МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Институт технологий (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«Донской государственный технический университет»
в г. Волгодонске Ростовской области
(Институт технологий (филиал) ДГТУ в г. Волгодонске)
Методические указания
к выполнению контрольной работы
по дисциплине «Бизнес-планирование»
для студентов направлений
38.03.01 Экономика
Содержание
1 Общие указания к выполнению контрольной работы
2 Тематика контрольных работ
3 Рекомендации по структуре и содержанию разделов бизнес-плана
3.1 Бизнес-план по предприятию, бизнес-линии, подразделению
предприятия
3.1.1 Титульный лист бизнес-плана
3.1.2 Аннотация бизнес-плана
3.1.3 Оглавление
3.1.4 Введение
3.1.5 Концепция бизнеса (резюме)
3.1.6 Описание предприятия и отрасли
3.1.7 Характеристика услуг и продукции
3.1.8 Исследование и анализ рынка сбыта
3.1.9 Конкуренция и конкурентное преимущество
3.1.10 План маркетинга
3.1.11 План производства
3.1.12 Организационный план
3.1.13 Финансовый план
3.1.14 Финансовая стратегия
3.1.15 Потенциальные риски
Приложение А Перечень рекомендуемых таблиц
1 ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Курсовая работа по курсу «Бизнес-планирование в сервисе» является обобщающей самостоятельной учебной работой студентов и имеет целью систематизировать и закрепить теоретические знания, приобрести опыт практического использования методов технико-экономических расчетов, применяемых в бизнес-планировании.
При выполнении курсовой работы обязательным должно быть использование конкретных практических материалов предприятий. Главное требование состоит в стремлении приблизить учебный проект к реальному. От этого зависит его качество и ценность. Поэтому при выполнении курсовой работы студент должен творчески подойти к решению конкретных практических задач и показать новизну предлагаемых им в бизнес-плане проектных решений. Студенту необходимо обосновать экономическую целесообразность практической реализации бизнес-проекта и оценить его эффективность.
Курсовая работа выполняется на основе задания, выдаваемого кафедрой "Экономика и менеджмент". Задание оформляется на специальном бланке, установленной формы, подписывается руководителем курсовой работы, студентом и утверждается заведующим кафедрой. Задание помещается после титульного листа курсовой работы.
Курсовая работа оформляется в виде пояснительной записки.
Примерная структура:
титульный лист бизнес-плана;
аннотация;
оглавление;
введение;
концепция бизнеса (резюме);
основные разделы бизнес-плана;
список используемых источников.
Материал пояснительной записки по возможности следует представлять в табличной форме. Перечень рекомендуемых таблиц представлен в Приложе-нии А.
Пояснительная записка выполняется в соответствии со стандартами на оформление курсовых и дипломных работ и проектов.
2 ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Выбор темы контрольной работы осуществляется совместно студентом и руководителем и определяется практическими потребностями предприятия. Тематика контрольных работ опирается на типологию бизнес-планов по объектам бизнеса, представленную на рисунке 1.
Примерный перечень тем работ.
1. Разработка бизнес-плана по бизнес-линии (продукция, работы, услуги, технические решения).
2. Разработка бизнес-плана производства нового вида продукции (работ, услуг).
3. Разработка бизнес-плана создания нового предприятия.
4. Разработка бизнес-плана развития действующего предприятия.
5. Разработка бизнес-плана финансового оздоровления предприятия.
6. Разработка бизнес-плана развития производственного подразделения предприятия.
7. Разработка бизнес-плана создания нового структурного подразделения предприятия.
8. Разработка бизнес-плана инвестиционного проекта.
9. Разработка бизнес-плана разукрупнения предприятия.
10. Разработка бизнес-плана создания объединения предприятий.
11. Разработка бизнес-плана проекта предпринимательской сделки.
12. Разработка бизнес-плана создания совместного предприятия.
В отдельных курсовых работах могут быть предусмотрены разработки с элементами научного исследования или специальные вопросы при соответствующем уменьшении других разделов проекта.
Успевающими студентами, проявившими склонность к научной работе, могут выполняться теоретические работы научно-исследовательского характера.
Примерный перечень тем курсовых работ научно-исследовательского характера:
▪ Компьютерные технологии разработки бизнес-плана.
▪ Анализ рынка компьютерных программных продуктов подготовки бизнес-плана.
▪ Возможности использования ресурсов Интернет в практике бизнес-планирования.
▪ Рекомендации по разработке качественного бизнес-плана.
▪ Анализ существующих методик разработки бизнес-плана.
▪ Риски бизнес-проектов: возможности их количественной оценки, профилактика и нейтрализация рисков.
▪ Финансовое моделирование как основа компьютерных технологий разработки бизнес-плана.
▪ Особенности бизнес-планирования на предприятиях сферы быта и услуг.
▪ Аудит бизнес-плана внешними инвесторами.
▪ Реализация и продвижение бизнес-плана на рынок интеллектуальной собственности.
▪ Методы прогнозирования в практике бизнес-планирования.
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ РАЗДЕЛОВ
БИЗНЕС-ПЛАНА
Структура бизнес-плана, степень его детализации определяются многими факторами. В то же время, несмотря на довольно значительные внешние отличия бизнес-планов, состав и содержание их основных разделов остается практически неизменным. Опыт работы в области планирования деятельности организаций позволил выработать структуру бизнес-плана, наиболее часто встречающегося в практике бизнес-планирования. Данная структура показана в таблице 1.
Т а б л и ц а 1 - Структура бизнес-планов в соответствии с типологией по объектам бизнеса
Разделы бизнес-плана: | |
по бизнес-линиям, по предприятию (новому, действующему), по производственным подразделениям предприятия | финансового оздоровления предприятия |
Титульный лист | Титульный лист |
Содержание | Содержание |
Введение | Введение |
1 Концепция бизнеса (резюме) | 1 Общая характеристика предприятия |
2 Описание предприятия и отрасли | 2 Краткие сведения по плану финансового оздоровления |
3 Характеристика услуг и продукции | 3 Анализ финансового состояния предприятия |
4 Исследование и анализ рынка сбыта | 4 Мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности |
5 Конкуренция и конкурентное преимущество | 5 Рынок и конкуренция |
6 План маркетинга | 6 Деятельность в сфере маркетинга предприятия |
7 План производства | 7 План производства |
8 Организационный план | 8 Финансовый план |
9 Финансовый план | Приложения |
10 Финансовая стратегия | |
11 Потенциальные риски | |
Приложения | |
Примечание - Структура бизнес-плана финансового оздоровления предприятия дана в соответствии с "Методическими рекомендациями по составлению планов финансового оздоровления (бизнес-планов)", утвержденными ФУДН при Госкомимуществе РФ в 1995 году |
3.1 Б и з н е с - п л а н п о п р е д п р и я т и ю, б и з н е с - л и н и и, п о д р а з д е л е н и ю п р е д п р и я т и я
3.1.1 Т и т у л ь н ы й л и с т б и з н е с – п л а н а
Предприятие_________________________________________________________
Адрес_______________________________________________________________
Телекс____________Факс________________Телефон_______________________
Строго конфиденциально
Просьба вернуть, если Вас не заинтересовал проект
Кому________________________________________________________________
Краткое название проекта (до 20-30 знаков)_______________________________
____________________________________________________________________
Полное название проекта_______________________________________________
____________________________________________________________________
Руководитель предприятия_____________________________________________
Тел._______________________________________________
Проект подготовлен___________________________________________________
Тел.___________________________________________________
Дата начала реализации проекта ________________________________________
Продолжительность проекта____________________________________________
Период времени от даты, на которую актуальны исходные данные, от даты начала проекта______________________________________________ мес.
Дата составления_______________________________________200…г.
3.1.2 А н н о т а ц и я б и з н е с – п л а н а
Аннотация бизнес-плана
Предприятие_________________________________________________________
Адрес_______________________________________________________________
Телефон_____________________Факс___________________________________
Руководитель предприятия_____________________________________________
Суть предлагаемого проекта и место реализации___________________________
Результат реализации проекта___________________________________________
Общая стоимость проекта______________________________________________
Необходимые (привлекаемые) финансовые ресурсы________________________
Срок окупаемости проекта_____________________________________________
Ожидаемая среднегодовая прибыль______________________________________
Предполагаемая форма и условия участия инвестора_______________________
Возможные гарантии по возврату инвестиций_____________________________
3.1.3 О г л а в л е н и е
Оглавление бизнес-плана должно отражать его структуру. Это номенклатура разделов, подразделов, параграфов. При любом варианте содержание должно быть четко оцифровано, обязательно арабскими цифрами.
3.1.4 Вв е д е н и е
Во введении указывается задача составления бизнес-плана и круг лиц, которым он адресован. Целесообразно также отметить, почему возникла необходимость в создании данного проекта или инвестиционного замысла.
3.1.5 К о н ц е п ц и я б и з н е с а (р е з ю м е)
1 Суть проекта__________________________________________________
Основные преимущества и уникальность предлагаемого бизнеса, перспективы его развития_________________________________________________
2 Цели и задачи бизнес-плана______________________________________
3 Экономическое обоснование и эффективность проекта_______________
Основные финансовые результаты и прогнозируемая эффективность для инвестора и для производителя__________________________________________
4 Сведения о фирме______________________________________________
5 Команда управления____________________________________________
6 План действий_________________________________________________
Долгосрочная и краткосрочная стратегии предприятия
7 Финансирование_______________________________________________
Потребности в инвестициях. Направления их использования, предлагаемые источники финансирования, риск инвестирования.
8 Планы возврата заемных средств_________________________________
Срок гарантированного возврата кредита, условия инвестирования, форма, в которой инвестор получит желаемую отдачу от вложенного капитала
9 Гарантии возврата инвестиций___________________________________
10 Назначение бизнес-плана
Для потенциального инвестора или кредитора, возможных партнеров по бизнесу или акционеров, соучредителей, руководства предприятия или самого предпринимателя (как средство самоорганизации), оказания государственной поддержки или поддержки органов местного самоуправления.
3.1.6 О п и с а н и е п р е д п р и я т и я и о т р а с л и
При изложении данного раздела должна быть включена следующая информация:
1) Основные сведения о предприятии.
2) Основные виды деятельности предприятия.
Представляются те виды деятельности, которыми предприятие фактически занимается или планирует заниматься в ближайшей перспективе.
3) Характеристика отрасли.
Специфика отрасли, современное состояние и перспективы ее развития, технологическая изменчивость, наукоемкость, капиталоемкость, ресурсоемкость, уровень монополизма, тенденции роста отраслевого рынка, приводятся любые отраслевые тенденции.
4) Факторы, влияющие на деятельность предприятия.
Рассматриваются экономические, политические, демографические, природные, научно-технические, культурные и мировоззренческие факторы, на которые предприятие не может воздействовать, но которые негативно или позитивно влияют на его деятельность.
5) Основные показатели текущего состояния предприятия и их анализ.
Данный пункт заполняется при разработке бизнес-плана по бизнес-линии или подразделению предприятия. В табличной форме приводятся значения показателей за три последних года в сопоставимых условиях и ценах. Перечень показателей, характеризующих финансово-экономическую деятельность предприятия представлен в Приложении А (таблица А 25).
6) Миссия и цели предприятия.
3.1.7 Х а р а к т е р и с т и к а у с л у г и п р о д у к ц и и
В разделе бизнес-плана "Характеристика услуг и продукции" представляется описание продукции (услуг) предприятия с позиций потребителя, производится их комплексная оценка. С этой целью приводятся следующие сведения:
§ потребности, удовлетворяемые товаром;
§ показатели качества;
§ экономические показатели;
§ внешнее оформление;
§ сравнение с другими аналогичными товарами;
§ патентная защищенность;
§ показатели экспорта и его возможности;
§ основные направления совершенствования продукции;
§ возможные ключевые факторы успеха;
При разработке бизнес-плана по бизнес-линии данный раздел должен иметь детальную проработку. Характеризуя объект бизнес-линии (продукцию, услуги), необходимо особо подчеркнуть его уникальность, важность для потребителей, экономические преимущества, а также перечень функциональных особенностей продукта. Бизнес-план значительно выиграет, если в нем будет приведена фотография или рисунок изделия, дающий достаточно четкое представление о товарном виде последнего.
3.1.8 И с с л е д о в а н и е и а н а л и з р ы н к а с б ы т а
Среди главных направлений комплексного исследования рынка, которые должны найти отражение в бизнес-плане, можно выделить следующие:
▪ определение рыночной структуры (сегментация рынка);
▪ изучение спроса и отбор целевых рынков;
▪ определение мотивации потребителей;
▪ исследование положения предприятия на рынке;
▪ оценка рынка и объема продаж;
▪ исследование условий конкуренции.
Рассмотрение последнего пункта отнесено в раздел "Конкуренция и конкурентное преимущество".
Наиболее важными этапами исследования рынка являются прогнозирование развития рынка (прежде всего, прогнозирование спроса) и составление прогноза объемов продаж. При этом может быть использован широкий инструментарий методов прогнозирования: индивидуальные и коллективные экспертные оценки; метод скользящей средней, экспоненциальное сглаживание, регрессионный анализ, нормативный метод, метод стандартного распределения вероятностей и др.
В курсовой работе можно ограничиться применением экспертных методов при прогнозировании спроса и метода стандартного распределения вероятностей для определения прогноза объемов продаж.
В бизнес-плане обязательным является представление основных показателей в прогнозных ценах, т.е. в ценах, выраженных в денежных единицах, соответствующих покупательной способности каждого периода осуществления проекта. Следует отметить, что прогнозные цены включают прогнозируемый уровень инфляции. Прогнозная цена на t -м шаге расчета (например, в t - м году), Цt, определяется по формуле:
(1)
где Цt - базисная цена продукции или ресурса, р.;
I (t, tн) - индекс изменения цен (в том числе и за счет инфляции) продукции или ресурса на t - м шаге по отношению к начальному моменту расчета, как правило,
Каждый бизнес-план имеет уникальную инфляционную среду, формирование которой может зависеть от отрасли, региона и множества других факторов. В практике бизнес-планирования чаще всего инфляционные ожидания описываются группой сводных показателей по основным статьям поступлений и затрат. Прогноз уровня инфляции должен быть представлен в форме таблицы 2, которую целесообразно разместить в приложении к бизнес-плану.
Т а б л и ц а 2 - Прогноз уровня инфляции
Объект | Уровень инфляции, S, % | ||||||
200… г. | 200… г. | 200… г. | |||||
1 кв. | 2 кв. | 3 кв. | 4 кв. | 1 п/г | 2 п/г | ||
Общая инфляция (инфляция общего уровня цен)* | |||||||
Сбыт | |||||||
Переменные издержки | |||||||
Заработная плата | |||||||
Постоянные издержки | |||||||
Основные фонды | |||||||
*Индекс изменения общего уровня цен может быть определен как средневзвешенное значение индексов изменения цен на все виды выпускаемой в соответствии с проектом продукции и потребляемых ресурсов (с весами, равными количествам этих величин в натуральных единицах или базисных ценах). |
Для удобства расчетов промежуточные вычисления показателей могут выполняться в базисных ценах. Прогнозирование основных показателей в бизнес-плане по периодам проекта проводится следующим образом: первый год - по месяцам (или по кварталам), второй год - по кварталам (или по полугодиям), последующие годы - в целом за год.
3.1.9 К о н к у р е н ц и я и к о н к у р е н т н о е п р е и м у щ е с т в о
При разработке бизнес-плана должны быть реалистично оценены сильные и слабые стороны конкурентов. По результатам исследования деятельности конкурентов производится количественная оценка уровня конкурентоспособности продукции и предприятия в целом. Количественная оценка конкурентоспособности товара предприятия включает в себя следующие этапы:
▪ выбор наиболее конкурентоспособного товара на рынке в качестве образца для сравнения и определения конкурентоспособности товара предприятия;
▪ определение набора сравниваемых параметров обоих товаров;
▪ расчет интегрального показателя конкурентоспособности товара предприятия.
Оценка уровня конкурентоспособности предприятия может быть произведена с использованием одного из следующих методов:
▪ метод суммы мест;
▪ метод балльной оценки;
▪ метод построения профиля требований;
▪ метод балльной оценки с учетом коэффициента весомости факторов.
3.1.10 П л а н м а р к е т и н г а
В разделе бизнес-плана "План маркетинга" обосновываются:
1) формирование стратегии развития предприятия (общей, деловой, конкурентной), стратегий маркетинга;
2) составляющие комплекса маркетинга (товарная, ценовая, сбытовая и коммуникативная политика);
3) бюджет маркетинга.
При разработке бизнес-плана по бизнес-линии или подразделению предприятия особое внимание следует уделить формированию общей стратегии предприятия (портфельной) с использованием инструментария и моделей стратегического анализа, а также позиционированию рынка.
Основными моделями, которые наиболее часто используются в практике бизнес-планирования для разработки общей стратегии развития фирмы, являются: портфельный анализ (матрица "рост - доля рынка" - метод, разработанный американской консультационной фирмой "Бостон консалтинг групп", матрица "привлекательность - конкурентоспособность" - метод, разработанный компанией "Мак-Кинси" по заказу "Дженерал электрик"); матрица "товар - рынок", предложенная И. Ансоффом.
Позиционирование рынка может идти по одному из выбранных направлений:
▪ заполнение выявленной на рынке "ниши";
▪ занятие места, близкого к позиции одного из конкурентов, т.е. конкурентное позиционирование.
Товарная политика
В бизнес-плане отражаются следующие основные направления товарной политики предприятия:
▪ ассортиментная политика;
▪ создание новой продукции;
▪ стратегия предприятия в области качества продукции;
▪ определение дизайновой стратегии;
▪ рыночная атрибутика товара (марка, товарный знак, упаковка, маркировка);
▪ стратегия организации сервисного обслуживания.
Ценовая политика
В общем виде процесс разработки ценовой политики предприятия в бизнес-плане представлен на рисунке 2.
|
Сбытовая политика
В бизнес-плане необходимо изложить используемые предприятием систему товародвижения и каналы распространения товара.
В заключение приводится смета затрат на реализацию продукции.
Коммуникативная политика
В бизнес-плане отражаются основные положения программы коммуникативной политики предприятия: цели, задачи, фирменный стиль, стратегии, структура комплекса маркетинговых коммуникаций.
Комплекс маркетинговых коммуникаций включает следующий инструментарий: реклама, стимулирование сбыта, личная продажа, паблик релейшнз, прямой маркетинг, спонсоринг, продукт-плейсмент, брэндинг.
Бюджет маркетинга
Для расчета бюджета маркетинга могут быть использованы следующие методы:
▪ метод финансирования "от возможности";
▪ метод фиксированного процента;
▪ метод "ориентации на конкурента";
▪ метод максимальных расходов;
▪ метод на основе целей и задач.
После определения бюджета маркетинга следует произвести его распределение по направлениям работы.
3.1.11 П л а н п р о и з в о д с т в а
Этот раздел бизнес-плана готовится только той фирмой, которая собирается заниматься производством. Раздел должен показать, что предприятие в состоянии производить необходимое количество продукции в нужные сроки и с требуемым качеством.
Структура раздела "План производства" имеет следующий вид:
▪ местонахождение предприятия;.
▪ государственное и правовое регулирование;
▪ технология производства (оценка существующей технологии, направления совершенствования и развития технологии, предусмотренные бизнес-планом);
▪ производственное кооперирование;
▪ контроль производственного процесса;
▪ система охраны окружающей среды;
▪ производственная программа;
▪ производственные мощности и их развитие;
▪ потребность в долгосрочных активах;
▪ потребность в оборотных средствах;
▪ прогноз затрат.
Для непроизводственных фирм первые два пункта отражаются в разделе "Описание предприятия и отрасли".
Потребность в долгосрочных активах, оборотных средствах и прогноз затрат определяются в разделе "Финансовый план".
Подробный расчет производственной мощности, потребности в долгосрочных активах и оборотных средствах выполняется в бизнес-плане создания нового предприятия или структурного подразделения. Для действующих предприятий указывается уровень использования производственной мощности, дается краткая характеристика имеющихся долгосрочных активов. Корректировка величины оборотных средств производится в финансовом разделе бизнес-плана на основе использования коэффициентного метода нормирования оборотных средств (исходя из темпов роста объема производства и улучшения использования оборотных средств).
Раздел заканчивается расчетами издержек производства и себестоимости производимой продукции (к разделу прикладываются калькуляция выпускаемой продукции и расчеты по всем статьям сметы затрат на производство).
В курсовой работе прогноз затрат может быть выполнен с использованием укрупненного метода - по технико-экономическим факторам. Данный метод предполагает расчет проектных показателей, исходя из отчетных данных, с учетом запланированных организационно-технических мероприятий.
3.1.12 О р г а н и з а ц и о н н ы й п л а н
Структура раздела "Организационный план" может иметь следующий вид:
▪ организационная структура (производственно-технологическая структура предприятия, организационная структура управления);
▪ ключевой управленческий персонал;
▪ совет директоров;
▪ профессиональные советники и услуги;
▪ персонал;
▪ социальная инфраструктура;
▪ календарный план;
▪ правовое обеспечение деятельности предприятия.
Календарный план (график) приводится для вновь создаваемых предприятий, а также при осуществлении крупномасштабных предпринимательских проектов и мероприятий на действующем предприятии. В нем указывается время и взаимосвязь главных событий, способствующих внедрению проекта и реализующих его цели.
3.1.13 Ф и н а н с о в ы й п л а н
Раздел объединяет два направления:
1) финансово-экономические результаты деятельности предприятия;
2) планирование основных финансовых показателей.
1) Финансово-экономические результаты деятельности
предприятия
Финансовая отчетность предприятия. В разделе "Финансовый план" или в Приложении к бизнес-плану могут быть включены финансовые документы последнего отчетного периода: отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, баланс активов и пассивов предприятия.
В настоящее время в России активно проводится работа по сближению используемых форм бухгалтерской, статистической и банковской отчетности, применяемых в международной практике, поэтому в бизнес-плане целесообразно использование форм, рекомендуемых Международным комитетом по стандартам бухгалтерского учета. В этой связи данные бухгалтерской отчетности следует привести к виду, обеспечивающему возможность их использования в процессе финансового анализа на основе методик, соответствующих международным стандартам.
Анализ финансово-экономического состояния предприятия. Анализ финансово-экономического состояния предприятия проводится на основе данных финансовой отчетности предприятия с использованием совокупности технико-экономических и финансовых показателей за три последних года, представленных в Приложении А (таблица А 25).
При анализе финансово-экономического состояния предприятия прежде всего необходимо установить, выполняется ли следующее "золотое правило", характеризующее экономическую деятельность предприятия:
, (2)
где - темп изменения балансовой прибыли, %;
- темп изменения объема реализации, %;
- темп изменения авансированного капитала, %.
Давая общую оценку деятельности предприятия можно определить форму экономического роста, , путем сопоставления экстенсивных и интенсивных факторов:
(3)
где - индекс производительности труда;
- индекс фондоотдачи;
- индекс численности;
- индекс основных фондов.
Если > 1, то предприятие развивалось преимущественно за счет интенсивных факторов. При < 1 его рост характеризуется как экстенсивный.
Оценку финансовой устойчивости предприятия целесообразно дополнить анализом абсолютных показателей, на основе которых можно установить тип финансовой устойчивости предприятия:
▪ абсолютная финансовая устойчивость;
▪ нормальная финансовая устойчивость;
▪ неустойчивое финансовое состояние;
▪ кризисное финансовое состояние.
Анализ финансово-экономического состояния предприятия завершается комплексной сравнительной оценкой финансового состояния, рентабельности и деловой активности предприятия, основанной на теории и методике финансового анализа предприятий в условиях рыночных отношений.
Если бизнес-план разрабатывается по бизнес-линии или подразделению предприятия, то в данном подразделе выполняется анализ основных технико-экономических показателей деятельности подразделения или производства продукции (услуг). В бизнес-плане вновь создаваемых предприятий, подразделений, бизнес-линий этот подраздел отсутствует.
2) Планирование основных финансовых показателей
Плановые документы. В финансовом плане составляется прогноз прибылей и убытков, баланса предприятия, движения денежных средств. Финансовое прогнозирование может осуществляться с использованием косвенного или прямого методов прогнозирования. В курсовой работе рекомендуется использовать косвенный метод, в частности, метод процента от продаж. Структура плановых документов должна соответствовать требованиям международных стандартов.
В бизнес-плане по бизнес-линии или подразделению предприятия прогнозный баланс не составляется.
Финансовая оценка проекта. Финансовая оценка проекта включает расчет и анализ основных показателей деятельности предприятия по проекту, а также комплексную оценку финансово-экономического состояния предприятия. Перечень технико-экономических и финансовых показателей предприятия представлен в Приложении А (таблица А 25).
При разработке бизнес-плана по бизнес-линии или подразделению предприятия производится расчет и анализ основных технико-экономических показателей деятельности подразделения или производства продукции (услуги).
Прогноз запаса финансовой прочности. В бизнес-плане графическим или аналитическим путем определяется критический объем продаж (точка безубыточности или порог рентабельности) и запас финансовой прочности предприятия.
3.1.14 Ф и н а н с о в а я с т р а т е г и я
При изложении финансовой стратегии в бизнес-план включается следующая информация:
▪ потребность в инвестициях и источники их финансирования;
▪ эффективность бизнес-проекта.
При определении эффективности бизнес-проекта обязательно использование методики оценки эффективности инвестиций на основе показателей, применяемых в рыночной экономике:
▪ чистый дисконтированный доход (NPY);
▪ индекс доходности (PI);
▪ внутренняя норма доходности (IRR);
▪ статический и динамический сроки окупаемости (РР).
3.1.15П о т е н ц и а л ь н ы е р и с к и
Данный раздел содержит следующие составные части:
§ анализ рисков в деятельности предприятия. Оценка риска проекта;
§ организационные меры по профилактике и нейтрализации рисков;
§ программа страхования рисков.
Анализ риска включает два дополняющих друг друга вида: качественный и количественный.
На этапе качественного анализа выявляют возможные виды рисков.
Количественная оценка риска проекта должна быть выполнена с использованием современной методики расчета рисков, подробно изложенной в /6/. Количественный анализ степени риска проекта может быть дополнен определением показателей производственного, финансового и производственно-финансового левериджей.
Наиболее значимые для реализации проекта риски должны быть рассмотрены более детально: с указанием причин, факторов риска и методов его компенсации. При этом можно воспользоваться результатами анализа наиболее существенных производственных, финансовых и коммерческих рисков в деятельности промышленного предприятия, выполненного в /7/. Особое внимание следует уделить методам компенсации и снижения риска.
Если в качестве меры снижения рисков предусмотрено страхование, должна быть составлена программа страхования рисков.
3.1.16 П р и л о ж е н и е
В Приложении могут быть включены все дополнительные документы по сведениям, приводимым в бизнес-плане:
§ изображения продуктов;
§ патенты;
§ материалы о рынке;
§ деловые рекомендации;
§ публикации: журнальные статьи, ссылки на упоминание в книгах;
§ калькуляции себестоимости продукции (услуг);
§ данные расчета элементов сметы затрат;
§ данные об управляющих;
§ формы финансовой отчетности за период, предшествующий началу реализации проекта.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
§
Основная литература | ||
1. Бизнес-планирование: учебное пособие / В.З. Черняк, Н.Д. Эриашвили, Е.Н. Барикаев и др.; под ред. В.З. Черняк, Г.Г. Чараев. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 591 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-238-01812-6; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114751 (04.07.2016). | ||
2. Буров, В. П. Бизнес-план фирмы: теория и практика [Текст]: учеб.пособие / В. П. Буров, А. Л. Ломакин, В. А. Морошкин. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 192 с.: табл. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 190 - 191. - Рек. УМО по образованию в обл. экономики и экономической теории. | ||
3. Дубровин, И.А. Бизнес-планирование на предприятии: учебник / И.А. Дубровин. - 2-е изд. - М.: Дашков и Ко, 2013. - 432 с. - (Учебные издания для бакалавров). - ISBN 978-5-394-01948-7; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=229284 (04.07.2016). | ||
Дополнительная литература | ||
| Поделиться: |
Поиск по сайту
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных
Поиск по сайту:
Читайте также:
Деталирование сборочного чертежа
Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей?
Собственные движения и пространственные скорости звезд