Сценарий беседы – концерта




«Знаменитые родственники фортепиано»

Добрый день, дорогие ребята и уважаемые взрослые!

Сегодня мы собрались для того, чтобы познакомиться с многочисленным семейством клавишных инструментов. Наша беседа так и называется «Знаменитые родственники фортепиано». (Слайд 1).

Вначале хочу спросить у вас: а какие клавишные инструменты вы знаете?

- Действительно, на сегодняшний день самым популярным клавишным инструментом является фортепиано, а точнее, две его разновидности: пианино и рояль. Однако, так было не всегда. Надо сказать, что клавишные инструменты прошли многовековую историю создания и усовершенствования, прежде чем приобрели привычную для нас форму. Несколько веков назад в музыкальном мире господствовали совсем другие музыкальные инструменты – великие предшественники фортепиано. Один из таких инструментов – это орган. (Слайд 2).

Орган – царь инструментов. В переводе с греческого так и называется «инструмент». Прародитель органа был придуман греками около 3 веков до нашей эры. Появился он в г. Александрии с изобретением простейшей клавиатуры. Это был водяной орган – гидравлис. Он был весьма распространён в древнем Риме, на нём играл сам император Нерон. После ряда усовершенствований орган стал духовым клавишным инструментом, который «дышит» воздухом. Искусство строить органы развивалось в Италии, а затем – в Германии, начиная с 14 века.

Это самый сложный, самый большой (высотой иногда с пяти - этажный дом) инструмент.

По высоте – Ваше высочество,

По величине – Ваше величество,

А голос такой, что воскликнуть захотелось:

«Ваше всемогущество!» (Звучит орган).

К 16 веку орган стал самым совершенным из всех инструментов. У него очень богатое и многогранное звучание. Это целый оркестр! Орган имеет от 3 до 7 клавиатур (мануалов), расположенных друг под другом наподобие лестницы. (Слайд 3).

Кроме клавиатур для рук, есть педальная клавиатура для ног с 32 педалями. Она предназначена для извлечения низких басовых звуков.

Звучание органа – это результат колебаний воздушного столба в трубах различного размера. Труб насчитывается до 10 тысяч, а в самом большом органе - 33 тысячи. Некоторые трубы сделаны из древесины, а большая часть из металла. Чем меньше труба, тем выше звук. Самые большие трубы достигают 10 метров, а самые маленькие – всего несколько сантиметров. На ручной клавиатуре органа находятся рычажки и кнопки, с помощью которых меняется голос органа.

Как вы уже заметили, весь механизм органа спрятан. Слушателям открывается лишь небольшая нарядная часть инструмента с кафедрой для органиста.

Орган – это сложное архитектурное сооружение, занимающее значительное пространство, он всегда имеет «постоянное место жительства» в концертном зале или церковном соборе.

А сейчас мы познакомимся с механизмом современного органа, и проведёт эту виртуальную экскурсию для нас лауреат международных и всероссийских конкурсов, органист Екатерина Спиркина. (Слайд 4 - видео по устройству органа).

Органную музыку сочиняли многие известные композиторы: И.С. Бах, Г.Ф. Гендель, Д. Циполи, Г. Пёрсел; из русских композиторов М.И. Глинка и П.И. Чайковский. Сегодня традиция исполнения органной музыки сохранилась в католических странах, где орган звучит в основном в храмах, сопровождая церковные службы.

В России тоже можно услышать звучание органа в крупных городах, где есть органные залы, там же проводятся фестивали органной музыки. Таким образом, орган, пришедший к нам из глубины времён, до сих пор востребован и любим слушателями.

Переходим к следующему клавишному инструменту, который появился на свет 600 лет назад и получил расцвет в 17-18 веках – это клавикорд. (Слайд 5).

Клавикорд был первым клавишным инструментом, у которого появились струны. Это инструмент для домашнего музицирования. Название своё он получил от двух латинских слов: clarus (ясный, светлый) и chorda (струна). Первые клавикорды были компактными, переносными; их можно было ставить на колени или на стол. Это тихий пластинчатый многострун, представлявший собой прямоугольный ящик со струнами одинаковой длины, но разной толщины. Металлический штырёк касался струн в их разных частях, извлекая звук. Звучание у клавикорда нежное, певучее, негромкое, но выразительное.

Самым выдающимся клавикордистом был один из сыновей великого И.С. Баха – Ф.Э. Бах, оригинальный и высоко образованный музыкант.

Послушаем звучание клавикорда (запись).

Другой именитый родственник нашего фортепиано – клавесин, появившийся в Италии в 15 веке. (Слайд 6).

Это – струнно-щипковый инструмент. У первых клавесинов звук извлекался птичьими пёрышками. Поэтому голос клавесина был чуть суховатый, стеклянный, не тянущийся, довольно слабый, не очень пригодный для исполнения в больших залах.

Первые струны были жильными, а затем их заменили более прочными – стальными. Главная беда клавесина состояла в том, что сила звука (громкость) у него всегда оставалась одинаковой, она не зависела от силы нажатия на клавиши.

Но инженерная мысль не стояла на месте, и к 17 веку клавесин приобретает ещё одну клавиатуру (мануал). Теперь силу звука распределили по двум мануалам (1 мануал – с громкими звуками, 2 – с более тихими). Строй у них был одинаковым. Поэтому в старинной музыке мы постоянно встречаем контрастные по громкости разделы. Так композиторы старались разнообразить музыку, сделать её ярче и эмоционально богаче. Также музыкальные произведения тех времён изобиловали множеством мелизмов (украшений – трелей, форшлагов, мордентов) для того, чтобы длинные ноты могли звучать достаточно протяжённо.

Клавесин был больше клавикорда и твёрдо стоял на собственных ногах. Он представлял собой настоящий концертный инструмент для светских салонов и гостиных и уже мог претендовать на роль инструмента – артиста.

(Слайд 7). В разных странах клавесин называли по – разному: в Италии – чембало, в Англии – вёрджинал, в Германии - флюгель, во Франции – клавесин, и это последнее название стало наиболее общим для инструментов подобного типа.

Слава мастерам, художникам и ювелирам, которые превратили этот инструмент в неописуемого красавца!Клавесины украшали знатные ювелиры и живописцы. На изготовление инструментов шли драгоценные породы дерева: чёрного, красного, розового и лимонного. Не случайно клавесины были принадлежностью богатых домов, приобрести их могли только состоятельные люди.

Послушаем звучание клавесина (запись). Кстати, увидеть и услышать клавесин «вживую» можно и в наше время на концертных площадках крупных городов.

Вот и пришла очередь поговорить о нашем любимом фортепиано. (Слайд 8).

В 1709 г. итальянец из города Флоренции Бартоломео Кристофори придумал новый способ извлечения звука из струн – не щипком, а ударом молоточка – таким образом можно было изменять громкость звука, меняя силу удара. Инструмент называли gravicembalo col piano e forte (большой клавесин с тихим и громким звуком), позже название сократили до фортепиано (от итальянского forte- громко и piano- тихо).

Это был переворот в мире музыки.

Весь 18 век фортепиано «пробивало» себе дорогу, соревнуясь с клавесинами и клавикордами. Фортепиано распространилось в Италии, Франции, Германии.

На новых инструментах пробовали играть И. С. Бах, Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. В. Бетховен.

Потребовалось около 100 лет для того, чтобы перестроить слух музыкантов и любителей музыки с клавесинного звучания на фортепианное.

Только в конце 18 века власть в музыкальном мире бесповоротно переменилась. Если раньше «королём» музыкальных инструментов был орган, а затем царствовал клавесин, то отныне – фортепиано, а точнее крыловидное фортепиано – рояль, что переводе означает «королевский». (Слайд 9).

Жёсткость корпуса нового инструмента обеспечивалась чугунной рамой, позволявшей увеличить силу натяжения струн до 20 тонн (их было от 220 – 250 разной толщины). Сами струны стали располагаться перекрёстно в 2 яруса.

Рояль на 70% был из дерева, имел 12 тыс. деталей, 10 тыс. из них движущихся. В его арсенале около 8 октав. Звук инструмента, по сравнению с предшественниками, стал ярче, полнее и громче. (Демонстрация звука рояля).

Удар молоточка, покрытого войлоком, открывал перед пианистом возможности для достижения разнообразнейших оттенков звучания. Благодаря этому усовершенствованию, звук фортепиано может быть плотным и прозрачным, острым и мягким, светлым и задумчивым. Игрой на фортепиано можно выразить разнообразные оттенки чувств и настроений человека, изобразить картины природы.

Самой удивительной особенностью нового инструмента является педаль. Это важнейшая краска в палитре пианиста. Наряду с правой педалью, удлиняющей звук инструмента, появилась и левая, позволяющая добиваться особо тихого и мягкого звучания.

Чуть позже сконструировали фортепиано для домашнего музицирования – пианино, которое занимало значительно меньше места в помещении. (Слайд 10).

Известна такая разновидность инструмента 19 века, как фортепиано – жираф. (Слайд 11). Свою необычную внешность этот инструмент получил благодаря одному историческому событию: в 1827 г. в Париж из Африки привезли настоящего живого жирафа. Люди были так впечатлены этим экзотическим животным, что пошла мода на всё, связанное с жирафами. В музыкальных инструментах эта мода отозвалась в оригинальной форме инструмента, струны которого располагались вертикально. В музее музыкальных инструментов можно встретить и пирамидальное фортепиано также с вертикальным расположением струн.

У современного фортепиано клавиатура состоит из 88 клавиш, разделённых на 8 октав. Для сравнения: диапазон самых первых инструментов не превышал 5 октав.

Играть на фортепьяно не легко. И вы это уже хорошо знаете. Вряд ли существует на свете иное мастерство, учиться которому человек начинает в раннем детстве и продолжает всю жизнь. Фортепиано – универсальный инструмент, им владеют музыканты различных специальностей (певцы, струнники, духовики).

Фортепиано совершенствуется до сих пор. В наше время наряду с механическими появились высокотехнологичные электронные цифровые пианино и рояли, синтезаторы, способные создавать богатое разнообразие всевозможных звуков и тембров. (Слайд 12).

Друзья, как вы думаете, а может ли современный рояль обходиться без пианиста, т. е. играть сам? – Да, такие чудеса сегодня возможны! Вашему вниманию представляем самоиграющий рояль! (Слайд 13).

А сейчас мы предлагаем вам послушать несколько пьес в исполнении наших юных учеников – пианистов. Они постараются раскрыть многогранные возможности этого удивительного инструмента – фортепиано.

Порядок выступлений:

1. Кузнецова Екатерина Беренс «Этюд» (соч. 70)

2. Трудова Василиса С.Майкапар «Вальс»

3. Батурина Александра А.Гречанинов «Жалоба»

4. Трифонова Екатерина В.Купревич «Весенний эскиз» (соч. 190).

5. Белякова Анна И.Беркович «Этюд» (соль минор).

В заключении нашей встречи я предлагаю вам принять участие в викторине. Если вы внимательно слушали беседу, то без труда ответите на ряд вопросов. Итак, начинаем! (Слайд 14).

- Назовите инструменты, которые были предшественниками (прародителями) фортепиано? (Клавикорд, клавесин, орган).

- Как извлекался звук у клавикорда (клавесина, фортепиано)?

- Что такое мануал? (Клавиатура).

- Сколько мануалов у клавесина? (2-3). А у органа? (3-7).

- У какого инструмента есть ножная клавиатура? (У органа).

- Кто и в какой стране изобрёл ф-но? (Бароломео Кристофори в Италии).

- Что в переводе означает «рояль»? (Королевский).

- Сколько клавиш у современного рояля? Сколько педалей? (88, 2 педали).

- Голос какого инструмента прозвучит сейчас? (Синтезатор, клавесин, орган, рояль).

Ребята, наша встреча подошла к концу. Спасибо вам за активное участие в нашей беседе. Всех юных артистов благодарим за прекрасные выступления, а слушателей - за внимание и аплодисменты! До новых встреч!

 

 

В заключении нашей встречи я предлагаю вам принять участие в викторине. Если вы внимательно слушали беседу, то без труда ответите на ряд вопросов. Итак, начинаем! (Слайд 14).

- Назовите инструменты, которые были предшественниками (прародителями) фортепиано? (Клавикорд, клавесин, орган).

- Как извлекался звук у клавикорда (клавесина, фортепиано)?

- Что такое мануал? (Клавиатура).

- Сколько мануалов у клавесина? (2-3). А у органа? (3-7).

- У какого инструмента есть ножная клавиатура? (У органа).

- Кто и в какой стране изобрёл ф-но? (Бароломео Кристофори в Италии).

- Что в переводе означает «рояль»? (Королевский).

- Сколько клавиш у современного рояля? Сколько педалей? (88, 2 педали).

- Голос какого инструмента прозвучит сейчас? (Синтезатор, клавесин, орган, рояль).

Ребята, наша встреча подошла к концу. Спасибо вам за активное участие в нашей беседе. Всех юных артистов благодарим за прекрасные выступления, а слушателей - за внимание и аплодисменты! До новых встреч!

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: