Создание института социальной отчетности в нашей стране соответствует общественным ожиданиям и дает шанс для позитивных изменений в отношениях между населением, бизнесом и государством. Впервые компании стали публиковать социальную отчетность в Европе в 90-х годах прошлого века. Сегодня в России активно обсуждаются правила ведения бизнеса и контроля за ним со стороны как государства, так и общества. Опыта составления социальной отчетности на данном этапе у российского бизнеса недостаточно, поэтому, с одной стороны, возникает проблема донесения информации до заинтересованных сторон, с другой - ее адекватного восприятия.
Компаниям нужно приложить серьезные усилия для того, чтобы информировать общественность о своей социальной роли. Для этого существует множество способов, например вовлечение журналистов в обсуждение темы корпоративной социальной ответственности, сотрудничество с известными общественными организациями. Одним из наиболее действенных методов продвижения информации о социальной ответственности компании является подготовка и распространение социального отчета. Еще более значим отчет, заверенный независимой внешней организацией, то есть прошедшей социальный аудит.
От выпуска буклетов, рассказывающих о помощи ветеранам и инвалидам, отремонтированных больницах и красочных детских праздниках, необходимо переходить к системному освещению социальной ответственности, а значит ориентироваться на международные стандарты социальной отчетности.
Функции социальной отчетности:
- комплексно информировать широкую общественность об экономических, экологических и социальных результатах деятельности компании;
- осуществлять самооценку по этим трем направлениям;
- вести диалог со всеми группами заинтересованных сторон, выявлять их оценки и ожидания;
- предотвращать возможные обвинения;
- получать дополнительные конкурентные преимущества;
- укреплять доверие сотрудников, акционеров, партнеров, клиентов, местных сообществ, органов власти, СМИ;
- создавать основу для разработки стратегии развития компании.
К социальной отчетности в широком понимании этого слова относят любые отчеты компаний, содержащие не только информацию о результатах экономической деятельности, но также социальные и экологические показатели.
Потребители социальных отчетов:
- внутренние структуры;
- внутренние и внешние потребители;
- исключительно внешние группы заинтересованных сторон (цель - повышение имиджа компании).
Движущей силой процесса внедрения отчетности, безусловно, является конкуренция, чем она выше, тем "чувствительнее" компании к общественному мнению, тем более развита социальная отчетность. Определенную регулирующую роль играет также государство, хотя включение в корпоративную отчетность экологических и социальных показателей требуется законом лишь в нескольких странах, в частности во Франции, Австралии и Южной Африке.
В последнее время все большее распространение получают стандартизированные формы отчетности. Среди наиболее признанных следует отметить Стандарт АА1000, разработанный Институтом социальной и этической отчетности в Лондоне, а также Руководство GRI, разработанное глобальной инициативой по отчетности в Амстердаме. Основной упор в данных отчетах делается на взаимодействие со стейкхолдерами.
Например, в основе Стандарта АА1000, принятого в 1999 году, лежат следующие три принципа:
1. принцип материальности – отчет включает информацию об успешности устойчивого развития организации, необходимую стейкхолдерам для принятия информированных решений и действий;
2. принцип завершенности – оценка степени, в которой организация идентифицирует и понимает материальные аспекты устойчивого развития;
3. принцип ответственности – оценка ответных действий организации на запросы стейкхолдеров.
Стандарт ценится за то, что позволяет достаточно точно указать на недостатки и пробелы в социальной стратегии компании, дать оценку общему управлению компанией.
SA 8000 (Social Accountability 8000) (Социальная ответственность 8000) —стандарт для оценки социальных аспектов систем менеджмента. В основу этого универсального стандарта положены несколько конвенций Международной организации труда, Конвенция Организации Объединенных Наций по правам ребенка и Всемирная декларация прав человека.
Данный стандарт создан компанией Social Accountability International, миссия которой состоит в продвижении прав человека для работников во всем мире.
Цель стандарта SA 8000 — улучшение условий труда и жизненного уровня работников. Он может применяться в развивающихся и индустриально развитых странах, как для малых, так и для крупных предприятий, а также для общественных организаций.
Данный стандарт определяет требования по социальной защите, позволяющие компании: разрабатывать, поддерживать и вводить политику и методы управления вопросами, которые компания может контролировать или на которые она может оказывать влияние; демонстрировать заинтересованным сторонам, что политика, методы и действия находятся в соответствии с требованиями данного стандарта. Требования данного стандарта должны применяться повсеместно с учетом географического местоположения, отрасли промышленности и размера компании.
Данный стандарт устанавливает критерии для оценки следующих аспектов: детский труд, принудительный труд, здоровье и техника безопасности, свобода профессиональных объединений и право на переговоры между нанимателем и профсоюзами о заключении коллективного договора, дискриминация, дисциплинарные взыскания, рабочее время, компенсация, системы управления.
Согласно стандарту: «Компания должна придерживаться национального законодательства и других применимых законов, а также выполнять другие требования, в отношении которых она берет на себя обязательства, и данный стандарт. Когда какой-либо вопрос регулируется национальным законодательством, другими выполняемыми компанией требованиями и данным стандартом, должно применяться наиболее строгое положение.»
В России сертификат соответствия стандарту получен пока только одной организацией — компанией TNT Express, одним из ведущих операторов на рынке услуг по экспресс-доставке и логистике.
Особый интерес представляет стандарт ISO 26000 «Социальная ответственность» разрабатывается International Organization for Standardization (ISO) с 2003 г. Стандарт не относится к стандартам системы менеджмента качества и не предназначен для сертификации третьей стороной. Стандарт применим для всех типов организаций, за исключением государственных организаций, представляющих исполнительную и законодательную власть. Основные принципы стандарта:
- подотчетность за влияние на общество и окружающую среду;
- прозрачность;
- этичность — стиль и поведение на основе целостности, честности, равенства, разумного руководства, добропорядочности;
- учет интересов и уважение всех заинтересованных сторон;
- уважение правовых норм;
- уважение международных норм — в тех случаях, когда эти нормы более предпочтительны для устойчивого развития и благосостояния общества;
- признание важности и всеобщности прав человека.
Отчетность по КСО и устойчивому развитию должна внедряться на принципах добровольности, государственной сознательности и социальной ориентированности бизнеса. При этом государственные органы власти, в первую очередь профильные федеральные министерства, а также исполнительные органы на местах, должны активно поддерживать КСО, развивать новые формы социального партнерства и проводить регулярные встречи для выработки соответствующих рекомендаций для бизнеса, постепенно превращая эту деятельность в естественный признак респектабельности российского бизнеса. Властным структурам всех уровней следует активно поддерживать КСО именно как комплексную систему, стимулирующую планомерные социальные инвестиции бизнеса.
В последнее время 15—20 крупных российских компаний заявили, что они начинают внедрять управление КСО и социальную отчетность с «использованием элементов» мировых стандартов в этой области. Среди пионеров ГМК «Норильский никель», ОАО «ЛУКОЙЛ», ФК «УРАЛСИБ», компания РУСАЛ, ОАО «Северсталь», АФК «Система», группа СУАЛ, ОАО «ММК», АКБ «Росбанк» и Тольяттинский «ФИА-БАНК», ОАО «РКС». Но они лишь в самом начале пути. Лишь одна «российская» компания — «БАТ-Россия» — отчитывается в этой области в соответствии с АА1000 и показателями результативности GRI.
Еще одним из распространенных и значимых современных социальных балансов и регуляторов является показатель интернет присутствия компании. Социально ориентированная компания пользуется интернетом не только как важным каналом оповещения мира о своем присутствии, о своей деятельности, о своих продуктах, но и как способ донесения информации до внешнего мира о своей благотворительности, спонсорстве, социальной ответственности перед обществом во всевозможных ее формах. И сегодня существуют различные показатели, измеряющие присутствие организаций в сети интернет.