Общая информация о дошкольном периоде.




Возрастной период до 7 лет.

 

Чтобы правильно воспитывать и обучать детей, необходимо понимать и учитывать психологические и индивидуальные особенности ребенка. Возможности маленького ребенка велики, но не безграничны. Нельзя форсировать развитие без учета возможностей ребенка-дошкольника. Поэтому важно знать психофизиологические показатели развития детей раннего и дошкольного возраста.

 

 

План лекции:

  1. Развитие мозга ребенка до 3-х лет - база, с которой мы потом работаем в дошкольном возрасте.
  2. 7 типов интеллекта.
  3. Общая информация о дошкольном периоде.
  4. Основные закономерности развития мышления у дошкольников.
  5. Игра как основной метод работы с дошкольниками.
  6. 3-4 года.
  7. 4-5 лет.
  8. 5-6 лет.
  9. 6-7 лет.
  10. Кризис 7 лет.

 

 

70-80% клеток головного мозга формируются в период до 3-х лет. Формирование клеток головного мозга в этот период происходит максимально быстрое. Следовательно, если эти клетки получают нужное раздражение, то будет идти формирование их в определенном направлении. Необходимо создавать ситуации, давать возможность ребенку исследовать, дотрагиваться, испытывать, трогать различные среды, контактировать с водой, плавать и тд.

Цель раннего развития — не забить голову ребенка большим количеством знаний, а простимулировать клетки головного мозга для дальнейшего максимального развития. Ребенок до дошкольного периода, будучи малышом, должен получить достаточное объемное, качественное раздражение головного мозга для того, чтоб его клетки и клеточные связи между нейронами развивались. Вследствие этого, формируются определенные образы, так как у детей образное мышление. Благодаря которому, интеллект ребенка иногда во многом может быть лучше, чем интеллект взрослого.

Если в танцевальный коллектив набрали детей в 2 года, то нужно понимать, что есть дети, которые в 2 года будут развиты, как трехлетки (говорят хорошо, проявляют готовность слышать педагога, идут за ним). Но это не большинство детей. Часть детей будут соответствовать своему биологическому возрасту. А значит все то, что им предлагается на занятиях не имеет их целью вывести на сцену и показать, а имеет целью нагрузить полезными, нужными раздражениями головной мозг. Для того чтоб он формировал базу, на основе которой строится дальнейшая успешная жизнь ребенка.


7 типов интеллекта:

- Вербально-лингвистичекий
- Логико-математический
- Телесно-кинестетический
- Визуально-пространственный
- Музыкальный
- Межличностный
- Интерперсональный

 

У каждого человека есть предрасположенность к одному из семи типов интеллекта в большей степени. Это природная данность. Малыши до 3-х лет запоминают то, что им интересно. Задача взрослых создать им исследовательскую, интересную среду. Не обучая их специально, а как бы исподволь. Основной целью должно быть не раннее развитие, а укрепление мышц, силы, развитие дыхательного аппарата, рефлексов и тд.


Общая информация о дошкольном периоде.

Связи в головном мозге и между его частями продолжают интенсивно формироваться, совершенствуется двигательная активность. На период между 3-4 годами приходится момент интенсивного дозревания мозжечка. А мозжечок, как часть головного мозга, отвечает за координацию движений, что имеет принципиальное значение для занятий танцами. Улучшаются высшие психические функции: внимание, восприятие, мышление, речь. В этот возрастной период очень интересна поведенческая реакция на новое. Ребенок останавливается и открывает рот. Если такая реакция присутствует, значит, вы ухватили внимание ребенка. Очень важна эмоциональная реакция при непроизвольном внимании.

 

 

Между 3-6 годами происходят изменения в зрительном восприятии. Практически окончательно формируется возможность оценивать расстояние до предметов, свое место на сцене и тд. При улучшении зрительного восприятия детям легче понять, как устроено пространство. Совершенствуется периферическое зрение.

 

Жан Вильям Фриц Пиаже́ — швейцарский психолог, который выделил особенности детей дошкольного периода:

  • эгоцентризм — неспособность вставать на чужую точку зрения. Ребенок знает, понимает себя, но ему не доступно понимание позиции другого человека.
  • превалирует искусственно-созданный мир — у ребенка есть конкретное свое представление о том, где он находится. И оно более искусственно с точки зрения науки, нежели тот мир, который видим и воспринимают взрослые. Даже время в мире детей течет медленнее.
  • анимизм — особенность детской психики, когда дети одушевляют даже неодушевленные предметы, явления и тд.
  • не чувствуют противоречия

 

К концу 4-хлетнего возраста, как правило, у детей эгоцентризм преодолевается. То есть в 4-5 лет ребенок способен понимать эмоциональное состояние других людей. В этом возрасте появляется способность сопереживать друг другу. 4-5 лет — самый удачный период для сплачивания детей, просить комментировать то, что они видят, подбадривать, поддерживать. В этот возрастной момент дети готовы принимать мнение противоположенное их собственному.

До семилетнего возраста идет активное формирование разных, внутренних мыслительных операций. Ребенок способен выстраивать внутреннюю логическую цепочку между тем, что происходит и между тем, какой может быть результат этого действия. Логическое мышление окончательное формируется лишь к подростковому возрасту. Ученые считают наиболее успешным для освоения 2 вида деятельности в этот возрастной период: рисование и конструирование. Но как это связать с танцевальной практикой? Можно интегрировать разные виды деятельность друг в друга. Рисовать можно не только карандашами и фломастерами, но и пальцами, носом, несуществующим хвостом в воздухе. Рисование и конструирование переводит мышления ребенок из образного поля в схематическое. А танец является схемой перемещения.

Игра в период 3-7 лет является базой, потребностью ребенка. Даниил Борисович Эльконин — советский психолог, выделил структуру игровой деятельности. Простой, казалось бы, такой метод, как игра, включает в себе такой мощный потенциал педагогических воздействий. Завести сюжет, распределить роли, определить действия и отношения между героями. Сами дети такую сложную схему игры придумать не могут. А современные дети тем более. Они включены в нереальный мир, в котором за них уже все сделано. Поэтому роль взрослого велика.

Играть не значит дурачиться, беситься бессмысленно. Игра - стройная система организации детской деятельности.

В возрасте от 5 лет внимание детей переключается с взрослого на сверстников. Сверстники становятся значимыми людьми. Начинают формироваться крепкие привязанности, симпатии и антипатии. 6-7 лет круг интересов и круг симпатии у детей довольны стабильны. Они уже не дружат с кем попало и не меняют друзей. 4-5 человек в среднем составляют плотный круг общения ребенка дошкольника. В группах в этот момент начинает развиваться групповая дифференциация. Выделяются лидеры, которые могут организовать деятельность детей и привлекать их симпатии. Для педагога очень удобно, если лидер с позитивной направленностью. В процессе общения со сверстниками развивается самооценка детей, которая становится все более адекватной. Дети, особенно достигшие семилетнего возраста, начинают сравнивать себя с другими детьми. Они уже могут сравнивать и понимать, что у них не так хорошо получается, как у сверстников. Здесь важна поддержка взрослого, который поможет сформировать адекватную самооценку ребенку.

В дошкольном возрасте увеличивается независимость детей от окружающей среды. Их деятельность начинает в этот момент определяться мотивами. Мотив всегда возникает на базе потребностей: общаться, играть, быть здоровым, развивать физические данные. В этом возрасте, когда развивается общение, и роль взрослого достаточно велика, и сверстников тоже, у ребенка дошкольника формируется либо чувство вины, либо чувство инициативы. И от этого потом зависит стиль поведения ребенка. А также определяется мотив. Самый «здоровый» мотив — самосовершенствование, саморазвитие, укрепление здоровья, возможность общения с людьми.

К концу периода дошкольника у детей формируется отношение к труду. Они становятся трудолюбивые или нетрудолюбивые. Также может быть сформирован комплекс неполноценности, связанный с воспитанием в семье, и с удачами или неудачами в деятельности, которой занимается. И если говорить о готовности к школе, важно, чтоб было сформировано:

  • адекватная самооценка
  • ощущение «кто я такой»
  • трудолюбие

Вы самый лучший педагог, и у вас самые лучшие дети.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: