Историческое образование до XVIII века




Текст 1. Летописи и хронографы. До ХVII в. с историей нашей страны люди знакомились по летописям и преданиям, других источников не существовало. К ХI в. относится летопись черноризника Киевско-Печерского Феодосиева монастыря преподобного Нестора. Она состоит из светских и церковных событий по годам, как из официальных документов, так и исторических сказаний. Эта летопись послужила образцом для всех последующих летописных сборников. В летописях встречается и древнейшее русское название учебного заведения, причем всякого, – училище (слово пришло от болгар с введением на Руси церковно-славянской письменности).

Исторические знания грамотные люди черпали из религиозного и исторического чтения. Но получить такие знания в Древней Руси было сложно, поскольку цельной системы в изложении истории не было. По всеобщей истории имелись византийские произведения, написанные на религиозной (библейской) основе и излагающие историю римских и византийских императоров (хронографы). Наряду с переводными хронографами появляются и русские, представляющие собой краткие обзоры всемирной и русской истории.

В начале XVII века на Руси прекратилось летописание, усилилось латинское влияния, возрос интерес к светским знаниям. Ход русской истории стал объясняться как результат деяний её правителей. Спрос читателя на научные знания нашёл отражение в хронографе 1617 г. В нём в основу изложения событий была положена польская хроника Мартина Бельского (русский перевод1554 г.). Хроника включала в себя ветхозаветную и новозаветную историю, изложенную по системе четырёх монархий, материалы из греческой и римской мифологии, рассказы о Троянской войне и Магомете, об открытии Америки. Но был в ней и новый материал: это описание Вселенной (космография) и сведения из истории Западной Европы.

Изменилось изложение русской истории в летописце («Летописец эллинский и римский» составлен болгарским автором в ХV веке на основе двух переводных хроник, переработанный и дополненный в начале XVII века: после библейских текстов шло повествование о древних народах, описание событий из византийской и русской истории, сведения о восточных славянах). По-прежнему основу содержания составляли летописи, но их постарались художественно обработать, переделать в национально-патриотическом духе, дать характеристики правителей XVI–ХVII вв.

Человек, стремившийся познать историю, мог обратиться также к историческим запискам современников событий ХVI–ХVII вв. Это сочинения князя Курбского о правлении Ивана Грозного, Авраамия Палицына «Сказание об осаде Троицкого монастыря и о бывших потом в России мятежах»; записка о России Григория Котошихина, современника царя Алексея, бывшего подьячего Посольского приказа, бежавшего в Швецию. Он дал описание современной ему России по памяти, так как документов за границей у него не было, кроме Уложения – сборника законов того времени.

 

Текст 2. Азбуковники XV-XVII вв. Зарождение историко-методической мысли относится к периоду появления в России первых азбуковников – сборников, содержащих исторические сведения. Азбуковники получили распространение в ХV–ХVII вв., причем самый древний из дошедших до нас датируется 1282 г. В иностранных религиозных книгах встречалось много непонятных слов, при переводе которых, как уже отмечалось, допускались многочисленные ошибки переводчиков и переписчиков. Азбуковники и призваны были объяснять эти непонятные слова. Так были разработаны и систематизированы списки иностранных или славянских слов с объяснением их значения. Для удобства их располагали в алфавитном, азбучном порядке, что и дало им название «азбуковники». Эти рукописи постоянно перерабатывались, дополнялись и постепенно стали приобретать энциклопедический характер.

Все азбуковники условно можно разделить на энциклопедические и школьные. Первые включали сведения по истории: «О взятии Царьграда от латин», «О сожжении Гуса», «О славянском языце и о русском», «Об убиении Бориса и Глеба», статьи по греческой и славянской мифологии. Второго вида азбуковники, имея универсальный характер, рассказывали о школьном благочинии, о нерадиво учащихся, о сотворении мира и первых людях, о народе израильском, царях Давиде и Соломоне. Имелись здесь краткие толкования о мудростях философских – грамматике, диалектике, греческом языке, риторике, музыке, арифметике, геометрии, астрономии.

В учебных азбуковниках помещался букварь, религиозно-нравственные поучения, краткие статьи по природоведению, например «О громе и молнии», «О четырех временах года». Азы арифметики учащиеся познавали в процессе чтения объяснений дней недели и знакомства с календарём и летосчислением. Грамматика давалась в вопросах и ответах, правда, очень сбивчиво. Таким образом, школьный азбуковник – это всякое руководство, предназначенное для обучения юношества. Азбуковник читали в школе под руководством учителя во время отдыха и перерыва в учебных занятиях. Как предполагают исследователи педагогики советского времени, эти азбуковники могли применяться в качестве учебных пособий.

Текст 3. «Синопсис». Это историческое произведение появилось в Киеве в 1674 году. Под названием «Синопсис, или краткое описание от различных летописцев» (Обозрение) книга была издана в Петербурге в 1758 г. Это произведение, получившее особенно широкое распространение в ХVIII в., издавалось более 30 раз (вплоть до 1836 г.) и считалось основным руководством по русской истории до появления в 1760 г. «Краткого летописца» М. В. Ломоносова. «Синопсис» – это книга для чтения, самообразования, применяемая также во время обучения в качестве учебного пособия.

«Синопсис» был составлен архимандритом Киево-Печерской лавры Иннокентием Гизелем и представлял собой краткое собрание из разных летописцев, рассказывающих «о начале славяно-российского народа и первоначальных князей богоспасаемого города Киева». Основе внимание в сочинении уделено истории Древнерусского государства, дальнейшие события раскрывались автором вскользь и конспективно. В пособии показаны военные действия, дан перечень имён русских князей, украинских гетманов. К концу ХVIII в. объем «Синопсиса» возрос до 300 и более страниц.

Российские историки и государственные деятели оценивали «Синопсис» неоднозначно. По мнению одних (П.П. Пекарский), цель этого произведения заключалась в религиозном возвеличивании национальной истории. По мнению других (В. Н. Татищев, Август Людовик Шлёцер), этот труд не заслуживает внимания читателей, так как содержит много басен и «недоказательные включения», что делает его «уродливым» сочинением: «Это жалкое сочинение, не извлечённое непосредственно из русских летописей, а из их переписчиков, ниже всех описаний» (А.Л. Шлёцер). Таким образом «Синопсису» была присуща недооценка первоисточников и почти полное отсутствие критического взгляда на события истории.

«Синопсис» и азбуковники, приспосабливая подачу материала к интересам читателей, не являлись учебниками. Цель древнерусских исторических сочинений состояла не только в том, чтобы рассказать о прошедших событиях, но, прежде всего, «наставить» читателя, пробудить в нём лучшие качества и чувства души.

 

Текст 4. ХVIII век.

В течение первой половины ХVIII в. история в России преподавалась на иностранных языках, а материал в учебниках излагался в вопросно-ответной форме, которая применялась в то время в школах Западной Европы. Вопросы и ответы заучивались учениками наизусть, а учитель руководил этим «вытверживанием наизусть».

Такая методика обучения считалась неприемлемой для передовых людей России второй половины ХVIII в. Так, просветитель екатерининского времени Н. И. Новиков в статье «О воспитании и наставлении детей для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия» считал, что «разум детей не только должен быть упражняем и обогащаем разными познаниями, но и так упражняем, чтобы они мало-помалу приобретали способность исследовать и разбирать то, что они знать желают <…> А сие делается, когда обще с ними и соразмерно их возрасту думают, рассуждают, исследуют, сомневаются, решают». В предисловии к учебнику всеобщей истории указывалось на то, что ценнее всего на уроке изложение материала самим учителем. Вместо заучивания − «истолковывать историю малейшими вопросами».

Сторонником такого же обучения был И. М. Шрекк. Он говорил «о весьма великой пользе» для учащихся, когда они сами будут задавать друг другу вопросы, советовал преподавателю стремиться «к ясному и порядочному повествованию», тщательно отбирая факты и излагая их таким образом, чтобы поучительные выводы как бы сами вытекали из них. Вопросы учителя должны быть превращены в «испытательный разговор» с учащимися, чтобы ученик «сам через себя» доходил до знания истории, причем ученикам достаточно было знать только век многих событий.

Эта рекомендация не совсем согласуется с общими требованиями эпохи по изучению хронологии, считавшейся важной самостоятельной дисциплиной, наряду с мифологией, нумизматикой, генеалогией, геральдикой, древней географией. Правда, методика преподавания хронологии сводилась к требованиям по прочному запоминанию основных и вспомогательных дат.

В 1782 г. Н. И. Новиков опубликовал книгу в двух томах под названием «Хронология…». В этой книге содержатся хронологические таблицы в вопросно-ответной форме с весьма пространным текстом, лишённым чёткости и ясности и при отсутствии каких-либо графических изображений. Каждый том имел в конце в качестве приложения хронологические таблицы выдающихся сражений древнего и нового времени. Периодизация древней истории основывалась на священной истории.

В ХVIII веке появляются первые руководства для учителей. «Руководство учителям народных училищ», разработанное Ф. И. Янковичем, выдвигало следующие педагогические требования: «Ученики должны ответствовать не «да» и «нет», но полною речью <...>. Лучше, если они ответствуют исправно своими словами, нежели теми словами, какие находятся в книге; ибо из того видеть можно, что они дело понимают». В высших классах рекомендовалось вызывать в учениках самостоятельную работу мысли: «При всех учениках, а особливо больших, стараться учителя должны более об образовании и изощрении разума их, нежели о наполнении и упражнении памяти <…>. Учитель должен все слова выговаривать громко, плавно и ясно, глаза обращать всюду и ходить около всех учеников, дабы видеть, все ли прилежно его слушают и дело своё исправляют».

… Основой преподавания оставалось буквальное усвоение учебника «совокупно всем классом» и на протяжении всего урока. Весь учебник от начала до конца заучивался наизусть, отступления от текста не допускались. Лишь в некоторых случаях учитель требовал рассказывать своими словами …

Для запоминания наиболее важного в содержании использовали буквенный метод обучения: писали сначала весь текст на доске, а затем первые буквы только тех слов и предложений, которые ученик должен выучить. Например, после предложения, начинающегося со слов: «Бог всему…», учитель писал Б.в., «Верую в единого Бога» – В.в.е.Б. Учитель писал на доске начальные буквы фразы, а ученики повторяли её целиком. Затем буквы стирали, и ученики произносили фразы наизусть.

Новшеством стало применение таблиц, которые разрабатывали сами учителя на основе содержания учебника. Учитель анализировал учебник, выделял главный и второстепенный материал, намечал, что он включит в таблицу. При таком анализе текста каждый раздел истории представлял собой основной и дополнительный материал с выделением основных событий, указанием конкретных лиц и исторических дат. На уроке учитель проводил объяснение по содержанию таблицы на основе главного, следуя от общего к частному. «Табличная метода заключалась в кратком изложении всего предмета, в котором все главные и придаточные части с их подразделениями и определениями расположены так точно и понятно, что сразу можно <…> обнять весь предмет». Таким образом, в темах и разделах курса истории выделялись наиболее важные события, персоналии, даты и из урока в урок заносились в таблицы. Ученики выучивали заполненные части таблицы и по ним отвечали «заданные уроки».

Ученики вписывали названия народов и государств, указывали основные даты и против них записывали достопамятные имена и исторические события, что помогало лучше усвоить факты и понять взаимосвязь событий. Эти таблицы постоянно находились перед глазами учеников, что считалось весьма полезным, «ибо, когда предметы часто глазам представляются, то не токмо они действуют сильно на память, но и при прохождении истории служат к самообразованию с оными современных достопамятных происшествий, случившихся в тех же веках у других народов». Таблицы помогали вести урок в ходе объяснительного чтения, для этого Янкович в 1798 г. напечатал синхронистическую таблицу «Летосчислительное изображение древней всемирной истории».

Работа на уроке проходила следующим образом: одного ученика с книгой в руках учитель вызывал к доске вести записи, другому давал задание читать громко текст по учебнику, а всем остальным – следить за чтением по своим книгам. По прочтении фрагмента статьи учитель разъяснял прочитанное и давал указание ученику, стоящему у доски, что надо внести в таблицу или ландкарту (мелом провести границы, показать пути перемещения народов и т.п.). Тут же учитель поднимал с места других учеников, «чтобы увидеть, как они преподавание поняли». Завершив изучение одного абзаца, ученики переходили к следующему: менялся ученик у доски, менялся чтец книги, опять проходил разбор прочитанного, текущий опрос и запись основного в таблицу. Такая работа продолжалась по ходу чтения всей статьи. В начале следующего урока кратко повторялось пройденное на предыдущих уроках. При такой методике из преподавания был исключён живой рассказ учителя и последующая преобразующая деятельность учащихся, когда они отвечают своими словами, включают в ответ сведения, которые учитель давал при комментировании текста.

В конце ХVIII в. педагоги всё более осознают необходимость развития у учащихся пространственных и временных представлений. Учителю рекомендовалось проходить историю по ландкартам и «при изъяснении земель показывать границы, реки и места оных, сказывать ученикам, какие ныне страны заключают древние те места, о которых в истории говорится, и проводить на карте мелом бывшие переселения народов из одной земли в другую». Учителям предлагалось сопоставлять названия исторических мест с современными. Для народных училищ под руководством Ф. И. Янковича были составлены большие географические карты, а также карты по истории: «Историческая карта Российской империи», показывающая территориальный рост России со времени Петра I до царствования Екатерины II (1793 г.); «Древний Восток. Римская империя» (1797 г.); «Западная Римская империя» (1799 г.) [158]. Для более плодотворной работы с картами Ф. И. Янкович составил и напечатал «Описание Российского государства».

Вопросы и задания

1. Укажите три особенности изучения истории в XI-XVII вв.

2. Какие задачи стояли перед образованием к началу ХVIII в.?

3. Можно ли утверждать, что задачи, стоявшие в начале ХVIII века перед историческим образованием и образованием в целом были решены? Свой ответ объясните кратко, тезисно.

4. Перечислите, что на ваш взгляд, необходимо было изменить в практике преподавания истории в России?

5. Укажите не менее пяти наиболее важных достижений в методике обучения истории XIX в.

(21 б.)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: