Особенности спроса на услуги




 

Исходя из вышеуказанных отличительных характеристик услуги, можно выделить некоторые особенности спроса на услуги:) сезонность;

б) индивидуальность;

в) местный характер;

г) определенные сложности с гибкостью предложения;

Спрос на услуги всегда индивидуален, предшествует их производству, имеет местный характер, практически невзаимозаменяем.

Потребление услуг, в отличие от потребления материальных благ не имеет ограничений. Потребитель обычно формирует спрос на услуги нескольких видов. Развитая сфера бытовых услуг позволяет высвободить время для развлечений, развитие туризма увеличивает спрос на услуги связи, общественного питания и др.

Высокая общественная значимость социальных услуг (здравоохранение, образование, культура) определяет наличие льгот, дотаций, бесплатность предоставления отдельных услуг.

Неравномерность спроса на услуги по временам года, периодам суток, дням недели и невозможность накапливать, хранить услуги порождает необходимость регулирования тарифами интенсивности спроса во времени через гибкое ценообразование, дифференцированное ценообразование, использование механизмов скидок и надбавок. (Например, тарифы на услуги связи по времени суток и дням недели). Особенно заметна сезонность спроса на туристические услуги: номерная загрузка в гостиницах падает поздней осенью и ранней весной, а также в конце зимы. Многие курорты работают далеко не круглый год, что связано с природно-климатическими условиями. Спрос на парикмахерские услуги, несмотря на относительную стабильность, резко повышается в преддверии праздников.

Большинство услуг производятся и потребляются одновременно. То есть невозможно в ожидании скорого повышения спроса произвести услугу заранее. Поэтому для большинства услуг невозможно создать запас, чтобы приспособиться к колебаниям спроса или неопределенности. Задержка выполнения заказа возможна в тех случаях, когда потребитель согласен ждать. Например, покупатель автомобиля, вероятно, подождет несколько недель, если предпочитаемая им модель со всеми желаемыми параметрами отсутствует в данный момент в партии агента по продаже. Однако сомнительно, что при заключении сделки клиент подождет, если его финансовый консультант окажется в отпуске. Конечно, в этом правиле есть исключения; например, система резервирования выглядит как форма задержки выполнения заказа.

Спрос на многие услуги трудно прогнозировать. По сравнению со спросом на большинство товаров спрос на услуги предсказать намного труднее, а колебания спроса на услуги обычно более резкие и частые, т. е. они происходят через более короткие промежутки времени. Одна из причин этого состоит в том, что решение о потреблении некоторых услуг, например, решение разместить вклад или получить кредит, часто возникает спонтанно под действием обстоятельств. Другими словами, обычно люди не всегда строят долгосрочные планы для потребления некоторых услуг. Все это очень затрудняет предсказание спроса. Другая причина заключается в том, что спрос на услуги бывает максимальным и минимальным; точки минимального и максимального потребления некоторых услуг хорошо известны и предсказуемы, в то время как других услугах - нет.

Предельные возможности некоторых систем обслуживания не отличаются гибкостью. Объем деятельности производственных систем можно увеличить на короткий срок, например, с помощью сверхурочных работ и дополнительных смен. Некоторые фирмы по оказанию услуг тоже могут увеличить объемы своей деятельности, продлив часы работы, как, например, делают парки с аттракционами в летние месяцы. Но не все фирмы могут это сделать. Например, если вы производите телевизоры, то, работая сверхурочно или в дополнительные смены, можно увеличить запас готовой продукции, но менеджер не может увеличить уставной капитал, работая сверхурочно или во вторую смену

Некоторые услуги связаны с местоположением. Так как, например, консультационные услуги нельзя перевезти, обслуживание должно быть возможно в нужное время и в нужном месте. Для многоузловых фирм обслуживания это означает, что когда один пункт обслуживания переполнен клиентами, другой в это время может быть недогружен. Когда такой дисбаланс происходит с товарами, их можно перевезти из одного места в другое; однако клиентов банка не так легко перевезти из одного филиала в другой, или они могут не захотеть переезжать в другой пункт обслуживания.

Колебания спроса присущи практически всем видам услуг. Методологические предпосылки его изучения заключаются в том, что спрос есть величина, изменяющаяся во времени под влиянием следующих факторов:

· социально-демографических;

· экономических;

· сезонных;

· психологических.

Рассмотрим подробнее влияние указанных выше факторов на платежеспособный спрос в сфере услуг.

Среди социальных факторов роста спроса на услуги в первую очередь необходимо отметить увеличение продолжительности свободного времени населения (сокращение рабочего времени, увеличение продолжительности ежегодных отпусков), что в сочетании с повышением уровня жизни населения означает приток новых потенциальных клиентов в сферу услуг. Также постоянное влияние на спрос в сфере услуг оказывают демографические факторы, касающиеся численности населения, размещения его по отдельным странам и регионам, половозрастной структуры (с выделением трудоспособного населения, учащихся, пенсионеров), семейного положения и состава семей.

Влияние экономических факторов главным образом обусловлено тем, что между тенденциями развития сферы услуг и экономики наблюдается тесная взаимозависимость. По оценкам экспертов, снижение доли бытовых, санаторно-оздоровительных, юридических и ряда других услуг происходит на фоне роста расходов населения на оплату услуг ЖКХ, связи, медицины. Увеличение цен и тарифов привело к тому, что люди обращаются к платным услугам не тогда, когда им хочется, а в силу вынужденных обстоятельств. Понятно, что спрос, продиктованный исключительно жизненными обстоятельствами, малоперспективен для динамичного развития рынка. Катализатором в этой сфере может служить только желание потребителя.

В сфере услуг в большей степени, чем в материальном производстве, необходимо учитывать фактор времени (сезонные спады в спросе, пиковые периоды спроса в течение суток). Наиболее наглядно это видно на примере транспортных услуг. Спрос зависит от времени года, дней недели, так как в летнее время и в выходные дни количество пассажиров увеличивается. Здесь велика роль планирования мощностей (пропускной способности сферы услуг).

Большинство покупателей услуг не придерживаются строгой рациональности в процессе приобретения, что подразумевало бы выявление всех возможных источников приобретения услуг и применение к каждому из них критериев оценки. Однако очевидно, что организационные покупатели действуют с большей рациональностью, чем индивидуальные потребители, которые демонстрируют большую нелогичность в принятии решения о покупке. Корпоративный потребитель скорее предпочтет простой и относительно менее рискованный подход, приобретая знакомую услугу, чем будет тратить время на поиск и анализ всех возможных вариантов.

Таким образом, специфика динамики платежеспособного спроса на услугу обусловлена такими ее особенностями, как неосязаемость, несохраняемость, неотделимость от источника, непостоянство качества. Колебания спроса присущи практически всем видам услуг и зависят от социально-демографических, экономических, сезонных и психологических факторов. То есть изменению спроса свойственны закономерности, качественный анализ которых позволяет дифференцировать объем и структуру потребления населением отдельных видов услуг.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

услуга рынок спрос товарный

Услуги как вид человеческой деятельности имеют длительную историю. Однако только последние тридцать лет им стали уделять наибольшее внимание. Все больше людей трудятся в сфере услуг. Практически все организации оказывают услуги в той или иной степени. Специалистам, занятым в сфере услуг важно понимать природу и сущность услуг, учитывать их специфику в оценке и продаже. Нужно понимать, как управлять такими специфическими характеристиками, как неосязаемость, изменчивость, неразрывность производства и потребления услуги, неспособность ее к хранению.

Рынок услуг абсолютно не похож на другие рынки. Этому есть несколько объяснений. Во-первых, сама услуга не существует до момента ее предоставления. Поэтому оценить услугу, а тем более дать ей какую-либо оценку до ее получения - невозможно. Во-вторых, услугам свойственна высокая степень неопределенности, что ставит клиента в невыгодное положение, а продавцам затрудняет продвижение услуг на рынок. Спрос на услуги более индивидуален, в отличие от спроса на товары, поэтому рынок услуг отличается большей ориентацией на определенную группу покупателей. Спрос на услуги довольно сложно прогнозировать, что связано как со специфическими особенностями услуг, в частности с неспособностью к хранению, так и с тем, что часто решение о потребление услуг принимается спонтанно. Спрос также завит от сезонного фактора, от общего уровня благосостояния населения. Но, на мой взгляд, вопросы, связанные с закономерностями спроса на услуги, не изучены досконально. Это связано с тем, что на спрос влияют многие факторы, а сфера услуг настолько велика и разнообразна, что даже общие закономерности не охватывают всего многообразия сервисов.

На нынешнем этапе развития общества услуги приобретают статус одного из главных видов деятельности, потому изучение рынка услуг, особенностей спроса не может не представлять интереса.


Список использованной литературы

 

1) Хартукова Я.О. Организация предприятий сферы сервиса, СПб: ГУАП, 2008. - 80 с.

) Рендер Б., Мердик Р.Г., Хаксевер К., Рассел Р.С. Управление и организация в сфере услуг. 2-е изд., - М., 2002. - 752 с.

) Шекова Е. Особенности удовлетворения спроса на услуги сферы культуры // «Экономист» - 2012. - №5 - С.59-63.

) Мудунов А.С. Методологические проблемы моделирования функционирования объектов сферы услуг в условиях рыночных отношений: Бизнес-реинжиринг / Мудунов А.С. // Аудит и финансовый анализ. - 2012. - №4. - С.182-203.

) Дробышев Г.Н., Герасимова В.В. Институциональный механизм регулирования рынка бытовых услуг как экономической системы: Монография, Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2010. - 112 с.

6) www.market-pages.ru - информационный бизнес портал



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: