Душа в понимании Платона




Введение

Значимость платоновского учения о душе в настоящий период, на первый взгляд никак не может показаться значительной, поскольку ранее уже давно сформировались новые научно-общефилософские концепции, по-иному обрисовывающие эти природные процессы, какие проходят, как в Вселенной в целом, так и относительно людской натуры. В Настоящее Время в вооружении стоит материалистичный подход в осмыслении всего. Однако верен ли он совершенно? Последнее порождает сомнение, поскольку нынешняя наука в целом, также философия в частности, уже не один раз оказывались в трудном положении, стараясь разъяснить ряд существующих загадок природы только с позиций материализма (к примеру, вопросы возникновения существования на нашей планете, присутствие внеземного интеллекта, следов ушедших цивилизаций также т.д.).

Важность данной философской теории Платона заключается в том, что она определяет основные постулаты, которые в свою очередь описывают не только процесс существования человека как такового, но и существование макро и микрокосмоса, а также божественных сил, управляющих всем. Так, например, согласно утверждениям Платона, душа бестелесна в материальном отношении, и бессмертна во времени, из чего вытекает, что она не возникает одновременно с телом, но существует извечно. В аспекте иерархичности отношений душа первична, а тело – однозначно вторично и подчиняется ей. Состоит она из трех иерархически упорядоченных частей. Высшей частью является разум, затем идут воля и благородные желания и, наконец, третья, самая низшая часть - влечения и чувственность. В соответствии с тем, какая из этих частей души преобладает, человек ориентируется либо на возвышенное и благородное, либо на дурное и низкое. Души, в которых преобладает разум, поддерживаемый волей и благородными устремлениями, продвинутся наиболее далеко в процессе воспоминания.

Краткая биография Платона

Платон (Аристокл) (примерно 428 – 348 до н.э.) – древнегреческий философ.

Родился Платон в семье с аристократическими корнями. После знакомства с Сократом принял его учение. Затем в биографии Платона состоялось несколько путешествий: в Мегарц, Кирену, Египет, Италию, Афины. Именно в Афинах Платоном была основана собственная академия.

Свои сочинения философ излагал в форме диалогов. Впервые собрание сочинений Платона было составлено Аристофаном Византийским в 3 веке до н.э. Он же расположил произведения трилогиями.

Философия Платона получила наибольшее выражение в учении о познании, а также политико-правовом направлении. Теория познания у Платона базируется на двух способах обретения знаний – посредством ощущений (вера, уподобление) и умом.

В своем труде «Государство» философ описывает политическую утопию. Также в своей биографии Платон рассматривал различные виды правления, представленные тимократией, олигархией, демократией, тиранией. Следующий труд «Законы» также был посвящен утопическому государству. Целиком изучить наследие философа удалось лишь в 15 веке, когда его работы были переведены с греческого.

 

Душа в понимании Платона

Анализ платоновского учения о душе начнем с того, что отметим, как в работе «Законы» Платон ставит вопрос о правильности понимания таких явлений природы как Солнце, Земля, Луна, звезды. На этот вопрос философ отвечает, что наивно сводить их к исключительно материальным телам, и, по его мнению, данные физические явления могут лишь принять движение, но не являются его источником. Из этого Платон заключает, что источник движения находится вне них, и этот источник философ называет душой.

В своем произведении «Федр» Платон отмечает, что то, что «…движет само себя, раз оно не убывает, никогда не перестает и двигаться и служить источником и началом движения для всего остального, что движется... Каждое тело, движимое извне, - неодушевленно, а движимое изнутри, из самого себя, - одушевлено, потому что такова природа души. Если это так и то, что движет само себя, есть не что иное, как душа» [9, 235 d].

Таким образом, душа – это движение, способное двигать самое себя, причина изменений и всяческого перемещения вещей. Душа правит всем, что есть на небе, на земле и на море с помощью своих собственных движений – желания, усмотрения, заботы, а Солнце, Земля – всего лишь формы души.

Объясняя природу и устройство души, Платон в четвертой книге «Государства» говорит, что душа, как и идеальное общество, должна состоять из трех частей, куда философ включает: разумное или расчетливое начало (λογιστικόν), яростное или гневное (θυμός, θυμοειδές) и неразумное или вожделеющее (άλόγιστόν τε rai έπιθυμητικόν).

Порядок действия перечисленных составляющих души у Платона противоречив. С одной стороны, действия души в актах знания, гнева или вожделения обобщены, и душа действует целиком, подчиняясь закону противоречия, который гласит, что ни одна вещь не может одновременно совершать или претерпевать противоположные действия. Однако с другой стороны можно видеть, что части души нередко действуют в прямо противоположных направлениях, т.е. каждая ее часть как бы выполняет свои отдельные функции. Так, например, разумный учет блага и пользы наталкивается на противодействие ощущений, они точно так же не могут получить то, чего им хочется, в силу противодействия разумного начала. Из этого следует, что имеют место две разные части одной души, что Платон объясняет так: душа человека создана из пепла уничтоженных Зевсом титанов и внутри себя несет два начала – титаническое и дионисийское, которые необходимо отделять друг от друга. Первое символизирует стихийные, терзающие душу силы, то, что является причиной ее дробления. Второе – роднит человека с божеством и делает его бессмертным, но оно нуждается в очищении и восстановлении утраченной целостности.

Интересным моментом платоновского учения о душе являются соображения о различии частей души по объему. Наибольшей частью предстает часть неразумно-вожделеющая, две другие существенно уступают ей, причем кажется, что разумная часть была для Платона наименьшей. При этом здоровое состояние всей души возможно только тогда, когда разумная часть господствует, яростная проводит в жизнь приказы разумной, а вожделеющая кротко повинуется, не смея и мечтать о своей толике власти. В этом случае, по Платону, в душе реализуется справедливость, поскольку каждая из частей делает то, что ей установлено от природы.

В «Федре» Платон дает замечательную мифологическую иллюстрацию этого учения о частях души. Он сравнивает душу с колесницей, которой правит возничий (разумная часть). В нее запряжены два коня: один прекрасный и совершенный, белой масти (яростная часть), а другой своенравный и скверный, черной масти (вожделеющая часть). Возничий правит, добрый конь слушается возничего, а черный тянет в сторону. Колесницы разных душ следуют за колесницами богов и пытаются узреть небесное место, в котором пребывает истинно-сущее. Это, однако, удается далеко не всем. В отличие от богов, которые спокойно созерцают это место, не испытывая никаких помех со стороны своих коней, души всех остальных существ не могут так же совершенно созерцать истину, ибо плохой конь постоянно мешает возничему и благородному белому коню. Поэтому лишь самые лучшие души могут слегка узреть толику истины, другие же сталкиваются между собой и падают вниз, теряя свое оперение.

Таким образом, в силу своей двойственности душа занимает промежуточное положение между чувственным и умопостигаемым мирами, и это сближает ее с Эросом – одним из гениев, которые осуществляют посредническую функцию между богами и людьми. Если Эрос является сыном Пороса – богатства и Пении – бедности, то душа в каком-то смысле их дочь. Так же, как и Эрос, душа бедна, и поэтому она стремится найти то, что могло бы осмыслить ее существование, будь то богатство, слава, счастье, истина или что-то другое, что с точки зрения человека обладает ценностью. Она движется от одной цели к следующей, от одного счастья к другому, и это движение не имеет ни начала, ни конца. Но душа также и богата, ибо то, что ищет и к чему стремится, она в конечном итоге находит внутри себя.

Свойства души

О качествах и свойствах души, ее началах, проявлениях и других ее особенностях Платон размышлял постоянно и мучительно.

Наиболее известна в этом отношении имманентная специфика души человека, представленная Платоном в работе «Государство». Согласно этой концепции, в душе есть разумное начало, запрещающее стремиться к чему-либо нехорошему; неразумное, или вожделеющее начало, устремленное к удовлетворениям и наслаждениям, и яростное начало, должное защищать начало разумное. Особо отметим, что Платон искал гармонию этих начал, но они всегда оставались в его сочинениях связанными антиномически. В «Федре» Платон тоже говорит об имманентной специфике души человека, но со следующим акцентом: в душе борются два начала – «приобретенное нами мнение относительно нравственного блага и стремления к нему» и врожденное влечение к удовольствиям, доходящее до чревоугодия, страсти к опьянению и др. Один из видов последнего влечения – любовь, философ описывает явно положительно: это влечение к наслаждению красотой, окрепшее под влиянием родственных влечений к красоте, которое подчиняет, вопреки разуму, поведение человека.

В соответствии с основными началами души, Платон рассуждал и об антропологической специфике души. Он признавал наличие трех родов людей, у которых своя особая душа, свои удовольствия, ценности и жизнь. Это люди-философы (φιλόσοφον), люди-честолюбцы (φιλόνιχον) и люди-сребролюбцы (φίλοχεοδές). При этом Платон утверждал, что у всех, кроме человека разумного (т.е. в идеале философа) – не удовольствия, а «тени удовольствий».

Также Платон размышлял об аксиологической и одновременно политической специфике души человека. В результате он предложил следующую классификацию людей и их душ. Есть люди-аристократы, ценящие только хорошее и справедливое. Есть люди-честолюбцы, ценящие главным образом честь и соперничающие из-за нее. Есть люди-олигархи, предпочитающие исключительно наживу и власть. Есть люди-демократы, любящие преимущественно свободу, свободного человека и свободное общество. И есть люди-тираны, с природными тираническими наклонностями, стремящиеся к абсолютной личной власти и реализующие своей ослепленной душой предельную несправедливость.

Особо стоит отметить, что Платон выдвигал в своем учении вполне определенную в приоритетном отношении иерархию душевных качеств. Так на первом месте у него почти всегда оказывался благой разум (в полном соответствии с идеей умного Блага). После разума, на втором месте душевных качеств, у Платона оказался рассудок. На третьем – вера, и на четвертом – уподобление. Еще одним важным свойством, которым наделил душу в своем учении Платон, есть ее мировая ипостась, проявляющаяся как воплощение космоса.

Бессмертие

О том, что душа переживает тело и может воплощаться в различные тела (так называемый, процесс реинкарнации) людей, животных, растений, говорили до Платона орфики, пифагорейцы, Эмпедокл. Однако последовательная разработка этого учения в контексте онтологии, гносеологии, этики и политической философии была дана именно Платоном. Поэтому он может быть назван основателем идеалистической психологии.

Интересной в этом отношении выглядит причина, по какой философ счел необходимым ввести понятие бессмертия души. На этот счет в научно-философском мире имеется несколько точек зрения, но наиболее верными, по мнению большинства специалистов, являются следующие предпосылки.

Во-первых, без бессмертной души немыслимо учение о загробном воздаянии, которое только и может быть гарантом тотальной справедливости. Если душа не получает награду за добродетель и не терпит страданий за свои пороки, справедливости не существует. Такая ситуация для Платона сводит на нет любую попытку обоснования этики.

Во-вторых, без бессмертной души, т.е. души, не зависящей от тела в своем бытии, не может быть чистого познания, поскольку тогда тело с его ощущениями не даст человеку познать истину. А без истинного познания невозможна никакая практическая деятельность, невозможно и переустройство греческого полиса, о котором мечтал Платон.

В-третьих, бессмертная душа необходима для космологии, именно она должна приводить в движение космос. Если она окажется смертной, космос будет должен в определенный момент времени прекратить свое существование. Кроме того, душа бессмертная, т.е. никак не зависящая от тела и всего телесного, позволяет объяснить разумность космоса, выступая ближайшей причиной его осмысленности и целесообразности. Если такой души нет, то космос надо объяснять исключительно из физических причин, что, по Платону, дело невозможное. Для обоснования разумного и целесообразного космоса надо принять разумную и целесообразную причину, которой и оказывается душа.

Таким образом, Платон имел обоснование, согласно которому строилось учение о душе. Имел он и аллегорическое видение того, как происходит процесс бесконечных во времени перерождений человеческой души. Так в «Федре» Платон, сравнивая душу с крылатой колесницей, и описывая совершаемое ею путешествие по небесному своду, говорит, что души богов и души людей созерцают мир идей и истину, которая является амброзией, пропитанием души. В силу своего несовершенства человеческие души то поднимаются, то опускаются, и в конечном итоге их крылья ломаются и они входят в цикл перерождений.

Вывод

Душа – это движение, способное двигать самое себя, причина изменений и всяческого перемещения вещей. Душа правит всем, что есть на небе, на земле и на море с помощью своих собственных движений – желания, усмотрения, заботы, а Солнце, Земля – всего лишь формы души.

Платон в учение о душе ставит проблему соотношения духовного и материального и резюмирует, что душа первична, тогда как материальные тела вторичны, производны, из чего следует вывод о божественности души, скрывающейся за оболочкою различных видов материального тела.

Платон утверждает, что душа бессмертна. Души богов постоянны и незыблемы, тогда как души обыкновенных людей постоянно испытывают трансформации. Философ рисует лестницу перерождений человека таким образом, что больше всего видевшая душа вселяется в тело философа, а самое низкое положение занимает душа тирана. При этом человек всегда может благодаря справедливой жизни подняться в следующем перерождении на следующую ступеньку совершенства.

В своем учении Платон развивает мысль, что бессмертие души ставит перед ней и индивидом проблему: если душа смертна, то индивиду нечего беспокоиться за свои грехи, но душа бессмертна и ей предстоит суд.

Согласно Платону каждая человеческая душа знает истину, узрев ее в небесной области. Но, при этом ей нужно вновь обрести оперение, чтобы воспарить за небесные пределы, ибо судьба человека в том и заключается, что душа, то воспаряла горе и зрила само сущее, то ниспадала долу и должна была вновь и вновь пытаться подняться к богам и божественному.

Поскольку души имеют отношение к идеям, постольку каждая из них обладает знанием, познание – это процесс воспоминания душой хранящихся в ней знаний, а обучение представляет собой пробуждение души, ее активизацию. Знание не вкладываются в голову ученика, но пробуждаются в душе.

Учение Платона о душе представляется одним из самых сложных в платоновской философии. Сам философ хорошо видел все затруднения, встающие перед человеком, утверждающим превосходство души над телом и ее бессмертие. Для него это свидетельствовало о том, что человеческое познание, тесно связанное с чувственно-воспринимаемым, с большим трудом может постигнуть и выразить в определении то, что существует первично, до тела и его чувственного восприятия. Поэтому Платон в своей философии далек от категоричности, он предлагает определенные попытки решения философских проблем, но он всегда готов к переосмыслению и новой формулировке своих положений. При этом без учения о бессмертной и бестелесной душе он не может никак обойтись, поскольку с ним связано важнейшее платоновское убеждение в примате разумного над неразумным, логического над материальным, искусства над природой. В этом заключается ценность учения о душе.

Список использованной литературы:

1. Платон (Plato) краткая биография философа (obrazovaka.ru)

2. Платон о душе - О Душе... (google.com)

3. Антология мировой философии. – Т.1. Античность. – Мн.: Харвест, - М.: ООО «Издательство ACT», 2001. – 934 с.

4. Асмус В.Ф. Античная философия. - М.: Высшая школа, 1999. - 485с.

5. Богомолов А. С. Античная философия. - М.: Высшая школа, 1996.

6. Виндельбанд В. История древней философии. –К.: Тандем, 1995. – 368с.

7. История философии: Учеб. для высш. школы. / Под общ. ред. Н.И. Горлача, В.Г. Кременя, В.К. Рыбалко. – Харьков: Консум, 2002. – 752с.

8. Платон. Государство. // Платон. Собр. соч. в 4-х тт. – Т.3. – М.: Мысль, 1994.

9. Платон. Законы. // Платон. Собр. соч. в 4-х тт. – Т.1. – М.: Мысль, 1994.

10. Платон. Федон. // Платон. Собр. соч. в 4-х тт. – Т.1. – М.: Мысль, 1994.

11. Платон. Федр. // Платон. Собр. соч. в 4-х тт. – Т.2. – М.: Мысль, 1994.

12. Спиркин А.Г. Философия: Учеб. пособие. 2-е изд. - М.: Гардарики, 2002. - 736с.

13. https://tvereparhia.ru/biblioteka-2/p/4121-platon-2

14.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: