Финансовая система государства.




Финансовую систему макро- и микроэкономики образуют регулируемые финансовые отношения и финансовые учреждения, осуществляющие мобилизацию денежных средств и их распределение в связи с финансированием и кредитованием народного хозяйства. Финансовая система состоит из двух важнейших частей – децентрализованных финансов несчастных случаев. Данные фонды образуются за счет платежей предприятий и населения по обязательному и добровольному страхованию.

Государственный бюджет

Ведущим звеном финансовой системы является государственный (федеральный) бюджет.

Государственный бюджет – это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом – парламентом страны, штата или муниципальным собранием. Он представляет собой основную экономическую форму образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. Его важнейшее назначение состоит в централизации финансов в руках государства.

Структура бюджетных расходов и доходов и удельный вес отдельных статей в государственном бюджете стран с рыночной экономикой выглядит приблизительно следующим образом (в процентах):

Расходы:

Затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей на эти цели _______40-50.

Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации госпредприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление государственных программ ________ 10-20.

Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам _______ 10-20.

Административно-управленческие расходы; содержание правительственных органов, полиции, юстиции и проч. __________ 5-10.

Платежи по государственному долгу _________ 7-8.

Доходы:

Налоги (в том числе акцизные сборы и таможенные пошлины, гербовый сбор) __________ 75-85.

Налоговые поступления: доходы от государственной собственности, государственного сектора в экономике государственной торговли _______ 5-8.

Взносы в государственные фонды социального страхования, пенсионный фонд, страхование от безработицы_________ 10-12.

Превышение расходов над доходами ведет к образованию бюджетного дефицита, который покрывается государственными займами – внутренними и внешними. Они осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов (например, у фонда страхования по безработице или пенсионного фонда) и в порядке получения кредитов у банка (эта форма финансирования бюджетного дефицита часто практикуется местными властями).

Государственные займы – не единственный путь покрытия дефицита бюджета. У большинства развитых стран со времен перехода от золотого к бумажно-денежному обращению накопленный значительный опыт покрытия бюджетного дефицита путем дополнительной эмиссии денег.

В целях сохранения хозяйственной и социальной стабильности правительства развитых стран всемерно избегают неоправданной эмиссии денег. Для этого в систему рыночной экономики встроен специальный блок предохранитель: конструктивно закрепленная в большинстве стран независимость национального эмиссионного банка от исполнительной и законодательной власти. Эмиссионный блок не обязан финансировать правительство, таким образом, ставится заслон инфляционному взрыву, который мог бы произойти, если бы деньги печатались по желанию правительства.

Задолженность правительственных органов накапливается и превращается в государственный долг.

Местный бюджет

Финансовой базой местных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права местных органов власти дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять местные бюджеты. Они распоряжаются переданными в их ведение предприятиями и получают от них доходы.

Местный бюджет укрепляет экономическую самостоятельность местных органов власти, активизирует их хозяйственную деятельность, позволяет им развивать инфраструктуру на подведомственных территориях, расширять экономический потенциал региона, выявлять и использовать резервы финансовых ресурсов.

Таким образом, местный бюджет – это совокупность экономических отношений, способствующих территориальному перераспределению национального дохода и обеспечивающих создание финансовой базы местных органов власти. Местные бюджеты не являются составной частью государственного бюджета, они входят наряду с государственным бюджетом в консолидированный бюджет общества.

Формирование и использование местных бюджетов выражает движение общественного продукта между участниками производства и обмена, а именно:

· между предприятиями и государством;

· между предприятиями, организациями и учреждениями;

· производственной и непроизводственной сферами макроэкономики всех форм собственности;

· между звеньями бюджетной системы;

· между государством и населением.

Входя в экономический базис общества, местные бюджеты функционируют и развиваются в соответствии с действующими экономическими законами. В этой связи необходимо отметить следующее:

1) через местные бюджеты реализуется целевая функция макроэкономики. Через местные бюджеты общественные (социальные) фонды потребления распределяются в территориальном и социальном разрезе, т.е. между отдельными территориально-административными единицами и социальными группами населения. Кроме того, из местных бюджетов финансируется и развитие отраслевой местной промышленности и коммунального хозяйства, продукция и услуги которых повышают жизненный уровень людей;

2) местные бюджеты являются инструментом реализации на практике общего экономического закона пропорционального развития. Через них распределяется национальный доход в целях пропорционального развития административно-территориальных единиц. Местный бюджет играет роль основного финансового плана административно-территориальной единицы и способствует ее пропорциональному движению в рамках общегосударственных программ экономического развития;

3) местные бюджеты увеличиваются по мере роста производительности труда. Они создают условия для рационального воспроизводства рабочей силы, что влияет на рост производительности труда. В результате проявляется тесная связь между законом роста производительности труда и местными бюджетами;

4) местные бюджеты тесно связаны с реализацией на практике принципа распределения по труду. Стимулирование развития населенных пунктов осуществляется в соответствии с принципом распределения по труду. Часть необходимого продукта направляется (через систему налогов) в местный бюджет. Сюда попадает часть централизованных общественных (социальных) фондов потребления из государственного бюджета. Эти фонды направляются на поощрение работников отдельных регионов за достижение высоких макроэкономических показателей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: