Личность и коллектив их особенности.




Тема 9.

Роль коммуникаций в системе управления

Личность и коллектив их особенности.

Менеджмент – та сфера человеческой деятельности, где общение играет определенную роль. Практически все проблемы бизнеса тем или иным образом связаны с общением – процессом передачи идей, мыслей, чувств, доведения их до понимания другими людьми.

Менеджеры расходуют на различные виды общения с личностью и коллективами в среднем 80% своего рабочего времени.

Начнем с особенностей личности и коллективов. Мы с вами затрагивали тему личности, но в этой лекции рассмотрим более предметно особенности личности.

Человек существует в окружении других людей, предметов, событий и прочее и отношение ко всему окружающему может быть разным.

Рассмотрим основные формы отношения личности к внешнему миру. К ним можно отнести расположение, верования, ценности, принципы, позицию, уровень притязаний.

Расположением называется положительное отношение к кому-то или чему-то, основанное на чувственных оценках субъекта или объекта. Индивидуальное расположение основано не только на чувствах, но на осознанной рациональной оценке (может и ошибочной), называемой верованием. Но это не слепая вера.

Высоко оцениваемые людьми объекты или действия получили название ценностей. Для тех, кто их разделяет, они служат стандартами, с которыми сравниваются их

собственные решения и действия других. Гордость за свою организацию, забота об общих результатах, коллективизм, стремление к проф. росту, целеустремленность-ценности.

Система верований и ценностей воплощается в принципах – определенных правилах поведения человека, которым он придерживается на практике в любой ситуации-справедливость, добросовестность.

Совокупность принципов - образует позицию. Позиция-это постоянное и однозначное внутреннее отношение к кому либо или к чему либо. Твердых людей можно заставить сменить свою позицию только разумным убеждением, мягких-уговорами и угрозами, бесчестных – подкупом.

Уровень притязаний - имеет каждый человек, но у он разный у всех. Высокий уровень притязаний заставляет человека быть активным в работе, низкий-способствует безделью, принцип жизни - «Мы люди маленькие-пусть начальство решает».

На человека оказывает влияние внешнее окружение (физическое, экономическое, социальное). Управление рассматривает в основном последний вид влияния - социальный. Воздействие выражается-в виде приказов, просьб, мнений, которые нельзя игнорировать.

Непосредственное влияние оказывает круг общения.

Можно разделить круг общения:

- круг ближайшего общения;(обсуждение любых проблем);

- круг периодического общения;(обсуждение официальных вопросов);

 

- круг эпизодического общения;(все)

Определенное влияние на человека оказывает роль и статус, которыми его наделяет общество или которые он на себя берет сам.

Социальная роль – совокупность действий, ожидаемых от человека в соответствии с индивидуальными психологическими особенностями и местом, которое он занимает в организации. Это добровольные роли или навязанные. (Есть-лидеры, шуты, козлы отпущения)

Статус - оценка окружающими важности исполняемой человеком роли. Статус формальный и неформальный. Первый- должность, заработок, привилегии. Второй-личные свойства помогающие влиять на окружающих: возраст, знания, опыт, связи, нравственные качества.

Неформальный статус-это авторитет. Он в части стихийно формируется, но и целенаправленно при помощи разных мероприятий, ритуалов, распространения нужной информации.

Поговорим о поведении и типах поведения личностей.

Под поведением понимается совокупность взаимосвязанных (целенаправленных и спонтанных) действий, осуществляемых людьми. Действия обусловлены как внутренними свойствами (особенностями организма, психологией, разумом), так и внешним окружением. На работе существует 3 типа поведения человека: независимый, нейтральный,

 

зависимый.

Независимый свойственен лидерам проявляется в стремлении подчинить других своей воле, утвердить и навязать свое мнение, быть всегда и везде первым. Это поведение может граничить с агрессивностью-конфликты возможны.

Нейтрально держат себя люди, имеющие тоже независимый характер, но не желающие не только подчиняться, но и подчинять себе других.

Зависимый тип поведения свойственен либо ленивым слабохарактерным личностям, либо тем кто знает свои недостатки и поэтому предпочитает подчиняться. Это поведение не позволит достичь личных целей, но обеспечит спокойную жизнь.

Поговорим о коллективе.

Коллектив, признаки, виды, условия и пути формирования коллектива, климат психологический, социальные роли

Поговорим о коллективе. Главным признаком коллектива считается наличие у всех его участников единой общей цели, ради достижения которой они и объединяются, помогают друг другу, даже жертвуя в какой то степени своей самостоятельностью.

Другим признаком коллектива является психологическое признание его участниками друг друга и отождествление себя с группой.

Следующий признак коллектива - это наличие определенной культуры общие ценности, символика, нормы и правила поведения и т. д.)

Повседневная жизнь коллектива подчинена ряду законов,

среди которых можно особо выделить два:

1-Закон сохранения личного положения, достоинства, социального статуса;

2-Закон компенсации недостатка одних способностей другими, а также опытом и навыками работы.

Реализация первого закона неоднозначна. «Место под солнцем» есть в этом и позитив, (результативность, совершенствование себя), но и негатив (интриги, негативное лидерство).

Действия, подчиненные второму закону, также неоднозначны, ибо компенсировать недостаток одних качеств можно не только активной работой в иных областях, но и угодничеством, лестью, подсиживанием.

Коллектив играет огромную роль в жизни человека. Можно сказать, что:

Коллектив – группа лиц, психологически признающих друг друга, придерживающихся общих культурных традиций и норм поведения объединенных совместной целью и взаимодействующих ради ее достижения.

Объединение людей в коллективе позволяет- удовлетворить потребность в общении;

- получить необходимую помощь и поддержку;

- изменить поведение в более приемлемую сторону;

- активизировать трудовую деятельность;

 

- сделать работу, которую нельзя выполнить в одиночку или порознь.

Рассмотрим виды коллективов. Различаются коллективы по многим признакам:

- по целям;

- числу и составу участников;

- характеру связей между ними;

- правовому положению и проч.

По составу коллективы бывают однородными (гомогенные) и разнородными (гетерогенные).Эти характеристики могут относиться к полу, возрасту, профессии, образованию и проч. Например с точки зрения возраста и будущей профессии учебная группа однородна; с точки зрения пола, социального происхождения – наоборот.

В однородном коллективе члены коллектива оказывают серьезное влияние друг на друга из - за большого сходства между ними, хотя возможность конфликтов, конкуренции велика (особенно в женских коллективах).

Желательно чтобы соотношение разного пола было примерно одинаковым.

Считается, что однородные трудовые коллективы лучше решают простые задачи, где важно единства взглядов, одно направленность усилий.

Разнородные же добиваются больше успеха, где проблемы сложны и необходимы творческие усилия людей разных (по опыту, образованию, типу мышления и т.д.). Это

позволяет выдвинуть оригинальные идеи. Поэтому эффективный коллектив должен состоять из непохожих личностей.

По правовому положению коллективы можно разделить на официальные (юридически оформлены, подчиняются нормам и законам) и неофициальные (неуловимость, независимость).

По характеру внутренних связей различаются формальные и неформальные коллективы. В формальных связи предписываются заранее, в неформальных-складываются сами собой.

Из сроков существования коллективы подразделяются:

- временные (для решения разовой задачи) это группа туристов;

- постоянные (учебная группа);

По степени свободы, предоставляемой их участникам (свобода вхождения в коллектив, свобода участия в деятельности коллектива).

По функциям – ориентированные на определенные цели(учебная группа) и на общение(клубы по интересам).

По размеру – большие и малые (не только по количеству, но и по возможности и невозможности поддерживать

связи между собой).

Особой разновидностью коллектива, где повышенное единство, особое тесное сотрудничество и взаимопомощь - это команда.

 

 

Поговорим об условиях формирования коллектива.

1. Прежде всего это ясные и понятные задачи, соответствующие внутренним целям, стремлениям людей.

2. Наличие явных преимуществ совместной деятельности по сравнению с индивидуальной.

3. Сильный руководитель.

4. Наличие собственного места коллектива в организации.

5. Юридическое оформление, зачисление в штат, определение их прав, обязанностей и ответственности.

Коллектив складывается не сразу.

Создание официального коллектива связано с

принятием правового акта, неофициального - с тем или

иным чрезвычайным событием, толкающим людей к объединению.

Объединяясь в коллективе люди должны иметь перед собой цель, понимать преимущества совместной деятельности, видеть свое место в организации, подчиняться умелому руководителю.

При формировании эффективного коллектива важно учитывать взаимные симпатии и антипатии, которые выявляются с помощью социографических методов.

Сегодня чаще всего для формирования коллектива применяют смешанный метод. Сначала людям профессионально подходящим друг другу для решения задач, предоставляют возможность хорошо узнать друг

друга, а затем с помощью специальных методов отбирают тех, кто друг другу симпатизирует. Эти методы получили название социографических.

Суть метода – каждый член группы сообщает консультантам о своем отношении к остальным (положител., отриц.,безразл.)и, соответственно, о желании или нежелании с ними сотрудничать. На основе этой информации строится схема взаимоотношения в группе (социограмма).

С психологической точки зрения коллективы характеризуют:

1.Внутренний психологический климат отражает состояние взаимоотношений в коллективе между людьми.

2. Сплоченность, представляющая собой единство по

важнейшим вопросам жизни.

1. Психологическое состояние, отражающее удовлетворенность членов коллектива своим положением.

Поговорим о социальных ролях в коллективе.

Роли в коллективе подразделяются на производственные и межличностные. Специалисты выделяют 8 производственных ролей:

- Координатор - это руководитель;

- Генератор идей, человек самый способный и талантливый, но пассивный и не собранный, неуверенный

в себе.

- Контролер мыслит творчески плохо, но обладает опытом и знаниями, эрудицией может оценить любую идею и подтолкнуть других к работе по совершенствованию.

- Шлифовальщик обладает широким взглядом на проблему и поэтому при необходимости умеет «увязать» ее решение с другими задачами коллектива.

- Энтузиаст - самый активный член коллектива; увлекает своим примером окружающих на действия по реализации поставленной цели.

- Посредник – человек, обеспечивающий всех информацией, договориться со всеми, уладить конфликты.

- Исполнитель - добросовестно реализует чужие идеи, но нуждается в постоянном руководстве и подбадривании.

- Помощник – человек, который не к чему лично не стремится, довольствуется вторыми ролями, но готов всегда оказать содействие другим.

Межличностные роли объединяют людей в коллективе на ведущих и ведомых.

Силу и влиятельность коллективу во многом придает конформизм. (лат.- подобный, схожий).

Конформизм – принятие людьми существующего порядка вещей, господствующих норм и мнений, приспособление к ним и отказ от самостоятельных мыслей и действий.

Конформизм:

- обеспечивает выживаемость группы в критических условиях;

 

- придает ей «лицо»;

- облегчает вхождение новичков в коллектив;

- избавляет от раздумий, как себя вести в сложной ситуации.

Степень конформизма зависит от:

- величины коллектива (в малых группах он силен)

- характера межличностных отношений(дружеские)

- возможности принимать самостоятельные решения (делает то, что от него требуют)

- взятых публично обязательств (публичные обязательства в поддержке коллектива)

- сложность ситуации (часто полагается на мнение коллектива).

Знания об особенностях личности и коллектива и умения в области общения с личностью, с коллективом необходимы не только менеджерам, но и любому из нас, ибо через общение человек организует и оптимизирует свою производственную деятельность и деятельность коммерческую, учебную и любую иную деятельность.

Далее перейдем с характеристики коммуникативных процессов, пронизывающих любую организацию.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: