УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
________________ С.В.Шаврук
«___» _______ 2011 г.
Регистрационный № _________
ПРОГРАММА
государственно-правовой практики
для специальности:
1-26 01 02 «Государственное управление и право»
Составители:
С.В. Апанасевич, заведующий кафедрой гражданского и хозяйственного права, кандидат юридических наук; О.В. Бодакова, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права, кандидат юридических наук; М.П. Короткевич, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права, кандидат юридических наук; Т.Н. Пунько, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права, кандидат юридических наук.
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры гражданского и хозяйственного права (протокол № 13 от 2 марта 2011 г.). Одобрена и рекомендована к утверждению на заседании Совета факультета управления Института управленческих кадров (протокол № 2 от 30 марта 2011 г.).
Пояснительная записка
Государственно-правовая практика в процессе обучения является одним из видов производственной практики и представляет собой важнейшую часть подготовки высококвалифицированных специалистов, обеспечивающей закрепление теоретических знаний.
Целью практики является закрепление и углубление теоретических знаний, полученных студентами в Академии управления, приобретение навыков самостоятельной работы в местных администрациях, органах самоуправления, исполнительных комитетах, местных Советах депутатов, органах внутренних дел.
Основными задачами практики являются:
- повышение эффективности и качества обучения;
- усвоение и закрепление знаний и умений студентов, полученных во время обучения;
- приобретение навыков сочетания теоретических знаний с умением решать вопросы, возникающие в практической деятельности;
- проверка возможностей самостоятельной работы будущего специалиста в органах государственного управления и местного самоуправления;
- расширение связей Академии управления при Президенте Республики Беларусь с государственными органами.
В соответствии с учебным планом специальности «Государственное управление и право» студенты 3 курса проходят государственно-правовую практику в течение трех недель. В течение всего периода прохождения практики студент ведет дневник по установленной форме, в котором отражает работу, выполненную за день. Записи в дневнике должны быть конкретными, с указанием выполненных видов работ. В дневнике делаются отметки о дне начала и окончания практики. После окончания практики дневник должен быть заверен руководителем практики от организации личной подписью и печатью.
Базами проведения практики являются исполнительные комитеты, администрации районов в городах, местные органы самоуправления, органы внутренних дел. Практика студентов организуется в соответствии с Положением о порядке организации, проведения, подведения итогов и материального обеспечения практики студентов высших учебных заведений Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 июня 2010 г. № 860, и настоящей Программой.
В соответствии с требованиями образовательного стандарта специальности 1-26 01 02 «Государственное управление и право» в процессе прохождения государственно-правовой практики студенты должны изучить действующее законодательство о местных исполнительных и распорядительных органах, а также органах местного самоуправления, освоить организационную структуру и полномочия местных исполнительных и распорядительных органов, органов местного самоуправления, а также ознакомиться с системой организаций, подчиненных местным органам управления и самоуправления.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
При прохождении практики в органах государственного управления и самоуправления студент:
· изучает действующее законодательство о местных исполнительных и распорядительных органах, органах местного самоуправления;
· изучает организационно-правовые акты вышестоящих местных исполнительных и распорядительных органов, органов местного самоуправления;
· изучает организационную структуру местных исполнительных и распорядительных органов, органов местного самоуправления;
· изучает функции и полномочия управлений (отделов) местных исполнительных и распорядительных органов;
· изучает систему организаций, подчиненных местным органам управления и самоуправления;
· изучает порядок и условия управления (руководства) местными органами управления и самоуправления подчиненными организациями;
· присутствует на заседаниях исполкома (местной администрации), параллельно с секретарем заседания ведет протокол одного из заседаний;
· изучает порядок внесения исполкомом вопросов на рассмотрение сессии Совета депутатов;
· изучает порядок прохождения и рассмотрения жалоб и заявлений граждан и по двум-трем из них составляет проекты ответов;
· участвует в проводимых исполкомом (местной администрацией) проверках подведомственных ему предприятий и организаций;
· изучает порядок деятельности депутатов Совета в избирательных округах, присутствует на приеме граждан, осуществляемом депутатами, выполняет отдельные поручения депутатов;
· изучает работу постоянных комиссий и депутатских групп Совета депутатов, присутствует на их заседаниях, выполняет отдельные поручения, связанные с проверкой работы этих комиссий, присутствует на сессии Совета депутатов и участвует в составлении протокола сессии;
· изучает работу управления (отдела) экономики по организации регистрации (перерегистрации) и ликвидации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
· изучает организацию работы административной комиссии при исполкоме (местной администрации), в частности, порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, изучает административную деятельность органов внутренних дел, исполнение постановлений о привлечении к административной ответственности;
· изучает работу комиссии по делам несовершеннолетних, присутствует на ее заседаниях, подбирает на одно-два заседания нормативный материал, необходимый для рассмотрения дел об административных правонарушениях несовершеннолетних, и высказывает мнение руководителю практики по повышению эффективности работы данной комиссии;
· изучает организацию работы юридического отдела исполкома (местной администрации), принимает участие в сборе материалов при подготовке и согласовании проекта правового акта.
При прохождении практики в органах внутренних дел студент:
· знакомится с задачами, правовой основой и направлениями деятельности органов внутренних дел, их взаимодействием с другими государственными органами, организациями и гражданами;
· изучает полномочия Президента Республики Беларусь и государственных органов в сфере деятельности органов внутренних дел;
· знакомится с организацией работы милиции, подразделениями предварительного расследования органов внутренних дел, инспекции по делам несовершеннолетних, изучает формы и методы их взаимодействия со следователем;
· изучает деятельность подразделений по борьбе с экономическими преступлениями, по наркоконтролю и противодействию торговле людьми, по борьбе с коррупцией и организованной преступностью;
· знакомится с формами и методикой профилактики, выявления, пресечения преступлений, розыска лиц, их совершивших, а также других лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;
· по поручению сотрудника органа внутренних дел и под его контролем проводит отдельные проверочные действия по заявлениям, сообщениям о преступлениях, административных правонарушениях и информации о происшествиях;
· принимает участие в задержании граждан, совершивших административные правонарушения, готовит проекты протоколов об административных правонарушениях;
· знакомится с работой канцелярии и делопроизводством органа внутренних дел, правилами хранения документов, порядком учета и хранения вещественных доказательств и изъятых ценностей;
· составляет проекты запросов, сопроводительных писем к исходящей корреспонденции, рапортов, докладных записок, требований о проведении инвентаризаций и проверок.
Информационнно-методическая часть