ПЛАНЫСАМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ
Модуль 1
Самостоятельная работа № 1
Лексикология
1. Лексикология как наука, раздел науки о языке.
2. Слово как единица языка.
3. Моносемия и полисемия слова.
Список литературы
Основная
1. Гужва Ф. К. Современный русский литературный язык: В 2 ч. – Ч. 1: Введение. Фонетика и фонология. Орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология. Фразеология и лексикография. Словообразование. – К., 1979. – С. 98-156.
2. Русский язык: Учебник для студентов педагогических институтов по специальности “Украинский язык и литература” /Под ред. В.И. Кононенко, М.А. Брицын, Д.И. Ганич. – М., 1986. – 414 с.
3. Русский язык: В 2 ч. – Ч. 1: Касаткин Л.Л. и др. Введение в науку о языке /Под ред. Л.Ю. Максимова. – М., 1989. – С. 280, 71-137.
4. Современный русский язык /Под ред. В.А. Белошапковой. – М.: Высш. шк., 1981. – 560 с.
Дополнительная
1. Галь Н.Я. Живое слово и мертвое: Из опыта переводчика и редактора. – М., 1980. – 208 с.
2. Лейчик В.М. Люди и слова. – М., 1982. – 176 с.
3. Откупщиков Ю.В. К истокам слова: Рассказы о науке этимологии. – М., 1973. – 256 с.
4. Розенталь Д.Э. Как лучше сказать? – М., 1988. – 176 с.
5. Шанский М.Н. В мире слов: Книга для учителя. – М., 1985. – 255 с.
Задания:
1. Выполнить упражнения 142, 143, 144 стр. 52 (Современный русский язык. Сборник упражнений: учеб. пособие / Т. Г. Юрчук и др. – К.: Высш.шк., 1992. – 271 с.).
Самостоятельная работа № 2
Лексикология
1. Лексическое (прямое и переносное) значение слова. Основные типы лексических значений слова.
2. Омонимы (омоформы, омофоны), синонимы, антонимы, их типы и роль в лексико-семантической системе русского языка. Личные имена и топонимы.
3. Схема лексического анализа слов.
Список литературы
Основная
1. Гужва Ф. К. Современный русский литературный язык: В 2 ч. – Ч. 1: Введение. Фонетика и фонология. Орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология. Фразеология и лексикография. Словообразование. – К., 1979. – С. 98-156.
2. Русский язык: Учебник для студентов педагогических институтов по специальности “Украинский язык и литература” /Под ред. В.И. Кононенко, М.А. Брицын, Д.И. Ганич. – М., 1986. – 414 с.
3. Русский язык: В 2 ч. – Ч. 1: Касаткин Л.Л. и др. Введение в науку о языке /Под ред. Л.Ю. Максимова. – М., 1989. – С. 280, 71-137.
4. Современный русский язык /Под ред. В.А. Белошапковой. – М.: Высш. шк., 1981. – 560 с.
Дополнительная
1. Галь Н.Я. Живое слово и мертвое: Из опыта переводчика и редактора. – М., 1980. – 208 с.
2. Лейчик В.М. Люди и слова. – М., 1982. – 176 с.
3. Откупщиков Ю.В. К истокам слова: Рассказы о науке этимологии. – М., 1973. – 256 с.
4. Розенталь Д.Э. Как лучше сказать? – М., 1988. – 176 с.
5. Шанский М.Н. В мире слов: Книга для учителя. – М., 1985. – 255 с.
Задания:
1. Выполнить упр. 148 стр. 52-53 (Современный русский язык. Сборник упражнений: учеб. пособие / Т. Г. Юрчук и др. – К.: Высш.шк., 1992. – 271 с.).
Модуль 2
Самостоятельная работа № 3
Единицы и категории лексической системы русского языка
1. Единицы лексической системы языка.
2. Категории лексической системы языка.
3. Слово и его лексико-семантические варианты.
Список литературы
Основная
1. Гужва Ф. К. Современный русский литературный язык: В 2 ч. – Ч. 1: Введение. Фонетика и фонология. Орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология. Фразеология и лексикография. Словообразование. – К., 1979. – С. 98-156.
2. Русский язык: Учебник для студентов педагогических институтов по специальности “Украинский язык и литература” /Под ред. В.И. Кононенко, М.А. Брицын, Д.И. Ганич. – М., 1986. – 414 с.
3. Русский язык: В 2 ч. – Ч. 1: Касаткин Л.Л. и др. Введение в науку о языке /Под ред. Л.Ю. Максимова. – М., 1989. – С. 280, 71-137.
4. Современный русский язык /Под ред. В.А. Белошапковой. – М.: Высш. шк., 1981. – 560 с.
Дополнительная
1. Лейчик В.М. Люди и слова. – М., 1982. – 176 с.
2. Откупщиков Ю.В. К истокам слова: Рассказы о науке этимологии. – М., 1973. – 256 с.
3. Розенталь Д.Э. Как лучше сказать? – М., 1988. – 176 с.
4. Шанский М.Н. В мире слов: Книга для учителя. – М., 1985. – 255 с.
Задание: Выполните упр. 152 стр. 54 (Современный русский язык. Сборник упражнений: учеб. пособие / Т. Г. Юрчук и др. – К.: Высш.шк., 1992. – 271 с.).
Самостоятельная работа №4
1. Однозначность (моносемия).
2. Многозначность (полисемия). Типы многозначности.
3. Смысловые отношения между лексико-семантическими вариантами многозначного слова.
4. Функционально-стилистическая роль полисемии.
5. Разграничение полисемии и омонимии. Полисемия в толковых словарях русского языка.
6. Лексический анализ слова.
Список литературы
Основная
1. Гужва Ф. К. Современный русский литературный язык: В 2 ч. – Ч. 1: Введение. Фонетика и фонология. Орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология. Фразеология и лексикография. Словообразование. – К., 1979. – С. 98-156.
2. Русский язык: В 2 ч. – Ч. 1: Касаткин Л.Л. и др. Введение в науку о языке /Под ред. Л.Ю. Максимова. – М., 1989. – С. 280, 71-137.
3. Современный русский язык /Под ред. В.А. Белошапковой. – М.: Высш. шк., 1981. – 560 с.
Дополнительная
1. Лейчик В.М. Люди и слова. – М., 1982. – 176 с.
2. Откупщиков Ю.В. К истокам слова: Рассказы о науке этимологии. – М., 1973. – 256 с.
3. Розенталь Д.Э. Как лучше сказать? – М., 1988. – 176 с.
4. Русский язык: Учебник для студентов педагогических институтов по специальности “Украинский язык и литература” /Под ред. В.И. Кононенко, М.А. Брицын, Д.И. Ганич. – М., 1986. – 414 с.
5. Шанский М.Н. В мире слов: Книга для учителя. – М., 1985. – 255 с.
Задание:
Выполните упр. 154 стр. 55, упр. 155 стр. 55-56 (Современный русский язык. Сборник упражнений: учеб. пособие / Т. Г. Юрчук и др. – К.: Высш.шк., 1992. – 271 с.).
Модуль 3
Самостоятельная работа № 5
Омонимы
1. Понятие о лексических омонимах.
2. Языковые явления, сходные с лексической омонимией.
3. Возникновение омонимов и близких к ним категорий.
4. Омонимия и полисемия в русском языке.
5. Использование омонимии и близких к ней явлений в речи.
Список литературы
Основная
1. Гужва Ф. К. Современный русский литературный язык: В 2 ч. – Ч. 1: Введение. Фонетика и фонология. Орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология. Фразеология и лексикография. Словообразование. – К., 1979. – С. 98-156.
2. Русский язык: Учебник для студентов педагогических институтов по специальности “Украинский язык и литература” /Под ред. В.И. Кононенко, М.А. Брицын, Д.И. Ганич. – М., 1986. – 414 с.
3. Русский язык: В 2 ч. – Ч. 1: Касаткин Л.Л. и др. Введение в науку о языке /Под ред. Л.Ю. Максимова. – М., 1989. – С. 280, 71-137.
4. Современный русский язык /Под ред. В.А. Белошапковой. – М.: Высш. шк., 1981. – 560 с.
Дополнительная
1. Лейчик В.М. Люди и слова. – М., 1982. – 176 с.
2. Откупщиков Ю.В. К истокам слова: Рассказы о науке этимологии. – М., 1973. – 256 с.
3. Розенталь Д.Э. Как лучше сказать? – М., 1988. – 176 с.
4. Шанский М.Н. В мире слов: Книга для учителя. – М., 1985. – 255 с.
Задание: Выполните упр. 163 стр. 59-60, упр. 164 стр. 60, упр. 166 упр. 61 (Современный русский язык. Сборник упражнений: учеб. пособие / Т. Г. Юрчук и др. – К.: Высш.шк., 1992. – 271 с.).