Картотека дидактических игр по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста




 

«Покажи, кого назову»

Цель игры: Учить детей находить, показывать и, по возможности, произносить имена сверстников и сотрудников группы, воспитывать дружелюбие и желание играть друг с другом. Развивать общительность и хорошие взаимоотношения с окружающими людьми. Вызвать положительные эмоции.

Программное содержание: Дети сидят на ковре или просто играют.

Воспитатель спрашивает у малыша: «Где Света? (Лиза, Илья и другие имена детей.)». Ребенок указывает на того, кого назвали. Воспитатель просит малыша повторить имя». Игра повторяется

«Кто что услышит?»

Цель игры: Развивать слуховое внимание, пополнять активный словарь, развивать фразовую речь.

Материалы и оборудование: Ширма, колокольчик, бубен, молоточек, барабан

Программное содержание: Воспитатель за ширмой по очереди издает звуки выше перечисленными предметами и предлагает детям отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребенок мог их угадать

«Угадай игрушку»

Цель игры: Формирование умения находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия. Развитие понимания речи взрослого

Материалы и оборудование: 3-4 игрушки: заяц, мишка, лиса, утенок

Программное содержание: Воспитатель показывает детям игрушки. Надо сразу научить детей правильно называть предмет. Воспитатель, рассказывает о каждой игрушке, называя их внешние признаки, а дети должны угадать эту игрушка.

«Во саду ли, в огороде?»

Цель игры: Учить группировать овощи и фрукты, закрепить их названия. Активизировать речь у детей

Материалы и оборудование: Фланелеграф или магнитная доска с изображениями дерева и грядки, плоскостные фигурки яблока, апельсина, груши, картофеля, капусты, лук или других.

Программное содержание: Воспитатель объясняет, что яблоки, груши и апельсины – вкусные, сладкие. Это – фрукты. Фрукты растут на дереве. Картофель, капуста, лук не сладкие, но очень полезные. Это – овощи. Овощи растут на грядке. Затем предлагает ребенку фрукты поместить на дереве, а овощи на грядке. Малыш выполняет задание, а воспитатель активизирует его речь с помощью вопросов: «Что это? Повтори. Где растут фрукты? (на дереве)»

«Поварята»

Цель игры: Учить группировать овощи и фрукты, закрепить их названия.

Материалы и оборудование: Фланелеграф или магнитная доска изображениями изображение банки из-под компота и кастрюли

Программное содержание: Воспитатель показывает детям овощи и фрукты. Они вместе рассматривают их, вспоминают качества овощей и фруктов. Затем воспитатель рассказывает детям, что из фруктов можно приготовить вкусные варенье или компот, а из овощей варят вкусный суп и предлагает приготовить эти блюда. Для этого нужно фрукты поместить в банку, а овощи – в кастрюлю. Малыш выполняет задание, а воспитатель активизирует его речь с помощью вопросов: «Что это? Повтори, куда ты положишь фрукт?

«Кто с нами рядом живет?»

Цель игры: Учить узнавать, показывать и называть птиц изображенных на картинках.

Материалы и оборудование: Набор предметных картинок из серии «Птицы»

Программное содержание: Воспитатель задает вопросы по содержанию предметных картинок, а дети на них отвечают

«Моя улица»

Цель игры: Развитие речи. Познакомить детей с улицей, развивать представления об окружающих предметах, развивать наблюдательность

Материалы и оборудование: Машина игрушечная, кукла, одетая в шапку, игрушка- собака, кирпичики и кубики.

Программное содержание: Предварительно на прогулке воспитатель на прогулке вместе с детьми рассматривают: улицу: дома, дорогу, по дороге едет машина, кукла Таня идет, собака бежит. На занятии дети вспоминают, что они видели на прогулке. Затем воспитатель вместе с детьми строят улицу: из кубиков – дома, из кирпичиков – дорожку узкую и широкую. Затем дети играют. Во время всех действий воспитатель отрабатывает навык речевой активности в употреблении общепринятых слов(машина едете, кукла идет).

«Чудесный мешок»

Цель игры: Уточнить и активизировать словарь по теме.

Материалы и оборудование: Игрушечные машины: автобус, грузовик, легковая машина, самолет, кораблик в мешочке.

Программное содержание: Воспитатель по одной достает машины из мешка. Вместе с ребенком рассматривает и обговаривает внешний вид машины (грузовика, автобуса), цвет, материал, назначение. Уточняется название частей машины, их окраска и форма.

«Праздник елки в детском саду»

Цель игры: Научить детей понимать жизненно близкий сюжет, изображенной на картинке; развивать умение слушать пояснения, короткий рассказ воспитателя, расширять словарь, учить рассказывать об изображенном на картинке.

Материалы и оборудование: Сюжетная картинка

Программное содержание: Воспитатель используя картину рассказывает о празднике «Новый год» и просит повторять за ней.

«Кто внимательный»

Цель игры: Развивать остроту слуха, умение правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят.

Материалы и оборудование: Кукла, игрушечный мишка, машинка.

Программное содержание: Воспитатель сидит около стола, на котором лежат игрушки. Ребенок находится на расстоянии 2-3 метров от него. Воспитатель предупреждает ребенка: «Я буду говорить шепотом, поэтому сидеть надо тихо, чтобы было слышно. Будь внимательней!» Затем говорит:

- Возьми мишку и посади в машину.

- Возьми мишку из машины.

- Посади в машину куклу.

- Покатай куклу машине.

Ребенок должен услышать, понять и выполнить эти поручения.

Задания нужно давать краткие и простые, а произносить их тихо, но очень четко.

«Олины помощники»

Цель игры: Развивать остроту слуха, умение правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят.

Учить образовывать формы множественного числа глаголов, уменьшительно-ласкательные формы существительных.

Материалы и оборудование: кукла

Программное содержание: Воспитатель говорит детям, что к ним в гости пришла кукла Оля со своими помощниками и предлагает отгадать, как они называются и что помогают Оле делать. Затем воспитатель показывает, как кукла моргает и спрашивает: «Что это у Оли? Это глаза, Олины помощники. Что они делают? (смотрят, моргают, открываются, закрываются, жмурятся). А как их назвать ласково? (глазки)». Аналогично рассматриваются Ноги, руки, уши. После этого воспитатель читает детям стихотворение Киргановой Е. Г. «Олины помощники», побуждая детей добавлять слово в конце каждого четверостишья:

Оля весело бежит

К речке по дорожке,

А для этого нужны

Нашей Оле … (ножки).

Оля ягодки берет

По две, по три штучки.

А для этого нужны

Нашей Оле …(ручки).

Оля ядрышки грызет,

Падают скорлупки.

А для этого нужны

Нашей Оле … (зубки).

Оля смотрит на кота,

На картинки – сказки.

А для этого нужны

Нашей Оле … (глазки).

«Мама купает ребенка»

Цель игры: Упражнять детей в названии слов: купаться, ванна, полотенце, поливать, вытирать.

Материалы и оборудование: Картинка с изображением ванной, в которой сидит маленький мальчик, а мать мочалкой трет ему спину. Мальчик тянется к утке, плавающей в ванне. Лицо у мальчика веселое. Недалеко стоит стул, на спинке которого висит большое полотенце.

Программное содержание: Воспитатель показывает картинку и дает детям возможность рассмотреть ее. Затем говорит: «Это мама. Мама купает сыночка Петю. Петя любит купаться. «Куп-хлюп, куп-хлюп», - говорит Петя. Как говорит Петя? Диана, покажи ванну. В ванне теплая вода. Мама трет мочалкой Пете спину. А что это у Пети? Утка плавает в ванне, большая, желтая утка. Вымоет мама Петю и польет чистой водой. А что это висит на стуле? Большое полотенце. Мама будет вытирать Петю. Петя чистенький теперь».

«Жучок»

Цель игры: Развитие речи. Соотносить глагол с действием, которое он обозначает.

Материалы и оборудование: Стихотворение Н. Юрковой «Жучок»

Программное содержание: Воспитатель, детям читают стихотворение Н. Юрковой «Жучок», а затем предлагают изобразить, каким грустным сидел жучок в коробке и как радостно он из нее улетел.

Жу-жу! Жу-жу!

Вы слышите?

Жу-жу!

Здесь я - жучок.

Меня зачем-то поселили

Мальчишки в коробок.

Не повернуться в коробке,

Не встать на лапки мне.

Нельзя расправить крылышки.

Прижатые к спине.

Так тесно -

Даже не могу

Пошевелить усами...

Но неужели

Жу-жу-жу,

Не знаете вы сами.

Что очень плохо.

Плохо мне,

В закрытом коробке,

Что я мечтаю

В темноте

О свежем ветерке.

Там на лугу -

Трава, цветы,

И бабочки в полете.

А мне так грустно

В коробке.

Ну как вы не поймете?

«Оса»

Цель игры: Соотносить слово с действием, которое оно обозначает.

Материалы и оборудование: Стихотворение В. Приходько «Оса»

Программное содержание: Воспитатель детям читают стихотворение В. Приходько «Оса». Просят охарактеризовать осу (сказать, какая она); изобразить друже­любную осу.

Когда мы с мамой варим вишню. Наверно, осам это слышно. И осы к нам в окно летят. Варенья нашего хотят.

На кухне, где кипит варенье, Осиное столпотворенье

За ними нужен глаз да глаз. От них мы закрываем таз.

А я возьму варенье в ложку,

Немножко капну на ладошку

И крикну: - Вот тебе, оса,

Посадочная полоса.

Приятно маленькой сластене

Варенье пробовать с ладони.

Прильнет, и усики нагнет,

И красный сок сосать начнет.

Проходит длинная минута,

А мне не страшно почему-то,

Ведь не ужалит без нужды Оса,

Не чувствуя вражды?

Оса

Мне кожу пощекочет.

Оса

Сказать как будто хочет:

- Дружи со мной

И никогда

Не трогай нашего гнезда.

«Профессии»

Цель игры: Развитие речи, активизировать словарь

Материалы и оборудование: Картинки (фотографии) с изображениями людей разных профессий (хлебороб, пекарь, аптекарь, портной, продавец, почтальон, солдат).

Программное содержание: Взрослый задает вопросы, дети отвечают.

- Пашет, сеет, хлеб убирает, кто? (Хлебороб.)

- А кто хлеб нам выпекает? (Пекарь.)

- Кто лекарства отпускает? (Аптекарь.)

Кто одежду шьет нам на стужу и зной? (Портной.)

- Кто ее продает, наконец? (Продавец.)

- К нам приходит с письмом

- Прямо в дом - кто же он? (Почтальон.)

- Служит дорогой Отчизне

- Старший брат. Охраняет наши жизни, Он... (Солдат.)

- Когда вы станете взрослыми, каждый из вас будет иметь какую-то профессию. Все они очень важны, будь это профессия хлебороба, пекаря, аптекаря, портного, продавца, почтальона или строителя. Но главное, кем бы ты ни стал,- хорошо и честно трудиться

«На приеме у врача»

Цель игры: Развитие речи, активизировать словарь

Материалы и оборудование: кукла

Программное содержание: Кукла - врач. Она хочет посмотреть, не болят ли у детей зубы. Воспитатель: Покажите доктору свои зубы (воспитатель с куклой быстро обходи детей и говорит, что у всех зубы хорошие. Теперь врач проверит, не болит ли у вас горло. К кому она подойдет, тот широко откроет рот (дети широко открывают рот).

Врач доволен: горло ни у кого не болит.

«Добавь слово»

Цель игры: Развивать речь, находить нужное по смыслу слово (глагол).

Материалы и оборудование: кукла Ваня

Программное содержание: Игра начинается с беседы о том, как дети помогают родителям, что умеют делать. Далее скажем детям, что к ним в гости пришел Ваня. Он тоже любит помогать родным: бабушке, дедушке, папе, маме, братику и сестричке. А что именно умеет делать Ваня, дети должны будут сейчас угадать.

Ваня.

Я умею постель (глагол подбирают дети) убирать.

Я умею пол... (подметать).

Я умею пыль... (вытирать).

Я умею посуду... (мыть, полоскать).

Я умею постель... (застилать).

Я умею цветы... (поливать).

Я помогаю стол... (накрывать).

Я помогаю тарелки... (расставлять).

Я помогаю вилки... (раскладывать).

Я помогаю крошки... (сметать).

Я помогаю комнату... (убирать).

При повторном проведении игры дети от хоровых высказываний переходят к индивидуальным (глагол называет тот, к кому непосредственно обратится кукла Ваня).

 

Список литературы

1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: кн. для воспитателя детского сада/А.К. Бондаренко.- 2-е изд., дораб.-М.Просвещение, 1991.-160с., ил.

2. Гербова В. В. Конспекты занятий по развитию речи в младшей разновозрастной группе [Текст]: 2-4 года: пособие для педагогов дошкольных учреждений / В. В. Гербова. – Москва: Владос, 2003. – 157 с.

3. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младше группе детского сада /В.В.Гербова.- М.:Мозаика- Синтез, 2007. – 96с.

4. Сорокина А.И. дидактические игры в детском саду: (ст. группы) Пособие для воспитателя дет. Сада. - М.: Просвещение, 1982.- 96с.

5. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения по развитию речи [Текст]: пособие для практических работников ДОУ / Г. С. Швайко. – Москва: Айрис-пресс: Айрис-Дидактика, 2006. – 166 с.

6. [Электронный ресурс].

Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2015/10/16/igry-i-uprazhneniya-dlya-razvitiya-rechi-i-oznakomleniya-s

7. [Электронный ресурс].

Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2014/03/25/kartoteka-rechevykh-igr-dlya-detey-rannego-vozrasta

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: