Определите, какие стадии психического перенапряжения (нервозность, стеничность, астеничность) присутствуют у спортсменов в указанных ситуациях.




МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Волгоградская государственная академия физической культуры»

Факультет дополнительного образования

Утверждаю Председатель учебно-методического совета ФГБОУ ВО «ВГАФК», проректор по учебной работе   ______________________Балуева В.А.   «____»___________________2016 г.  

ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

 

«ПСИХОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫИ СПОРТА»

 

Волгоград – 2016

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

 

1.1. Цель реализации программы: формирование общепрофессиональных компетенций специалистов, осуществляющих организацию тренировочных мероприятий и/или руководство состязательной деятельностью спортсменов для достижения результатов, на основе овладения ими системой психологических знаний, умений и навыков, необходимых для эффективного осуществления своей профессиональной деятельности.

Образовательные цели освоения программы: формирование у будущих специалистов знаний о целях, задачах, содержании и технологии обучения и воспитания в сфере физической культуры и спорта; побуждение к самовоспитанию профессиональных качеств и способностей, обеспечивающих вдумчивый и гибкий подход к организации и управлению учебно-тренировочной и воспитательной работой с обучающимися/воспитанниками и спортсменами.

Профессиональные цели освоения программы: готовность применять современные методики и технологии; способность применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников.

 

1.2. Категория слушателей: специалисты с непрофильным высшим образованием.

 

1.3. Форма и содержание предварительной аттестации

Предварительная аттестация проводится в форме зачета.


Совершенствуемые компетенции

ü Способность осуществлять тренировочный процесс на различных его этапах.

ü Способность проведения различных мероприятий и осуществления руководства состязательной деятельности спортсменов на различных уровнях их профессионального мастерства.

ü Способность работать со спортивной командой разного уровня.

ü Способность участвовать в организации работы тренеров.

Планируемые результаты обучения

В результате обучения по программе слушатель должен

Знать:

ü закономерности развития личности, развития творческой деятельности, самоопределения личности;

ü особенности мотивации учебной деятельности, физкультурно-спортивной деятельности, нравственного поведения, саморазвития учащихся;

ü организацию педагогического взаимодействия, стили педагогического общения, группового поведения, конфликтологии, способов и методов создания благоприятного микроклимата в коллективе;

ü средств и методов диагностики уровня психического, нравственного, интеллектуального и физического развития учащихся/воспитанников, определения их направленности, интересов, потребностей.

Уметь:

ü выбирать методы психологического воздействия на учащихся, адекватные характеру педагогической ситуации;

ü в области мотивации учебной деятельности, нравственного поведения, саморазвития учащихся;

ü создавать ситуации учебного и социального успеха для учащихся;

ü создавать благоприятный психологический микроклимат;

ü создавать проблемные ситуации (интеллектуальные, двигательные, ситуации нравственного выбора и т.д.);

ü интерпретировать результаты, определять зону ближайшего развития (интеллектуального, физического, нравственного и т.д.) учащихся/воспитанников;

ü стимулировать у учащихся/воспитанников познавательную самостоятельность и творческое мышление, потребность в установлении конструктивных взаимоотношений в коллективе, потребность в двигательной активности;

ü диагностировать возможности конкретных учеников, способность к постановке учебных/тренировочных задач в соответствии с их возможностями;

ü выявлять интересы и потребности, показывать роль и значение изучаемого материала/выполняемой деятельности в реализации личных планов;

ü выбрать стиль общения, адекватный контингенту учащихся/воспитанников и педагогическим задачам, способность реализовать тот или иной стиль общения;

ü устанавливать доверительные отношения внутри коллектива учащихся/воспитанников, создавать настрой на общение и конструктивную деятельность;

ü выстраивать конструктивные взаимоотношения с родителями учащихся/воспитанников и коллегами; целенаправленно поддерживать общение;

ü осуществлять психолого-педагогическое тестирование (двигательных, интеллектуальных, моральных качеств и способностей), анализировать и интерпретировать результаты;

ü предвосхищать, констатировать и регулировать, разрешать межличностные конфликты;

ü вести переговоры, устанавливать деловые контакты с внешними организациями.

Владеть:

ü владения средствами и методами психолого-педагогической и двигательной диагностики;

ü владения способами мотивационного воздействия на учащихся/воспитанников;

ü владения приемами педагогического оценивания поведения и деятельности;

ü использования результатов диагностики как основы для педагогического целеполагания и проектирования;

ü владения методами самоанализа и самооценки.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

2.1. Учебный план программы повышения квалификации

«Психология физической культуры»

Категория слушателей – специалисты с непрофильным высшим образованием.

Срок обучения: 46 часов

Форма обучения: очная

Режим занятий: 2 часа в день

 

№ п/п Наименование дисциплин (модулей), разделов, тем Всего часов Ауд. Час. В том числе СР Форма контроля
лекции ПЗ
  Общие вопросы психологии физической культуры и спорта           Решение кейс задач
  Психологические аспекты деятельности и личности специалиста по физической культуре           Решение кейс задач
  Обучающийся/воспитанник как объект деятельности специалиста по физической культуре           Решение кейс задач
  Обучающийся/воспитанник как субъект познания на занятиях по физической культуре           Решение кейс задач
  Активизация обучающихся/ воспитанников на занятиях по физической культуре / спортом           Решение кейс задач
  Общение как средство общения и воспитания на занятиях физической культуры /спортом           Решение кейс задач
  Психология конфликтов           Решение кейс задач
  Психологическая характеристика обучающихся с отклонениями норм поведения в процессе занятия физической культурой / спортом           Решение кейс задач
  Итоговый контроль З А Ч Ё Т           Итоговая аттестация
  Итого            

 


СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЕЙ (РАЗДЕЛОВ) ПРОГРАММЫ

 

Содержание модулей и виды занятий

№ п/п Наименование модуля (раздела) Содержание модуля (раздела) Лекции ПЗ СР Всего
  Общие вопросы психологии физической культуры и спорта - уровни психологического управления в организме и поведения людей, занимающихся физическими упражнениями; - удовлетворение потребности в движении как функциональная основа влияния двигательной деятельности на психологическую сферу личности; - влияние специально организованной двигательной активности и физических нагрузок на познавательные психические процессы; - двигательный режим, работоспособность и успеваемость обучающихся, занимающихся физическими упражнениями        
  Психологические аспекты деятельности и личности специалиста по физической культуре - общие цели, задачи и функции специалиста по физической культуре; - условия деятельности специалиста по физической культуре; - критерии эффективности деятельности специалиста по ФК, его психолого-педагогическая направленность; - особенности адаптации к профессиональной деятельности начинающих специалистов по ФК; - эрудиция специалиста по ФК; - профессионально важные психологические качества специалиста по ФК; - трудности и затруднения в деятельности специалиста по физической культуре; - способы повышения профессионального и мастерства специалиста по ФК; - стили деятельности и руководства специалиста по ФК        
  Обучающийся/воспитанник как объект деятельности специалиста по физической культуре - потребностно-мотивационная сфера личности обучающегося/воспитанника на занятиях по ФК (её возрастные аспекты); - эмоционально-волевая сфера личности обучающегося/воспитанника на занятиях по ФК (её возрастные аспекты)        
  Обучающийся/воспитанник как субъект познания на занятиях по физической культуре - познавательная сфера в возрастных аспектах (мышление, паять, внимание)        
  Активизация обучающихся/ воспитанников на занятиях по физической культуре / спортом - психологические условия повышения активности обучающихся/воспитанников на уроках ФК; - виды активности на уроках ФК; - интерес и удовлетворенность обучающихся/воспитанников занятиями по физической культуре; - создание положительного эмоционального фона, оптимальная загруженность обучающихся/воспитанников на занятиях по физической культуре        
  Общение как средство общения и воспитания на занятиях физической культуры /спортом - средства общения специалиста по физической культуре; - экспрессивные умения специалиста по физической культуре; - факторы, обусловливающие эффективность педагогического общения, педагогический такт; - особенности общения специалистов по ФК в зависимости от пола, педагогического стажа; - изучение и понимание специалистом по ФК своих воспитанников; - сближение позиций и поддержание взаимопонимания        
  Психология конфликтов - конфликтные ситуации конфликты на занятиях по ФК; - причины и условия возникновения конфликта специалиста по ФК с воспитанниками; - типы конфликтных личностей, типы поведения в конфликте; - фазы развития конфликта; - основные правила поведения и управления специалистом по ФК конфликтами между воспитанниками/обучающимися        
  Психологическая характеристика обучающихся с отклонениями норм поведения в процессе занятия физической культурой / спортом - недисциплинированность обучающихся/воспитанников и её причины; - психологические причины пропусков обучающимися занятий по физической культуре; - способы воспитания дисциплинированности и исправления недисциплинированности обучающихся/воспитанников; - воспитание трудных подростков в процессе занятий ФК        

План самостоятельной работы обучающегося

№ п/п Наименование темы программы Содержание самостоятельной работы по теме программы Кол-во часов
  Общие вопросы психологии физической культуры и спорта Подготовка к текущему контролю. Схематично отобразить этапы становления психологии физической культуры и спорта как науки. Выявить взаимосвязь психологии физической культуры и спорта с другими науками.  
  Психологические аспекты деятельности и личности специалиста по физической культуре Подготовка к текущему контролю. Подготовка к терминологическому диктанту. Схематично представьте основные признаки педагогической, гуманистической, познавательной направленности личности учителя.  
  Обучающийся/воспитанник как объект деятельности специалиста по физической культуре Составить конспект – схему основных теоретических подходов по теории мотивов и потребностей. Подготовка к тестированию.  
  Обучающийся/воспитанник как субъект познания на занятиях по физической культуре Составить конспект-схему по следующим вопросам: Перечислите специфические условия спортивной деятельности. Приведите примеры массовых, групповых и индивидуальных методов физического воспитания. Как отличаются возможности управления вниманием на уроках ФК учащихся младшего и старшего школьного возрастов. Перечислите наиболее важные для физической культуры виды восприятия. Какие виды памяти участвуют в запоминании движения? Какие факторы влияют на длительность сохранения и последующую успешность выполнения разученного движения (упражнения)  
  Активизация обучающихся/ воспитанников на занятиях по физической культуре / спортом Схематично представьте факторы, влияющие на создание хорошего настроения (по Р. Левинсону и М. Графу) Выделите и запишите основные методы восстановления психической работоспособности. Подготовка к тестированию  
  Общение как средство общения и воспитания на занятиях физической культуры /спортом Составить конспект-схему по следующим вопросам: Слабые и сильные стороны стилей руководства группами. Этапы развитии группы, чем они отличаются. Подготовка к тестированию.  
  Психология конфликтов Составить конспект-схему по следующим вопросам: Диагностика мотивационной агрессии, деструктивных тенденций и враждебности. Тактика поведения в конфликтных ситуациях (тестирование). Решение задач (выход из конфликтных ситуаций). Просмотр и анализ фильма «Гараж» по плану. Подготовка к тестированию  
  Психологическая характеристика обучающихся с отклонениями норм поведения в процессе занятия физической культурой / спортом Составить конспект-схему по следующим вопросам: В чем сущность целенаправленного влияния на трудного ребенка в процессе воспитания? Методы воспитания детей с девиантным поведением, Как следует осуществлять выбор методов и приемов воспитания детей с девиантным поведением. Подготовка к тестированию.  

 

 

Промежуточный контроль.

Кейс задачи

 

1. Укажите, какие из перечисленных предложений по регуляции эмоционального состояния вы считаете полезными, а какие нецелесообразными и почему?

1. Известный голландский конькобежец К. Форкерк рассказывал: «Накануне ответственного соревнования вечером Эдди Ферхейн предложил немного прогуляться вдвоем. Я отказался. Лучше пойду один. Позже я пожалел об этом, но в тот момент не мог иначе. Очень нервничал. Если бы пошли вместе, может, за разговорами рассеялись бы мои переживания, но я остался один, как всегда, – такая уж моя система подготовки. Утром я уже чувствовал себя превосходно: встал в отличном настроении и постоянно твердил себе: «Я должен выиграть!».

2. К. Форкерк: «Я считаю, что успех спортсмена на 90% зависит от него самого. Умение сконцентрироваться, войти в форму, верить в собственные силы – кому, как не спортсмену, думать об этом? Но остаются еще 10 % успеха, которые зависят от тех, кто рядом, от ваших спутников (друзей, тренера, психолога, врача)».

3. Л.Латынина (олимпийская чемпионка по гимнастике) вспоминала: «Во время выступления я никогда не смотрю в зал. Я никогда не могу задерживаться взглядом на чьем-то лице, улыбнуться судье. Я никого не вижу, никого не могу заметить. Вижу снаряд или ковер и знаю – зритель здесь, в зале. Выступаю я для них – да, конечно. Выступаю я для себя – разумеется. Я перестану соревноваться в тот день, когда пойму, что уже не приношу радости людям и себе. А пока это не так, я готова бороться».

 

Среди примеров, раскрывающих переживания спортсменов перед началом или в ходе соревновательной борьбы, найдите: а) спортивное воодушевление; б) спортивную злость; в) соревновательное или игровое увлечение; г) предстартовое возбуждение; д) спортивный азарт или перевозбуждение.

1. Ю. Власов (неоднократный чемпион мира) вспоминает, что однажды, накануне выступления в международном соревновании по тяжелой атлетике, он пытался заснуть. И хотя в комнате было темно и очень спокойно, сон не шел. Лежал и думал о соревновании. Наверное, минуло несколько часов, прежде чем он задремал. Это был чуткий, напряженный сон.

2. П.Снелл перед последним поворотом вложил все силы в финишный спурт. Сражаясь на прямой, он не думал ни о чем, кроме надвигающейся ленточки. Тогда он почти потерял сознание и, пробежав финишный столб, упал в чьи-то руки. Как рассказывает сам Питер: «Я не помню этого... Это была самая быстрая миля в моей жизни – и это позволило нам побить рекорд».

3. П.Снелл рассказывает о соревновании в беге на 880 метров, где единственным его соперником был Дж. Керр, которому он однажды проиграл на этой дистанции. «Я мирно дрейфовал вдоль предпоследней прямой, когда вдруг Джордж пролетел мимо. В мозгу молнией вспыхнуло воспоминание о прошлом проигрыше. Ну, нет, это не повторится снова. С отчаянной решимостью я принялся преследовать Джорджа на последнем вираже. Когда мы вышли на прямую, я был позади. Джордж бежал в полную силу, и я пядь за пядью продвигался к нему в отчаянной битве. Мы прошли 880-метровую отметку грудь в грудь... Я сорвал ленточку на грудь впереди».

4. Ю. Власов вспоминал о своей победе на международном соревновании: «Прикосновение к железу штанги... и я с наслаждением, даже с каким-то восторгом захватывал руками гриф. Крепче и крепче. Это был прекрасный мир мгновенных движений, гудения мускулов и счастья. В этом мире не было сомнений...».

5. К.Форкерк (конькобежец): «Он начал бег со временем лучшим, чем мое, закончил же дистанцию наравне с Ардом Схенка. Страх и сомнения усиливались. Так всегда бывает, когда следишь за временем основного конкурента... Нервы не выдерживают напряжения. Ты знаешь, что бежишь хорошо. И одновременно испытываешь неимоверный страх, что тебя опередят».

6. Футболист первого разряда рассказывал: «В очень ответственном матче я, отыгрывая мяч вратарю, закатил мяч в свои ворота. Играл я в очень возбужденном состоянии, и это в какой-то мере объясняет мою нерасчетливость. Если я нахожусь в сильном возбуждении, то в любом матче начинаю делать необычные для себя ошибки, теряю быстроту реакции, хуже ориентируюсь».

7. Футболист (мастер спорта) говорил, что как только начинается игра, все его волнение пропадает, он увлекается игрой и не замечает окружающих зрителей. Возникает стремление сделать игру возможно более острой, интересной.

 

3. Определите, какие предстартовые состояния (стартовая лихорадка, стартовая апатия, состояние боевой готовности, самоуспокоенность, спокойная уверенность) переживают спортсмены в приведенных случаях.

1. Ю. Власов вспоминал: «В 1959 году на Варшавском чемпионате по тяжелой атлетике в борьбе за золотую медаль я столкнулся с американцем Джимом Бредфордом и едва не проиграл. Он буквально подавил меня в первом же упражнении – жиме, опередив на 1 кг... Я был совсем новичком и впервые выступал в таких соревнованиях. И я растерялся. Растерялся настолько, что мне подумалось: «Победить невозможно». Штанга валилась из рук. На душе было скверно... казалось, уже не было силы, которая смогла бы заставить мои мышцы драться за победу».

2. Спортсмен чувствовал себя предельно собранным и абсолютно уверенным. Чувствовал себя бодрым и сильным, был готов к борьбе.

3. К.Форкерк вспоминал: «Для меня последняя дистанция (10000 м) была решающей. Я должен был выиграть ее, чтобы стать чемпионом мира. Разница в одну десятую долю секунды могла стать фатальной. Напряжение страшное... Мне казалось, что великаны стоят на моем пути и тянут меня назад. Никогда раньше я так не боялся дорожки. Я чувствовал себя побежденным уже на старте. И все же я вышел на старт. Я с трудом финишировал. Разбитый. Без славы».

4. Спортсмен был вполне удовлетворен течением тренировки и не беспокоился... Он сознавал свои возможности, и пока результаты были с ним в согласии, ему не нужно было ничего другого. Он твердо верил, что если предварительная работа проделана добросовестно, конечный результат будет ее логическим следствием... Перед соревнованием чувствовал себя вполне свежим.

5. Заслуженный тренер СССР Г.Д.Качалин рассказывал, что в 1961 г. (он был тренером сборной команды СССР) за несколько дней до игры футболисты нашей команды наблюдали за игрой своих будущих соперников. Последние провели эту встречу слабо и неинтересно, хотя команда имела славные традиции и была довольно сильной. После этого наши игроки стали относиться к предстоящему матчу как к простой формальности. И сколько их ни убеждали в том, что противник силен и может играть хорошо, – ничего не помогало. Ребята были уверены в легкой победе. В матче с советской командой противники играли хорошо, первый тайм наши футболисты проиграли 0:1.

6. Мастер спорта по футболу рассказывал, что обычно перед ответственным матчем он испытывал нервное возбуждение, волнение. Перед ним вставали всевозможные игровые ситуации, которые он мысленно разрешал, представлял себе способы борьбы, чувствовал волнение и с нетерпением ждал начала соревнований.

7. Мастер спорта по футболу (вратарь) рассказывал, что его перед игрой преследовала назойливая мысль о возможности поражения, несмотря на то, что команда, против которой предстояло играть, была много слабее той, в которой играл он.

 

Определите, какие стадии психического перенапряжения (нервозность, стеничность, астеничность) присутствуют у спортсменов в указанных ситуациях.

1. Легкоатлет (прыжки в высоту) старательно выполняет задание тренера на тренировочном занятии, но периодически выражает недовольство условиями тренировки: ему кажется, что планка установлена неровно, тренер грубо с ним обращается, погода неустойчивая, к тому же он «неважно» себя чувствует, а тренер при этом много от него требует.

2. Фехтовальщик на протяжении всей тренировки пребывает в плохом настроении, у него угнетенный вид, он занимается без желания и постоянно ищет причину лишний раз присесть (якобы рапира требует ремонта и т.п.). Тренеру сказал, что тот зря теряет на него время; он все равно бросит занятия спортом: устал и чувствует, что достигнутый уровень — его предел. В конце тренировки этот спортсмен устроил скандал товарищам из-за того, что они назвали его слабаком.

 

5. Ответьте, каково влияние активных и пассивных, положительных и отрицательных эмоций на деятельность спортсмена в приведенных ниже примерах.

1. «Наиболее замечательным в этих соревнованиях было то, насколько быстро и легко я пришел в себя. Я уже испытывал нечто подобное после хороших выступлений и это доказывает, что способность к восстановлению действительно зависит от состояния сознания. Когда вы знаете, что добились чего-то действительно стоящего, организм погружается в спокойное состояние, в котором все функции легко возвращаются в норму».

2. Матчу сборной команды СССР с аргентинскими футболистами предшествовало появление в аргентинской прессе отрицательных отзывов о нашей сборной, которая впервые выступала в этой стране. Прогнозировали неизбежное поражение сборной СССР со счетом 0:3, 0:4. Отрицательные характеристики на отдельных наших игроков были особенно предвзяты. Однако все это оказало мобилизующее влияние на футболистов. Прочтя газеты, они настроились на настоящий бой. Впервые в истории Аргентина проиграла на своем поле (1:2).

3. «В течение первого круга (в беге на дистанции 80 метров) лидером был Гарри Филпотт, а на предпоследней прямой второго круга я вышел вперед. Я вел бег очень уверенно, как вдруг внезапно Гарри сделал спринтерский рывок и в мгновение ока оставил меня позади. Он прошел мимо с таким ускорением, что я до определенной степени потерял контроль над собой. Когда я пришел в себя, он был уже на пять ярдов впереди и, даже взяв себя в руки, я смог преследовать его весьма вяло».

4. «Сколько раз я читала и слышала про полную опустошенность после победы, смертельную усталость, даже сомнения. А стоило ли опять вступать в эту жесткую игру? Я никогда не переживала подобного. И после победы продолжает действовать тот огромный заряд, что накапливался перед соревнованиями. Карусель так раскручивалась, что остановить ее сразу было невозможно. У нас хватало сил и на веселье: этому тоже спорт научил».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: