КИТАБ АЛ-АСАР АЛ-БАКИЯ АН АЛ-КУРУН АЛ-ХАЛИЯ




I

| 112 | Что касается второй части хронологии Ирана, то она обнимает период Александра [Македонского] до возвышения Ардашира, сына Папака. В этот период господствовали «цари племен», 295 то есть те цари, которых Александр поставил над [завоеванными им] областями, причем ни один из них не подчинялся другому. К этому времени относится господство тех, что владели Ираком и страной Мидии, т. е. Джибалем. 296 Они были самыми достойными из «царей племен»; другие им, | 113 | правда, не подчинялись, но только относились к ним с уважением, так как они принадлежали к иранскому царскому роду. Дело в том, что первым из них был Ашак, сын Ашкана, с титулом афгур-шах, сына Балаша, сына Шапура, сына Ашкана, сына..., сына Сийавуша, сына Кейкавуса.

II

| 207 | Затем выступил [со своей проповедью] Мани, ученик Фадаруна. Он был знаком с учением магов (огнепоклонников), христиан и дуалистов. Он стал выдавать себя за пророка.

В начале своей книги, озаглавленной «Шапуркан», которую он составил для Шапура, сына Ардашйра, он заявляет, что «мудрость и [добрые] дела неизменно приносились [людям] в различные времена посланниками Аллаха; раз они были принесены в Индию через посланника (Аллаха), именуемого Буддой, другой раз — в Ирак через посредство Зарадушта (Зороастра), другой раз — в страны Запада через посредство [488] Иисуса, а затем в настоящий последний век ниспослано вот это откровение в страну Вавилонскую, и объявилось пророчество в лице моем, Мани, посланника бога истины». В своем Евангелии, которое он расположил в порядке двадцати двух букв алфавита, он повествует о том, что он де является тем параклитом, о котором благовествовал Мессия, и что он является последним из пророков.

О существе и форме вселенной Мани учил нечто такое, что противоречит результатам научных доказательств и аргументов. Он проповедовал господство миров света, извечное существование человека и духа жизни; он исповедовал изначальность и вечность света и мрака и самым настойчивым образом запрещал резать животных и причинять им страдания, наносить ущерб огню, воде и растениям.

Мани установил такие законы, выполнение которых брали на себя только «праведники», т. е. манихейцы святой жизни и аскеты, а именно: предпочтение бедности [богатству], подавление жадности и похоти, удаление от мира и воздержание от | 208 | мирских благ, непрерывный пост, раздача милостыни в меру возможности, запрещение-приобретать что-либо, кроме пищи на один день и одежды на один год, воздержание от плотских сношений, странствование по миру для проповеди и руководства.

Другие правила Мани вменил в обязанность [так называемым] «слушателям», т. е. [рядовым] последователям учения [манихейцев] и приемлющим их проповедь, из числа людей, приверженных к мирским интересам. К этим правилам были отнесены: пожертвование десятой части имущества, пост седьмую часть жизни, ограничение одной женой, помощь «праведникам» и устранение всего, что их тяготит.

Про Мани рассказывают, будто он разрешил утоление похоти в общении с юношами, если она одолеет человека, и в доказательство ссылаются на то, будто каждый манихеец имел в качестве обслуживающего ого слуги безбородого, безволосого (юношу), но ни в одной из книг манихейцев, с которыми я ознакомился, я не нашел упоминания чего-либо подобного, напротив того, самая жизнь Мани доказывает противоположное тому, что о нем рассказывают.

Как Мани сам рассказывает в своей книге «Шануркан», в главе о пришествии пророка, он родился в Вавилоне, в селении Мардину, на верхнем течении канала Куса, 297 в 527-м году по летосчислению вавилонских астрономов, т. е. александрийской эры, на четвертом году царствования царя Азарбана (Ардавана?). [489]

Первое откровение Мани получил в возрасте тринадцати лет, в 539-м году по летосчислению вавилонских астрономов и на втором году царствования Ардашира, царя царей... Как повествует Йахйа, сын Ну'мана, христианин, Мани среди христиан носил имя Корбиция, сына Патеция. Когда он выступил с проповедью, многие уверовали в него и последовали за ним. Он составил целый ряд книг, как например, свое Евангелие, книгу «Шапуркан», «Клад воскресения», «Книгу о тиранах», «Книгу книг» и много других трактатов, в которых, как он утверждает, он пространно излагает то, о чем Мессия говорил только в намеках.

Влияние учения Мани непрерывно росло в дни Ардашира, его сына Шапура и сына последнего — Ормузда, пока не стал у власти Бахрам, сын Ормузда. Бахрам велел разыскать Мани и, захватив его, сказал: «Вот этот выступил с призывом к разрушению мира; необходимо нам начать с разрушения его самого, прежде чем осуществится какое-либо из его намерений». Об участи, постигшей Мани, известно, что Ормузд его умертвил, содрав с него кожу, набил ее соломой и прикрепил (это чучело) к воротам города Джундишапура, 298 которые и поныне известны под названием «ворота Мани». Равным образом Бахрам убил ряд людей из тех, что последовали за Мани.

В своем ответе Йезданбахту на его опровержение христианства Джибра’ил, сын Нуха, христианин, рассказывает, что один из учеников Мани составил книгу, в которой повествует о его участи, о том, что он был заключен в темницу из-за одного родственника царя, возомнившего, будто в него вселился дьявол. Мани обещал вылечить его, но оказался не в состоянии сделать это, вследствие чего его руки и ноги были закованы в кандалы и он умер в заточении; его голова была водружена у входа в царскую палатку, а тело брошено | 209 | на дорогу в назидание и устрашающий пример другим.

Еще остались люди, почитающиеся последователями Мани, рассеянные по разным областям. В странах мусульманских нет, пожалуй, ни одной местности, в которой они живут скопом, за исключением их общины в Самарканде, именуемой сабейцами, но за пределами мусульманского мира последователями его веры и его учения являются восточные турки, население Китая и Тибета и часть населения Индии.

Во взглядах на самого Мани среди этих его последователей существуют два течения: одни утверждают, что Мани не творил чудес, и говорят, что он сообщал о прекращении знамений после ухода Иисуса и его учеников, другие же, [490] напротив, утверждают, что Мани совершал знамения и чудеса и что царь Шапур уверовал в него после того, как Мани вознес его вместе с собой к небесам и они оба стояли в воздухе между небом и землей, ибо тем самым Мани показал ему чудо. Говорят также, будто Мани, находясь в среде своих последователей, иногда возносился на небеса, оставался там несколько дней, а затем возвращался к ним.

Я слыхал, как испехбед 290 Марзубан, сын Густема, рассказывал, будто Шапур выслал Мани из своего царства, верный завету Зарадушта (Зороастра) об изгнании из страны всех лжепророков; Шапур поставил ему условием, чтобы он не возвращался, и Мани скрылся в Индию, Китай и Тибет, где проповедовал свое учение, но потом он вернулся [в Иран], и тогда-то Бахрам схватил и казнил его за то, что он нарушил поставленное ему условие, тем самым рискнув своей жизнью...

III

| 209 | После этих [людей] появился человек по имени Маздак, сын Хамададана, из жителей Цесы, 300 он был мубедан-му- бедом, 301 т. е. верховным судьей во дни Кобада, сына Фйруза. Он проповедовал дуализм и во многих вопросах расходился с учением Зарадушта (Зороастра); он утверждал, что и имущество, и жены являются общей собственностью людей, и бесчисленное количество людей последовало за ним. Кобад уверовал в него, но некоторые персы полагают, что он последовал за ним по необходимости, ибо не считал свое царство обеспеченным от посягательства многочисленных ег& последователей; другие же утверждают, что этот Маздак был ловкий хитрец: узнав, что Кобад очарован женщиной, бывшей замужем за его двоюродным братом, он и задумал выступить с этим своим учением, а Кобад поспешил примкнуть к нему. Маздак заповедал ему воздерживаться от принесения в жертву животных до наступления естественного предела их жизни и сказал ему: «Твои дела не устроятся, пока ты не предоставишь мне [твоей жены], матери Ануширвана». Кобад согласился на требование Маздака и велел передать ее ему.

IV

О праздниках в месяцах согдийцев

| 233 | У населения Согда месяцы равным образом распределены по четвертям года. Первый день согдийского месяца наусарда был началом лета. В отношении начала года и начала [491] некоторых месяцев нет расхождения между согдийцами и персами, если не считать места [в году] пяти лишних добавочных дней, а в этом отношении они допустили расхождение только потому, что относятся с уважением к царям и не равняют себя с ними и избрали началом года момент победоносного возвращения Джема, 302 тогда как цари избрали началом года момент выступления Джема. Однако другие люди утверждают, что эта разница между началом года у персов и у согдийцев произошла из-за некоторого различия, имеющегося в астрономических наблюдениях тех и других. Дело в том, что древние персы принимали солнечный год в 365 дней, одну четверть дня и одну шестидесятую долю часа, а этот излишек против 1/4 дня (т. е. одну минуту свыше 6 часов) они не принимали в расчет и включали 1/4 в дня. Когда появился Зардушт (Зороастр) и ввел религию магов, а цари из Балха переселились в Фарс (Перейду) и Вавилонию и стали проявлять заботы о делах веры своей, они велели сделать новые астрономические наблюдения, благодаря которым выявилось, что летнее солнцестояние на пять дней опередило начало [того] года, третьего после високосного. Вследствие этого персы отказались от прежнего способа исчисления и стали придерживаться того, к которому их привели [новые] астрономические наблюдения, а жители Мавераннахра остались при старом порядке и пренебрегли [отклонением от точного времени] того года, по которому строили свои расчеты, и вот поэтому произошло расхождение в начале года между персами и согдийцами. Наконец, утверждают, что до появления Зардушта (Зороастра) начало года у персов и у согдийцев совпадало, но когда персы после него стали передвигать [упомянутые] пять дней [образовавшейся девиации от точного времени] на конец каждого из месяцев с дополнительными днями, как уже было упомянуто выше, то согдийцы оставили эти дни на своем месте, не передвигали их, так что у них эти дни остались прибавленными в конце года, после всех месяцев, а у персов, после того как они стали пренебрегать добавлением дня в високосные годы, они оказались в конце месяца абана. Но Аллаху сие ведомо лучше.

У согдийцев, как и у персов, на протяжении месяцев года много праздников, имеются и определенные, особо почитаемые дни; вот что до нас дошло об этом:

1. Месяц наусард. 1-й день этого месяца — Науруз, 303 а именно великий Науруз. 28-й день этого месяца празднуется огнепоклонниками Бухары и называется Рамуш-Агам; в этот день они собираются в храме огня в селении Рамуш 304 Эти [492] агамы считаются у них самыми большими праздниками и празднуются они поочередно во всех селениях, причем люди собираются для еды и питья у каждого из начальников (старшин) этих селений 305 (в порядке очереди).

2. Месяц джирджин. Относительно него до нас не дошли никаких сведений.

3. Месяц нисанадж. На 12-й день этого месяца приходится праздник первого Махараджа.

4. Месяц басакендж. На 7-й день этого месяца приходится праздник Бейкендж-Агам; это праздник огнепоклонников в Пейкенде, 306 где они и собираются. На 12-е число приходится праздник второго Махараджа. На 15-е число приходится праздник ' Амас (?)-Хорэ; после воздержания от пищи и питья и от всего, чего касался огонь, кроме плодов и растений, они в этот день едят хлеб на дрожжах.

5. Месяц ашнаханда. На 18-й день этого месяца приходится праздник Баба-Хорэ, называемый также Бама-Хбрэг что значит «питье чистого, хорошего виноградного сока», а на 26-е число — праздник Керм-Хорэ. 307

6. Месяц мажиханда. На З-е число этого месяца приходится праздник Кишмин, во время которого открывается ярмарка в селении Кумуджкет (?), а в 15-й день того месяца открывается ярмарка в Тававйсе, 308 куда собираются купцы всех стран света, и продолжается эта ярмарка семь дней.

7. Месяц фагакан. 1-й день этого месяца назывался Ним-Сарда, что значит «половина года», на 2-й день приходится | 235 | праздник, который они называют... (?) Хдрэ в этот день они собираются в своих храмах огня и едят блюдо, изготовляемое из просяной муки, масла и сахара. Некоторые люди относят день Ним-Сарда на пять дней назад, на первое число иранского месяца михра, для того чтобы сообразоваться с персами, тогда как по существу половина года должна отмечаться тогда, когда от начала его пройдут шесть месяцев и два с половиной дня. На 9-е число этого месяца приходится праздник Тасис-Агам, а на 25-е — начало Керм-Хбрэ. 309

8. Месяц абанадж. На 9-е число этого месяца приходится конец Керм-Хбрэ. 310

9. Месяц фуг. О нем до нас ничего не дошло.

10. Месяц масафуг. В этом месяце у согдийцев празднуется праздник, который длится с 5-го числа по 15-е; после этого мусульмане 311 открывают ярмарку на семь дней в селении Шарг. 312

11. Месяц зимданадж. На 24-е число этого месяца приходится праздник Бад-Амкам. [493]

12. Месяц хушум. В последний день этого месяца согдийцы оплакивают своих умерших, рыдают и раздирают свои лица, а для покойников ставят кушания и напитки, так, как делают персы в дни фарвардаджана, 313 так как те пять дней, которые игнорируются согдийцами, приходятся именно на конец этого месяца, как мы упоминали уже раньше.

Кроме того, у согдийцев бывают ярмарки в селениях в определенные числа во всех месяцах; водится это в рустаках 314 Бухары и Согда.

V

О подобных же [праздниках], имевшихся у жителей Хорезма на протяжении месяцев их [года]

| 235 | Население Хорезма считает начало года и начало месяцев одновременно с жителями Согда и расходятся в этом с персами, а причина этому та самая, о которой говорилось в отношении согдийцев; и обычаи хорезмийцев, связанные с теми или иными месяцами, похожи на обычаи согдийцев.

Началом лета у них считается первый день месяца наусарджи. Имеются у хорезмийцев в различных месяцах праздники, которые они почитали еще до ислама, и они полагают, что почитаемый ими всемогущий и всеславный бог заповедал им соблюдать эти праздники. Кроме того, они отмечают еще и другие дни, заимствованные из традиций их предков. Ныне среди них остался лишь небольшой остаток огнепоклонников, которые не особенно ревностно относятся к своей вере, ограничиваются знанием внешних форм своего культа, не задаваясь изучением истинного глубокого смысла вероучения. В связи с этим они устанавливают сроки своих празднеств на основании знания (длительности) промежутков между ними, не заботясь о том месте, которое они в действительности должны занимать в отдельных месяцах.

Вот те памятные дни и праздники хорезмийцев, которые не связаны с их вероучением.

1. Месяц наусарджи. 1-й день этого месяца является праздником начала года, это, как мы упоминали, «новый день». 315

| 236 | 2. Месяц ардивишт. Относительно него ничего не говорится.

3. Месяц харудад. 1-й день этого месяца назывался Ариджа-Саван 316 (?); в домусульманское время этот день приходился на самое жаркое время, а потому и говорят, что [494] основное название его Ирйджхас-Чузан 317 что в переводе значит «он сбросит свои одежды», другими словами, это время для обнажения и разоблачения. В наше время этот день совпадает с периодом посева кунжута и других злаков, засеваемых одновременно с ним, и в связи с этим он рассматривается как определенный исходный период времени.

4. Месяц чира. 15-й день этого месяца называется Аджгар, а это значит «горящая головня» или «пламя». В прошедшие времена этот день совпадал с началом того времени года, когда люди ощущали необходимость обогреваться у огня, ввиду того что погода осенью менялась, а в наше время он совпадает с серединой лета, и через семьдесят дней после него начинают засевать осеннюю пшеницу.

5. Месяц хумдад. О нем ничего не говорится.

6. Месяц ихшарйвара. 1-й день этого месяца называется Фагбарийа, 318 говорят, что основное его название — Фагруба, т. е. «выступление царя», так как в это время года, ввиду прекращения жары и наступления прохлады, цари хорезмские обычно выступали в поход и проводили зиму вне своей столицы, отражая гуззов от своих границ и охраняя окраины своих владений от их набегов.

7. Месяц умри. 1-й день этого месяца называется Аздаканд-Хор. др, что значит «день, в который едят хлеб, приготовь ленный на сале», так как в этот день хорезмийцы, укрываясь от холода, собирались вокруг горящих жаровень, чтобы есть, хлеб, приготовленный на сале. На 13-е число этого месяца приходится праздник Чири-Рудж, который находится в большом почете у них, наподобие Михраджана 319 у персов; таким же почетом пользуется у них праздник Рам-Рудж, приходящийся на 21-е число этого месяца.

8. Месяц йанахун. Об этом месяце ничего не говорится.

9. Месяц аду. О нем тоже нет никаких данных.

10. Месяц римажд. 15-й день этого месяца называется Нимхаб; говорят, что он первоначально назывался Минадж-Ахиб, но затем это название, часто употреблявшееся для упрощения в просторечии, было изменено, и что оно значит «ночь Мина». Некоторые утверждают, что Мина была одной из цариц Хорезма или женщиной из знатного сословия; однажды она опьяневшей вышла из своего дворца в шелковом одеянии, ибо время было весеннее; она упала за пределами дворца, ее порочное состояние ее одолело, и она заснула; ее застиг ночной холод, и она умерла. Люди удивились тому, что в такое время весны холод мог убить человека, и превратили это событие в своего рода символ удивительной вещи, [495] выходящей за пределы обычного порядка, случающейся в | 237 | несвойственное ей время. Память об этом дне пережила свое время и дожила до наших дней, и народ считает его серединой зимы.

В этот день и вообще около этого времени хорезмийцы возжигают благовония и фимиам и заставляют подыматься испарения с запахом от тех яств, которые они выставляют для отражения дурного влияния джиннов 320 и злых духов...

11. Месяц ахамман. О нем не имеется никаких данных.

12. Месяц испандармаджи. 4-й день этого месяца называется Хиж, что значит восход. На 10-е число этого месяца приходится праздник хорезмийцев, называемый Вахшангам; Вахт — имя ангела, который приставлен стеречь воду, в особенности реку Джейхун. 20-й день этого месяца называется Инджа (?), 321 что значит — «ряд домов».

Кроме того, у хорезмийцев есть праздники, которые им нужны для культовых надобностей. Таких праздников шесть.

Первый праздник называется Банхаджачи-рид (?); 322 он приходится на 11-е число месяца наусарджи, и простонародье называет его Наусарджи-каник, по названию этого месяца.

Второй праздник, приходящийся на 1-й день месяца чири, называется Мис-Сухун-рид (?); 323 называется он также Хаверд-миник (?), 324 что значит — «(день) бессонницы (?)», или Аджгар-маник, по названию Аджгара, 325 которому он предшествует на пятнадцать дней.

Третий праздник называется Мазиан-рид (?) 326 и приходится на 15-е число месяца хамдада называется он также Анджмарз-каник (?). 327

| 238 | Четвертый праздник называется Мис-Зарми-рид (?) 328 и приходится на 15-е число месяца умри; называется он также Хаир-ручканик (?). 329

Пятый праздник приходится на 1-й день месяца рймажда и известен под названием Бекджаз-риканик (?). 330

Шестой праздник называется Арсамин-рид (?) 331 и известен также под названием Арсамин-деканак (?); 332 он приходится на 1-й день месяца ахаммана.

В течение последних пяти дней месяца испандармаджи и в течение следующих за ними добавочных дней хорезмийцы точно так же, как персы в дни фарвардаджана, 333 выставляют на гробницах яства для духов покойников

Комментарии

294. Абу-р-Рейхан Мухаммед ибн Ахмед ал-Бируни, известный среднеазиатский писатель и ученый (родился в 362/973 г. в Хорезме, умер в 440/1048 г.). Биографические данные о нем очень скудны, так как своим резко критическим отношением к произведениям других авторов он нажил себе много врагов, и арабские биографы и библиографы охотно игнорируют его. Между тем это был несомненно выдающийся ученый, с критическим умом, возносящим его высоко над многими современными ему учеными. Выдающийся математик, астроном, географ и физик, он во всех соответствующих областях оставил ряд сочинений, из которых, однако, очень немногие дошли до нас. Его первой работой, написанной в конце IV/X в., является именно его труд «Оставшиеся памятники минувших поколений», из которого заимствованы приводимые ниже в русском переводе отрывки. Этот труд издан в подлиннике проф. Э. Зaxay (Chronologie orientalischer Voelker von Alberuni. Hrsg. von K. Sachau, Leipzig, 1878); к этому изданию относятся приводимые ниже ссылки на страницы этого труда. В предисловии к своему изданию проф. Захау дает подробную оценку личности и научной деятельности ал-Бируни.

295. См. прим. 15 (ат-Табари).

296. См. прим. 60 (ат-Табари).

297. Канал Куса берет начало из Евфрата примерно на одной широте с Мада’ином (см. прим. 5) и течет в юго-восточном направлении к Тигру; в настоящее время этот канал называется Хабл-Ибрахим, т. е. «Канал Авраама», так как, согласно легенде, Авраам родился в лежавшем на этом канале городе Куса Рабба, который некоторые исследователи отождествляют с городом Кута, упоминаемым в Ветхом Завете во Второй Книге Царств (гл. XVII, ст. 24). При Сасанидах округ, орошаемый каналом Куса, в честь первого сасанида назывался Ардашир Папакан. Ср.: Le Strange, ук. соч., стр. 68 сл.

298. См. прим. 204 (ад-Динавари).

299. См. прим. 34 (ат-Табари).

300. См. прим. 208 (ад-Динавари).

301. См. прим. 30 (ат-Табари).

302. Джем или Джемшид, легендарный царь Ирана, брат и преемник Тахмураса; согласно преданию, он обладал чудесными силами и подчинил себе джиннов и дьяволов. Предание приписывает Джемшиду введение в обиход обработки металлов и железных орудий, а равно выделки шелка и хлопчатой бумаги. Ему же приписывается разделение народа на четыре класса: класс воинов, класс законоведов, класс писцов и ремесленников и класс земледельцев Ср.: Ибн ал-Асир, I, стр. 46.

303. Науруз (по-персидски собств. «новый день») — первый день нового года.

304. Йакут (XIII в.) в своем географическом словаре еще отмечает селение Рамуш Бухарского округа (Jacuts Geographisches Woerterbuch, II. Leipzig, 1867, стр. 737). Ср. также: В. В. Бартольд. Туркестан, II, стр. 119.

305. См. прим. 54 (ат-Табари).

306. Пейкенд (араб. Бейкенд), в свое время большой торговый город, в пяти милях от Бухары в сторону Аму-Дарьи, вне стены, окружавшей Бухару с ее пригородами. Селение этого имени существует и теперь (В. В. Бартольд. Туркестан, II, стр. 183 cл.; Le Strange, ук. соч., стр. 463).

307. Значение этого названия — «поедание винограда».

308. Тававйс — крупное селение в 7 или 8 фарсахах от Бухары, внутри стены, окружавшей Бухару с ее пригородами; древнее название селения было Арфуд; в нем находилось капище идолов и храм огнепоклонников (В. В. Бартольд. Туркестан, II, стр. 100 сл.).

309. См. прим. 307.

310. См. прим. 307.

311. Описывая памятники «прошлого» Согда, автор незаметно переходит к описанию обычаев, существовавших в Согде еще и после арабского завоевания.

312. Селение Шарг или Джарг было расположено в 4 фарсахах от Бухары (В. В. Бартольд. Туркестан, II, стр. 101).

313. Фарвардаджан — название пяти дней, прибавленных по указанию Зороастра к солнечному году при реформе календаря и отнесенных согдийцами к концу солнечного года, а у персов оказавшихся в конце месяца абана; ср. стр. 493.

314. См. прим. 7 (ат-Табари).

315. См. прим. 303.

316. В тексте — ***

317. В тексте — ***

318. В тексте — ***

319. Михраджан — большой иранский праздник, который персы праздновали в 7-м месяце михр-мах. Ср.: Chronologie orientalischer Voelker von Alberuni, стр. 222-224.

320. Джиннами у мусульман назывались духи, созданные, по их воззрениям, Аллахом из бездымного пламени, в противоположность людям и ангелам, созданным из глины и света.

321. В тексте — ***

322. В тексте — ***

323. В тексте — ***

324. В тексте —

325. Название 15-го дня месяца чири.

326. В тексте — ***

327. В тексте — ***, с вариантом ***

328. В тексте — ***

329. В тексте — ***

330. В тексте — ***

331. В тексте — ***

332. В тексте — ***

333. См. прим. 313.

(пер. А. Э. Шмидта)
Текст воспроизведен по изданию: Шмидт А. Э. Материалы по истории Средней Азии и Ирана // Ученые записки института востоковедения, Том 16. 1958

АБУ РЕЙХАН АЛЬ-БИРУНИ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: