Искусство, музыка и социология в XIX веке




Временное дистанционные материалы для курса «МФК «Социология музыки».

Уважаемые студенты!

Надеюсь, что меры по предотвращению инфекции окажутся действенными и в скором времени мы с Вами снова встретимся в аудиториях родного Университета!

На ближайшие две недели, посмотрите, пожалуйста, следующие материалы.

PS: Учитывая, что в ближайшее время ограничено число публичных мероприятий – займитесь детальным планированием Вашего исследования, которое можно будет провести по разработанной Вами программе после снятия ограничительных мер.

 

Прошу Вас с пониманием отнестись к конспекту лекций, как к неотредактированному черновику, учитывая обстоятельства, и не распространять его.

Загляните на эту страничку через пару дней – я выложу «улучшенный вариант» дистанционных материалов», содержащие в том числе рекомендации для прослушивания.

Марта 2020 Тема 5.

Искусство, музыка и социология в XIX веке

 

 

О.Конт: социальный консенсус, роль музыки в разные этапы развития общества. К.Маркс о социальной роли искусства. Творческий порыв в рамках классового сознания. Связь эстетического объекта и рамок социальной культуры. И.Тен о роли окружающей среды, религии, нравов и политических условий на искусство. Роль публики и исполнителя, имитация и инновация в процессе творчества, искусство-привычка и искусство-мода а концепции Г.Тарда.

Конспект лекции:

Ученый, которому приписывается создание если не самой социологии, то по меньшей мере термина «социология» - Огюст Конт (Auguste Comte) изучал феномен искусства в рамках своей общей философской системы. Поэтому полходы к музыке у него довольно фрагментарны. Он рассматриваем искусство прошлого и искусство будущего, обсуждая социальные статику и динамику. Для социологии музыки у Конта важным является скорее установление связи между социальным и искусством. Искусство – это необходимая деятельность, подчиненная тем не менее общей социальной деятельности. Творец и музыкант у Конта связаны с социальным консенсусом – идей коллективной или общественной солидарности – своего времени.

О.Конт выступает против идеи искусства для искусства, отмечая, что во все времена оно, хотя и служило источником очарования и улучшения жизни, но выступало как средство социальной организации, При фетишизме, когда искусство несет теологический смысл. Религиозная концепция природы благоприятствует спонтанному появлению эстетического чувства. В эпоху политеизма воображение превозобладает над чувством, но служат для подчеркивания гомогенности общества. Наконец в эпоху монотеизма искусство получает свое развитие, которое продолжается вплоть до времени Позитивизма в терминах Конта.

В разных терминах О.Конт указывает, что искусство не следует за прогрессом, но его предвосхищает и подготавливает.

Конт видит источник искусства в поэзии, однако включает в него музыку, изобразительное искусство и архитектуру, которые по его мнению являются универсально понимаемыми языками. Тем не менее он отмечает:

«можно выделить первое искусство (музыку), обращающееся к чувствам, функции которого непроизвольны (нечаянны, подсознательны), и служащее для выражения наиболее спонтанных и глубоких чувств […] И наконец, эта дифференциация соответствует различию между временем и пространством, основные поля, отвечающие за искусство тонов и искусство форм. […] Требуется менее чем для трех других, особое изучение, чтобы почувствовать (пробовать) и тем более исполнять. Таким образом, это со всех сторон, наиболее народное и наиболее социальное (искусство) [1].

Таким образом Огюст Конт подчеркивает важность эмоционального измерения искусства, получающего в музыке особую развитую форму, объясняя этим, что музыка – наиболее близкое людям искусство, близкое любой социальное среде.

Однако, позиция О.Конта не дает нам самого главного для социологического исследования – операционализации. То есть серьёзную базу для социологического подхода к пониманию музыки мы не получили.

 

Следующим в нашем рассмотрении будет Карл Маркс.

Для классика марксизма и его учеников область искусства представляла собой очень важный объект для исследования, опирающуюся на истории, анализе и понимании трансформации искусства. Такой анализ должен был позволить артисту лучше понимать социальную роль искусства.

Скорее ученики, чем сам Маркс задается этим вопросом. Ни К.Маркс, ни Ф.Энгельс не посвятили искусству отдельных работ, хотя в работах, статьях и переписке встречаются оценки, анализ и важные идеи, касающиеся искусства и литературы. В «Немецкой идеологии» есть отдельные, хотя и важные (как говорят установочные) позиции, касающиеся вопроса, связанного с искусством (в том числе знаменитый тезис «конца искусства »). Однако в работах Плеханова, Ленина и Сталина (идеи «соцреализма») приводится попытка марксистского понимания искусства и, в частности, музыки.

Для Маркса базисом является одна общественная структура – экономика. Для понимания социальных связей важно видеть их место в экономической структуре. Искусство – бесплатный, бескорыстный с виду гений – имеет свое место в экономической структуре общества. Феномен художника в широком смысле и музыки также должны быть рассмотрены с точки зрения классовой борьбы и экономики.

Маркс подчеркивает, что нравы, нормы, духовная жизнь и чувства не развиваются сами по себе, но общественное сознание определяется состоянием общества и его отдельных частей (классов, групп). Поэтому художник должен вдохновляться сознанием своего класса, что неминуемо вызывает антагонистическую борьбу с другим типом сознания.

Музыка – это идеологическая надстройка, возвышающаяся над экономически базисом. Несмотря на свою относительную независимость, она взаимовлияет на другие идеологические надстройки (философию, науку, право, мораль, религию и т.д.). В свою очередь она реагирует на общественные изменения, является выражением общества и… служит для воздействия и изменения общества.

Проблема художественного (и музыкального) творения создает неудобства марксистской теории, так как с одной стороны признаёт наряду с первичной экономической причине, присутствие творческого и духовного порыва, который невозможно предсказать.

Маркс указывает, что любая художественная форма не представляет собой абстракции, но напрямую связана с культурой и идеологией, в которых оно получает объяснение и развивается. Так эстетический объект (и следовательно музыкальный) связан со своим музыкальным происхождением и не может существовать мне рамок своей социальной структуры. Маркс пишет: «... Для немузыкального уха самая прекрасная музыка лишена смысла, она для него не является предметом, потому что... смысл какого-нибудь предмета для меня (он имеет смысл лишь для соответствующего ему чувства) простирается ровно настолько, насколько простирается моё чувство ”*[2].

Ипполит Тэн (Hippolyte Taine) первый из философов, попытавшимся установить связь искусства с социальной средой. Его работа «Философия искусства», вслед за мадам Сталь, предложившей «изучать влияние на литературу религии, нравов и законов и влияние изучать литературы на религию, нравы и законы», в этой работе необходимо искать подходы девятнадцатого века к социологической эстетике музыки.

По мнению Тэна, в искусстве решающими оказывается раса, среда и момент. «необходимо признать, чтобы понять предмет искусства

Средневековая максима «Beau, Bon et Vrai » не выполняется, искусство не может нести «идеальный архетип бытия». Тэн уделяет вниамние социальной среде, даже климат, политические обстоятельства, социальные условия – играют основную роль и влияют на индивида. Исторические события также важны для понимания творения.

Работы И.Тэна хотя и важны для осознания социальности искусства, тем не менее не дают нам достаточного понимания музыки как социального феномена.

[ Ж.-М. Гюйо, ]

Г.Тард – социальная имитация.

Габриэля Тарда интересует не только связь искусства с социальной жизнью, что он предполагает неотъемлемым, но и выдвигает фигуры публики и исполнителя: «По своей цели, и по своим средствам, искусство в высшей степени социально […] предполагает публику и артиста: публику, желающую видеть или слышать творения пластические (живопись, скульптура), музыкальные и литературные, созданные согласно требованиям преходящего вкуса, смоделированного и развитого по имитации старых мастеров; и художник (артист), наиболее продвинувшийся в этом общем вкусе, ищущий утвердиться в определенной мере»[3].

Тард выделяет две формы искусства, проявляющиеся в ходе истории: имитацию и инновацию.

Таким образом последовательные инвенции в искусстве появляются и успешно применяются, или на смене идей, или на смене нравов». Закон имитации играет важную роль в творении, объясняя, что постоянно находится гораздо больше рецепторов (воспринимающих) или почитателей, круга без которых артист не мог бы творить и жить…

Габриэль Тард выделяет искусство-привычку и искусство-моду. Причем, искусство-привычка уступает месть искусству-моде когда «имитация освобожденная от наследования, связи между родителями и детьми стираются в угоду отношений между посторонними, близкого возраста и изолированных от семьи. Тард считает, что искусство-привычка – это норма.

Марта 2020 Тема 6.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: