проигрываний не могут быть едиными, т.к. зависят от избранной формы, его протяженности, от трудности мелодии. В среднем, на каждом уроке на диктант должно быть отведено 20 – 25 минут. Если это устный диктант - можно дать два, или диктант по памяти и еще один диктант - минутку.

Отметку следует выставлять только за контрольный диктант, в рабочие диктанты оценивать словесной характеристикой, с указанием ошибок.

Список используемой литературы:

Островский

«Очерки по методике преподавания сольфеджио и теории».

Е.Давыдова

«Методическое пособие».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: