Процесс развития творческих способностей при преодолении барьеров креативности




 

В системе современных наук о человеке значительно влияние гуманистической психологии в лице ее представителей Абрахама Маслоу, Карла Роджерса и одного из крупнейших мыслителей XX века Эрика Фромма. Тренинги, основанные на идеях гуманистической психологии, объединены под общим названием «человеко-центрированная психология и педагогика». Гуманистические принципы такого рода тренингов изложены в книге Натали Роджерс «Путь к целостности», где одна из глав не случайно имеет название «Творческая связь». Вот эти принципы:

. Все люди обладают природной склонностью к творчеству.

. Творческий процесс исцеляет.

. Личностный рост и высшие состояния сознания достигаются посредством осознания себя и своего места в мире, в процессе самопознания и инсайта.

. Переживания горя, гнева, боли, страха, радости и вдохновения являются тем «тоннелем», по которому мы должны пройти, чтобы попасть на другую сторону - к самопознанию, пониманию и целостности.

. Наши переживания и эмоции являются источником энергии. Эта энергия может быть направлена, высвобождена и преобразована посредством экспрессии и экспрессивных искусств: движения, художественных ремесел, вокала, музыки, медитации и воображения.

. Экспрессия - это проявление бессознательного. Она позволяет высветить неизвестные аспекты нашей личности, обнаружить новую информацию о нас самих и достичь нового, высшего уровня осознания нашего бытия. Для этой цели предлагается целая система специальных упражнений.

. Виды искусства взаимосвязаны. Одна из его форм стимулирует другую, приближая нас к сущности - к высвобождению нашей жизненной энергии.

. Существует тесная связь между нашим внешним и внутренним миром. По сути, наш мир един, и, путешествуя внутрь себя, мы обнаруживаем это единство внутреннего и внешнего. Поэтому личностный рост возможен в безопасном, поддерживающем личность окружении. Оно создается родителями, учителями, терапевтами, руководителями групп, коллегами. Отношения должны быть естественными, теплыми, сопереживающими, открытыми, а люди, нас окружающие, - понимающими нас и заботливыми.

. Огромную роль в этом процессе познания себя и установления своего единства с миром играют источники энергии. Поэтому в гуманистической психологии и вообще в психотехниках Запада уделяется такое внимание энергетическим тренингам, цель которых - высвобождение закрепощенной или ложно направленной энергии. Основная задача такого рода тренинга - концентрация энергии на творческих задачах. Только соприкосновение с универсальными источниками энергии позволяет человеку устанавливать продуктивные отношения с сообществом людей и с миром в целом.

. В тренинге участник проводит как бы внутреннее исследование своих ресурсов, целью чего является пробуждение креативности. Творческая реализация личности - это прежде всего развитие способности к сотрудничеству и сотворчеству, достижение высшей цели и реализация всех своих потенциальных сил и возможностей. В сочетании с сочувствием и состраданием способность к творчеству объединяет нас с миром - с другими культурами и природой. Итак, человек согласно представлениям гуманистической психологии в принципе расположен к щедрости, благородству, великодушию, любви, творческому взаимодействию с другими людьми.

В настоящее время появилось множество работ, переводных и отечественных, авторы которых предлагают различные тренинги, рекомендации и рецепты самореализации, советы по поводу того, как стать успешной, продуктивно общающейся, самодостаточной личностью. Есть, однако, существенное различие в понимании смысла творчества в зарубежной и отечественной психологии.

Обращаем внимание читателя на то, что часто слово «релаксация» переводят как «расслабление». В общем-то, это справедливо, но в контексте представлений, лежащих в основе аутогенной тренировки, недостаточно корректно. На самом деле речь идет об активном состоянии сознания (воли), в частности о произвольном внимании, которое управляет подсознанием. Поэтому точнее было бы говорить о внутреннем раскрепощении, о снятии высоких барьеров самоконтроля. Человек, находящийся в состоянии аутогенного погружения, внутренне активен и в любую минуту, как сжатая пружина, способен к активному действию. (Не случайно в настоящее время различные модификации метода Шульца широко используются при подготовке спортсменов, в войсках особого назначения, в подразделениях МЧС и т.п.)

Метод, предложенный Вильгельмом Райхом, в прошлом последователем 3. Фрейда, а затем резко разошедшимся со своим учителем, в известной мере противоположен аутотренингу. Телесная терапия В. Райха призвана снимать так называемую «мышечную броню», возникающую как следствие стереотипов поведения, заложенных еще в детстве. Эта практика исходит из представления о том, что тело имеет свою собственную мудрость, поэтому акцент в этом методе делается на знакомстве с собственным телом, на исследовании того, как потребности, желания и чувства закрепляются, кодируются в различных позах и душевных состояниях. С этим связаны и известные напряжения, создающие «броню характера».

По представлениям В. Райха, жизненная энергия, подавляемая механизмами психологической защиты, может быть освобождена с помощью особой техники дыхания и прямого манипулирования с напряженными мышцами. В. Райх и его последователи разработали специальные упражнения для уменьшения хронического напряжения в каждой группе мышц. В результате раскрепощения мышц происходит энергетическая разрядка и высвобождение подавленных прежде эмоций. А это делает человека, согласно В. Райху, более свободным и счастливым.

А. Лоуэн, американский психиатр, в свою очередь, утверждал, что высвобождение энергии у невротиков облегчает самовыражение и возвращает человека в его естественное состояние. Этот результат достигается с помощью специальных двигательных упражнений. Большое значение в этой технике придается дыханию. Существуют специальные диагностические позы, позволяющие определить причины стесненного дыхания.

Внутреннее раскрепощение, как считал А. Лоуэн, сопровождается чувством удовольствия. В этом виде тренинга используются упражнения, позволяющие достичь полного и глубокого дыхания. Очень валены при этом энергетически заряженные, заземленные и уравновешенные позы (что, выражаясь метафорически, означает «почувствовать почву под ногами»). Подобные двигательные упражнения осуществляются в группе, участники которой помогают друг другу выплеснуть свои отрицательные эмоции (отреагировать), испытать ощущение мышечной свободы и, как следствие, пережить радость раскрепощения.

Перечислим некоторые другие техники телесной терапии, связанные с раскрепощением. Одной из них является так называемый ролъфинг, метод, названный по имени автора - Иды Рольф. С помощью специального массажа ступней и лодыжек достигается расслабление мышц спины, затем освобождение шеи и реорганизация движений суставов. Особое внимание уделяется массажу грудной клетки, после чего переходят к раскрепощению туловища, таза, плеч.

Метод Моше Фелъденкрейса, в прошлом чемпиона по дзюдо, формирует телесные привычки, восстанавливающие естественную грацию и свободу движений. С помощью специальных упражнений участник группы осознает имеющиеся у него мышечные напряжения и старается от них освободиться. В результате его «образ Я» изменяется в лучшую сторону, расширяется самосознание и происходит развитие творческих способностей.

В методе Александера, актера по профессии, особое место отводится изучению поз и осанки. Автор исходит из принципа единства тела и психики. Сам Матиас Александер в 1930-е годы потерял голос и, пытаясь помочь самому себе и товарищам по несчастью, разработал систему движений, основанную на уравновешенном взаимодействии головы и позвоночника. В своей книге «Дышащий человек» М. Александер рассказывает, как в результате разработанного им тренинга он восстановил голос и вернулся на сцену. В данной технике тренер помогает человеку найти такое положение головы и тела, при котором возникает ощущение «кинестетической легкости». При этом происходит и коррекция психических установок.

К телесной терапии относится и так называемая первичная (холистическая) терапия Артура Янова. Автор считает, что, обратившись к раннему детству пациента и преодолевая бессознательное сопротивление последнего, можно активизировать чувственную область психики в ее единстве с познавательной, воспринимающей и интуитивно-творческой сферами. Тем самым расширяется уникальный опыт личности, чувства человека делаются более интенсивными, и при этом высвобождается заблокированная творческая энергия.

Еще в 1920-е годы немецкая танцовщица, а в прошлом гимнастка Эльза Гиндлер заложила основы телесного подхода в психотерапии, впоследствии названного терапией концентрированного движения. Существенное отличие этого подхода от всех остальных психотехник состоит во включении в комплекс упражнений свободного, осмысленного, ассоциативного движения. Важную роль в терапевтическом эффекте напряжения и расслабления играло дыхание. Уже в 1920-е годы формирование метода связывалось больше с педагогической и художественной практикой, чем с лечебной. Так были заложены основы арт-терапии. В настоящее время усилиями учеников Эльзы Гиндлер метод широко внедрен в психотерапевтическую практику в Германии.

Дальнейшее развитие данного метода связано с методом телесно ориентированной терапии. Его принцип состоит в свободной ассоциации телесного выражения как непосредственного проявления подсознания и интерпретации того, что выражено другими участниками группы.

Определенный интерес для нашей темы представляет и танцевальная терапия, у истоков которой стояла Айседора Дункан. В современном виде эту технику разрабатывает Мариан Чейс. Цели этого вида тренинга заключаются в более полном осознании возможностей собственного тела, развитии его положительного образа, приобретении определенных социальных умений, исследовании чувств участника тренинга и создании опыта взаимодействия в группе. Автор методики разработала серию структурированных упражнений на расслабление, организацию дыхания, размещение тела в пространстве.

Из отечественных методических разработок представляет значительный интерес психогимнастика М.Н. Чистяковой, основанная на синтезе методик, предложенных еще в 1976 году чехословацким психологом Г. Юновой, и своеобразной модификации известного метода психодрамы Дж. Морено. Методика первоначально предназначалась для подростков. Каждое занятие включало ритмику, пантомиму, коллективные игры и танцы. Оно состояло из трех фаз:

· снятие напряжения (разные варианта бега и ходьбы, выбор партнера, что тоже имеет диагностическое значение);

· пантомима, импровизационное поведение в различных заданных ситуациях и навыки раскрепощения мышц;

· заключительная фаза, когда закреплялось чувство общности в совместной деятельности группы в различных коллективных играх и танцах.

В ходе такого тренинга подросток учится читать эмоциональное состояние партнера, свободно выражать свои чувства и уметь ими управлять. Представляется перспективным использование этого метода и его модификаций в профессиональном тренинге будущего актера.

В 2000-е годы Патриция Релш (Канада) исследовала в тренинге возможности некоторых принципов, постулированных Вильгельмом Райхом и Александром Лоуэном. Эти принципы основывались на следующих теоретических положениях:

. Существуют реципрокные связи между психическим и физическим уровнями экспрессивных систем человека.

. Эффективное функционирование тела зависит от правильности работы всей энергетической системы человека. Поэтому при тренинге психотехники важна вся биоэнергетическая система человека.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: