Три способа познания мира




«Пратйакша» — первый метод процесса познания

Первый метод на санскрите называется «пратйакша» — эмпирическое чувственное восприятие.

Мы постоянно взаимодействуем с внешним миром с помощью своих чувств - видим, слышим, обоняем, осязаем и пробуем на вкус окружающую реальность. Иногда мы делаем это непосредственно, а иногда с помощью разнообразных приспособлений или приборов. Получив, таким образом, информацию об окружающем мире с помощью воспринимающих чувств, мы затем проверяем ее на практике. И если наш опыт подтверждается, мы принимаем полученное знание как более или менее достоверное. Большинство научных экспериментов и исследований основано именно на этом методе.

 

Особенность и несовершенство этого метода — результаты, полученные таким способом, нуждаются в перепроверке и поправках извне. Это связано с тем, что наши чувства несовершенны, а потому вероятность ошибки очень велика.

Особенно возрастает эта вероятность в том случае, когда получение информации происходит через какое-то одно чувство восприятия, а не нескольких. Об этом прекрасно знают все иллюзионисты и успешно пользуются этой особенностью человеческого тела для создания своих фокусов.

И чтобы словить себя на ошибочном восприятии, необходимо подключать другие чувства восприятия. Например, нашему глазу Солнце представляется величиной с монету, но астрономические расчеты свидетельствуют, что чувства обманывают нас — Солнце во много раз больше Земли

«Анумана» — второй метод процесса познания

Анумана означает логический вывод. Мы получаем информацию об окружающем мире с помощью чувств. В виде образов она хранится в нашей памяти. И затем, анализируя и сопоставляя эту информацию с уже имеющейся, мы делаем определенные выводы, приписываем ей определенный смысл. Создаём различные теории выводимые из фактов.

Но этот метод так же несовершенен, поскольку не обладает способностью привести к познанию того, что лежит за пределами сферы логического мышления.Как и выводы и заключения в большей степени будут несовершенны, так как основаны на восприятии мира - нашими несовершенными чувствами.Человеку свойственно ошибаться. В основе теории Чарльза Дарвина, да и многих других теорий лежат предположения типа: «это могло быть так, а могло быть эдак...».

Согласно Вед, процесс Анумана сам по себе никогда не может привести к совершенному знанию.

«Ни одна проблема не может быть решена на том уровне сознания, на котором она создана.»
Альберт Эйнштейн

В этом случае истина постигается только посредством следующего способа познания мира — «шабда».

«Шабда» — третий метод процесса познания мира

«Шабда» - слушание первоисточника, или источника, которому можно доверять. Большую часть знаний мы получаем не в результате собственных экспериментов или построения теорий - мы получаем ее от других: от родителей, учителей, друзей, из книг, средств массовой информации. В этом элементарный здравый смысл: зачем тратить время и заново изобретать колесо?!

Единственная сложность здесь состоит в том, чтобы нужно убедиться в достоверности источника.

Мы можем прислушиваться к традиционным авторитетам в обществе: выдающимся ученым, писателям, политикам и т.д. Хотя здесь важно сохранять долю здорового скептицизма и понимать, что, во-первых, сама информация обязательно будет несовершенна, а, во-вторых, люди, которые передают ее, могут осознанно или неосознанно исказить ее для достижения своих целей.

Почему же так происходит? Поскольку люди ограничены и несовершенны, поэтому и их воздвигаемые логические теории и предположения примают качества их создателей, т.е. человека несовершенного. Именно поэтому Веды называют четыре причины, по которым любое знание, не относящееся к категории шабда, будет несовершенным.

· Чувства каждого человека ограничены, или несовершенны. Например в тёмной комнате мы не можем видеть даже собственных рук.

· Именно поэтому, какой бы одаренный ни был человек, на основании своих несовершенных чувств, он не в состоянии избежать ошибок: человеку свойственно ошибаться.

· Совершая ошибки и наделяя свои поступки «истинностью» люди впадают в иллюзию. В шастрах говорится, что всякий материально обусловленный человек пребывает в иллюзии, если воспринимает себя в категориях национальной, расовой, религиозной или родовой принадлежности. Первый шаг человека в трансцендентном знании согласно Ведам, есть осознание того, что его сущность не имеет прямого отношения к окружающему его временному материальному телу.

· В результате всего выше перечисленного, каждый человек склонен к обману. Взять хотя бы человека, который осмеливается учить других, хотя сам далеко небезупречен. По существу, он является обманщиком, потому что его знание несовершенно.

 

Учитывая всё выше сказанное Ведическое знание в основном есть «шабда».

Шабда относится к абсолютному знанию, полученному в форме звука, передаваемое от Высшего авторитета, поэтому оно считается совершенным. Изначальным источником этого знания является Верховный Господь, что и делает это знание апаурушея (безукоризненным).

-Это единственный метод, который дает нам шанс постичь Абсолютную Истину, лежащую за пределами разума и чувственного опыта.

 

Вопросы: Три способа познания мира

 

1. Как называется первый способ познания мира? В чем его преимущества и недостатки?

2. Приведите примеры несовершенства чувств.

3. Как на практике понять, что реальность отличается от нашего относительного восприятия? Приведите примеры.

4. Как называется второй метод познания мира? На чём он основан и чем отличается от первого?

5. Приведите примеры несовершенства этого метода.

6. Как вы считаете можем ли мы полагаться и доверять знаниям в основном состоящих из теорий.

7. Как называется третий метод познания мира? Чем он отличается от двух предыдущих способов.

8. Приведите примеры из жизни, как мы получаем знания минуя чувства и логику.

9. Назовите 4 причины, по которым любое знание предлагаемое в современном обществе будет несовершенным.

10. Почему в ведах Шабда описывается как самый точный верный способ познания мира?

 

 

Вопросы: Духовный учитель и ученик: Парампара

1. Как происходит процесс получения знания, какие условия для этого необходимы?

2. Кто такой ученик и какими основными качествами для получения знания он должен обладать?

3. Кто такой гуру? Какие качества в нем должны присутствовать что бы без искажений передавать знания?

4. Почему так важны эти качества? Обоснуйте.

5. Что такое цепь ученической приемственности, в чем ее суть?

6. Почему так важно что бы учитель принадлежал к парампаре?

7. Сампрадая - что это? Почему есть необходимость в таком понятии?

8. Почему веды говорят о необходимости парампары, может достаточно самостоятельного изучения книг? Приведите примеры.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: