“Чудесная коробочка”
Цель: определить умение ребенка классифицировать предметы по 2–3–4 признакам. Воспитатель предлагает ребенку задавать вопросы, чтобы узнать, что спрятано в коробочке. Можно спрашивать про цвет, форму, принадлежность к понятию, материал (показатель 1).
Ребенку предлагаются наборы предметов (карточки с изображениями). Дается задание найти равные (=) количества, большие (>) или меньшие (<). Можно использовать правую половину карточки из задания “Разрезная карточка” (показатель 2, 3, 15).
“Когда это бывает?”
Цель: определить умение ребенка классифицировать явления по 2–3–4 признакам. Ребенку предлагается набор признаков (проявления действий детей, действий взрослых, явлений живой и явлений неживой природы) и задается вопрос “Когда это бывает?” (показатель 1).
“Поры года”
Цель: определить знание ребенком последовательности пор года. Задание: назови по порядку поры года (показатели 1, 12).
“Дни недели”
Цель: определить знание ребенком последовательности дней недели. Задание: назови дни недели по порядку (показатель 12).
“12 месяцев”.
Цель: определить знание ребенком последовательности месяцев в году. Задание: назови месяцы по порядку (показатель 12).
“Рука”.
Цель: определить знание правой — левой руки; умение определять место предмета по порядку.
Вопросы: правая или левая рука изображена? На котором по счёту месте мизинец, если считать справа налево? А если считать слева направо? И т. д. о каждом пальце (показатель 4).
“Цветы”.
Цель: определить умение ребенка узнавать круг, овал, треугольник.
Вопросы: назови геометрические фигуры, из которых составлены цветы (показатель 10).
“Курочка”.
Цель: определить умение измерять количество сыпучего вещества.
Ребенку предлагается помочь курочке узнать, сколько зерна в ее мешочке. Для этого ребенку дается пакетик с крупой, мерка-стаканчик, фишки (любые мелкие предметы), “уравниватель” – предмет, которым крупа уравнивается с краями мерки, емкость, куда следует пересыпать зерно (показатель 8).
“Медведь идет домой”.
Цель: определить умение измерять длину с помощью условной мерки.
Ребенку предлагается определить: сколько “шагов” придется сделать медведю, если он пойдет домой по зеленой дорожке, и сколько — если пойдет по коричневой дорожке. Даются две полоски: зеленая и коричневая, белая (шаг), карандаш, фишки (показатель 8).
“Белочка”.
Цель: определить умение располагать предметы в порядке возрастания или убывания и словами описывать размерные отношения между элементами ряда.
Предлагаются пять разноцветных полосок, из которых надо “построить” лесенку к дуплу белочки. Рассказать про полоски, определяя самую длинную, короче, короче… самую короткую (показатель 9).
“Домик” (в кругах с цифрами 3, 5, 6, 8).
Цель: определить знание состава числа из двух меньших чисел.
Ребенку предлагаются карточки с цифрами и макет домика с этажами, на которых по два окошка. В эти окошки надо разместить карточки с цифрами. Две карточки вместе должны составить нужное число (показатель 17).
“Квадратный коврик”.
Цель: определить знание названий объемных геометрических фигур (шар, куб, цилиндр).
Ребенку предлагается назвать геометрические фигуры на коврике (показатель 10).
“Соседи”.
Цель: определить знание ребенка о связях и отношениях между смежными числами в натуральном ряду.
Ребенку предлагаются карточки с цифрами. Дается задание справа от одной из цифр положить карточку с цифрой, обозначающей число на 1 больше, а слева — на 1 меньше (показатель 7).
“Грибы”.
Цель: определить знание ребенком состава числа из единиц.
Вопросы: Что растет на полянке? Сколько грибов? Разные или одинаковые грибы? Сколько мухоморов? Сколько боровиков? Сколько лисичек? Сколько подосиновиков? (показатель 16).
“Разрезанная карточка”.
Цель: определить, понимает ли ребенок, что обозначает цифра.
Ребенку предлагаются числовые карточки, разрезанные по-разному на границе между цифрой и предметным изображением множества. Надо найти пары, составить целую карточку и объяснить, почему ребенок так считает (показатели 3, 5, 6).
“Пчелка”.
Цель: определить умение ребенка измерять объем жидких тел.
Предлагается помочь пчелке узнавать, сколько меда собрано в бочке. Ребенку дается емкость с жидкостью, стаканчик, фишки и емкость, в которую переливается “измеренная” жидкость (показатель 8).
“Радуга”
Цель: определить умение составлять число семь из единиц, классифицировать различные предметы и явления по признаку числа.
Вопросы: что нарисовано? Сколько цветов в радуге? Сколько красок на палитре? Сколько нот на нотном стане? Что общего между цветами радуги? Нотами в гамме? Красками на палитре? (показатели 3, 16).
“Девочки и мальчики”.
Цель: определить знание состава числа 5 из единиц.
Проводится игра “Я знаю пять имен девочек…” (5 имен мальчиков… пять красок… пять цветов… пять деревьев… и т. п.) (показатель 16).
“Круглый коврик”.
Цель: определить знание термина “четырехугольник”, понимание его.
Ребенку предлагается назвать каждую геометрическую фигуру, а потом дать им одно общее название и объяснить его (показатель 13).
“Лесные зверюшки”.
Цель: определить умение ориентироваться “от других объектов”, считать по порядку.
Ребенку предлагается сосчитать зверюшек. Ответить, кто из них первый, второй, третий (считая справа налево и слева направо). Кто справа от ежика? Кто слева? Сравнить с желтым кругом, из которого “пришел” ребенок, и ответить: что изменилось? (показатели 4, 11).
“Парочки”
Цель: определить знание цифр и умение их классифицировать по признакам сходства и различия в две группы.
Ребенку предлагается назвать цифры и расселить их в две комнаты. Чтобы сделать это было проще, ребёнку даются карточки с цифрами. Надо объяснить причину группировки (показатель 14).
“Геометрический лес”.
Цель: определить знание геометрических фигур.
Ребенку предлагается рассмотреть необычный лес и назвать геометрические фигуры, на которые похожа форма деревьев (показатель 10).
Задание 10.
Цель: определить умение считать до 10 и соотносить количество предметов с соответствующей цифрой.
Ребенку предлагаются различные мелкие предметы (карточки с изображениями). Их нужно сосчитать и расположить группы в порядке возрастания или убывания их количества на “ступеньках” импровизированной лестницы (показатели 3, 5).
ІV. Оценка и оформление результатов диагностики
Оценка результатов:
1 – ребенок ошибается в ответах даже при поддержке взрослого;
2 – ребенок отвечает при поддержке взрослого;
3 – ребенок отвечает самостоятельно.
Для определения уровня суммировать баллы и разделить на количество вопросов.
Высокий уровень: 3-2,5 балла, средний – 2, 4 –1,9; низкий: 1,8 – 1 балл.