Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста 4 глава




Работа по развитию речи проводится также и в режимные моменты. Во время еды, умывания, одевания дети выполняют много разнообразных действий. С помощью речи взрослого ребенка учат правильно держать ложку, аккуратно есть, мыть руки с мылом, насухо вытирать полотенцем, снимать одежду перед сном и т. д., т. е. учат не только соответствующим навыкам, но и определенным правилам поведения. В результате дети воспринимают большое количество речевых образцов и начинают понимать их содержание. На фоне развития; понимания формируется активная речь.

В некоторых режимных процессах у детей в большей степени развивается пассивная речь, например во время кормления, подготовки ко сну. Речевое воздействие взрослого направляется на мобилизацию волевых усилий ребенка при выполнении соответствующих действий: держать ложку, чашку так, чтобы из них не выливался суп, расстегнуть пуговицы у кофточки и снять ее, снять колготки, туфельки.

Установлена, что в раннем детстве имеется тесная связь между развитием речи и самостоятельной игрой детей» В процессе совершенствования игры совершенствуется и речь. В ходе самостоятельной игры малыши выполняют различные действияс, игрушками: специфические, соответствующие назначению предметов (ложкой кормят куклу); обследовательские — рассматривают предмет и его детали, обследуют формы предмета руками; неспецифические — простое манипулирование или действия, не соответствующие назначению предмета (не кормят куклу из тарелки, а ставят ее в тарелку). Установлено, что специфические действия в» три раза больше сопровождаются речевыми проявлениями, чем обследовательские или неспецифические. Одновременно идет процесс отграничения слов от действий, т. е. речь начинает выступать как самостоятельная деятельность внутри игры. Необходимо следить затем, чтобы дети своевременно отражали в игре то, что им дается на занятиях. Важным является подключение взрослого к процессу игры. При этом чаще всего используется прием задавания вопросов, на которые ребенок реагирует в меру своих возможностей: отвечает либо словом, либо действием. Судя по ответам, взрослый намечает путь для дальнейшего речевого общения. Например, выбрав удобный момент в игре, воспитательница спрашиваете: «Саша, что ты построил из кубиков?» Ребенок отвечает: «Дом». Второй вопрос; «Кто будет в домике жить?» Малыш либо называет игрушки (петушок, зайка, мишка), либо молчит. В случае называния следует речевое общение продолжить («Кто, еще будет в домике жить? Надо ли построить, большой дом?»). Если ребенок затрудняется в употреблении слов, следует дать ему названия всех игрушек, с которыми он играет. Слова можно произносить несколько раз подряд. Затем организовать игру: ввести игрушки в дом и оставить их там, провести краткий разговор по поводу игрушек и постройка дома. Разговор целесообразно повторить два-три раза.

На развитие речи большое влияние оказывает перемена условий жизни. При поступлении в детский сад в период адаптации к новым условиям речевая активность у детей может снижаться.

Особенно часто это бывает на втором году жизни. Для установления контакта воспитателю необходимо чаще общаться с ребенком, проводить индивидуальные занятия. Целесообразно это делать сначала с помощью игрушек: выяснить, какие действия с той или иной игрушкой ребенок умеет выполнять, как он это делает, какие слова при этом произносит. Затем нужно предъявлять картинки, привлекать внимание к окружающим предметам. При этом следует задавать вопросы: «Где то-то? Что это? Кто это?» —и давать разнообразные поручения: «Покажи, где куколка сидит. Принеси мишку. Поставь собачку на полку». Необходимо побеседовать с родителями, установить, какие слова малыш употребляет дома. Собственные наблюдения и сведения, полученные от родителей, помогут выяснить, насколько ребенок понимает то, о чем с ним говорят, каков его словарный запас, умеет ли он пользоваться словами при ответах на вопросы. Все это дает воспитателю возможность целенаправленно руководить речевым развитием ребенка на групповых занятиях, во время выполнения режимных моментов и в самостоятельной игре.

Третий год жизни

Третий год жизни является важнейшим периодом в развитии речи ребенка. Задачи развития речи многообразны. Необходимо приучать детей понимать речь окружающих без наглядного сопровождения, расширять активный словарь, формировать грамматический строй речи, развивать речевое общение со взрослыми и сверстниками.

Для формирования речи важное значение имеет развитие ориентировки в окружающем. Следует развивать у детей способность наблюдать, узнавать разнообразные предметы, явления, а также знакомить их с трудовыми действиями взрослых. В результате будут развиваться смысловая сторона речи, артикуляция, функции общения и обобщения.

Самое главное заключается в том, чтобы ребенок не только усвоил слова, но и научился их употреблять по собственному усмотрению. Само собой это не получается, потребность пользования языковым материалом необходимо воспитывать. При отсутствии специальной работы дети быстро переходят к более простым словам, которыми замещают развернутые словесные ответы (там, вот идет, туда ушел, тут взял, сюда закатилась).

Воспитатель в своей речи не должен допускать упрощенных слов (бибика, ляля вместо машина, кукла) в тех случаях, когда надо, чтобы ребенок правильно назвал тот или иной предмет или местонахождение предмета. «На окне стоит цветок. На столе Сашин рисунок, возьми его и принеси мне. Оля, ты где взяла книгу про зайчат? В шкафу я ее не видела. Наверное, ее рассматривал кто-то из детей? Ты не отобрала эту книгу, а попросила? Скажи, как ты это сделала».

Если ребенку незнакомо слово, его обязательно следует использовать в сочетании с другими знакомыми словами («Нам подарили машину. Она называется трактор. У трактора колеса большие и маленькие. Маленькие колеса спереди, большие сзади»). После того как воспитательница познакомила детей с новой игрушкой, многократно произнесла ее название, можно дать ее детям для игры.

Формы развития речи детей остаются прежними. Развитие речи происходит на специально организуемых занятиях, на тех занятиях, в ходе которых развиваются действия с предметами, движения и т. д., а также в повседневной жизни: в режимные моменты, в самостоятельной игре. Перечень занятий по развитию речи дается в «Программе воспитания в детском саду». Наглядные средства, применяемые на занятиях, те же, что и на предыдущем возрастном этапе, но усложняется содержание занятий.

Необходимо подчеркнуть, что в своевременном развитии речи детей главная роль принадлежит взрослому. Воспитатель определяет содержание (что делать) и способы (как делать) детской активности на занятиях; у детей формируется дидактическая направленная деятельность. Эта деятельность зависит от типа занятия: при ознакомлении с окружающим основным видом работы является наблюдение, на занятиях с картинками — рассматривание.

Организованные наблюдения за окружающим на третьем году значительно расширяются и углубляются. Рекомендуется не только наблюдать за различными транспортными средствами, но и учить детей различать их по внешнему виду (автомобили легковые и грузовые, автобусы, трамваи, троллейбусы, телеги, сани), показывать, из каких частей они состоят (кабина, руль, колеса, двери).

В процессе наблюдения за живыми объектами уточняются уже имеющиеся представления о них: детей знакомят с особенностями их внешнего вида, с повадками, рассказывают, как и что они едят.

При встрече с живыми объектами на первых занятиях дети внимательно наблюдают, эмоционально реагируют, произносят разные слова. Спустя некоторое время воспитатель начинает сам руководить наблюдением. Он предлагает детям смотреть и при этом рассказывает. Например, в ходе наблюдения за кошкой рассказывает, что у кошки шерсть, она мягкая и пушистая. Хвост большой и тем же пушистый. Кошка ходит и бегает. У нее на лапах есть когти и мягкие подушечки. Когти острые, но она ступает лапами мягко, неслышно. Это потому, что на лапах подушечки. Кошка ест хлеб, мясо, молоко. Молоко лакает язычком.

При наблюдении за птичкой воспитатель рассказывает, что у. птички перышки, клюв острый, на лапках коготки. Когда она ходит, коготки стучат. Птичка ходит редко. Чаще она прыгает. Много летает. Когда летает, крылышки расправляет. Птичке дают зернышки. Она их клюет.

На повторных занятиях целесообразно активизировать речь детей. В ходе наблюдения следует задавать вопросы: как мяукает кошка (поет птичка?)? Какой хвост у птички» (у кошки)? Что на лапках у кошки (у птички)? Как ходит кошка (летает птичка)? Что ест кошка (птичка)? Как кошка пьет молоко? Как птичка клюет зернышки? Так как представления детей не являются поясными, воспитатель все время дополняет ответы» детей; а в случае затруднения сам ведет рассказ, призывая детей повторять за ним.

Наблюдения проводятся в помещении и на улице. В процессе наблюдений следует не только констатировать то, что происходит (например, няня, сначала моет чайные, чашки, затем тарелки, а потом ложки), но и развивать мыслительные способности детей: учить сравнивать предметы, устанавливать между ними сходство (яблоко и помидор круглые) и различия (яблоко желтое, только бок у него красный, помидор весь красный; вкус у них разный — яблоко сладкое; помидор кисловатый, его едят с солью).

Для развития речи широко используются картинки. На занятиях могут предъявляться картинки с изображением отдельных предметов, предметов в действии; сюжетные картинки. Это зависит от задач; которые ставит воспитатель. Важно направлять внимание ребёнка на детальное рассматривание изображения. Это повышает интерес к тому, что изображено; помогает развивать обобщение и различные мыслительные операции; устанавливать причинные связи. В результате у ребенка формируется умение не только повторять слова велел за воспитателем, но и самостоятельно высказывать свои суждения.

Наиболее часто используются сюжетные картинки. Занятия с ними проводятся как с целью закрепления имеющихся у детей представлений, знаний, так и для получения новых. В зависимости от этого занятия проводятся по-разному. В одном случае воспитатель сначала подробно рассказывает о том, что изображено на картинке, и но ходу рассказа задает детям вопросы. «Смотрите, вот девочка Таня. Она кормит втачек. Что делает Таня? Птички большие и маленькие. Какие птички? Большие птички — голуби, маленькие—воробьи. Какие птички сидят на крыше? Большие. Это голуби. Какие птички сидят на дереве? Маленькие. Это воробьи». В другом случае изображение может «служить опорой для привлечения детского опыта с последующим рассказом воспитателя. Детям предъявляется та же картина и предоставляется возможность отреагировать на нее. Потом воспитатель говорит: Посмотрите в окно. На улице снег. Сейчас зима. Вы ходили на прогулку? Видели птичек? Какие это были птички? Что они делали? (Летали, сидели.) Где сидели? Вы кормили их? А теперь посмотрите на картину. На этой картине тоже зима. Белый снег лежит на крыже, на ветках. Девочка Таня тепло одета: на ней шуба, шапка, валенки. Эти птички клюют зернышки, а эти сидят на дереве, на крыше».

Важное значение имеет чтение книг с иллюстрациями. Взрослый привлекает внимание детей к картинке и читает текст или: ведет рассказ своими словами (при несложном тексте ипростых картинках можно читать текст, сопровождая чтение «показом картинок). На последующих занятиях воспитатель побуждает детей не только рассмотреть картинки, но и рассказать о том, что написано в книге. Он может также помочь детям вспомнить свой рассказ по поводу той или иной иллюстрации. При затруднениях ребенок обращается к воспитателю, который организует рассматривание и пересказ. В данном случае имеет место совместная деятельность взрослого и ребенка. Важно, чтобы ребенок мог «обращаться к воспитателю вне занятий. Книги способствуют установлению контактов как между взрослыми и детьми, так и между самими детьми. О содержании книг можно говорить и в их отсутствии. Это развивает память, заставляет ребенка размышлять.

Большое место на третьем году отводится слушанию и последующему воспроизведению коротких рассказов, «стихов, а также потешек и других фольклорных форм. Особенно важно систематически проводить рассказывание. Только при этом условии малыш приучается внимательно слушать, понимать, а затем и самостоятельно пересказывать.

Вначале один и тот же рассказ надо повторять несколько раз: как на одном и том же занятии, так и через небольшие интервалы — в два-три дня. В следующем, сохраняя основное содержание, рассказ следует усложнить. Усложнение может идти в разных направлениях: увеличивается количество действий, выполняемых персонажами; дается более подробное описание отдельных персонажей: описывается место действия, раскрываются взаимоотношения, складывающиеся между персонажами.

Для того чтобы научить ребенка понимать рассказ и выработать умение пересказывать, нужно организовывать совместное рассказывание. Сначала следует побуждать ребенка повторять за воспитателем слова и фразы, затем задавать вопросы и учить отвечать на них, позднее просить его рассказывать самостоятельно. В этом случае взрослому надо самому вести рассказ вслед за ребенком, повторяя то, что он сказал, и обязательно добавляя упущенное.

Рассказывание выполняет различные воспитательные функции, знакомит детей с новым, способствует всестороннему развитию речи.

Занятия с использованием сюжетных, игрушек (разных кукол, игрушечных животных) влияют на развитие детей во многих направлениях: обогащают нравственные представления, развивают способность к самостоятельной игре, речь как средство общения со взрослыми и сверстниками, активизируют разнообразный словарь. На таких занятиях, как правило, разыгрываются какие-нибудь сюжеты (показывается ряд последовательных действий, взаимосвязанных между собой), знакомые детям из собственной жизни (кормление куклы, игрушечных животных, укладывание куклы, подъем после сна, купание, прогулка, лечение, приглашение в гости к кукле игрушечных животных и т. д.). При развертывании сюжетов дается много названий различных предметов (посуды, одежды), показываются действия с ними и раскрывается их назначение (из глубоких тарелок едят щи, суп, борщ, из мелких — кашу, котлеты, салат; из чашки, стакана, кружки пьют воду, чай, молоко, кофе, какао), а также закрепляются навыки, приобретаемые детьми в режимных процессах, нормы поведения. По ходу выполнения действий необходимо привлекать малышей к активному участию в происходящем (расставить посуду на столе для обеда кукол Нины и Вовы; снять с Куклы Кати пальто, шапку, шарф; принести и поставить около кровати куклы Нины блюдечко для кошки).

Так же как и на предыдущем возрастном этапе, большое влияние на развитие речи оказывают занятия, на которых воспитывается умение действовать с предметами и развивается двигательная активность. На занятиях со строительным материалом, по изобразительной деятельности, по физической культуре, музыкальных дети встречаются со множеством различных предметов, материалов. Их обучают выполнять элементы разнообразных видов деятельности (рисовать, лепить, слушать музыку, выполнять музыкально-ритмические движения, возводить элементарные постройки). Для этого требуется определенная сумма знаний, умений, представление о некоторых технических приемах, соблюдение определенных правил. В результате накапливается словарь: существительные, глаголы, прилагательные, наречия; происходит усвоение грамматического строя речи. Пассивный словарь постепенно переходит в активный.

В режимные моменты у детей закрепляются навыки, приобретенные ранее, и систематически формируются новые. Навыки связаны с процессами еды, раздевания, одевания и т. д. В ходе выполнения режимных процессов от ребенка требуется точность знания, как нужно выполнять то или иное действие (чисто вымыть руки, не облившись при этом водой), в какой последовательности выполнять действия (например, при одевании на прогулку). Разные процессы совершаются в разных условиях, поэтому дети овладевают самыми разнообразными словами: учатся называть предметы домашнего обихода (одежду, мебель, посуду), игрушки, уточнять детали знакомых предметов (у туфелек есть каблук, носок, туфли застегивают либо специальной застежкой, либо пуговкой, ботинки зашнуровывают шнурками). Наряду с называнием предметов учат обозначать словами различные действия: одни и те же действия с разными предметами — налить (суп, компот, кофе), снять (пальто, - шапку, шарф), надеть (платье, рубашку, колготки); разные действия с одним предметом — застегнуть, расстегнуть (пуговицу), снять, повесить (пальто на вешалку); называть признаки предметов (шапочка красная, мягкая, теплая, суп горячий, теплый, вкусный).

В ходе выполнения режимных процессов детей приучают помогать друг другу, формируя положительные взаимоотношения между ними. В результате этого также усваивается разнообразный словарь («Не трогай это полотенце, оно Танино»; «Помоги Вале снять пальто»; «Принеси Саше шарф»; «Подними варежку, спроси, чья эта варежка»). В каждом режимном процессе получает развитие определенный словарь, связанный с конкретными видами деятельности. Часто дети сами сообщают о том, что они сделали, какие действия выполнили: «У меня руки чистые, я их вытирала салфеткой»; «Я весь компот выпила»; «Я весь суп съел»,

Следует заметить, что возможности для развития речи не во всех режимных процессах одинаковы. Меньшая степень возможностей отмечается в ходе кормления, раздевания после прогулки, одевания после сна. Для речевого общения необходимо выбирать удобное время и создавать специальные ситуации.

Рекомендуется давать детям речевые образцы, объясняя, что и как надо делать и почему именно так, а не иначе. Иногда необходимо задавать вопросы. Общение должно строиться таким образом, чтобы оно помогало ребенку при выполнении соответствующих действий и не мешало другим детям.

Развитие речи успешно осуществляется в самостоятельной игре детей. На третьем году жизни ход игры и обогащение ее содержания еще во многом зависят от окружающих взрослых. Недостаточно выделить время в режиме дня, предоставить место, игровой, материал — необходимо также дать соответствующие знания об окружающем, научить способам действий с предметами, сформировать умение выбирать эти способы, воспитать интерес к действиям, и потребность воспроизводить их. В результате этого увеличивается продолжительность игры с определенными наборами игрушек, формируется устойчивость при воспроизведении целесообразных действий.

Во время выполнения действий дети произносят много различных слов. Постепенно слово отдаляется от действия: сначала, следуя за ним, как бы подводит, итог и обобщает его, потом, предшествуя, планирует его осуществление в реальной предметной ситуации, наконец, замещает предмет илидействие. В результате речь становится самостоятельной деятельностью, выступающей внутри игры. В конце третьего года жизни дети, играя, действуя в воображаемой ситуации, отражают ее в своей активной речи: «Поехал к бабушке... на поезде. Поезд едет-едет... Вдруг сломался... Ехать нельзя… Ия сегодня не приеду к бабушке» и т. д.

Большое влияние на развитие игры в речи в игре оказывают специальные занятия по игрушками. Во время занятий создается возможность совместных действий и сопереживания по поводу происходящего. Это способствует установлению соответствующего контакта между детьми и воспитателями. Дети и вне занятий легко обращаются к взрослым по разнообразным поводам. Ценными обращениями, способствующими развитию речи, являются те, которые касаются способов действий с игрушками и самого игрового процесса («Как построить стол, чтобы он не удал?»; «Сделайте мне два стула»; «У меняесть стол и стул, как построить диван?»).

В случае отсутствия систематических занятий контакт между детьми и воспитателями практически неустанавливается. Дети общаются только между собой, но очень бедно по содержание. Резко меняют содержание общения занятия, проводимые по плану. 06-щение становится регулярным, малыши стремятся прилечь к своей деятельности воспитателя, начинают задавать вопросы.

Следует обратить особое внимание на то, что в этом возрасте дети, мало задают вопрос взрослым. Поэтому в ходе занятий надо поставить больше вопросов, обращенных и к самим детям и к игрушкам (персонажам каких-либо сказок, рассказов). Это создаст условия для подражания, дети сами начнут задавать воспитателю разнообразные вопросы.

Для развития речевого общения важное значение имеет организация совместной игры между детьми. Приучать к вей надо постепенно, безнажима. Сначала учат наблюдать за игр ой другого, потом — осторожно включаться в нее, а затем становятся возможным переход к совместной игре. Если самостоятельной игре детей воспитатель уделял должное внимание, то между ними устанавливается сложное по содержанию речевое общие: дети призывают друг друга к развертыванию игрового процесса («Сделаем два гаража. Ты будешь строить маленький, а я — большой»), помогают том, кто не справляется («Вот так надо строить»), оценивают действия другого ребенка и свои («Ты неумеешь хорошо строить, а я умею»), запрещают выполнять какие-то действия («Не надо ломать. Нельзя трогать») и т. д.

Общение со взрослыми и с другими детьми способствует тому, что дети учатся более сложным формам общения: не только просят или помогают, но и соотносят свой действий с действиями других детей, привлекают их внимание к чему-либо интересному, необычному, договариваются совместной деятельности, просят совета: «Что ли мне еще дом построить?» Самое главное состоит в том, что речь ребенка, являясь средством общения, в определенной степени начинает выполнять функцию саморегуляции поведения. Речевое общение способствует установлению между детьми положительных взаимоотношений.

Для развития речи на третьем году жизни применяются разные методические приемы. Дошкольники все время продолжают встречаться с новыми, незнакомыми предметами, действиями. Начинают знакомиться с некоторыми явлениями, событиями. Все, с чем сталкивается ребенок, взрослый называет словами. Но для углубленного понимания простого называния недостаточно. Поэтому появляется необходимость давать подробные объяснения, раскрывать назначение предметов (для чего, зачем), сравнивать происходящее в данный момент с тем, что малыш видел раньше. По-прежнему сохраняется прием поручений. Но поручения должны быть более сложными, чем на втором году жизни («Оля, подними мишку с пола и поставь его в шкаф. Саша, найди собачку большую и маленькую. Большую оставь себе, маленькую отдай Сереже»).

Необходимо внимательно следить за речью: слушать, как говорит ребенок, и повторять за ним все его слова и фразы. При повторении мы подтверждаем правильность произносимых слов, а в случае необходимости даем образцы для усвоения. В результате получается разговор, не выходящий за рамки тех слов и фраз, которые произносит ребенок. Этот прием имеет важное значение для упражнения в правильном звукопроизношении и употреблении грамматических форм. Если ребенок говорит неправильно, его следует остановить и попросить произнести слово правильно: «Саша, скажи как следует: голубок, а не губулёк. Повтори четко: голубой (ребенок сказал гобулёй). Ты сказал моя пальчик, а надо говорить: мой пальчик». Ребенок может произнести исправленное слово несколько раз, но навязчиво принуждать его к этому не следует, необходимо соблюдать меру. В случае отказа настаивать не надо.

Существенное значение имеет прием вопросов. Сначала детей обучают понимать конкретные вопросы в одной и той же обстановке (Где стоит стол?). Потом учитывается общая ситуация (Что это лежит на диване?). Наконец, вопросы задаются без учета ситуации, с опорой на некоторые знания ребенка («Оля, кого ты видела, когда ходила гулять?»). Для активизации речи необходимо применять все те побудительные слова, которые нацеливают ребенка на высказывания: скажи, повтори, спроси, расскажи.

Важными являются приемы договаривания (воспитатель читает потешку или стихотворение и предоставляет ребенку возможность употребить необходимое слово) и подсказывания нужного слова (ребенок в ходе пересказа или чтения наизусть стихотворения может испытывать затруднения в употреблении какого-нибудь слова; воспитатель вовремя помогает ему).

Умелое использование всех перечисленных приемов способствует своевременному развитию речи детей.

Звуковая культура речи

Культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами).

Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель.

О. И. Соловьева, определяя основные направления работы по воспитанию звуковой культуры речи, отмечает, что «перед педагогом стоят задачи: воспитание у детей чистого ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание отчетливого произношения (хорошей дикции), воспитание выразительности детской речи»2.

Иногда работа воспитателя по формированию правильной речи у детей, по предупреждению недостатков речи отождествляется с работой логопеда по исправлению недостатков произношения звуков. Однако воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи. Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь, интонационно выразительно.

В то же время в работе по формированию звуковой стороны речи воспитатели могут использовать некоторые логопедические приемы, так же как и логопед, кроме исправления речи, занимается пропедевтической работой, направленной на предупреждение недостатков речи.

Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи.

Разделы работы по воспитанию звуковой культуры речи

Воспитание звуковой культуры речи включает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также умения использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности (мелодику, логические паузы, ударения, темп, ритм и тембр речи). Звуковая культура речи формируется и развивается на основе хорошо развитого речевого слуха.

Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, воспитатель должен решать следующие задачи:

1. Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты: слуховое внимание (умение определить на слух то или иное звучание и его направление), фонематический слух, Способность воспринимать данный темп и ритм.

2. Развивать артикуляционный аппарат.

3. Работать над речевым дыханием, т. е. воспитывать умение производить короткий вдох и продолжительный плавный выдох, чтобы иметь возможность свободно говорить фразами.

4. Воспитывать умение регулировать громкость голоса в соответствии с условиями общения.

5. Формировать правильное произношение всех звуков родного языка.

6. Вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также снова и фразы в целом, т. е. хорошую дикцию.

7. Развивать произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка.

8. Формировать нормальный темп речи, т. е. умение произносить слова, фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь, тем самым создавая возможность слушающему отчетливо воспринимать ее.

9. Воспитывать интонационную выразительность речи, т. е., умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.

Воспитатель должен иметь представление об основных нарушениях речи (например, носовой оттенок произнесения слова, заикание), для того чтобы, своевременно выявив их, направить ребенка к специалисту-логопеду.

1. Развитие речевого слуха

В начальный период формирования речи развитие основных компонентов речевого олуха идет неравномерно. Так, на первых этапах речевого развития особая роль отводится слуховому вниманию, хотя основную смысловую нагрузку несет звуковысотный слух. Дети умеют узнавать изменения голоса по высоте в соответствии с эмоциональной окраской речи (плачут в ответ на сердитый тон и улыбаются на доброжелательный и ласковый) и тембру (отличают по голосу мать и других близких), а также правильно воспринимают ритмический рисунок слова, т. е. его акцетно-слоговую структуру (особенности звукового строения слова, зависящие от количества слогов и месте ударного слога) в единстве с темпом речи. В дальнейшем в развитии речи большую роль играет формирование, фонематического слуха, т, е. способности четко отличать один звуки от других, благодаря чему узнаются и понимаются отдельные слова.

Хорошо развитый речевой слух обеспечивает четкое, ясное и правильное произношение всех звуков родного языка, дает возможность правильно регулировать громкость произнесения слов, говорить умеренным, темном, интонационно выразительно.

Развитие речевого слуха тесно связано с развитием ощущений, возникающих при движениях органов артикуляционного аппарата.

Таким образом, воспитание речевого слуха направлено на выработку у детей умения воспринимать в речи разнообразные тонкости ее звучания: правильность произношения звуков, четкость, ясность произнесения слов, повышение и понижение, голоса, усиление или ослабление громкости, ритмичность, плавность, ускорение и замедление речи, тембральную окраску (просьба, повеление и т. д.).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: