В соответствии с требования федерального государственного стандарта основного общего образования в основе реализации программы «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся» как части основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход.
Исходя из этого мы, для реализации программы отобрали те образовательные технологии, которые отвечают требованиям системно-деятельностного подхода.
Информационно-коммуникационные технологии:
Электронное образование
Электронное образование предполагает реализацию различных форм обучения и участия в Интернет-конкурсах педагогов и учащихся при помощи ИКТ, таких как дистанционное обучение педагогов, дополнительное очное обучение педагогов и учащихся, сетевые проекты разной направленности, Интернет-олимпиады, вебинары, Интернет-конференции.
Дистанционное образование — образовательная технология, реализуемая в основном с применением средств информатизации и телекоммуникации, при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии (на расстоянии) обучающегося и учителя.
При реализации дистанционной образовательной технологии играют первостепенную роль Интернет-технологии и телекоммуникационные технологии.
Важным видом дистанционных образовательных технологий является кейс-технология, которая основана на самостоятельном изучении печатных и мультимедийныхучебно-методических материалах, предоставляемых обучаемому в форме кейса.
В образовательном процессе дистанционного обучения (далее ДО) используются следующие средств: книги (в бумажной и электронной форме), сетевые учебные материалы, компьютерные обучающие системы в обычном и мультимедийном вариантах, аудио учебно-информационные материалы, видео учебно-информационные материалы, лабораторные дистанционные практикумы, тренажеры, базы данных и знаний с удаленным доступом, электронные библиотеки с удаленным доступом, дидактические материалы на основе экспертных обучающих систем, дидактические материалы на основе геоинформационных систем.
Для ДО могут быть рекомендованы методыобучения: демонстрация, иллюстрация, объяснение, рассказ, беседа, упражнение, решение задач, письменные работы, повторение.
Технология портфель ученика
"Портфель ученика" - инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности. Это - комплект документов, самостоятельных работ ученика.
Главный принцип в данной технологии — субъект — субъектные отношения.
«Портфель ученика» - это технология (точнее – пакет технологий) личностно-ориентированного обучения, направленных на формирование у учеников навыков рефлексии процесса и результатов собственного учебного труда:
- задания ученику по отбору материала в "Портфолио" (имеется в виду не конкретное указание, какой материал следует отбирать, а по каким параметрам следует отбирать);
- анкеты для родителей, заполнение которых предполагает внимательное ознакомление с работами ученика; параметры и критерии оценки вложенных в портфель работ;
- анкеты для экспертной группы на презентации для объективной оценки представленного "Портфолио".
Методы обучения: беседа, лекция, объяснение; практические методы: конспектирование.
Проектная деятельность
Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат);
это совокупность приѐмов, действий учащихся в их определѐнной последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
В проектной деятельности необходимо использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
1. определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");
2. выдвижение гипотез их решения;
3. обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);
4. обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).
5. сбор, систематизация и анализ полученных данных;
6. подведение итогов, оформление результатов, их презентация; 7. выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Методы: проблемный, частично-поисковый, исследовательский. Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
В рамках работы по формированию ИКТ-компетентности обучающегося возможна реализация телекоммуникационного проекта и Интернет-проекта.