Восточноармянский комплекс




В конце XIX — начале XX века женская одежда, в отличие от мужской, ещё довольно устойчиво сохраняла по историко-этнографическим регионам свои основные традиционные комплексы. Женская одежда восточных и западных армян была более однородна по сравнению с мужской и по покрою была прямой. Основное отличие состояло в изобилии вышивки и украшений в женском костюме Западной Армении.

Нательная одежда

Основу женской нательной одежды, как и мужской, составляли рубаха и нижние штаны, по покрою имевшие много общего. В Восточной Армении женщины носили длинную красную рубаху — халав из хлопчатобумажной ткани с косыми клиньями по бокам, длинными прямыми рукавами с ластовицей и прямым разрезом ворота. По покрою, подобно мужской рубахе, халав также имел две разновидности. Более древнюю — цельнокроеную с прямым перекидным плечом − носили все женщины вплоть до 1930-х годов без учёта возраста и имущественного положения. Более поздний вариант − с плечевым швом и выкройной проймой — распространился в начале прошлого столетия с проникновением в село фабричных тканей. Такую рубаху носили в основном девушки и молодые женщины. Длинные нательные штаны шились из той же красной материи, что и рубаха, на белой подкладке и в талии держались на вздержке при помощи хонджана.

Праздничные штаны шились из шелковой красной ткани на подкладке из белого полотна. Нижние концы штанов, присборенные у щиколоток, должны были быть видны из-под верхней одежды, поэтому эта часть шилась из более дорогой и красивой материи и расшивалась (в Ереванской и Араратской долине) золотым шитьём или украшалась (Сюник, Арцах) полосой чёрного бархата с позолоченной тесьмой. В женском комплексе провинций Сюник и Арцах важной частью была верхняя рубаха − вирви халав из красного шелка или бязи с отделкой круглого ворота и разреза груди чёрным бархатом или сатином, а также пришитыми серебряными мелкими украшениями. Надевалась она поверх нательной рубахи.

Верхняя одежда

В конце XIX — начале XX века женская верхняя одежда отличалась у армян большим разнообразием. Основу её в Восточной Армении составляло длинное распашное платье — архалух с цельнокроеными передними полочками и подрезной спинкой, изящным длинным вырезом на груди, застегивающимся только на талии. За счёт боковых прорезов от подола до пояса в нижней архалуха получалось три полы — широкая сзади и две узкие, распашные спереди, поэтому эта одежда получила название «ирек пешкани». Шили архалух из ситца, сатина или шелка, обычно синего, зелёного или фиолетового цветов, на подкладке из тонкого хлопкового ватина, простроченного продольными, а на рукавах вертикальными строчками. Подол и разрезы обшивались отделкой другого, обычно красного цвета. Разрез на груди и концы рукавов обшивались серебряными полыми узорными линейными бусами, а разрез рукава от запястья до локтя — висячими металлическими шариками, миндаликами, соединёнными между собой цепочками. Полагалось иметь два платья: будничное — из хлопчатобумажной ткани и праздничное — из дорогой шелковой ткани. Женский архалух просуществовал в армянском быту вплоть до 1930-х годов, а в отдельных случаях старые женщины носили его ещё в 1960-е годы.

Одеждой на выход служило платье − минтана, надеваемое по торжественным случаям поверх архалуха того же покроя, но без боковых швов.

Неотъемлемой частью традиционной женской одежды был пояс. В Восточной Армении матерчатый длинный пояс (3,5 х 0,5 м) из хлопчатобумажной или шелковой ткани, большей частью из бязи красного цвета, дважды обвязывали вокруг талии поверх архалуха. Завязывали его спереди, а концы закрепляли сзади. В конце XIX — начале XX в. в Араратской долине, в особенности в городской среде Еревана, в комплекс женской одежды входил матерчатый шелковый пояс с двумя длинными полотнищами-привесками, расшитыми шелковыми и золотыми нитями. В Сюнике и Арцахе использовали также кожаный пояс с крупной серебряной пряжкой и нашитыми серебряными пластинками, исполненными в технике гравировки, филиграни и черни.

Зимней одеждой служила прямая распашная шуба — муштак, курк из тёмно-красного бархата или шерстяных тканей (сукна) на простроченной подкладке. Края бархатной шубы, передних и боковых разрезов украшали узкой шелковой лентой и обшивали, как и рукава и ворот, широкими полосками лисьего меха. Её носили замужние женщины из зажиточных слоев населения в Ереване, Сюнике, Арцахе. Другим вариантом этой дорогой престижной одежды, в частности в Ереване, была отрезная в талии шуба из тёмно-синего, тёмно-зелёного бархата на шелковой подкладке с длинными прорезными рукавами наподобие мужской чухи. Её окаймляли чёрной бархатной лентой с богатым золототканым орнаментом.

Головной убор

Самым характерным и сложным в восточноармянском комплексе был женский головной убор, относящийся к типу «с закрытым подбородком и ртом». В девичестве волосы свободно отпускали назад несколькими косичками и повязывали голову платком. «После замужества армянке „повязывали голову“, то есть надевали на голову особую „башенку“ — palti (Нагорный Карабах, Сюник), pali, poli (Мегри, Агулис), baspind (Ереван, Аштарак) — высотой от 8 до 15-18 см из нескольких слоев проклеенной мукой бумажной ткани. Под неё на лоб повязывали ленточку с монетами (серебряными, очень богатые — с золотыми) или с особыми висюльками, а по обеим сторонам лица через виски свисали серебряные или вперемежку с кораллом шарики. Нос и рот туго повязывали сначала белым, а затем и цветным (красным, зелёным) платком, завязывая концы или скрепляя их крючками у затылка. Весь этот сложный убор покрывался цветным платком и укреплялся перекинутой через голову широкой (4-5 см) серебряной или золотой цепью с крючком. Казалось, словно вся верхняя половина лица выглядывала из четырёхугольной рамки. Чтобы смастерить такой головной убор, требовалось немало времени, он „строился“ на несколько дней, и чтобы его не разрушить, ложась спать, под голову, вернее под шею, клали удлинённый круглый валик-подушка. В Лори этот головной убор был облегчён: «башенка» заменялась низким ободком, украшенным ленточной повязкой с расшитым цветочным орнаментом; очень редко носили серебряные монеты на лбу; на голову вместо платка накидывали марлевый (тюлевый) платок, лицо свободнее выглядывало из-под платков. Более значительно был облегчён головной убор тифлисской армянки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: