Деформация окружающей среды. Среди наиболее ощутимых последствий проявления этих процессов:
• превышение допустимого уровня потребления первичной биологической продукции (естественное воспроизводство отстает от потребления);
• концентрация парниковых газов в атмосфере;
• сокращение площади лесов;
• опустынивание;
• деградация земель, используемых для производства сельскохозяйственной продукции;
• повышение уровня океана;
• исчезновение многих видов живых организмов (нарушения состояния биоразнообразия);
• качественное (негативное) изменение вод суши;
• накопление поллютантов в средах и организмах, миграция вредных веществ в трофических цепочках;
• ухудшение условий проживания людей, в особенности на урбанизированных территориях.
Деформация социальной среды
• Урбанизация (в городах живет более 70% всего населения). В процессе Урбанизации утрачиваются этнические и семейные корни и связи, разрушается этническая структурированность населения, снижается защищенность человека. Продуктом урбанизации стала новая общность - масса, которая деформирует как отдельную личность, так и этнос. Город в рамках своего ограниченного пространства концентрирует громадный потенциал социальной энергии. Масса не структурирована, не имеет традиций, неадекватно осознает себя в своих жизненных условиях, а главное, усредняет и обезличивает человека. В массе нет личностей, как нет и духовности. Губительное влияние урбанизации, в первую очередь, испытывают мегаполисные образования (Нью-Йорк, Мехико, Москва и др.), а также государства, где исторически была уничтожена культура коренного населения, часто вместе с коренным населением (например, США), а быстрый темп урбанизации не дал возможности создать духовную общность людей, имеющих разные прародины с весьма различающейся культурной историей.
• Глобальные диспропорции, вызванные экономическим ростом в развитых странах и быстрым ростом численности населения в развивающихся государствах. Рост бедности, безработицы, растущая аварийность и увеличение числа инвалидов и больных, распространение алкоголизма и наркомании, рост преступности, лишение детей детства.
• Иррациональность (растущая) массового поведения: вспышки невиданной жестокости, насилия, организованная преступность, терроризм, в основном носящий характер государственного терроризма.
Деформация человека
• Дифференцированный человек. Если продукт урбанизации - масса - усредняет человека, то технический прогресс - специализирует, так как разделение труда и специализация исторически явились важнейшими составляющими технического прогресса. Ограниченно развитый человек не обладает способностями образного восприятия и целостного мышления. Он функционально в общей системе техносферы занимает место робота и в рамках американской «мечты о будущем индустриальной цивилизации» недалеко то время, когда роботы займут свое место, а человек пополнит армию безработных.
• Потеря и подмена ценностей, незанятость души - неразвитость духа. Приоритет материально-экономических ценностей привел к их господству над всеми сторонами жизни индивидуума и гипертрофированно-одностороннему его развитию: максимально развита физическая
составляющая (товарность) и минимально духовная. Духовная компонента оказалась на периферии интересов социума. Воспитание, образование, просвещение, наука и во многом даже искусство воспроизводят человека-потребителя.
И как точно отметил еще 80 лет назад великий русский мыслитель Н.А. Бердяев: «Духовная культура задавлена. Цели человеческой жизни померкли. Человек перестал понимать, для чего он живет, и не имеет времени задуматься над смыслом жизни. Жизнь человека заполнена средствами к жизни, которые стали самоцелью».
• Распад генома человека.
• Снижение иммунного статуса. Здесь иммунитет и иммунный статус необходимо понимать в широком смысле: от понятия инфекционистов - иммунодефицита как аллергической реакции у населения всех индустриально развитых стран на любые внешние воздействия (пыльца цветов, табачный дым, лекарства и т.д.) до понятий социополитического иммунитета, как у отдельных личностей, так и у целых наций к экстремизму, фашизму, терроризму и т.п.
• Личность формируется не на основе традиционного общения с природой, а продуктами, производимыми в результате функционирования социума: политикой, средствами массовой информации, масскультурой и т.п., иначе говоря, замыкается сама, уводя человека все дальше и дальше от его колыбели - Земли и его мегародины - Космоса.