Основные энергозависимые процессы, лежащие в основе специфических функций нервной ткани




Функции Биохимические реакции
Проведение нервных импульсов с последующим восстановлением ионной асимметрии K, Na-АТФазная реакция
Поддержание определенной пространствен-ной ориентации и конформации структур-ных единиц нейрона Фосфорилирование специфических белков нейрофиламентов и другие реакции
Образование синаптических структур, функционирование синапсов Синтез специфических белков, липо- и гликопротеидных комплексов; синтез и метаболизм нейромедиаторов; транспорт, высвобождение и обратный захват нейроме-диаторов
Хранение и переработка информации (нейрологическая память) Синтез специфических белков, нейропепти-дов, нуклеиновых кислот, липо- и гликопротеидных комплексов
Трансмембранный перенос субстратов, нейромедиаторов Реакции, катализируемые АТФазными системами, транслоказные реакции
Аксональный и ретроградный ток Фосфорилирование специфических белков (тубулина и других)

 

 

Задание № 9

Какой витамин назначают для комплексного лечения нарушения нервной деятельности (деменция) с одновременным поражением кожи (дерматит) и желудочно-кишечного тракта (диарея)? Какие у него коферментные формы?

 

Задание № 10

Известно, что при дефиците тиамина в организме человека имеют место нарушения со стороны нервной системы: утрата рефлексов, повышенная возбудимость, помутнение сознания. Почему недостаток тиамина негативно сказывается на работе мозга?

 

 

Тема для самостоятельного изучения

БИОХИМИЯ МЫШЕЧНОЙ ТКАНИ

 

Актуальность темы

Сердечно-сосудистая патология прогрессирует у населения развитых индустриальных стран в ХХІ веке. Существование людей в условиях постоянного действия стрессовых факторов привела к росту инфарктов, гипертонии миокарда, миокардиопатии. Поэтому перед кардиологией, фармакологией и фармацевтикой стоят актуальные задачи диагностики и лечения этой группы больных.

Проблемы заболевания опорно-двигательного аппарата также занимают существенное место в лечебной практике.

Решение этих проблем невозможно без знания морфологических и биохимических особенностей мышечной ткани, которая в значительной степени страдает при этих заболеваниях.

Общая цель изучения темы:

Изучить особенности метаболизма миокарда и поперечно-полосатой мышцы с целью использования этих знаний на клинических кафедрах для диагностики и коррекции нарушенного метаболизма при сердечно-сосудистых заболеваниях и болезнях опорно-двигательного аппарата.

Конкретные цели:

  1. Изучить молекулярный механизм укорочения мышц.
  2. Изучить энергетические источники мышечного сокращения
  3. Изучить трансформацию нервного импульса в механическую энергию.

 

Исходный уровень:

Цель: Уметь соединить знания о гистоструктуре мышечной ткани с ее функцией.

 

Задания для самопроверки и самокоррекции исходного уровня:

Задание 1 К каждому вопросу (список 1-5) подберите один верный ответ (список a-д):

1. Трофический аппарат мышечного волокна.

2. Опорный аппарат мышечного волокна

3. Иннервационный аппарат мышечного волокна.

4. Сократительный аппарат мышечного волокна.

5. Специфический мембранный аппарат мышечного волокна.

а) система миофибрилл;

б) ядро, саркоплазма с органеллами (митохондрии, комплекс Гольджи, эндоплазматическая сеть) и включения (миоглобин, гликоген);

в) Т-трубочки и система конечных цистерн саркоплазматического ретикулума;

г) сарколемма, каналы Т-системы, тело- и мезофрагмы;

д) моторные бляшки, мышечные веретена.

Задание 2. К каждому вопросу (список 1-5) подберите один верный ответ (список А-Д):

1. А-диск (полоса)

2. Z –полоска (телофрагма)

3. I –диск (полоса)

4. М-линия (мезофрагма)

5. Н – полоска.

А) участок миофибриллы с толстыми и тонкими филаментами, обладающий двойным лучепреломлением;

Б) участок миофибриллы, содержащий активные филаменты, находящиеся по обеим сторонам А-диска;

В) участок саркомера, включающий только миозиновые филаменты;

Г) линия в изотропном диске, разделяющая его пополам, и состоящая из активных филаментов;

Д) линия миофибриллы, делящая саркомер пополам.

 

 

Правильность решения проверте, сопоставив их с эталонами ответов.

Эталоны ответов к решению заданий для самопроверки и самоконтроля исходного уровня:

1 –б 1-А

2-г 2-Г

3-д 3- Б

4-а 4 - Д

5-а 5 -В

 

Информацию для восполнения исходных знаний-умений можно найти в следующей литературе:

  1. Гистология и эмбриология

 

Содержание обучения:

Содержание обучения должно обеспечивать достижение целей обучения, чему способствет граф логической структуры изучаемой темы (приложение 1)

Основные теоретические вопросы, позволяющие выполнить целевые виды деятельности:

- строение миозиновых нитей

- строение актиновых нитей

- белки мышц

- механизм сокращения поперечно-полосатых мышц

- сокращение гладких мышц

- источники энергии для мышечной работы

- особенности обмена сердечной мышцы

- азотистый обмен в мышцах

- нарушение обмена при мышечных дистрофиях

Найти материал для освоения этих вопросов можно в одном из следующих источников:

Литература

  1. Биологическая химия. Николаев А.Я., М. 1998. Мед инф. агенство. с. 448-461
  2. Губський Ю.Г. Біологічна хімія.-Киїі-Тернопіль.Укрмедкнига, 2000-с. 468-479.
  3. Березов Т.Т., Коровин Б.Ф. Биологическая химия.- М.: Медицина, 1998.-с. 645-660

 

После изучения вышеперечисленных вопросов для самопроверки усвоения материала по изучаемой теме Вам предлагается решить следующие целевые обучающие задачи. Правильность решения задач можно проверить, сопоставив их с эталонами ответов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: