Готовность детей к школе. Ее виды и компоненты




Определение познавательной готовности к школьному обучению

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение........................................................ 3

1 Готовность детей к школе. Ее виды и компоненты.............. 4

2 Исследование познавательного компонента готовности к школе... 8

1.1 Подбор и описание методик...................................8

1.2 Проведение и результаты исследования.................. …... 9

Заключение.......................................................13

Список использованных источников................................. 14

Приложения

 

 

Введение

В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии представлений психологической науки. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяется тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению [1].

Целью нашей работы является исследование познавательной готовности к школьному обучению.

Объект исследования: познавательная готовность к школьному обучению.

Предмет исследования: уровень развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста.

Мы поставили перед собой следующие задачи:

1. изучить литературу по теме готовности к школе и проанализировать основные понятия по заданной теме;

2. найти и изучить необходимые методики для исследования познавательной сферы детей;

3. подобрать группу детей старшего дошкольного возраста;

4. измерить уровень развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста;

5. провести количественный и качественный анализ диагностического исследования;

6. описать проделанную работу и сделать выводы по ее результатам.

Исследование познавательной готовности к школьному обучению является важным элементом в диагностике психологической готовности к школе, без которой не обходиться ни одно учреждение дошкольного образования. Результаты такого исследования показывают уровень развития познавательных процессов детей, их успехи и трудности, сферы возможной коррекционной работы для психолога и педагогов, они позволяют дать необходимые рекомендации родителям по подготовке детей к школе.

 

Готовность детей к школе. Ее виды и компоненты

Задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии представлений психологической науки. В современной психологии, к сожалению, пока не существует единого и четкого определения понятия "готовности", или "школьной зрелости"[1].

А. Анастази трактует понятие школьной зрелости как «овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками» [2].

По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному обучению значит, прежде всего, обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира. А.В. Запорожец отмечал, что готовность к обучению в школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т.д. [2]. На сегодняшний день практически общепризнанно, что готовность к школьному обучению - многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований. Л.И. Божович еще в 60-е годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника [3].

Часто под готовностью к обучению подразумевают только определенный уровень знаний, умений, навыков ребёнка, что конечно тоже важно, однако это лишь одна из сторон. Можно выделить три основных вида готовности к школе:

1 Физическая готовность. К основным двигательным качествам относятся сила, ловкость, быстрота, выносливость. По уровню физического воспитания и состояния здоровья всех детей делят в школе для физкультурных занятий на специальные группы: основную, подготовительную и специальную. К моменту поступления в школу ребенок должен иметь определенные параметры веса, роста, окружности груди, определенное количество молочных зубов, часть которых уже начинает меняться на постоянные. Он должен обладать определенной силой кистей, чтобы хорошо держать в руке ручку или карандаш и не уставать во время письма. У него в этом возрасте активно совершенствуются функции различных органов и систем, происходит нарастание массы более крупных мышц, увеличивается объем активных движений в крупных суставах.

2 Специальная готовность. При поступлении в школу ребенок должен обладать определенным запасом знаний: называть своё имя и фамилию, имя и отчество своих родителей, название своего города, столицы страны, в которой живёт, свой домашний адрес, названия основных профессий, может сказать, чем занимаются люди этих профессий, знает основные правила дорожного движения, называет последовательность времён года, времени суток, дней недели. Кроме этого у ребенка должны быть сформированы определенные математические способности (навыки счета, знание геометрические фигур: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб) и пространственные представления (ребенок должен уметь описывать словами местоположение предмета по отношению к себе, к другим предметам, ориентироваться на листе бумаги). Так же важно, чтобы у ребенка был сформирован фонематический слух (различение звуков на слух), знание букв, большой словарный запас. Наконец, дети должны овладеть и системой различных действий: уметь себя обслуживать, владеть ножницами, иглой, карандашом, кистью. Дети должны уметь слушать рассказ, объяснение, выполнять поручения, наблюдать.

2. Психологическая готовность. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников (рисунок 1). Уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребенка, определяющую тот результат, которого ребенок может достичь в сотрудничестве со взрослым. Л.С. Выготский указывал на то, что обучение плодотворно только в том случае, если оно попадает в «зону ближайшего развития» ребенка.

Понятие «психологическая готовность к обучению» имеет смысл только в условиях массового обучения в школе, поскольку именно в этом случае учитель вынужден ориентироваться на некий средний уровень актуального развития детей и среднюю «зону ближайшего развития». Таким образом, психологическая готовность к школьному обучению – это необходимый и достаточный уровень актуального развития ребенка, при котором школьная учебная программа попадает в «зону ближайшего развития» ребенка. [4].

По данным Л.А.Венгер, А.Л.Венгер, В.В.Холмовской, Я.Я.Коломинского, Е.А.Пашко и др. [5] В структуре психологической готовности можно выделить следующие компоненты:

1. Личностная готовность. Личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. Так же определяющую роль в личностной составляющей психологической готовности к школе играет мотивация дошкольника. Большое внимание роли мотивационной сферы в формировании личности ребенка было уделено в теоретических работах Л.И. Божович [6] Многие авторы, рассматривающие личностный компонент психологической готовности к школе, уделяют особое внимание проблеме развития произвольности у ребенка. Г.Г. Кравцов рассматривал проблему развития произвольности через ее соотношение с волей, подчеркивая, что направление развития личности ребенка к собственной индивидуальности «совпадает с расширением зоны собственной свободы, способности сознательного управления своей психикой и поведением, то есть со становлением произвольности». Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. Ребенок осваивает социальные нормы выражения чувств, изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение, чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными, формируются высшие чувства — нравственные, интеллектуальные, эстетические. Таким образом, к началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможны и развитие и протекание учебной деятельности [7]

2. Интеллектуальная (познавательная) готовность ребенка к школе. Умственное развитие в психологических исследованиях характеризуется с разных сторон и выделяются разные его критерии. Исследования, проведенные отечественными психологами (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Н.Н. Поддъяков), позволили установить, что в основе умственного развития детей дошкольного возраста лежит усвоение ими различных видов познавательных ориентировочных действий, причем главная роль отводится перцептивным и мыслительным операциям. Л.С.Выготский один из первых высказал мысль о том, что интеллектуальная готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития мыслительных процессов, то есть в качественных особенностях детского мышления [4]. По мнению ученого, быть готовым к школе, значит, обладать умением обобщать и дифференцировать (в соответствии с возрастом) предметы и явления окружающего мира. Еще одним компонентом интеллектуальной готовности можно назвать организованность внимания. Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Кроме того важно произвольное развитие памяти ребенка. К 6-7 годам структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные со значительным развитием произвольных форм запоминания и припоминания. Тесно связано с интеллектуальным развитием развитие речи ребенка. Шести-семилетний ребенок должен не только уметь формулировать сложные высказывания, но и хорошо понимать смысл различных грамматических конструкций, в которых формулируются объяснения на уроке, даются инструкции к работе, иметь богатый словарный запас [7]. Но кроме развития познавательных процессов и речи главное, чтобы у ребенка был развит познавательный интерес, а соответственно и познавательная активность. Познавательный интерес – важнейшая область общего интереса. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но и в самом существенном отношении человека к миру – в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности. Познавательный интерес порождает активность, но, в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес [8].

Обобщая, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает: развитие мыслительных процессов (способность обобщать, сравнивать, классифицировать объекты); развитие произвольного внимания; развитие разных типов памяти (образной, слуховой, механической и др.); общее развитие речи; развитие познавательного интереса (рисунок 1).

3. Социально-психологическая готовность к школьному обучению. Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими людьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться [7]. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения (рисунок 1).

Готовность к обучению в школе

 
 

 


Специальная готовность Физическая готовность Психологическая готовность (умение читать, считать, писать) (состояние здоровья,

физическое развитие)

           
     


личностная познавательная социально-психологическая

готовность готовность готовность

готовность к принятию развитие развитие

новой социальной позиции мыслительных коммуникативных

процессов способностей

мотивационная готовность развитие

развитие произвольности произвольного

эмоциональная готовность внимания

развитие памяти

 

развитие речи

развитие

познавательного

интереса

Рисунок 1. Виды и компоненты готовности к школе

Таким образом, детально рассмотрев понятие готовности к школьному обучению, можем сделать некоторые выводы. Готовность к обучению в школе понятие многокомпонентное понятие, включающее в себя физиологическую готовность, специальную готовность и психологическую готовность (личностная, познавательная, социально-психологическая готовность). Познавательная готовность к школе, как цель нашего исследования является одним из немаловажных компонентов психологической готовности к школе. Познавательная готовность к школе в первую очередь включает в себя развитие познавательных процессов ребенка, для изучения которых важно подобрать адекватные психологические методики.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: