ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ




Что представляют собой нормы и традиции? Какое значение имеет норма для существования и развития культуры? Как соотносятся нормы и традиции?

 

Выполнил (а):

Студентка группы ЗФ-409/072-4-1 Мг

Еремица Любовь Сергеевна

 

Научный руководитель:

Доктор филологических наук

Кожевников Михаил Васильевич

 

 

Дата сдачи 07.11.2020

Оценка____________

 

Челябинск 2020 г.

 

Оглавление

1.ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ.. 3

2. Функции культуры.. 5

Список литературы.. 7

 

 

 

Введение

Опыт, накопленный человечеством в ходе его социокультурной истории, оказывает неоценимую помощь в решении проблем культуры на современном этапе преобразования нашего общества на основе принципов гуманизма и демократии в условиях бурного научно-технического прогресса. Необходимо отметить, что проблемы культуры приобретают сегодня первостепенное, по существу, ключевое значение, ибо культура выступает мощным фактором социального развития. Ведь она пронизывает все аспекты человеческой жизнедеятельности — от основ материального производства и человеческих потребностей до величайших проявлений человеческого духа. Культура играет все большую роль в решении долгосрочных программных целей демократического движения: формирование и укрепление гражданского общества, раскрытие творческих способностей человека, углубление демократии, построение правового государства. Культура воздействует на все сферы общественной и индивидуальной жизнедеятельности — труд, быт, досуг, область мышления и т.д.

Изучение культурологии дает понимание того, что любая материально-практическая, научная и иная деятельность человека вне культуры невозможна, так же как невозможна без культуры и сама жизнь человека.

Необходимо отметить, что наука о культуре находится в самом начале своего пути, несмотря на обилие публикаций и основательную разработку ее идей и проблем как в зарубежной, так и отечественной науке. Но уже сейчас культурология обретает все возрастающее значение для понимания и объяснения человека и его символической Вселенной. Нередко говорят о культурологизации общественных наук. Вычленение культурологии как самостоятельного научного направления — следствие реальных процессов дифференциации и интеграции наук.

 

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ

1.1. Многообразие определений культуры. Структура культуры.

Понятие культуры существует практически во всех языках и употребляется в самых разных ситуациях, часто в различных контекстах.

Возрастание в XX в. роли культуры как фактора социального развития повлекло за собой усиление исследовательского интереса к культурной проблематике. Понятие «культура» относится к числу наиболее употребляемых. В узком смысле слова культуру понимают как дух, богатство, образность. В широком смысле этим термином обозначают совокупность всех проявлений человеческой жизнедеятельности, направленность на преобразование окружающей среды с целью господства над ней. В науке понятие культуры остается самой широкой, открытой категорией. Оно играет такую же ключевую роль в социальном знании как «организм» в биологии и «вещество» в химии. Пытаясь отразить сущность культуры, исследователи предложили много определений, но во всех вариантах культура предстает как отличительный признак, разделяющий человека и животный мир, как противопоставление природному, естественному состоянию человека, как его внебиологический организм, так как она не наследуется, а предполагает обучение и воспитание.

Культура (лат. cultura) – это основное понятие культурологии, обозначающее, во-первых, все то, что создано самим человеком в отличие от созданного природой. Этим определением фиксируются внешние границы культуры и ее источник – целесообразная деятельность. Во-вторых, в социально-историческом смысле – господствующий способ накопления и передачи от поколения к поколению созидательного опыта (наследия) – первобытная культура, феодальная, буржуазная и др. Культура – непрерывный процесс самовоспроизводства человека, осуществляемый в его материальной и духовной деятельности. Таким образом, человек выступает и главным субъектом и главным объектом культуры.

Исходя из этого, субъектами и соответственно объектами культуры могут быть:

• личность (культура личности);

• социальная группа (молодежная культура и т. п.);

• социальные организации (культура предприятия, профессиональная трудовая культура);

• социальные институты (культура воспитания, экономическая, правовая, научная, светская, религиозная, нравственная культура и т. п.);

• классы (пролетарская культура, буржуазная культура);

• этносы (национальная культура, русская культура и т. п.);

• региональные сообщества (культура Запада и Востока);

• человечество в целом (общечеловеческая культура).

Культура представляет собой сложноорганизованную, иерархичную многоуровневую систему.

Для удобства научного анализа культуру традиционно делят на материальную и духовную. В некоторых областях науки это оправдано, например, в этнографии и археологии. Однако деление это весьма условно.

В любом процессе материального производства всегда присутствует в той или иной форме духовное начало, а все и предметные и чисто словесные проявления духовной культуры материальны, так как материален язык. Ярким примером тому могут служить памятники архитектуры и прикладного искусства.

Здесь, употребляя традиционную терминологию, материальная и духовная культура настолько переплетаются, что трудно со всей определенностью отнести их только к той или другой категории. Например, храм – безусловно материальный объект, но его форма, назначение и сам факт его постройки обусловлены религией, культом, который в нем отправляется. Другой пример – телепередача. Что это – явление духовной культуры или материальной? Безусловно, телепередачу невозможно потрогать. Но существование ее немыслимо без чисто технических средств, без телевизора, передатчика и пр.

В современной культурологии выделяются два аспекта рассмотрения культуры: личностно-деятельностный и предметный. Личностно-деятельностный аспект культуры – это передача от поколения к поколению через воспитание форм деятельности, систем ценностей, привычек сознания, идеологии и пр. Предметный – нечто материализованное, имеющее предметное воплощение.

Кроме того в рамках культурологии сегодня исследуются и такие ее структурные элементы, как мировая и национальная культура, классовая, городская и сельская, профессиональная и др. В свою очередь каждый из элементов культуры может делиться на другие, более дробные.

Компонентами культуры являются: средства и орудия труда; язык; религия; этика, нравственность; социальное устройство; нормы, законы; искусство; наука; философия; техника и предметы быта.

Функции культуры

 

Сложная структура культуры определяет разнообразие ее функций в жизни общества и человека.

Функции культуры – это совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей. Все функции культуры социальны, т.е. обеспечивают коллективный характер жизнедеятельности людей.

В вопросе о количестве функций культуры среди исследователей нет полного согласия. Тем не менее, все они соглашаются с идеей полифункциональности культуры, с тем, что каждый ее компонент может выполнять разные функции.

Можно выделить наиболее главные функции культуры:

• гуманистическая (человекотворческая) – формирование нравственного облика личности (культура как способ социализации человека, способ развития человека, его способностей, умений, его физических и духовных качеств). Данная функция является основополагающей.

• преобразовательная – культура побуждает человека создавать свой мир, вооружает человека навыками, технологиями успешного преобразования природы, общества, самого себя. Освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной потребностью человека.

• трансляции социального опыта (информационная) – культура выступает способом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. Кроме культуры общество не располагает никаким иным механизмом трансляции всего опыта, который накоплен людьми. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества.

Особое внимание следует обратить на то, что каждому элементу культуры (науке, искусству, морали, праву, экономике и др.) могут быть свойственны различные функции. Так, мораль, регулируя человеческое поведение, пронизывает практически все сферы жизнедеятельности человека, нравственный аспект присутствует в каждом элементе культуры. Например, искусство наряду с художественно-эстетической выполняет и духовно-нравственную, воспитательную роль.

Однако не все в культуре может быть объяснено с помощью функционального анализа. Наряду с функциональным, существует и феноменологическое описание культуры, которое признает самостоятельную ценность как культуры в целом, так и отдельных ее феноменов.

 

 

Список литературы

 

1. Гуревич, П. С. Культурология. Учебник / П. С. Гуревич. – М.: КноРус, 2011.

2. Драч, Г.В. Культурология: учебник для вузов / Г.В. Драч – Питер, 2010

3. Драч, Г. В. Культурология: учебник для вузов / Г. В. Драч, О. Штомпель, Л. Штомпель, В. Королев. – СПб.: Питер, 2011.

4. Культурология. Учебно-методическое пособие по культурологии / Е.А. Тетерина. – Пенза: Изд. ПГУ, 2010.

5. Пивоев, В.М. Культурология. Введение в историю и теорию культуры / В.М. Пивоев – КноРус, 2011



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: