Вопрос 3. Виды уголовных наказаний и значение системы уголовного наказания для эффективной реализации наказания




 

Штраф есть денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом.

В российском уголовном законодательстве советского периода штраф рассматривался как более строгое наказание, чем конфискация имущества и лишение воинского или специального звания. Действующий УК РФ считает его самым мягким видом наказания. Может быть, для такой оценки и были основания в момент принятия Уголовного кодекса, когда размер штрафа исчислялся в пределах от 25 до 1000 минимальных размеров оплаты труда, установленных на то время. Но сейчас положение в корне изменилось, и для определения размера штрафа уже используется сумма в 500 млн. рублей. Поэтому учеными высказывается мнение, что "штраф более строгий вид наказания, чем лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, обязательные работы и исправительные работы. Так, несложные арифметические расчеты денежных взысканий в виде штрафа и в виде удержаний в доход государства от 5 до 20% при назначении исправительных работ за аналогичное преступление показывают, что штраф будет более строгим видом наказания, чем исправительные работы, так как суммы взыскания будут значительно выше при назначении штрафа". Приведенные аргументы представляются весьма убедительными. К ним можно добавить еще одно важное соображение: поскольку штраф рассматривается как самый мягкий вид наказания, логично ограничить его применение случаями совершения преступлений небольшой или средней тяжести. Между тем современное российское уголовное законодательство допускает применение штрафа как основного наказания не только за тяжкие, но и за особо тяжкие преступления (например, ч. 4 ст. 204, ч. ч. 5 и 6 ст. 290, ч. 5 ст. 291, ч. ч. 3 и 4 ст. 291.1 УК РФ), что явно не соответствует статусу штрафа как наиболее мягкого вида наказания.

Итак, штраф - это самое мягкое наказание по уголовному законодательству России, он может быть как основным, так и дополнительным видом наказания.

Штраф как вид уголовного наказания необходим потому, что существуют такие малоопасные преступления, за совершение которых назначение даже низшего размера лишения свободы является чрезмерно тяжелым, или такие, где ввиду исключительных обстоятельств, относящихся к личности виновного, представляется справедливым избегать назначения ареста даже на несколько дней, поскольку главное репрессивное значение имеет собственно осуждение.

Согласно ч. 2 ст. 46 УК РФ штраф устанавливается в размере от пяти тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет либо исчисляется в величине, кратной стоимости предмета или сумме коммерческого подкупа или взятки. Несовершеннолетним осужденным штраф может быть назначен в размере от одной тысячи до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до шести месяцев.

Таким образом, законодатель предусмотрел три способа исчисления штрафа: а) фиксированный в рублях; б) фиксированный в виде размера зарплаты или иного дохода осужденного; в) кратно стоимости предмета или сумме коммерческого подкупа или взятки. Последний способ исчисления штрафа может применяться только за два вида преступлений: за коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ) и за взяточничество (получение взятки (ст. 290 УК РФ), дача взятки (ст. 291 УК РФ) и посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ)). Исчисляемый таким образом штраф не может быть менее 25 тысяч рублей и не может превышать стократной суммы коммерческого подкупа или взятки, но в любом случае не может быть более 500 млн. рублей.

Нужно сказать, что научная общественность весьма скептически отнеслась к установлению штрафа как основного вида наказания за такие особо тяжкие преступления, как получение и дача взятки (а также посредничество во взяточничестве) при особо отягчающих обстоятельствах. Во-первых, установление таких санкций воспринимается населением как законодательно закрепленная возможность откупиться деньгами от наказания в виде лишения свободы. Во-вторых, реальное взыскание штрафа со взяточников - это самостоятельная сложная проблема, поскольку чиновники, промышляющие получением взяток, обычно оформляют почти все свое имущество на родственников и близких, на собственность которых невозможно обратить взыскание.

Конкретный размер штрафа по уголовному делу определяется судом с учетом тяжести совершенного преступником и с учетом имущественного положения осужденного и его семьи, а также с учетом возможности получения осужденным заработной платы или иного дохода. С учетом тех же обстоятельств суд может назначить штраф с рассрочкой выплаты определенными частями на срок до пяти лет (ч. 3 ст. 46 УК РФ).

В перспективе представляется целесообразным в российском уголовном законодательстве расширить число санкций, предусматривающих возможность применения штрафа в качестве основного и дополнительного видов наказания, а также существенно повысить максимальный размер штрафа за совершение отдельных категорий преступлений, в первую очередь - в сфере экономики.

УК РФ содержит ряд ограничений по применению штрафа как дополнительного вида наказания. Суть этих ограничений состоит в том, что штраф в качестве дополнительного наказания может назначаться только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ (ч. 4 ст. 46 УК РФ). Другое ограничение заключается в том, что штраф в размере от пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период свыше трех лет может назначаться только за тяжкие и особо тяжкие преступления в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ.

Осужденный к штрафу с рассрочкой выплаты, а также осужденный, в отношении которого суд принял решение о рассрочке уплаты штрафа, обязаны в течение 30 дней со дня вступления приговора или решения суда в законную силу уплатить первую часть штрафа. Оставшиеся части штрафа осужденный обязан уплачивать ежемесячно не позднее последнего дня каждого последующего месяца.

В соответствие с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 58 от 22 декабря 2015 г. «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» (с изменениями, внесенными постановлениями Пленума от 29 ноября 2016 г. № 56, от 18 декабря 2018 г. № 43) отмечается, что в соответствии со статьей 46 УК РФ штраф при любом способе его исчисления должен быть определен в виде денежного взыскания. В резолютивной части приговора следует указывать способ исчисления штрафа и сумму штрафа в денежном выражении.

Размер штрафа определяется судом с учетом тяжести совершенного преступления, имущественного положения осужденного и его семьи, а также с учетом возможности получения осужденным заработной платы или иного дохода (часть 3 статьи 46 УК РФ). В этих целях следует выяснять наличие или отсутствие места работы у осужденного, размер его заработной платы или иного дохода, возможность трудоустройства, наличие имущества, иждивенцев и т.п.

Исходя из положений части 2 статьи 46 УК РФ минимальный размер штрафа, назначенного за совершенное преступление в определенной сумме, в том числе с применением положений статьи 64 УК РФ, не может быть ниже пяти тысяч рублей, а при его назначении в размере заработной платы или иного дохода осужденного – за период менее двух недель. К иным доходам следует относить доходы, подлежащие налогообложению в соответствии с действующим законодательством.

Размер штрафа, исчисляемый исходя из величины, кратной стоимости предмета или сумме коммерческого подкупа, подкупа работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок и иных уполномоченных лиц, представляющих интересы заказчика в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, взятки или сумме незаконно перемещенных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов, не может быть менее двадцати пяти тысяч рублей, даже если сумма, рассчитанная с учетом кратной величины, меньше двадцати пяти тысяч рублей. В таком случае штраф назначается в размере двадцати пяти тысяч рублей.

При назначении в качестве основного наказания штрафа, исчисляемого указанным способом, в случае применения статьи 64 УК РФ может быть уменьшена величина кратности, предусмотренная соответствующей статьей Особенной части УК РФ (в таком случае размер штрафа также не может быть менее двадцати пяти тысяч рублей). Изменение способа исчисления штрафа (например, назначение штрафа в определенном размере без применения кратности) в таком случае не допускается.

При назначении штрафа в качестве основного наказания осужденному, содержавшемуся под стражей, суд вправе с учетом срока содержания под стражей либо полностью освободить такое лицо от отбывания данного наказания, либо смягчить его (часть 5 статьи 72 УК РФ). В случае смягчения наказания размер штрафа может быть ниже минимального предела, установленного санкцией соответствующей статьи Особенной части УК РФ, но не ниже минимального предела, установленного частью 2 статьи 46 УК РФ для конкретного способа исчисления штрафа.

Одновременно с штрафом, назначенным в качестве основного наказания, допускается назначение за то же преступление дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград при условии соблюдения правил применения этих видов наказаний, установленных частью 3 статьи 47 и статьей 48 УК РФ.

Исходя из положений части 3 статьи 46 УК РФ штраф может быть назначен как без рассрочки, так и с рассрочкой выплаты до пяти лет. При назначении штрафа с рассрочкой выплаты суду необходимо мотивировать свое решение в приговоре и определить конкретные сроки выплат частями с учетом положений части 3 статьи 31 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ), а также суммы (размеры) выплат в пределах установленного судом срока.

В случае назначения штрафа в качестве основного наказания за одно из преступлений при определении окончательного наказания по совокупности преступлений или приговоров в резолютивной части приговора должно быть указано на применение статьи 69 или статьи 70 УК РФ, а также на самостоятельное исполнение штрафа.

Частями 2 и 3 статьи 32 УИК РФ предусмотрен различный порядок исполнения основного наказания и дополнительного наказания в виде штрафа. Исходя из этого при назначении наказания по совокупности преступлений не допускается сложение сумм штрафа, назначенного в качестве основного и дополнительного видов наказаний за разные преступления.

С учетом того, что судебный штраф, назначаемый на основании статьи 762 УК РФ лицу, освобожденному от уголовной ответственности, не является уголовным наказанием, а относится к иным мерам уголовно-правового характера, предусмотренным разделом VI УК РФ «Иные меры уголовно-правового характера», правила статьи 46 УК РФ к назначению и исполнению судебного штрафа не применяются.

В случае злостного уклонения от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, он заменяется иным, более строгим видом наказания. Однако замена штрафа лишением свободы законом не допускается (ч. 5 ст. 46 УК). Определенную проблему составляет взыскание штрафа, назначенного в качестве основного наказания, поскольку на практике имеют место случаи, когда к осужденному нельзя предъявить претензии по поводу злостного уклонения от уплаты штрафа, а материальное положение осужденного не позволяет взыскать штраф принудительно. Это свидетельствует о несовершенстве нормативного регулирования применения данного вида наказания и указывает на необходимость внесения в закон соответствующих изменений.

В отношении осужденного, злостно уклоняющегося от уплаты штрафа, назначенного в качестве дополнительного наказания, судебный пристав-исполнитель производит взыскание штрафа в принудительном порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

 

Лишение права занимать определенные должности

или заниматься определенной деятельностью

 

Данный вид наказания в отечественном законодательстве появился в УК РСФСР 1960 г. и был воспроизведен в УК РФ 1996 г.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью (ч. 1 ст. 47 УК РФ).

Данная мера по российскому законодательству может применяться как в качестве основного, так и в качестве дополнительного вида наказания. В настоящий момент она предусмотрена более чем в 160 санкциях норм Особенной части УК РФ, но используется настолько бессистемно, что трудно уловить закономерности и понять логику законодателя при использовании этого вида наказания. В качестве основного данный вид наказания предусмотрен за некоторые преступления против конституционных прав и свобод, экологические и должностные преступления. Однако принцип его использования практически невозможно понять. Так, нет логических объяснений тому, что за нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью предусмотрено только как основное наказание, за нарушение неприкосновенности частной жизни - только как дополнительное, а за квалифицированный вид этого же преступления - и как основное, и как дополнительное. Вряд ли есть разумные объяснения и тому, что в ряде статей УК РФ этот вид наказания предусмотрен только в основном составе, но не упоминается в его квалифицированных видах (например, ст. ст. 215.1, 263, 266, 286.1 УК РФ); что он не используется во многих составах экономических (например, отмывание преступных доходов, злоупотребления при эмиссии ценных бумаг), экологических (например, нарушение правил обращения экологически опасных отходов) преступлений и деяний, посягающих на общественную безопасность (например, бандитизм с использованием служебного положения), которые совершаются преимущественно в профессиональной сфере виновных или при занятии иными видами общественно значимой деятельности, равно как и при использовании служебного положения. Трудно понять логику законодателя и в том, что он предусматривает данный вид наказания как обязательный в одних случаях (например, ч. 4 ст. 122 УК РФ), но отводит ему роль факультативного в других весьма сходных составах (например, ч. ч. 2 и 3 ст. 109, ч. 2 ст. 124 УК РФ). Установление дополнительного наказания в случаях назначения штрафа как основного наказания (все части ст. 204 УК РФ) с теоретической точки зрения недопустимо, так как дополнительное наказание не может быть строже основного. Не случайно ч. 4 ст. 47 УК РФ не предусматривает возможности присоединения данного вида наказания к штрафу.

Полнейший субъективизм законодателя проявляется и в установлении сроков лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Юридическая природа данного наказания состоит в запрещении занимать должности при осуществлении государственной или муниципальной службы либо заниматься определенными видами деятельности. Элемент кары выражается здесь в лишении осужденного по приговору суда тех привилегий и преимуществ, которыми он обладал, занимая ту или иную должность или отправляя ту или иную деятельность. Осужденный утрачивает возможность в течение установленного судом срока заниматься любимым делом, избранной профессией, прерывается его трудовой стаж, временно он становится безработным, испытывает моральные страдания и т.д.

Анализируемый вид наказания содержит две разновидности: а) лишение права занимать определенные должности; б) лишение права заниматься определенной деятельностью. К несовершеннолетним лишение права занимать определенные должности по закону не применяется, так как преступления, связанные с исполнением должностных полномочий, ими практически не совершаются.

Сфера применения первой разновидности этого наказания ограничена кругом лиц, занимающих должности на государственной гражданской службе или в органах местного самоуправления.

Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации.

Гражданским служащим признается гражданин России, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы.

Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Другая разновидность этого наказания сводится к лишению права заниматься определенной профессионально деятельностью или иной деятельностью. Под профессиональной деятельностью следует понимать постоянное выполнение работы, требующей специальных знаний или подготовки, т.е. профессии (медицинский работник, учитель, преподаватель в учебных заведениях, бухгалтер, адвокат, юрисконсульт и т.д.), которая служит основным источником дохода. Иная деятельность есть любая другая (кроме профессиональной) относительно постоянная деятельность (занятие охотой, рыбной ловлей, собиранием лекарственных растений, частным извозом и т.п.), приносящая основной или дополнительных доход.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью по общему правилу устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет - в качестве дополнительного вида наказания (ч. 2 ст. 47 УК РФ). В теории уголовного права высказывались обоснованные предложения об увеличении продолжительности этого наказания. Федеральный закон РФ от 27 июля 2009 г. дополнил ч. 2 ст. 47 УК РФ положением, согласно которому "в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями настоящего Кодекса, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок до двадцати лет в качестве дополнительного вида наказания". Такие случаи сейчас предусмотрены ст. ст. 131, 132, 134, 135, 137, 156, 228.1, 230, 242.1 УК РФ. Как основное наказание лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться судом: а) когда оно указано в качестве такового в санкции нормы Особенной части УК РФ; б) в случае применения его в качестве более мягкого наказания, чем то, которое предусмотрено за данное преступление (ст. 64 УК РФ); в) в случае вынесения вердикта присяжных заседателей о снисхождении (ст. 65 УК РФ); г) в случае замены неотбытой части наказания более мягким (ст. 80 УК РФ).

В качестве дополнительного это наказание может назначаться и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК РФ в качестве наказания за соответствующее преступление, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Чаще всего наказание в виде лишения права заниматься определенной деятельностью применяется к работникам транспорта, работникам торговли, сферы услуг, медицины. Лиц, которые при совершении преступления использовали возможности государственной гражданской или муниципальной службы либо своим деянием дискредитировали эту службу, целесообразно лишать права занимать соответствующие должности. А к лицам, которые совершили преступление при занятии профессиональной или иной деятельностью, следует применять лишение права заниматься определенной деятельностью. К сожалению, законодатель использовал далеко не все возможности применения этого вида наказания, умолчав о нем в санкциях большинства норм о преступлениях в сфере экономической деятельности, полностью опустив его в составах преступлений, совершаемых работниками правоохранительных органов и суда (ст. ст. 299 - 302, 305 УК РФ). Такая "забывчивость" законодателя, конечно, не способствует повышению эффективности борьбы с коррупцией.

Согласно ч. 4 ст. 47 УК РФ в случае назначения этого вида наказания в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, а также при условном осуждении его срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу. В случае назначения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, принудительным работам, лишению свободы оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказаний, но при этом его срок исчисляется с момента их отбытия.

Злостное неисполнение вступившего в законную силу приговора суда в части обеспечения исполнения данного наказания представителем власти, государственным служащим, служащим органа местного самоуправления, а также служащим государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации влечет уголовную ответственность по ст. 315 УК РФ.

 

Лишение специального, воинского или почетного звания,

классного чина и государственных наград

 

В соответствии со ст. 48 УК РФ при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного суд может лишить его специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

Помимо морального воздействия данное наказание нередко влечет наступление целого ряда неблагоприятных имущественных последствий для осужденного (прекращение денежных выплат, отмена привилегий и льгот, аннулирование преимуществ и преференций и т.п.).

Данное наказание применяется только как дополнительное и лишь при соблюдении определенных условий.

Во-первых, оно может быть назначено лицам, осужденным за совершение тяжких и особо тяжкий преступлений (ч. ч. 4 и 5 ст. 15 УК РФ).

Во-вторых, при его назначении суд должен исследовать данные о личности виновного, включая его характеристику до совершения преступления, в процессе совершения и после его совершения, а также сведения о наличии у виновного специального, воинского или почетного звания, классного чина или государственных наград.

В-третьих, суд должен прийти к обоснованному выводу о возможности и целесообразности применения этого наказания, т.е. констатировать в приговоре, что виновный недостоин сохранять за собой то или иное звание, государственную награду, классный чин.

Специальными признаются такие звания, которые присваиваются работникам органов внутренних дел, таможенной и дипломатической службы, федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, морского и воздушного транспорта и некоторым другим категориям граждан.

Воинским является звание, присваиваемое лицам армейского состава в Вооруженных Силах РФ, других войсках (пограничных, железнодорожных, внутренних войсках МВД РФ и др.), органах внешней разведки, федеральных органах государственной безопасности. Порядок их присвоения регламентируется Федеральным законом от 28 марта 1998 г. "О воинской обязанности и военной службе".

Почетными считаются звания, которые присваиваются в целях поощрения граждан за высокие заслуги, профессиональное мастерство и многолетний добросовестный труд. К ним относятся: "Народный артист РФ", "Заслуженный деятель науки РФ", "Заслуженный строитель РФ", "Заслуженный юрист РФ" и т.д. Полный перечень почетных званий содержится в Указе Президента РФ от 7 сентября 2010 г. "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации".

Классные чины можно рассматривать как особые звания, присваиваемые государственным гражданским служащим, а также работникам органов юстиции и некоторым другим категориям граждан с учетом занимаемой должности, знаний, опыта и при определенном стаже. Классные чины могут иметь и иные наименования (например, дипломатические ранги).

Государственные награды - это высшая форма поощрения граждан за выдающиеся заслуги в защите Отечества, государственном строительстве, экономике, науке, культуре, искусстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности и иные выдающиеся заслуги перед государством (звание Героя Российской Федерации, ордена, медали, знаки отличия Российской Федерации, почетные звания Российской Федерации).

Порядок исполнения данного вида наказания состоит в следующем: суд, вынесший приговор о лишении осужденного специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, после вступления его в законную силу направляет копию приговора должностному лицу, присвоившему осужденному звание, классный чин или наградившему его государственной наградой. Должностное лицо вносит в соответствующие документы запись о лишении осужденного звания, чина или награды, а также принимает меры по лишению его прав и льгот, предусмотренных для лиц, имеющих соответствующие звания, чины или награды. Должностное лицо в течение одного месяца со дня получения копии приговора сообщает в суд, вынесший приговор, о его исполнении (ст. 61 УИК РФ).

Таким образом, суд вправе лишить любых специальных, воинских, почетных званий, классных чинов. Это касается как осужденных, состоящих на службе, так и находящихся в запасе, отставке, на пенсии. В равной мере он может лишить осужденного и любой государственной награды, включая награды бывшего СССР. И напротив, суд не вправе лишить осужденного ученой степени или ученого звания и других званий, носящих квалификационный характер (спортивного, профессионального разряда и т.п.).

Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград не может заменяться иными видами наказаний.

 

Обязательные работы

 

Обязательные работы как вид наказания в судебной практике России стали применяться начиная с 2004 г.

Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ (ч. 1 ст. 49 УК РФ).

Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Обязательные работы назначаются только в качестве основного наказания главным образом за преступления небольшой или средней тяжести. Они отбываются по месту жительства осужденного (ч. 1 ст. 25 УИК РФ).

Карательное содержание действие этого вида наказания выражается в лишениях и ограничениях, претерпеваемых осужденным в процессе его исполнения (увеличение продолжительности рабочего дня за счет сокращения времени отдыха; непрерывность исполнения наказания даже во время очередного отпуска по основному месту работы; безвозмездность труда; его неквалифицированный характер; психологический дискомфорт, связанный с судимостью; и т.п.).

С другой стороны, осужденный не только не лишается свободы, но она даже не ограничивается. Наказание не содержит набора чрезмерно жестких карательных элементов, исполняется в течение относительно короткого промежутка времени, позволяет осужденному сохранить основную работу или продолжить учебу.

Обязательные работы устанавливаются на срок от шестидесяти до четырехсот восьмидесяти (для несовершеннолетних - от сорока до ста шестидесяти - ч. 3 ст. 88 УК РФ) часов и отбываются не свыше четырех часов в день (ч. 2 ст. 49 УК РФ). Но это касается выходных и дней, когда осужденный не занят на основной работе, а в рабочие дни - не более двух часов после окончания основной работы, службы или учебы, и только с согласия осужденного - четырех часов (ч. 2 ст. 27 УИК РФ). По тем же правилам определяется срок обязательных работ и в случае злостного уклонения от уплаты штрафа и его замены обязательными работами в порядке ч. 5 ст. 46 УК РФ. Конкретный срок этого вида наказания назначается судом в пределах, установленных санкцией статьи Особенной части УК РФ за данное преступление.

В случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются лишением свободы. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока лишения свободы из расчета один день лишения свободы за восемь часов обязательных работ.

Злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ признается осужденный: а) более двух раз в течение месяца не вышедший на обязательные работы без уважительных причин; б) более двух раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину; в) скрывшийся в целях уклонения от отбывания наказания (ч. 1 ст. 30 УИК РФ). Для признания уклонения злостным достаточно установить наличие хотя бы одного из приведенных выше нарушений. Факт злостности нарушения устанавливается только судом.

В соответствии с ч. 4 ст. 49 УК РФ обязательные работы не могут назначаться лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

В случае тяжелой болезни осужденного, препятствующей отбыванию наказания, либо признания его инвалидом первой группы осужденный вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания. При наступлении беременности женщина, осужденная к обязательным работам, вправе обратиться в суд с ходатайством об отсрочке ей отбывания наказания со дня предоставления отпуска по беременности и родам (ч. 3.1 ст. 26 УИК РФ).

 

Исправительные работы

 

Исходя из смысла ст. 50 УК РФ исправительные работы можно определить как принудительное привлечение к труду осужденного, как имеющему основное место работы, так и не имеющего его, с обязательным удержанием определенной части его заработной платы в доход государства.

Данный вид наказания назначается только в качестве основного. Осужденный, имеющий основное место работы, отбывает данный вид наказания по основному месту работы. А при отсутствии у осужденного основного места работы он отбывает исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией, но в районе места жительства осужденного.

Карательный заряд данного вида наказания состоит в ограничении ряда трудовых и имущественных прав осужденного и определяется главным образом двумя моментами: сроком отбывания и размером вычетов из зарплаты. В период отбывания исправительных работ осужденным запрещается увольняться с работы по собственному желанию без письменного разрешения уголовно-исполнительной инспекции; об изменении места жительства или места работы осужденный обязан в течение 10 дней сообщать в уголовно-исполнительную инспекцию; ежегодный оплачиваемый отпуск, предоставляемый осужденному, составляет 18 рабочих дней, а его сроки должны быть согласованы с уголовно-исполнительной инспекцией (ст. 40 УИК РФ).

В соответствии со ст. 50 УК РФ исправительные работы устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет. Из заработной платы по месту работы осужденного к исправительным работам (а не из всех видов заработка, как это было до 3 июня 2009 г.) производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20%. Из остальных видов заработка, в том числе из заработной платы, получаемой за работу по совместительству, удержания не производятся.

Исправительные работы как основной вид наказания могут быть назначены в следующих шести случаях: 1) когда они предусмотрены санкцией статьи Особенной части УК РФ; 2) при назначении более мягкого вида наказания, чем предусмотрено за данное преступление (ст. 64 УК РФ); 3) при замене исправительными работами штрафа лицу, злостно уклоняющемуся от его уплаты (ч. 5 ст. 46 УК РФ); 4) при замене неотбытой части лишения свободы более мягким наказанием (ст. 80 УК РФ); 5) при объявлении амнистии Государственной Думой (ст. 84 УК РФ); 6) при помиловании Президентом РФ (ст. 85 УК РФ).

Началом срока отбывания исправительных работ для осужденного, не имеющего основного места работы, считается день его выхода на работу в месте, предписанном органом местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией, а для осужденного, имеющего основное место работы, - день получения администрацией организации, в которой работает осужденный, соответствующих документов из уголовно-исполнительной инспекции (ч. 2 ст. 42 УИК РФ).

Срок исправительных работ исчисляется в месяцах и годах, в течение которых осужденный работал, и из его заработной платы производились удержания. В каждом месяце установленного срока наказания количество дней, отработанных осужденным, должно быть не менее количества рабочих дней, приходящихся на этот месяц. Если осужденный не отработал указанного количества дней и отсутствуют основания для зачета неотработанных дней в срок наказания, отбывание исправительных работ продолжается до полной отработки осужденным положенного количества рабочих дней (ч. 1 ст. 42 УИК РФ). Если осужденный работает в организации, где применяется суммарный учет рабочего времени, то срок наказания ему исчисляется исходя из продолжительности рабочего времени за учетный период, не превышающий установленного количества рабочих часов (ч. 6 ст. 42 УИК РФ).

Время, в течение которого осужденный не работал, в срок отбывания исправительных работ не засчитывается. В случаях тяжелой болезни осужденного, препятствующей отбыванию наказания, либо признания его инвалидом первой группы осужденный вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания. При наступлении беременности женщина, осужденная к исправительным работам, вправе обратиться в суд с ходатайством об отсрочке ей отбывания наказания со дня предоставления отпуска по беременности и родам.

Исправительные работы не могут назначаться: а) инвалидам первой группы; б) беременным женщинам; в) женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет; г) военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву (ч. 5 ст. 50 УК РФ).

Из заработной платы осужденных производятся удержания в размере, установленном приговором суда. Суд не вправе выходить за минимальные (5%) и максимальные (20%) границы удержания. При определении размеров вычета из заработка осужденного в доход государства суд должен учесть характер и степень общественной опасности как деяния, так и лица, его совершившего, а также его имущественное и семейное положение.

В случае злостного уклонения от отбывания наказания лицом, осужденным к исправительным работам, суд может заменить неотбытое наказание принудительными работами или лишением свободы из расчета один день принудит



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: