РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ «КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ» 1 класс
Цели собрания:
1.Познакомить родителей с понятиями «внимание» и «внимательность», с уровнем развития внимания младших школьников.
2.Дать рекомендации родителям по развитию внимания у детей.
3.Изучить в ходе собрания приемы, упражнения и игры по развитию внимания.
Участники: классный руководитель, родители, школьный психолог.
Форма проведения: собрание-практикум.
Организация родительского собрания:
· подготовка приглашений для родителей;
· проведение анкетирования родителей;
- приглашение школьного психолога на родительское собрание с результатами проведенной диагностики уровня развития вниманий учащихся класса;
· подготовка выставки книг о внимании и других познавательных процессах;
· составление листов и карточек с описанием игр и упражнений по развитию внимания;
· разработка сценария родительского собрания;
- оформление классного помещения;
· анализ результатов анкетирования совместно со школьным психологом и председателем родительского комитета.
(Проводится анкетирование родителей.)
Анкета для родителей
1. Часто ли ваш ребенок отвлекается во время выполнения заданий:
- да;
- нет;
- трудно сказать.
2. Можете ли вы назвать вашего ребенка сосредоточенным, усидчивым, внимательным:
- да;
- нет;
- трудно сказать.
3. Что вы делаете для того, чтобы у вашего ребенка развивалось внимание?
Внимание есть именно та дверь,
перед которой проходит все, что входит
в душу человека из внешнего мира.
К.Д. Ушинский
ХОД СОБРАНИЯ
Вступительное слово классного руководителя
- Уважаемые родители, займите места за тремя столами, в результате чего у нас получатся три рабочие группы. Сегодня у нас собрание-практикум.
Классный руководитель называет тему и цели собрания, а также причины, побудившие провести такое собрание. Родительским группам предлагается продолжить следующую фразу. «Внимательный ребенок - это...»
Представитель каждой группы родителей читает вслух коллективно составленную фразу, а учитель обобщает мнения родителей.
Далее идет знакомство с результатами анкетирования
Это может сделать классный руководитель или председатель родительского комитета.
Выступление школьного психолога
Школьный психолог знакомит родителей с результатами диагностики произвольного внимания учащихся класса.
- Успехи наших детей в учебе и других видах деятельности во многом зависят от сформированности у них способности быть внимательным.
Далее рассказывается о внимании младшего школьника, рассматриваются виды внимания.
Внимание! Но что это такое - внимание?
Внимание – волшебная дверца, через которую каждый человек внимает внешнему миру, общается с ним.
ВИДЫВНИМАНИЯ
Непроизвольное Произвольное
познавательная потребность, цель деятельности,
новизна ориентация на конечный результат
Предвнимание - состояние повышенной готовности к включению в деятельность.
Упреждающее внимание - внимание ученика, активно овладевающего новой учебной задачей.
Запаздывающее внимание - внимание пассивное, возникающее как реакция на строгую реплику учителя, который призывает к деловой обстановке в классе.
Послепроизвольное внимание – всепоглощающая увлеченность выполняемым делом.
В ряду свойств личности человека внимание проявляет себя как характерная черта, именуемая внимательностью.
Внимательность - сложное образование, определяемое напра в ленностью личности, системой ее ценностных ориентаций. Эти ориентации диктуют человеку, к чему и в какой степени он должен быть внимателен в повседневной жизни, в быту, в работе. Внимательность младшего школьника определяет весь стиль учебной деятельности учащегося.
Внимание – это динамическая сторона протекания познавательных процессов. Традиционно выделяются следующие свойства внимания – концентрированность, устойчивость, распределение, переключение и объём.
Концентрированность характеризует степень сосредоточенности на одном и том же предмете, объекте деятельности.
Устойчивость проявляется в длительной сосредоточенности на одном предмете или воображаемом объекте в рамках одной и той же деятельности. Плохо концентрируемое, неустойчивое внимание
проявляется в рассеянности.
Объем определяется количеством одномоментно воспринимаемых элементов. Объем внимания ограничен (не более 3-4 предметов у детей, 5-8 у взрослых).
Распределение предполагает наличие в процессе работы не одного, а по крайней мере двух фокусов сосредоточен, существующих одновременно.
Переключение характеризует способность человека сознательно и намеренно перемещать фокус внимания с одного объекта на другой.
Если внимание устойчиво, хорошо концентрируется, распределяйся, переключается и имеет большой объем, мы говорим, что свойства внимания хорошо развиты.
В младшем школьном, возрасте хорошо развитые свойства внимания являются одним из факторов, прямо определяющих успешность обучения.
Таким образом, у внимательных детей успешность овладения математикой наиболее тесно связана с объемом внимания, успешность овладения русским языком зависит от того, насколько точным является распределение, а хорошее чтение - от устойчивости внимания.
(Рассматриваются пути развития внимания.)
· Систематическая тренировка свойств внимания.
· Познавательная мотивация.
· Организованность внимания.
· Заинтересованность школьника в учении.
· Формирование волевых привычек.
Для развития внимательности как устойчивой характерологической особенности школьника наиболее важны привычки к регулярному и точному исполнению своих обязанностей и самоконтролю. Первая гарантирует аккуратное и добросовестное выполнение всех очередных ивнеочередных заданий, которые учащиеся получают в школе и дома. Вторая позволяет постоянно соотносить выполняемую ра6оту с теми задачами, которые ставятся перед ребенком.
Активная жизненная позиция учащегося, стремление к самосовершенствованию, к максимальному расширению своих возможностей выступают в качестве фактора, определяющего и формирование внимания.