Конкретные цели и задачи.




- знать строение и функции ДНК и разных видов РНК; механизмы репликации и репарации ДНК; синтез и посттранскрипционные модификации разных видов РНК.

- уметь использовать знания о биосинтезе ДНК и РНК для понимания процессов роста и деления клеток; интерпретировать данные о процессе репарации ДНК как об основе устойчивости генетического материала к повреждающим воздействиям; связывать причины развития онкологических заболеваний и старение организма со снижением эффективности репарации ошибок и повреждений в ДНК; оценивать связь механизма обратной транскрипции с возможностью размножения ретровирусов в клетке.

- владеть методом анализа получаемой по дисциплине информации с позиции междисциплинарных связей и будущих задач профессиональной деятельности. Владеть медико-функциональным понятийным аппаратом (терминами): элонгация, транскрипция, обратная транскрипция, процессинг, сплайсинг, трансляция, репликация, репарация.

Контрольные вопросы:

1. Матричные биосинтезы. Репликация. Строение репликативной вилки. ДНК-полимераза. ДНК-лигаза. Фрагменты Оказаки.

2. Деградация и репарация ДНК.

3. Транскрипция. Промоторы, терминаторы. ДНК-зависимая РНК-полимераза.

4. Процессинг РНК. Малые ядерные РНК, их биологическая роль. т-РНК, строение и функции.

Задания для самостоятельной работы студентов:

Разделы и темы для самостоятельного изучения Виды и содержание самостоятельной работы
Матричные биосинтезы. Репликация. Строение репликативной вилки. ДНК-полимераза. ДНК-лигаза. Фрагменты Оказаки. для овладения знаниями: 1. проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе). – для закрепления и систематизации знаний: 2. Работа с тестами для самопроверки. 3. Создание глоссария по теме 4. Заполните таблицу «Характеристика процессов матричных биосинтезов» – для формирования умений: 5.написание докладов, рефератов
Деградация и репарация ДНК. для овладения знаниями: 1. проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе). – для закрепления и систематизации знаний: 2. Работа с тестами для самопроверки. 3. Создание глоссария по теме – для формирования умений: 4. Написание докладов, рефератов.  
Транскрипция. Промоторы, терминаторы. ДНК-зависимая РНК-полимераза. Процессинг РНК. Малые ядерные РНК, их биологическая роль. т-РНК, строение и функции.   для овладения знаниями: 1. проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе). – для закрепления и систематизации знаний: 2. Работа с тестами и для самопроверки. 3. Создание глоссария по теме – для формирования умений: 4.написание докладов, рефератов.

Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию (тесты):

1. Перенос генетической информации ДНК → ДНК называется:

а) элонгация б) транскрипция

в) трансляция г) репликация

2. Поток информации в клетке от генотип к фенотипу (РНК→белок) называется:

а) элонгация б) транскрипция

в) сплайсинг г) трансляция

3. Установить соответствие:

Особенности протекания Процесс

1) матрицей является одна из нитей ДНК а) репликация

2) матрицей являются обе нити ДНК б) репарация

3) субстраты - дезоксирибонуклеозидтрифосфаты в) транскрипция

4) субстраты - рибонуклеозидтрифосфаты

4. «Расплетающим» молекулу ДНК ферментом является

а) ДНК-полимераза б) ДНК-лигаза

в) ДНК-хеликаза г) ДНК-гликозидаза

5. Посттранскрипционные изменения всех видов РНК называются:

а) процессинг б) фолдинг

в) сплайсинг г) трансляция

6. Фермент РНК-зависимая ДНК-полимераза регулирует процесс:

а) репликации ДНК б) репарации ДНК

в) обратной транскрипции г) транскрипции

7. К ферментам системы репарации ДНК относят все, кроме:

а) эндонуклеаза б) ДНК-лигаза

в) экзонуклеаза г) ДНК-зависимая РНК-полимераза

8. Сшивку фрагментов ОКАЗАКИ осуществляет фермент:

а) ДНК-полимераза б) ДНК-лигаза

в) ДНК-аза г) ДНК-гликозидаза

9. Установите соответствие между названием этапа процессинга и химической модификацией м-РНК

а) кэпирование 1) присоединение поли-АМФ

б) полиаденирование 2) удаление поли- АМФ

в) сплайсинг 3) удаление интронов, сшивание экзонов

4) присоединение 7-СН3-ГМФ

10. Установите соответствие:

Ингибитор транскрипции Механизм действия

а) актиномицин Д 1) включается в м-РНК вместо азотистого основания

б) митомицин С 2) ингибирует РНК-полимеразу

в) α-аманитин 3) ингибирует синтез ДНК

г) 5-фторурацил 4) внедряется между основаниями ДНК

 

Заполните таблицу «Характеристика процессов матричных биосинтезов»

 

  Репликация Репарация Транскрипция Обратная транскрипция Трансляция
Локализация процесса          
Матрица          
Субстраты          
Источники энергии          
Ферменты          
Продукт синтеза          

Литература:

а) обязательная

1. Биологическая химия: Учебник/Е.С, Северин, Т.Л. Алейникова и др.- М.: ООО

«Медицинское информационное агентство», 2008. - 368 с.

2. Биохимия: Учебник / Под ред. Е.С. Северина, А.Я. Николаева, 3 изд. - М.: «ГЭОТАР», 2005. – 441 с.

3. Биохимия с упражнениями и задачами: Учебник/Под ред. Е.С.Северина.- М.: «ГЭОТАР», 2008. –384 с.

4. Биохимия: учебник для вузов/ под ред. Е.С.Северина - 5-е изд., - М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2009. – 768 с.

5. Биохимия с упражнениями и задачами: Учебник/Под ред. Е.С.Северина.- М.: «ГЭОТАР», 2011. – 624 с.

6. Биохимия: учебник / Под ред. Е.С. Северина. 5-е изд., испр. и доп. - М.: «ГЭОТАР», 2012. - 768 с.

7. Биологическая химия с упражнениями и задачами: учебник / Под ред. С.Е. Северина. 2-е изд., испр.

доп. М.: «ГЭОТАР», 2013. - 624 с.

8. Биологическая химия с упражнениями и задачами: учебник / под ред. С.Е. Северина. - 2-е изд., испр.

и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 624 с.

9. Биохимия: учебник / под ред. Е. С. Северина. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 768 с

10. Николаев А.Я. Биологическая химия. – М.:«Медицинское информационное агентство». – 2004.-566 с.

11. Щербак И.Г. Биологическая химия: Учебник. – СПб.: «Издательство СПбГМУ», 2005.–480 с.

б) дополнительная

1. Хасина М.А. Словарь-справочник по клинической биохимии – Владивосток: «Медицина ДВ», 2008.

2. Дэвид Нельсон, Майкл Кокс. Основы биохимии Ленинджера: в 3 томах. Том 1. Основы биохимии строения и катализ. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011.- 696 с.

3. Дэвид Нельсон, Майкл Кокс. Основы биохимии Ленинджера: В 3 томах. Том 2: Биоэнергетика и метаболизм. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014.- 640 с.

4. Дэвид Нельсон, Майкл Кокс. Основы биохимии Ленинджера: в 3 томах. Том 3: Пути передачи информации. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2015.- 448 с.

5. Интернет-ресурсы (https://www.biblioclub.ru/. https://www.studmedlib.ru/ и др.).

 

Практическое занятие № 31

Тема: « Белоксинтезирующая система. Фолдинг. Ингибиторы матричных биосинтезов. Регуляция экспрессии генов. Молекулярные мутации и рекомбинации»

Мотивация: Уметь применять знания о строении и функционировании нуклеиновых кислот и биосинтезе белка для объяснения механизмов онтогенеза, клеточной дифференцировки, патогенеза вирусных заболеваний, злокачественного роста, наследственных болезней и заболеваний с наследственной предрасположенностью.

Общая цель: Полученные по данной теме знания формируют общекультурные и профессиональные компетенции (ПК- 3, ПК-15), необходимые в последующем для изучения вопросов профессиональной направленности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: