Влияние государственных закупок




Тема 12 Фискальная политика

Цели и инструменты фискальной политики

Фискальная политика представляет собой меры, которые принимает правительство для воздейст­вия на экономику с помощью изменения вели­чины доходов и(или) расходов государственного бюджета.

Цели фискальной политики, направленной на сглаживание циклических колебаний и стаби­лизацию экономики в краткосрочном периоде, — поддержание:

• стабильного уровня совокупного объема вы­пуска (ВВП);

• полной занятости ресурсов;

• стабильного уровня цен.

Фискальную политику проводит правительст­во. Ее инструменты воздействуют как на совокуп­ный спрос (величину совокупных расходов), так и на совокупное предложение (величину издержек фирм и деловую активность).

Инструментами фискальной политики высту­пают расходы и доходы государственного бюджета:

• государственные закупки;

• налоги;

• трансферты.

Государственные закупки товаров и услуг и трансферты — это расходы государственного бюд­жета, а налоги — основной источник доходов бюджета, поэтому фискальную политику называют также бюджетно-налоговой политикой. Изменение величины государственных закупок товаров и услуг в краткосрочном периоде влияет только на совокупный спрос, а изменение величины налогов и трансфертов фирмам (субсидий) — и на совокупный спрос, и на совокупное предложение. Снижение налогов увеличивает сово­купное предложение, стимулируя деловую активность, а их рост сдержива­ет производство. Снижение субсидий, наоборот, уменьшает совокупное предложение, а их увеличение, обусловливая уменьшение издержек фирм на производство единицы продукции, ведет к росту совокупного предложения.

 

Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос

Использование инструментов фискальной политики для регулирования совокупного спроса предполагает их воздействие на величину совокупных расходов.

Влияние этих инструментов на совокупный спрос разное. Вспомним формулу совокупного спроса:

AD = C + I + G + Xn.

Государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое и непосредственное воздействие на величину совокупных расходов, т.е. на совокупный спрос, и изменяет вели­чину совокупного выпуска и дохода. Изменение налогов и трансфертов оз­начают лишь перераспределение совокупного дохода, и их воздействие на совокупный спрос косвенное — через изменение величины потребительских (поскольку меняется величина располагаемого дохода домохозяйств) и ин­вестиционных (так как меняется величина прибыли, остающаяся в распоря­жении фирм) расходов.

Исследование влияния инструментов фискальной политики на совокуп­ный спрос проводилось Дж.М. Кейнсом и его последователями, которые пытались обосновать более высокую эффективность фискальной политики по сравнению с монетарной для стабилизации экономики, и прежде всего для преодоления рецессии в экономике. Это предположение основывалось на идее, что все инструменты фискальной политики воздействуют на эко­номику с эффектом мультипликатора.

Механизм действия мультипликатора основан на том, что расходы од­ного экономического агента превращаются в дополнительные доходы дру­гого и соответственно служат предпосылкой для увеличения его расходов, что создает дополнительный доход третьему экономическому агенту, расхо­дование которого увеличивает доход следующего агента и т.д. В результате совокупный доход оказывается гораздо больше, чем первоначальное изме­нение расходов.

 

Влияние государственных закупок

Рассмотрим механизм воздействия изменения государственных закупок на совокупный спрос. Предположим, что государство дополнительно закупило товаров или услуг на 100 дол. (повысило заработную плату чиновнику или учи­телю или купило дополнительное оборудование для своего предприятия, или начало строить автостраду и т.п.), т.е. ΔG = 100 дол. Продавец товара или ус­луги получил дополнительный доход на эту сумму. Это означает, что его рас­полагаемый доход увеличился, а поскольку располагаемый доход делится на потребление (С) и сбережения (S), то рационально действующий экономиче­ский агент потратит на потребление не весь свой дополнительный доход — часть прироста дохода он использует на увеличение сбережений. Эту идею Кейнс назвал основным психологическим законом и сформулировал следу­ющим образом: "Основной психологический закон... состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, как растет доход». Отношение прироста потребления к приросту дохода Кейнс назвал предельной склонностью к потреблению. (mpc)

Отношение прироста сбережений к приросту дохода Кейнс назвал пре­дельной склонностью к сбережению (marginal propensity to save — mps).

Очевидно, что сумма mpc и mps равна единице.

 

Величины mpc и mps для каждой страны достаточно стабильны (неиз­менны), поскольку обусловлены ее национальными, историческими и куль­турными особенностями.

Предположим, что экономические агенты тратят на увеличение по­требления 80% прироста своего дохода, а 20% сберегают. Это означает, что трс = 0,8, a mps = 0,2.

Когда государство увеличивает свои закупки на 100 дол., то этим оно создает какому-то экономическому агенту дополнительный доход, равный 100 дол., из которого 80 дол. он потратит на увеличение потребления и 20 дол. — на увеличение сбережений. Потратив 80 дол., он создаст дополни­тельный доход другому агенту, из которого последний 64 дол. (80 * 0,8 = 64) потратит на увеличение потребления и 16 дол. (80 * 0,2 = 16) — на прирост сбережений. Полученные 64 дол. дополнительного дохода продавец также по­тратит на дополнительные потребление (51,2 дол.) и сбережения (12,8 дол.). Далее этот процесс будет развиваться по тем же законам и может быть пред­ставлен в виде пирамиды (рис. 12.1).

Рис. 12.1. Механизм эффекта мультипликатора

Общий прирост совокупного дохода (Δ Y) в результате роста государствен­ных закупок составит сумму приростов доходов всех экономических агентов:

 

А поскольку прирост дохода каждого следующего экономического агента равен дополнительному доходу предыдущего агента, умноженному на пре­дельную склонность к потреблению (трс), то изменение совокупного дохода равно

В скобках получаем бесконечно убывающую геометрическую прогрес­сию (а это и есть математический смысл мультипликатора) со знаменателем меньше единицы (трс < 1), сумма которой равна 1/(1 - трс). В результате

 

Подставим численные значения:

Таким образом, в результате роста государственных закупок на 100 дол. совокупный доход вырос пятикратно. Величина 1/(1 - трс) называется мультипликатором автономных расходов multA (в данном случае государст­венных закупок — multG) но по этой же формуле рассчитывается мультип­ликатор автономных потребительских (multc) и автономных инвестицион­ных (multI) расходов):

Мультипликатор автономных расходовэто коэффициент, который по­казывает, на сколько увеличится (уменьшится) совокупный доход (Y) при рос­те (уменьшении) автономных расходов (A) на единицу.

соотвественно

 

Мультипликатор действует в обе стороны: при росте автономных расхо­дов (в нашем случае государственных закупок товаров и услуг) совокупный доход мультипликативно увеличивается, при уменьшении автономных рас­ходов совокупный доход мультипликативно сокращается.

 

Влияние налогов

Налоги также действуют на совокупный спрос в кейнсианской модели с эффектом мультипликатора. Однако мультипликативный эффект налогов меньше, чем мультипликативный эффект государственных закупок. Это объ­ясняется тем, что изменение государственных закупок воздействует на совокупный спрос непосредственно (они включены в формулу совокупного спро­са), а изменение налогов — косвенно, через изменение потребительских рас­ходов.

Рассмотрим воздействие на совокупный спрос автономных (аккордных) налогов (Т`х), которые не зависят от уровня дохода. Изменение налогов ве­дет к изменению величины располагаемого дохода. (Вспомним, что распо­лагаемый доход Yd равен личному доходу Y за вычетом индивидуальных на­логов, т.е. Yd = Y— Т`х). Рост автономных налогов сокращает располагаемый доход, а уменьшение налогов увеличивает располагаемый доход. Если, напри­мер, автономные налога сокращаются на 100 дол., то располагаемый доход уве­личивается на 100 дол. Но располагаемый доход делится на потребление (С) и сбережения (S). Если трс = 0,8, то при увеличений располагаемого дохода на 100 дол. потребление увеличивается на 80 дол. (100 * 0,8 = 80), а поскольку мультипликатор расходов в этом случае равен 5 (1/(1 - 0,8) = 1/0,2 = 5), то прирост совокупного дохода в результате изменения налогов на 100 дол. со­ставит 400 дол. (ΔY = ΔС * 1/(1 - трс) = 80 * 5 = 400), а не 500 дол., как в случае изменения государственных закупок на те же 100 дол., т.е. мультип­ликативный эффект меньше. Это объясняется тем, что мультипликатор на­чинает действовать как бы со второй ступени (первым членом геометриче­ской прогрессии будет не 100, а 80).

Определим формулу мультипликатора автономных налогов. Налоги дей­ствуют на совокупный спрос через изменение прежде всего потребительских расходов. Поскольку

(1)

при этом

то

(2)

Подставим формулу (2) в формулу (1) и, несколько перегруппировав, получим

Величина [— mpc/(1mpc)] и есть мультипликатор автономных налогов. Поскольку (1 - трс) есть не что иное, как mps (предельная склонность к сбережению), то мультипликатор автономных налогов можно записать и как (—mpc/mps).

В нашем примере он равен -4 (—0,8 / (1 — 0,8) = —0,8 / 0,2 = -4).

Мультипликатор налоговэто коэффициент, который показывает, на сколько увеличится (уменьшится) совокупный доход при уменьшении (увеличе­нии) налогов на единицу.

Следует обратить внимание на два момента:

• мультипликатор налогов всегда величина отрицательная. Это означает, что его воздействие на совокупный доход обратное. Рост налогов приводит к снижению совокупного дохода, а сокращение налогов — к росту совокупно­го дохода. В нашем примере сокращение налогов на 100 дол. (ΔТх = -100)
привело к увеличению совокупного дохода на 400 дол.:

• по своему абсолютному значению мультипликатор налогов всегда меньше мультипликатора расходов. Поэтому если государственные закупки и автономные налоги увеличиваются на одну и ту же величину, то происходит рост совокупного дохода, причем это изменение равно величине изменения государственных закупок и налогов. Например, если при трс = 0,8 и государственные закупки, и налоги увеличиваются на 100 дол., то рост государственных закупок увеличивает совокупный доход на 500 дол.:

а рост налогов сокращает совокупный доход на 400 дол

 

 

В результате совокупный доход увеличивается на 100 дол., т.е. на вели­чину изменения государственных закупок и налогов. Это означает, что муль­типликатор сбалансированного бюджета равен единице.

 

Влияние трансфертов

Мультипликативным эффектом обладают и трансферты. Трансферты представляют собой как бы "антиналоги». Они, так же как и налоги, оказы­вают косвенное воздействие на совокупный спрос (через изменение потреби­тельских расходов). Рост трансфертов ведет к росту располагаемого дохода, а их сокращение — к уменьшению располагаемого дохода. (Строго говоря, трансферты изменяют величину личного дохода, что при неизменной вели­чине налогов означает изменение располагаемого дохода.) Если трансферты увеличиваются на 100 дол., то располагаемый доход увеличивается также на 100 дол. При предельной склонности к потреблению, равной 0,8, потребле­ние увеличится на 80 дол.:

а поскольку мультипликатор расходов в данном случае равен 5:

то совокупный доход увеличится на 400 дол.:

Опять мультипликатор начинает действовать как бы со второй ступени по сравнению со случаем, когда увеличиваются государственные закупки, т.е. не со 100 дол., а с 80 дол., поэтому и прирост совокупного дохода со­ставляет не 500 дол., а только 400 дол.

Выведем формулу мультипликатора трансфертов. Изменение трансфер­тов означает изменение располагаемого дохода:

Изменение располагаемого дохода ведет к изменению потребления в со­ответствии с величиной предельной склонности к потреблению:

а изменение потребления мультипликативно изменяет совокупный доход:

Величина мультипликатора трансфертов, таким образом, равна

Таким образом, величина простого мультипликатора любого инстру­мента фискальной политики определяется только предельной склонностью к потреблению (или соответственно предельной склонностью к сбереже­нию) и не зависит от величины государственных закупок, аккордных нало­гов или трансфертов.

Мультипликатор трансфертовэто коэффициент, который показыва­ет на сколько увеличивается (уменьшается) совокупный доход при увеличении (уменьшении) трансфертов на единицу.

По своему абсолютному значению мультипликатор трансфертов ра­вен мультипликатору автономных налогов. Величина мультипликатора трансфертов меньше, чем величина мультипликатора расходов, поскольку трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный доход, а рас­ходы (потребительские, инвестиционные и государственные закупки) — прямое.

Социальные трансфертные выплаты — трансферты домохозяйствам — воздействуют на совокупный спрос, а трансферты фирмам — субсидии — и на совокупный спрос, и на совокупное предложение. Увеличение субсидий и субвенций, введение льготного инвестиционного кредита и др. расширя­ют возможности внутреннего финансирования фирм и увеличения производства, что не только ведет к росту инвестиционных расходов, увеличивая совокупный спрос, но и уменьшает издержки фирм на производство едини­цы продукции, а это служит стимулом для роста совокупного предложения. Сокращение трансфертов уменьшает и совокупный спрос, и совокупное предложение.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: