Манипуляции, направленные на унижение оппонента




Пункт № 5 лекции 2 «Деловое общение и управление им.

МАНИПУЛЯЦИИ В ОБЩЕНИИ.

ОКАЗАНИЕ ВЛИЯНИЯ НА ЛЮДЕЙ

Манипуляция — побуждение другого человека к переживанию определенных состояний, изменению отношения к чему-либо, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения партнером своих собственных целей.

Основные характеристики манипуляций:

• имеют скрытый характер воздействия (будет успешной, только когда воздействие не осознается и конечная цель манипулятора человеку неизвестна; адресат должен считать внушённые мысли, чувства и действия своими и признавать себя ответственным за них);

• предполагает игру на человеческих слабостях — «мишенях воздействия» (чувство собственного достоинства, чувство собственности, финансовый достаток, власть, слава, служебное продвижение, общение, профессиональная квалификация, известность и пр.). Никто не желает показаться трусом, нерешительным, жадным, неумным, наоборот, каждый желает выглядеть достойно, быть великодушным, оказывать покровительство, получать похвалу и т. п.;

• манипуляция предполагает побуждение к совершению определенного действия.

Манипуляции — важный элемент деловых отношений и могут быть конструктивно использованы в управленческой практике на уровне межличностных контактов. Например, руководитель вместо силового воздействия может управлять подчиненными незаметно, создавая у них иллюзию полной самостоятельности и свободы. Но манипуляции могут быть использованы и в корыстных целях и иметь деструктивный характер.

Общим признаком наличия манипуляций является нарушение баланса определенных элементов взаимодействия, таких как:

1. дисбаланс в распределении ответственности за совершаемые действия и принимаемые решения (например, мы вдруг замечаем, что кое-что «должны», не зная, откуда эта обязанность взялась);

2. наличие силового давления;

3. необычность «мишеней воздействия»: тем разговоров, компоновки или подачи информации, смена направлений беседы, смешение акцентов значимости на второстепенные детали и т. п.

4. несоответствия в поведении партнера (например, при сопоставлении содержания слов с движением рук или мимикой);

5. стремление стереотипизировать поведение адресата (желание, чтобы мы вели себя в соответствии снекоторыми ролевыми позициями, стремление отнести к той или иной категории людей).

6. воздействие с помощью инфантильных реакций — плача, агрессии, тоски, чувства одиночества и т. п., особенно, если это точно приурочено к определенным ситуациям или событиям;

7. ограничение времени, отпущенного на принятие решения (важно выяснить, кем создается данный эффект);

8. намеренное ограничение круга обсуждаемых идей, «цикличные» высказывания с применением изменяемых формулировок или регулярным возвратом к одной теме, постановка только ситуативных целей и пр.

9. Типичные манипуляции, которые используются в переговорном процессе, и способы противодействия им.

Рассмотрим некоторые ПРИМЕРЫМАНИПУЛЯЦИЙ

Манипуляции, основанные на «правилах приличия» и «справедливости»

Способ поведения Ожидаемая реакция Способ противодействия
Патетическая просьба «войти в положение» Вызвать благосклонность и великодушие Не брать на себя обязательств
Создание видимости того, что позиция оппонента слишком сложна и непонятна Принудить партнера раскрыть больше информации, чем ему нужно Спросить собеседника, что именно непонятно и вызывает сомнения
Изображение из себя «делового» партнера, представление обсуждаемых проблем как несущественных, побочных вопросов Желание произвести впечатление умудренного опытом человека, которому не пристало осложнять жизнь другим Твердо указать на то, что есть много препятствий для решения проблемы
Поза «благоразумности» и «серьезности»; авторитетные заявления, основанные на «очевидных» и «конструктивных» идеях Страх показаться глупым, несерьезным и неконструктивным Заявить, что некоторые очень важные аспекты еще не были приняты во внимание

Манипуляции, направленные на унижение оппонента

Способ поведения Ожидаемая реакция Способ противодействия
Указание на возможную критику действий оппонента со стороны его клиентов или общественности Пробуждение чувства опасности и неуверенности Выразить возмущение тем, что вторая сторона опускается до таких методов
Постоянно демонстрируемое упрямство, самоуверенность Заставить оппонента быть просителем, показав ему, что его методы неуспешны Относиться ко второй стороне скептически, прибавить самоуверенности
Постоянное подчеркивание того, что аргументы оппонента не выдерживают никакой критики Пробудить чувство бессилия, сформировать установку, что и другие аргументы будут несостоятельны Вежливо сказать, что вторая сторона вас не совсем правильно поняла
Риторические вопросы относительно поведения или аргументации оппонента Породить тенденцию оппонента отвечать в ожидаемом ключе, либо вообще не отвечать вследствие чувства бессилия Не отвечать на вопросы, ненавязчиво заметить, что вторая сторона формулирует проблему не совсем корректно
Показывать, что зависимость оппонента намного больше, чем это есть на самом деле Завоевать авторитет и заставить оппонента усомниться в себе настолько, чтобы он не был способен сохранить занятую позицию Продолжать задавать критические вопросы, реагировать демонстративно хладнокровно

Правила нейтрализации манипуляций направлены на то, чтобы помочь человеку не стать объектом манипулирования со стороны безнравственных партнеров. Они основаны на постоянном отслеживании состояния партнёра и знании и анализе механизмов манипулирования.

СПОСОБЫНЕЙТРАЛИЗАЦИИ МАНИПУЛЯТИВНЫХ УЛОВОК:

• открытое объявление о недопустимости использования манипуляций (обычно накануне дискуссии, полемики или спора стороны открыто договариваются не прибегать в отношении друг друга к уловкам);

• разоблачение уловки, т. Е. раскрытие ее сути (важно не только назвать используемую уловку, но и подробно объяснить окружающим ее предназначение и особенности применения в той или иной ситуации);

• повторное напоминание о недопустимости использования уловок;

• «информационный диалог», т.е. стремление точнее и подробнее выяснить все, что происходит с партнёром, не вступая в пререкания или объяснения с ним. Если партнер провоцирует вас на сопротивление, нужно стойко удерживаться на позициях человека, желающего выяснить мнение другого.

• «конструктивная критика» (при использовании партнером манипулятивных приемов конструктивная критика позволяет вывести беседу на уровень открытой интеллектуальной борьбы; это позволяет защититься от манипуляций и остаться этичным по отношению к собеседнику);

• «цивилизованная конфронтация» (когда безуспешно использованы все методы, следует твердо дать понять партнеру, что общение в таком ключе не представляется вам конструктивным, и, если он настаивает на своем, вы готовы прервать общение).

• «уловка на уловку» (этот способ нейтрализации может быть использован, когда все предыдущие не дали положительного результата).

 

Способы противодействия манипуляциям, которые направлены на унижения собеседника содержат в себе следующие особенности. Во-первых, относится скептически к другой стороне, и выражать уверенность в себе. Во-вторых, оставаться вежливым в любой ситуации и не отвечать на провокационные вопросы. В-третьих, постараться ровно относиться как к дружелюбной, так и к возмущенной стороне. Способы, основанные на правилах приличия и справедливости, заключаются в том, чтоб не брать на себя обязательств, не боятся показаться несведущим и неконструктивным. Можно переспросить собеседника о его сомнениях и указать причины препятствующие решению проблем.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: