Движение направленности глаз




Во время формирования

Образов и припоминания

Направление взгляда. У визуалов при общении взгляд направлен в основном вверх, у аудиалов — по средней линии, у кинестетиков — вниз.

Организация учебного процесса на основе типологии памяти

Под типом памяти понимают вид восприятия, через которое человек наилучшим образом воспринимает информацию. Выделяют четыре типа памяти: зрительный, слуховой, моторный (двигательный), смешанный.

Ученики, которым присущ зрительный тип памяти, лучше всего запоминают материал в тех случаях, когда он предъявляется наглядно, через зрительный анализатор. Они закрепляют в своей памяти внешний вид разнообразных объектов, в том числе печатные тексты.

Школьники, которым присущ слуховой тип памяти, лучше всего запоминают то, что было воспринято им с помощью слуха.

Довольно распространенным типом являются люди, в системе памяти которых значительную роль играют кинестетические ощущения. Они хорошо запоминают материал в результате переписывания, проговаривания, манипуляции с предметами.

Что же касается людей со смешанным типом памяти, то к нему принадлежат те, кто с одинаковым успехом запоминают и воспроизводят информацию, воспринятую через любой анализатор.

Возникает вопрос: что может дать описанная типология для рационализации, повышения эффективности учебного процесса? Это не совсем просто, но вполне возможно. Например, закончив изучение нового материала, вы приступаете к так называемому закреплению. Осуществляется оно, как правило, путем фронтального опроса, причем объектом его становится любой ученик. Можно ли ожидать желаемого ответа от того, кто имеет зрительный тип памяти? Каким бы внимательным он ни был во время восприятия, как бы ни напрягал свою волю, воспринимать материал должным образом на слух он вряд ли сможет.

 

 

Такому ученику, безусловно, нужно позволить во время изложения материала учителем пользоваться учебником.

Ученику с двигательным типом памяти особенно полезно делать во время слушания короткие заметки. Тем, кто обладает развитой зрительной памятью, целесообразно самостоятельно составлять соответствующие графики, таблицы, рисунки. Школьникам со слуховым и моторным типом памяти можно порекомендовать прочитывать материал учебника вслух.

 

Особенности запоминания.

 

Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами. Аудиал то, что обсуждал; запоминает слушая. Кинестетик помнит общее впечатление. Запоминает двигаясь.

Визуал: послушно откроет дневник и запишет, вернее, перепишет с доски то, что задано на дом. Он предпочитает иметь нужную ему информацию, чем спрашивать у других. Он легко воспримет ее записанной именно на доске.

 

Аудиал: если захочет записать домашнее задание в школе, то, скорее всего, переспросит у соседа по парте, что задано. Со слуха запишет эту информацию себе в дневник. Дома может «сесть на телефон» и узнать о том, что задано, у одноклассников. Или просит сделать это родителей и сказать ему.

 

Кинестетик: чаще всего долго роется у себя в портфеле, достает оттуда учебники, находит нужные страницы и прямо в учебниках обводит номера нужных упражнений.

 

Визуал: чаще всего остается в классе, если большинство учеников из него выходит. Для него главное — возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы. Но ему могут помешать шумные диалоги аудиалов или подвижные игры кинестетиков. Тогда он предпочтет выйти в коридор, где будет наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на стенах.

Аудиалы используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если на предыдущем уроке пришлось «держать рот на замке».

Для кинестетика перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться.

 

О чем говорят эти наблюдения?

Не стоит заставлять всех детей водить на перемене хороводы или слушать тихую музыку. Каждый ребенок инстинктивно выбирает подходящий ему способ восстановления сил.

Так же индивидуально нужно подходить к каждому из них и в учебной работе.

Специалисты рекомендуют:

- от визуала можно требовать быстрого решения задач;

- от аудиала — немедленного повторения услышанного им материала;

- от кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого — он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны учителей и домашних!

 

При выполнении работы на уроке или дома рекомендуется:

 

визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т.д.;

аудиалу не делать замечания, когда он в процессе за поминания издает звуки, шевелит губами — так ему легче справиться с заданием;

кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно; обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за мелом, журналом, писать на доске, дома — сходить в другую комнату и т.д.); запоминание материала у него легче происходит во время движения.

Учителю необходимо помнить



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: