в кружках спортивно-технической направленности




Содержание

Введение 3

1. Особенности физического развития

обучающихся в кружках

спортивно-технической направленности. 4

1.1. Факторы, влияющие на физическое развитие. 4

1.2. Рекомендации 4

1.3. Соблюдение условий зрительного режима 5

1.4. Предупреждение плоскостопия 6

2. Физкультминутки на занятиях кружка 7

Заключение 11

Список используемых источников 12

 

 

 


Особенности физического развития обучающихся

в кружках спортивно-технической направленности

 

Введение

Здоровье населения определяет состояние общества и государства в целом, поэтому изучение этой проблемы находится в центре внимания современной науки. Особенно важны охрана и укрепление здоровья детей и подростков, поскольку истоки многих заболеваний взрослых лежат в детском возрасте.

В последние годы идет интенсификация, дифференциация системы образования, появляются новые виды учебных заведений (лицеи, гимназии, колледжи и др.), уплотняются учебные программы, вводятся новые педагогические технологии, а так же наблюдается повышенный объем учебной нагрузки в условиях дефицита времени.Все это ведет к недостаточной двигательной активности, снижению показателей физического развития (далее - ФР) и физической подготовленности.

Для правильной оценки физического развития и физической подготовленности обучающихся необходимо знать основные закономерности и возрастные особенности протекания этого процесса, что позволяет понять и объяснить деятельность отдельных органов и системы, их взаимосвязь, функционирование целостного организма в разные возрастные периоды и его единство с внешней средой.

Вопросы взаимосвязи здоровья и физической активности в школьном возрасте имеют особую значимость. Особенно отчетливо выражены уменьшение силовых и функциональных возможностей организма, что приводит к росту распространенности функциональных расстройств. В связи с этим определение уровня ФР детей и подростков являются актуальной проблемой в осуществлении индивидуального подхода в укреплении состояния здоровья.

 

 


1. Особенности физического развития обучающихся в кружках спортивно-технической направленности

 

1.1. Факторы, влияющие на физическое развитие

Для охраны и укрепления здоровья обучающихсяважно знать следующие факторы, влияющие ФР:

- рациональное питание;

- физическое, трудовое воспитание;

- организация учебно-воспитательного процесса;

- условия обучения;

- режим дня;

- образ жизни.

 

1.2. Рекомендации

Для того, чтобы не вызвать значительного утомления организма обучающихся, не причинить вред состоянию их здоровья и сделать эффективным усвоение учебных материалов и практических навыков необходимо:

- давать учебный материал с учетом дневной и недельной кривой умственной работоспособности учащихся;

- проводить перерывы на открытом воздухе, которые сопровождаются подвижными играми, дающими умеренную физическую нагрузку. Физические упражнения развивают мускулатуру и укрепляют суставно-связочный аппарат, следовательно, в определённых пределах увеличивается амплитуда движений в суставах, что даёт возможность совершенствовать координацию движений. Развитие двигательных навыков способствует развитию дыхательной мускулатуры, лёгких и расширению грудной клетки. Физическое воспитание укрепляет сердечно-сосудистую систему и способствует правильной циркуляции крови.

Напряженная умственная деятельность, нарушение режима сна и отдыха в сочетании со сниженной работоспособностью в конце дня и года, неблагоприятно сказываются на функциональном состоянии детского организма. В оздоровительных целях должны быть созданы условия для удовлетворения биологической потребности обучающихся в движении.

Эта потребность может быть реализована посредством ежедневной двигательной активности обучающихся. Объём двигательной активности складывается из участия обучающихся в проведении гимнастики до учебных занятий, физкультминуток на занятиях, подвижных игр на переменах, спортивного часа во время занятий, дней здоровья, соревнований, и самостоятельных занятий физкультурой.

Сезонная дотация витаминов, зимой и ранней весной, в виде включения в рацион питания отваров из сушеных плодов шиповника, вишни, яблок и др. сухофруктов. Из витаминов особенно полезен витамин «С» (аскорбиновая кислота). Источником этого витамина служат лимоны, яблоки, зелёный лук; щавель, капуста и другие продукты растительного происхождения. Чтобы сохранить витамин «С» в продуктах питания при приготовлении пищи, не рекомендуется долго её кипятить. В зимне-весенний период рекомендуется перед раздачей добавлять в компот, кисель и жидкие блюда аскорбиновую кислоту из расчета 50 мг на одного ребенка. Подогревать витаминизированную пищу нельзя.

Необходимость применения лечебного питания определена ростом количества желудочно-кишечных заболеваний, формированием хронической патологии.

С целью обеспечения должного уровня здоровья необходимо обучение обучающихся по программе формирования здорового образа жизни в рамках следующих вопросов: физическая активность, основы рационального питания, основы взаимодействия с окружающей средой, отрицательные последствия курения, токсическое влияние на организм алкоголя, наркомания – угроза здоровью, благополучию и жизни человека, половое воспитание.

 

1.3. Соблюдение условий зрительного режима

Для соблюдения гигиенических условий зрительного режима с целью профилактики близорукости и её прогрессирования большое значение имеет организация рационального освещения рабочего места, классных помещений.

Эффективной мерой профилактики близорукости является проведение специальной гимнастики для глаз в середине каждого занятия в течение 2-3 минут.

Упражнения для обучающихся средних и старших классов:

1.Исходное положение (и.п.) – сидя, откинувшись на спинку парты. Глубокий вдох. Наклонившись вперёд, к крышке парты, выдох. Повторить 5-6 раз.

2. И.п. - сидя, откинувшись на спинку парты. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 5-6 раз.

3. И.п. - сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.

4. И.п. - сидя. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки: Повторить 5-6 раз.

5. И.п. - сидя, руки вперёд, посмотреть на кончики пальцев, руки вверх. Вдох. Следить за руками, не поднимая головы. Руки опустить, выдох. Повторить 4-5 раз.

6. И.п. - сидя. Смотреть прямо перед собой на классную доску 2-3 сек, перевести взор на кончик носа на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз.

7. И.п. — сидя, закрыв глаза. В течение 30 сек массировать веки кончиками указательных пальцев.

1.4. Предупреждение плоскостопия

Для предупреждения плоскостопия, а также при его наличии необходимо выполнять специальные физические упражнения, соблюдать гигиенические правила, рациональный режим нагрузки на ноги и носить обувь по размеру и на небольшом каблуке, делать самомассаж ног. Гигиенические правила и рациональный режим статической нагрузки на нижние конечности.

Для предупреждения плоскостопия можно делать следующее:

1. Необходимо ежедневно делать гигиеническую ножную ванну (36-37°С) в течение 5-7 минут один раз в день, желательно на ночь.

2. Необходимо выработать походку без сильного разведения стоп.

3. Полезно ходить босиком по рыхлой почве, песку.

4. Нельзя находиться в помещении в утепленной обуви,

5. Не рекомендуется чрезмерная продолжительная ходьба босиком или в обуви с мягкой подошвой (типа резиновых туфель) по утоптанной почве, асфальту.

6. Лицам с наклонностью к плоскостопию следует избегать продолжительного стояния (особенно с разведенными стопами), переноски больших тяжестей.

7. При необходимости длительного стояния полезно перенести на некоторое время нагрузку на наружный край стопы.

Самомассаж ног особенно рекомендуется делать при появляющемся чувстве утомления в ногах, при неприятных ощущениях в мышцах голени или стопы. Массируют преимущественно внутреннюю поверхность голени и подошвенную поверхность стопы.


2. Физкультминутки на занятиях кружка

 

О важном значении проведения минут отдыха для физического и умственного развития обучающихся писали и пишут врачи, педагоги, психологи.

Специфика работы кружков учреждений дополнительного образования предполагает проведение физкультминуток, благодаря которым занятия чередуются с отдыхом (в среднем через каждые 25-30 минут).

Физкультминутка необходима при появлении первых признаков утомления (рассеянности, вялости, излишней подвижности), для поднятия эмоционального настроя, работоспособности.

Комплекс физкультминутки должен состоять из 4-5 простых упражнений, которые не требуют сложной координации движений и в тоже время оказывают влияние на основные группы мышц. Во время физкультминутки следует предусмотреть упражнения для правильной осанки и предупреждения сколиозов. Эти упражнения связаны с наклонами туловища назад, с сильным напряжением мышц спины, а также наклоны вправо и влево с напряжением соответствующих мышц. Для устранения усталости рук рекомендуются различные упражнения в виде ритмичных сжиманий и разжиманий пальцев, потряхивания кистями и др., а для ног – приседания, переступания с ноги на ногу, ходьба на месте, прыжки и др. Причем комплекс физкультминутки необходимо связывать с характером работы, которая выполняется на занятии. Упражнения для физкультминутокпериодически обновляются (через 2-3 недели), но менять сразу весь комплекс нецелесообразно, достаточно постепенно время от времени вводить в него новые упражнения.

Приведенные ниже упражнения не только послужат активному отдыху для утомленных пальцев, но и увеличат их подвижность и силу.

1. Сжать пальцы в кулак и сделать круговые движения кистью влево, затем вправо.

2. С силой сжимать и разжимать пальцы, пока не устанут.

3. Выпрямить пальцы. Большой палец отвести в сторону и выполнить круговые движения сначалавлево, потом вправо.

4. Выпрямить пальцы. Начиная с мизинца, последовательно (веерообразными движениями) сжать все пальцы в кулак. Затем, начиная с большого пальца, вернуться в исходное положение.

5. Сжать пальцы в кулак. Разгибать и сгибать отдельно каждый палец.

Упражнения выполняются сидя, поставив локти на парту. Каждое упражнение повторить 10-15 раз.

Обучающиеся на занятии устали. Чтобы поднять настроение, можно предложить написать крупными буквами на большом листе предложения:

Я способен! Я совсем справлюсь! Мне нравится учиться! Я – хороший ученик! Я буду много знать!


Эти формулы самовнушения действуют не сразу, но подсознание примет повторяющуюся информацию как приказ к действию.

Хорошая осанка формируется не только эстетическими требованиями, но и медицинскими. Просыпаясь, обучающимся полезно повторить 20-30 раз следующее:

Я выпрямляюсь! Мой позвоночник вытягивается! Я тянусь к солнцу!

В наши дни близорукость широко распространена во всем мире. По данным ученых-гигиенистов, каждый пятый страдает этим недугом. Специалист по охране зрения детей профессор Э.С. Аветисов со своими сотрудниками предложил специальную гимнастику для глаз.

1. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд.Считать медленно до пяти, затем открытьглаза на такое же время. Повторить 6-8 раз.

Улучшить кровообращение можно, если быстро моргать в течение 1-2 минут.

2. Для снятия утомляемости и облегчения работы на близком расстоянии (чтение, письмо) смотреть перед собой 2-3 секунды. Потом, держа указательный палец правой руки на уровне средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него в течение 3-5 секунд. Опустить руку. Повторить 10-12 раз.

3. Поставить указательный палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 30 см, смотреть на конец пальца 3-5 секунд. Прикрыть левой ладонью левый глаз на 3-5 секунд, убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд. Повторить то же самое, начиная с левой руки. Повторить 5-6 раз.

Однако, несмотря на доступное содержание занятий, применение разнообразных приемов и методов, соблюдение условий, обеспечивающих внимание и работоспособность в конце рабочего дня, у четверти обучающихся проявляются явные признаки усталости. В этот момент необходимо переключить внимание обучающихся, дать 1-2 мин отдыха, юмора, благотворно действующих на них, например, спросить: «Сколько шагов сделает воробей за одну минуту?» (Ни одного: воробей прыгает, а не шагает.), «Какие бывают камни в воде?» (Мокрые.), «От чего утка плавает?» (От берега.), «Если один петух закукарекает изо всех сил, то человек проснется. Сколько петухов должно закукарекать, чтобы проснулись три человека?» (Тоже один петух.).

Хоровое чтение — прекрасный отдых, оживляющий внимание.

К Д. Ушинский писал, что если педагог заметил, что «коллектив устал», рассеян, работает вяло, начинаются зевки, маленькие шалости, то достаточно предложить ему прочитать какие-нибудь стихотворения, пословицы. Энергия возобновится и обучающиеся начнут работать по-прежнему. Важно приучать обучающихся во время хорового чтения держать корпус выпрямленным, голову слегка приподнятой, что даст возможность соблюдать при чтении правильное дыхание, а педагогу лучше видеть и слышать всех и каждого в отдельности.

Обучающиеся младшего школьного возраста очень эмоциональны, непоседливы. Поэтому очень важно воспитывать у них умение сдерживать свои чувства, если они противоречат интересам окружающих. Прежде чем начать упражнение, педагог предупреждает, что когда они увидят на доске (или плакате) слово тишина, то должны сразу остановить работу, прекратить разговоры, удобно сесть и сидеть тихо.

Опыт показывает, что вначале, усаживаясь, обучающиеся производят много шума, но после нескольких упражнений достаточно появиться на доске слову тишина, они буквально «замирают».

Минута тишины является не только физическим отдыхом, но и хорошей гимнастикой для волевых центров.

С древних времен музыка сопровождала человека, даря ему духовное и физическое здоровье. Многие известные деятели рассматривали музыку как эффективное средство воздействия на настроение и психическое состояние организма. Русский ученый академик В.М. Бехтерев отмечал положительное влияние музыки на физическое состояние организма. Он активно пропагандировал музыку как средство борьбы с переутомлением, утверждал, что наиболее сильный и ярко выраженный эффект дает мелодичная и спокойная по характеру музыка П.И. Чайковского «Времена года».

В качестве примера можно привести методику использования музыкотерапии на практических занятиях по технологии. В начале занятия проходит инструктаж по технике безопасности, сообщение темы и цели работы. Затем включается специально подобранная музыка определенной громкости, соответствующая возрасту обучающихся. Звучит она в течение 20-23 минут. Обучающиеся выполняют работу. По окончании этого времени звучитдругая мелодия в течение 2-3 минут. Она является своеобразным сигналом к окончанию работы. Во время подведения итогов работы музыка выключена.

Использование оздоровительных упражнений на занятиях позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это, в свою очередь, способствует укреплению здоровья обучающихся.

Так, для формирования правильной осанки можно провести такие упражнения:

 

Перетяните палку:

Два человека стоят спиной к спине, держа на вытянутых вверх руках одну гимнастическую палку. Наклоняясь вперед, они смотрят на палку и стараются перетянуть ее на свою сторону.

Руки с палочками вверх,

На нее смотрите,

И за палочку вдвоем

Поскорей возьмитесь.

Кто палочку перетянет

Тот победителем станет.

 

Не урони кувшин

Ребята с мешочком на голове разводят руки в сторону, идут не спеша до отметки и возвращаются назад.

На головке не мешочек,

А кувшин с водой стоит.

Если вдруг его уронишь,

Будет он тотчас разбит.

Надо очень прямо встать,

До черты дойти скорей

И обратно – побыстрей.

 

Ванька-встанька

Ванька-встанька

Приседай-ка

Непослушный ты какой!

Нам не справиться с тобой.

 

Ветер

Ветер дует нам в лицо закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо все выше.

(Дети имитируют дуновения ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают, на «выше выше» - (выпрямляются).

 

 


 

Заключение

 

Данные рекомендации помогут руководителям творческих объединений в решении некоторых проблем, связанных с ростом распространенности функциональных расстройств у обучающихся.

При появлении первых признаков утомления (рассеянности, вялости, излишней подвижности), для поднятия эмоционального настроя, работоспособности вы сможете использовать в своей работе комплексы упражнений для физкультминуток.

В оздоровительных целях вы сможете создать условия для удовлетворения биологической потребности обучающихся в движении.

 


 

Список используемых источников

 

1. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта, учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

2. Теория и методика физического воспитания: Учеб. пособие для пед. институтов / Под ред. Б.А. Ашмарина – М., 1990.

3. «Преподавание физической культуры по основным общеобразовательным программам. Учебник для СПО» Альасов Д.С., Амелин С.Н., 2016.

4. Теория и методика физического воспитания и спорта (Текст)

В.П. Савин. – М.: Академия 2002.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: