Туристические ресурсы и специфика их использования в туризме: правовая, экологическая, и экономическая регламентация.




В процессе своей деятельности предприятия туриндустрии используют разнообразные туристские ресурсы, природа которых обуславливает специфику туристского продукта.

Туристские ресурсы – природные, исторические, социально-культурные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов и способствовать восстановлению и развитию их физических сил.

Выделяют два вида туристских ресурсов:

1. Природные туристские ресурсы:

- климатические;

- биологические (флора и фауна);

- геологические;

- геоморфологические (пещеры, вулканы и т.д.);

- ландшафтные (национальные парки, биосферные заповедники);

- природные памятники (уникальные природные объекты).

2. Антропогенные туристские ресурсы:

а) Социально-культурные:

- культурные и архитектурные достопримечательности;

- культурные мероприятия (карнавалы, торжества, фестивали)

- ярмарки, выставки, конференции и т.д.;

- религиозные достопримечательности.

б) Исторические:

- археологические памятники;

- культовые памятники;

- музеи;

- места и объекты исторического значения.

в) Техногенные (уникальные инженерные сооружения).

В качестве товара в туризме в первую очередь выступает аттрактивность (привлекательность) природных и антропогенных туристских ресурсов.

Турист готов заплатить за такой специфический товар, как знания, впечатления, эмоции. Туристкий спрос обусловлен желанием человека отрешиться от повседневной жизни, потребностью общения с природой и другими людьми, потребностью в празднике, игре, изменении окружения. Именно эта составляющая туристского продукта является основной.

Вместе с тем, туристская деятельность невозможна без перемещения и затрат времени, что влечет за собой потребность в другой составляющей туристского продукта – комплексе товаров и услуг (размещение, питание, транспорт и т.д.).

Таким образом, развитие туризма происходит под воздействием многих социально-экономических и природных факторов. При этом предпосылки в развитии пассивного и активного для страны (территории) туризма объективно различны.

Факторы, благоприятствующие развитию туризма:

1) Наличие природных (естественных) предпосылок.

2) Достаточные уровень развития общей и туристской инфраструктуры.

3) Экономическая и политическая стабильность общества.

4) Развитая система коммуникаций (транспорт, связь)

5) Территориальная доступность.

6) Благоприятный таможенно-визовый режим.

7) Лояльная политика государства.

Для начала туристские ресурсы целесообразно разделить на природные и социально-экономические. В свою очередь природные туристские ресурсы можно классифицировать: климатические, водные, геоморфологические, лесные, зоологические.

К социально-экономическим туристским ресурсам можно отнести: историко-культурные объекты (памятники и памятные места, музеи, храмы и т. д.) этнографические, политические, производственные, кроме того, для развития отрасли необходимы финансовые, материальные и трудовые ресурсы. Предлагается и такая классификация ресурсов отдыха и туризма: разделить их на непосредственные и косвенные. Первые можно определить как ресурсы, которые используют сами туристы (красота ландшафта, лечебно-оздоровительные свойства местности, объекты познания и т. д.). Для освоения непосредственных ресурсов, без которых не существует туристской отрасли, привлекают косвенные ресурсы: сырьевые, энергетические, финансовые, материальные, трудовые и т. п. Этот вид ресурсов, таким образом, вторичен. Такая классификация отражает специфику использования территории для туризма и подчеркивает ведущую роль непосредственных рекреационных ресурсов. Ведь территориальные различия именно этого вида ресурсов лежат в основе рекреационного использования того или иного места.

Туристские ресурсы (ТР) включают природные, культурные, исторические и иные объекты данной территории, которые составляют или могут составить основу туристического продукта. ТР определяются в процессе социально-экономической и правовой деятельности. Для определения ТР используется следующие механизмы.

1. Создаётся реестр этого вида ресурсов, который включает:

- классификацию и оценку ресурсов;

- порядок использования и доступа туристов к ресурсам с учётом предельно допустимых нагрузок;

- режим охраны ресурсов мероприятия и источники финансирования и развития, меры восстановления ресурсов;

- режим охраны.

2. Создаётся кадастр туристских ресурсов, который включает:

- оценку и картографические характеристики территорий;

- порядок осуществления контроля за санитарно-гигиеническим и экологическим состоянием территории;

- порядок осуществления контроля за видами хозяйственной деятельности;

- порядок выделения территории как территории целевого туристского использования и развития.

Туристские ресурсы имеют следующие основные свойства: привлекательность, климатические условия, доступность, степень изученности, экскурсионная значимость, пейзажные характеристики, социально-демографические характеристики, потенциальный запас, способ использования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: