методика «Колесо баланса».




Шаг 1. Каждому участнику групповой или индивидуальной работы выдается индивидуальное «колесо баланса», которое представляет собой круг, разделенный на восемь равных частей (приложение 1).

Шаг 2. Определяем срок, на который мы хотели бы заглянуть вперед и создать те условия для развития педагогов, которые, на ваш взгляд, помогут им стать мотивированными, инициативными, удовлетворенными своей работой, оптимально продуктивными. Можно сделать колесо на год, чтобы изменения успели реализоваться. Хотя срок – это ваше желание, он может определяться, например, от полугода до пяти лет. Внизу страницы нарисуйте «стрелу времени» с указание точки отсчета и точки в будущем, когда изменения должны произойти.

Шаг 3. Присваиваем название каждой области. Мысленно перенеситесь в назначенную вами точку будущего. Оглядываясь назад, вы понимаете, что у вас все получилось, и вы довольны результатами профессионального развития педагогов. Колесо баланса – это колесо гармонии, здесь не может быть правильных или неправильных областей. Мы смотрим на вопрос, который хотим решить, как бы сверху, системно: из каких самых важных частей он состоит. Подумайте, какие области это могут быть? По количеству – это, обычно, 6-12 областей. В дальнейшем можно проработать по технологии колеса баланса одну из них. Какие-то из областей у вас уже есть, а какие-то вы хотели бы, чтобы у вас появились.

Шаг 4. Определение критериев. Представьте, что на этом колесе есть шкала от 1 до 10, где 1 находится в центре, а 10 – снаружи на окружности. Шкала отражает степень вашей удовлетворенности каждой из областей. Минимальный, начальный уровень удовлетворенности – это 1, а ваша максимальная удовлетворенность на сегодняшний день – это 10.

Опять перенеситесь в точку будущего, которую вы для себя обозначили. Представьте, что это будущее уже наступило. Вы чувствуете, что весь этот период был максимально успешным в реализации нашего вопроса. Вы очень довольны всем тем, что происходило. То есть по всем областям вы находитесь на 10. Если представить, что это возможно, то как вы поймете, что это десятка? По каким критериям, как вы ощутите, что находитесь на десятке удовлетворенности именно за этот период времени? Пропишите по всем областям колеса баланса, что будет десяткой удовлетворенности на эту точку будущего. Продумайте критерии как можно более конкретно, измеримо, осязаемо, чтобы любой человек, который будет их читать, мог вас понять, а вы могли это измерить, например, 1-2 раза в месяц в течение года. Эти критерии должны быть экологичны, то есть реализуемы, так как недостижимые цели демотивируют, а также они должны нравиться тем, кто их будет воплощать.

Данное задание может занять 0,5-1 час. Задайте вопрос участникам группового обсуждения, в том числе и себе: что ценного для себя вы почерпнули из этого упражнения? Были ли у вас инсайты, открытия? Или вы легко написали то, о чем и так много думали?

Шаг 5. Оценка каждой области по 10-балльной шкале. Перенеситесь мысленно в настоящее и посмотрите в те десятки, которые вы хотите достичь. Ощутите, где вы сейчас находитесь. Последовательно читайте критерии по каждой области и оценивайте свою субъективную удовлетворенность каждой областью относительно созданной вами десятки на сегодняшний момент. Это начальные точки, с которых вы будете двигаться. В случае, если вы оценили область на 1, считайте, что вы просто находитесь в самом начале пути по данному направлению. В коучинге не принято считать области провальными, а также оценивать ее на «0», так как привлечение внимание к какой-либо области уже является первым шагом ее развития.

Что вы заметили, глядя на это колесо? Какой первый вывод можно из этого сделать? Посмотрите на все десятки целостно, критически. Насколько эти цели не противоречат друг другу, а двигаются в одном направлении? Реалистично ли достижение всех этих целей? Закрасьте сегменты областей разными цветами. Насколько вы удовлетворены получившимся «дизайном»? Насколько важны для вас эти области? Есть ли ресурсы для воплощения этих целей? Иногда, чтобы быть удовлетворенным какой-то областью, важно не количество времени, а например, внимание. Еще раз посмотрите и ответьте на вопросы:

1. Успеете ли вы достигнуть всех этих целей?

2. Гармонируют ли цели между собой?

3. Как повлияет достижение этих целей на жизнь педагогов?

4. Насколько для вас важны выделенные области?

5. Готовы ли вы взяться за дело с энергией?

 

Шаг 6. Определение ключевой области. Выбираем «запускающую» область, повышение удовлетворенности которой на один шаг автоматически приведет к прогрессу в остальных областях или в большинстве из них. Представьте, что уровень удовлетворенности этой областью увеличился на один пункт. В чет будет разница? Что такого нового появится, чем вы будете удовлетворены? Перейдите к другой области: какие изменения произошли здесь после того, как наша ключевая область повысилась на один шаг? Если произойдут позитивные изменения – нарисуйте стрелочку вверх. Если вы правильно определили ключевую область, то в остальных областях произойдут лавинообразные изменения. Если нет – вернитесь и определите другую область (обычно одну или две), проверьте ее. Таким образом мы фокусируемся на запускающей области, не распыляя силы и ресурсы.

Шаг 7. Составляем план из трех пунктов. Это тот первый план, который запускает все колесо баланса. Каким образом вы можете подняться на один балл? Какие действия вы можете совершить, прямо начиная с 10 сегодняшнего дня, чтобы продвинуться на балл вверх в этой области? Первые три шага запишите себе (их может быть и больше). Для каждого шага пропишите дату и время. Какие ресурсы вам понадобятся для воплощения плана? Как вы себя поблагодарите, когда выполните эти шаги?

Вывод. Методика «Колесо баланса» позволяет упорядочить наши желания и перевести их в конкретные цели, увидеть наглядную картину успехов и обозначить области роста. В дальнейшем с помощью методики можно более детально изучить конкретную, наиболее значимую область профессионального развития педагогов в рамках образовательной организации для ее большей осознанности и проработки вплоть до конкретных задач, выполнение которых почти гарантирует успех.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: