Психологическая помощь семье




Рекомендуемая лит-ра

1. Карабанова. О.А.Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие. М.: Гардарики, 2006.

2. ГаранинаЕ.Ю. Семьеведение: учеб. пособие М.: Флинта: МПСИ, 2009.

3. Основы психологии семьи и семейного консультирования. Учебное пособие./ Под. Общ. Ред. Н.Н.Посысоева. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.

4. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное консультирование. - М., 2004.

5. Дружинин В.И. Психология Семьи. - М.,2003

Цели и задачи социально - психологической помощи семье

Целью социально - психологической помощи семье является оказание своевременной, всесторонней социально-психологической помощи нуждающимся в ней семьям и лицам, собирающимся вступить в брак. Содействовать развитию и укреплению семьи как социального института, способствовать более широкому использованию собственных возможностей для социальной самозащиты, улучшение показателей социального здоровья и благополучия семей. Также целью являются проблемы планирования семьи, социально-медицинская охрана репродуктивного здоровья населения, организационно - методическая работа по пропаганде здорового образа жизни.

Задачи социально - психологической помощи семье:

1) Выявление семей нуждающихся в социальной поддержке, изучение потребностей в различных видах социальной помощи и учет оказанной помощи.

2) Создание банка данных семей с отрицательным микроклиматом и высокой степенью риска.

3) Оказание помощи семье в улучшении жизни, решении проблемы саморазвития и самообеспечения.

4) Предоставление консультационной помощи по психолого-педагогическим, юридическим, социально-экономическим и медико-социальным вопросам. В необходимых случаях направление в иные службы, организации, учреждения для более полного удовлетворения запросов.

5) Информационно-пропагандистская работа по вопросам укрепления семьи.

6) Оказание помощи в разрешении конфликтов в семье.

7) Подготовка молодых и будущих родителей к рождению и воспитанию ребенка.

8) Проведение индивидуальной и групповой психотерапевтической, тренинговой работы с лицами собирающимися вступить в брак, с родителями, несовершеннолетними матерями и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации.

9) Предоставление всевозможной психологической помощи молодым супругам, а также тем, кто собирается вступить в брак.

10) Проведение консультаций, «круглых столов», лекций и бесед по вопросам планирования семьи, подготовки молодежи к семейной жизни.

Для выявления проблем каждого из типа семей проводится семейная диагностика.

Семейная диагностика - это оценка семейной системы с точки зрения нарушений, следствием которых являются соматические или невротические нарушения у кого-то из членов семьи.

Есть разные способы диагностики проективные, бланковые, игровые и др. Есть разные направления в семейной терапии (стратегическая, структурная, динамическая, поведенческая и т.д.) и каждое из них имеет свои подходы к диагностике семьи.

Психологическая помощь семье

Психологическая помощь направлена на коррекцию личностных особенностей членов семьи, успешную интеграцию семьи в общество.

Условиями эффективности оказания помощи современной семье является её комплексность, последовательность, дифференцированность и своевременность.

Выделяют шесть моделей оказания помощи современной семье:

1) Педагогическая модель.

Базируется на гипотезе недостатка педагогической компетентности родителей. Хотя сам родитель может быть причиной неблагополучия, эта возможность открыто не рассматривается. Необходимо ориентироваться не на индивидуальные возможности родителя ребёнка, а на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания. Работа с семьёй в этом случае направлена на создание системы психолого-педагогического просвещения родителей, организацию семейного консультирования, разработку памяток для родителей.

2) Социальная модель.

Используется в тех случаях, когда семейные трудности являются результатом неблагоприятного стечения обстоятельств. Акцент в работе с семьёй на оказание социально-педагогической помощи: информирование о возможности получения социальной помощи, координация деятельности различных организаций и учреждений по оказанию помощи семье, посредническая роль в решении жизненных трудностей.

3) Психологическая (психотерапевтическая) модель.

Существуют различные подходы к психотерапии семьи, акцентирующие различные особенности жизнедеятельности семьи и расходящиеся в понимании задач и способов психодиагностики.

4) Теоретико-практический подход.

Является обобщением опыта семейного консультирования. Обычно фиксируется какой-нибудь один важный аспект семейных отношений. Согласно данному подходу выделяется определённый тип семьи и направление психотерапевтической помощи. В данном подходе уделяется внимание на подсознательные связи с родительской семьей. Психолог, исследуя семью, должен опираться на отчёты о семейных связях. Данный подход использует систему последовательности-повторяемости. Оценивая семейные отношения, можно руководствоваться причинной связью явлений или исходить из того, что они взаимосвязаны. Семейные отношения описываются утверждениями "если … то", "причина - следствие".

5) Стуктурно-процессуальный подход.

Исследование структуры семьи позволяет причислить ее к соответствующей модели семейных отношений. Семья характеризуется двумя факторами:

1) Взаимодействие членов семьи (эмоциональная зависимость).

2) Семейная адаптивность (изменчивость семейных отношений).

В данном подходе делается акцент на семейных процессах, основное внимание уделяют датам событий, важных для семьи, выявлению доминирования и контроля в семье, особенностям коммуникаций между её членами.

6) Системно-индивидуальный подход.

В соответствии с этим подходом выясняются связи между членами семьи или условия их нахождения в семье, влияние семьи на личностные качества и самочувствия. Индивидуальное обследование семьи позволяет выделить три модели семей:

1) Семьи, в которых их члены близки по своим индивидуальным качествам.

2) Семьи, в которых их члены дополняют друг друга.

3) Семьи, в которых свойства их членов трудно совместимы.

выделяется ряд сходных понятий:

1) Супружеская терапия.

2) Семейная консультация.

3) Семейная терапия.

Под супружеской терапией понимают форму психотерапии (консультирования), которая ориентирована на супружескую пару и её проблемы.

С семейным консультированием дело сложнее. Одни авторы считают, что

это, то же самое, что и семейная терапия, другие рассматривают семейные консультации как одну из форм супружеской терапии, поскольку речь идет о более простых, поверхностных и кратковременных психотерапевтических воздействиях, в основном в кризисных ситуациях.

Семейная терапия в отличие от супружеской терапии распространяется на всю семью в целом, включая детей, причем внимание обращается в основном на отношения между родителями и детьми. В отношении молодых семей семейное консультирование целесообразнее всего применять тогда, когда молодые супруги проживают с родителями одного из супругов.

Семейное консультирование ставит своей целью изучение совместно с консультантом запроса или проблемы члена (членов) семьи для изменения ролевого взаимодействия в семье и обеспечения возможности личностного роста.

Э.Г. Эйдемиллер, Н.В. Александрова, Н.Л. Васильева и А.И. Вовк сформулировали правила семейного консультирования:

1) Установление раппорта (контакта) и присоединение консультанта к клиентам.

Достигается с помощью конструктивной дистанции, помогающей оптимальному общению, приемов «мимезиса», синхронизации дыхания консультанта и заявителя «проблемы», использование предикатов речи, отражающих доминирующую репрезентативную систему того, кто делает сообщение о семейной проблеме.

2) Сбор информации о проблеме клиента с использованием приемов метамоделирования терапевтических метафор.

Субъективизации психотерапевтической цели способствуют такие вопросы: «Чего вы хотите?», «Какого результата вы хотите достигнуть?», «Пожалуйства, попробуйте сказать об этом без отрицательной частицы «не», а в терминах положительного результата».

3) Обсуждение психотерапевтического контакта.

Эта часть проведения консультирования признаётся многими специалистами одной из самых важных. Обсуждается распределение ответственности: консультант обычно отвечает за условия безопасности консультации, за технологию доступа к разрешению проблем клиента, а клиент отвечает за собственную активность, искренность, желание осуществить изменение своего ролевого поведения и т.д. Затем участники консультирования обсуждают продолжительность работы (в среднем общее время консультирования -3-6ч.) и длительность одного сеанса. Также следует обсудить периодичность встреч. В практике семейного консультирования обычно в начале-1 сессия в неделю, а потом-1 раз в 2-3 недели.

4) Уточнение проблемы клиента с целью максимальной ее субъективизации и тестирование ресурсов семьи в целом.

Этому помогают вопросы типа: «Как раньше вы справлялись с трудностями, что вам помогало?», «В каких ситуациях вы были сильными, как вы использовали свою силу?»

5) Обсуждение с участниками консультирования положительных и отрицательных сторон, сложившихся стереотипов поведения.

Здесь возможны такие вопросы: «Что самое плохое для вас в сложившихся обстоятельствах?», «Что самое хорошее в обсуждаемой ситуации?». Совместный поиск новых шаблонов поведения - «веера решений». Консультант предлагает следующие вопросы: «Чего вы ещё не делали, чтобы решить проблему?», «Как вели себя значимые для вас люди, оказавшись в похожей ситуации?», «А вы так смогли бы поступить?», «Что вам поможет совершить такой же поступок?». Возможно использование приемов визуализации: клиенты, находясь в трансе (а этому способствует «точное следование по маршруту проблемы заявителя»), создают образ новой ситуации и фиксируют возникающие при этом кинестетические ощущения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: