Глава 1. Теоретическая часть. Глава 2. Дефекты




Содержание

Введение

Глава 1. Теоретическая часть

 

1.1. Нормативно - правовая основа обеспечения государственной судебно - экспертной деятельности.

 

1.2. Автотехническая экспертиза.

 

1.3. Судебная экспертиза технического состояния транспортных средств

 

Глава 2. Дефекты

 

2.1 Характерные виды дефектов деталей автомобилей

 

2.2 Причины изменения технического состояния

Глава 3. Характерные виды дефектов деталей автомобилей

3.1 Деформация

 

3.2. Вязкое и хрупкое разрушение

 

3.3. Усталостное разрушение

3. 4. Механическое изнашивание

 

3.5. Мокулярно-механическое изнашивание.

I. Закономерность изнашивания

 

3.6.Коррозия

 

Глава 4. Результаты и их обработка.

4.1 Вывод

 

4.2 Список используемой литературы

 

Введение:

 

По итогам с января месяца по апрель 2019 г. в Российской Федерации было зафиксировано

42502 дорожно -транспортных происшествия, в которых погибло -4000 человек. А так же были ранены — 54847 человек. [1]

За год, например 2018 г в Российской Федерации отмечалось сокращение основных показателей аварийности. Вместе с тем, несмотря на определенные позитивные изменения, уровень дорожно-транспортной аварийности в стране остается по-прежнему высоким – каждое девятое ДТП было со смертельным исходом. Тяжесть последствий ДТП составила 7,8.

 

 

Всего на улицах и дорогах страны за 2018 г зарегистрировано 168099 (–0,8%) ДТП, в которых погибло 18214 (–4,6%) и получили ранения разной степени тяжести 214853 (–0,2%) человека [2]

 

Основной причиной возникновения дорожно транпортных проишествий яввляется человеческий фактор,удельный вес которого среди причин транспортных происшествий достигает 90% и более. Установлено, что более половины всех несчастных случаев происходит по вине человеческого фактора. Основной причиной аварийности на автомобильном транспорте является низкая дисциплина водителей и пешеходов, выражающаяся в их сознательном пренебрежении правилами дорожного движения. Но не только человеческий фактор приводит к доррожно транспортному проишествию, но и неисправность технических средств. В это и заключается актуальноть данной работы.

 

Целью данной курсовой работы явлется выянить, что же такое автотехническая экспертиза разрушенный деталей автотехнических средств. Причины разрушения деталей.

 

Глава 1. Теоретическая часть

 

1.1. Нормативно - правовая основа обеспечения государственной судебно - экспертной деятельности.

 

«Судебная экспертиза — процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла, и которые поставлены перед экспертом судом, судьёй, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем [или прокурором], в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу».

 

Федеральный закон №-73 от 31 мая 2001 «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ», является основным документом, регламентирующий принципы организации и основные направления государственной судебно - экспертной деятельности в Российской Федерации, который включает в себя основные положения организации судебно - экспертной деятельности, обязанности и права руководителя и эксперта государственного судебно – экспертного учреждения, производство судебной экспертизы в государственном судебно - экспертном учреждении, а также различные особенности производства судебной экспертизы в государственном экспертном учреждении.[3]

 

Статья 3. Федеральный закон №-73 от 31 мая 2001 «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» Правовая основа государственной судебно-экспертной деятельности

Правовой основой государственной судебно-экспертной деятельности являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодексРоссийской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, Налоговый кодексРоссийской Федерации, законодательство в сфере охраны здоровья, другие федеральные законы, а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие организацию и производство судебной экспертизы[3]

 

Судебная экспертиза – это процессуальное действие, проводимое в целях получения заключения сведущего лица по вопросам, связанным с установлением обстоятельств, составляющих предмет доказывания по уголовному делу.

Согласно Уголовно - процессуальному кодексу Российской Федерации, статьи 57 части 1 «Эксперт — лицо обладающее специальными знаниями и назначенное в порядке, установленном настоящем Кодексом, для производства судебной экспертизы и дачи заключения» [4]

Согласно Гражданскому процессуальному кодексу «Эксперт обязан - принять к производству порученную ему судом экспертизу и провести полное исследование представленных материалов и документов; дать обоснование и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам и направить его в суд, назначивший экспертизу; явиться по вызову суда для личного участия в судебном заседании и ответить на вопросы, связанные с проведенным исследованием и данным заключением»[3]

В случае, если поставленные вопросы выходят за пределы специальных знаний эксперта либо материалы и документы непригодны или недостаточны для проведения исследований и дачи заключения, эксперт обязан направить в суд, назначивший экспертизу, мотивированное сообщение в письменной форме о невозможности дать заключение. Эксперт обеспечивает сохранность представленных ему для исследования материалов и документов и возвращает их в суд вместе с заключением или сообщением о невозможности дать заключение. В случае

невыполнения требования суда, назначившего экспертизу, о направлении заключения эксперта в суд в срок, установленный в определении о назначении экспертизы, при отсутствии мотивированного сообщения эксперта или судебно-экспертного учреждения о невозможности своевременного проведения экспертизы либо о невозможности проведения экспертизы по причинам, указанным в абзаце втором настоящей части, судом на руководителя судебно-экспертного учреждения или виновного в указанных нарушениях эксперта налагается штраф в размере до пяти тысяч рублей.

 

Случаи обязательного назначения экспертизы законом ограничены:

1) для установления причин смерти и характера телесных повреждений;

2) для определения психического состояния обвиняемого или подозреваемого в тех случаях, когда возникает сомнение по поводу их вменяемости или способности к моменту производства по делу отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими;

3) для определения психического или физического состояния свидетеля или потерпевшего, если есть сомнение в их способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них точные показания;

4) для установления возраста обвиняемого, подозреваемого и потерпевшего в тех случаях, когда это имеет значение для дела, а документы о возрасте отсутствуют.

 

 

Из всего выше перечисленно, можно сделать вывод — во-первых эксперт должены быть не заинтересован в исходе дела, во-вторых должен обладать специальными знаниями в обасти науки, техники, исскустве, ремесла и.т.д. Привлеченный специально для проведения судебной экпертизы и дачи должного заключения.

 

 

1.2 Автотехническая экспертиза

 

В условиях высоких темпов автомобилизации вопрос обеспе­чения безопасности дорожного движения является чрезвычайно актуаль­ной социально-экономической проблемой.

В системе мер по повыше­нию безопасности дорожного движения большое значение имеют меры уголовно-правового характера. Расследование и судебное разбиратель­ство уголовных дел по факту ДТП требуют использования специальных технических познаний, охватывающих всю совокупность взаимодействующих элементов «водитель — автомобиль — дорога — среда» (ВАДС), из которой складывается процесс дорожного движения в целом. В большинстве случаев состав преступления возможно установить только после производства судебной автотехнической экспертизы (САТЭ)

Без преувеличения можно утверждать: эффективность расследования уголов­ных дел этой категории находится в прямой зависимости от своевременного проведения автотехнической экспертизы, правильности вопросов, поставленных перед экспертом, полноты и достоверности исследования.

Научной основой САТЭ является судебная автотехника — своеобраз­ная, интеграционная отрасль судебного транспортоведения, включающая в себя инженерно-транспортные и криминалистические знания о закономерностях ДТП, методологии их исследования и методах реше­ния задач САТЭ.

САТЭ — род судебной инженерно-транспортной экспер­тизы, суть которой состоит в экспертном исследовании и установлении механизма ДТП и его обстоятельств, технического состояния ТС и доро­ги, психофизиологических характеристик его участников. Исследованию подвергаются материалы дела и результаты осмотра места происше­ствия, ТС, их детали, узлы, агрегаты, системы, водитель

Предметом САТЭ являются фактические данные о техническом состоянии ТС, дорожной обстановке на месте происшествия, действиях участников происшествия и их возможностях, механизме ДТП, а также об обстоятельствах, способствующих совершению преступления, которые устанавливает эксперт-автотехник на основе своих специальных познаний и материалов уголовного (гражданского) дела.

Автотехническая экспертиза как род инженерно-транспортной экс­пертизы подразделяется на виды и подвиды, которые различаются по предмету, объектам и частным методикам. С учетом предмета доказывания и содержания специальных познаний в САТЭ можно выделить следующие виды:

- судебная экспертиза обстоятельств ДТП;

- судебная экспертиза технического состояния ТС;

- судебная экспертиза следов на ТС и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика).

Каждый из представленных видов автотехнической экспертизы имеет определенный круг задач, которые могут быть решены самостоятельно экспертизой данного вида, либо в комплексе с другими видами автотехнических экспертиз или же с экспертизами, не относящимися к классу транспортных, а именно - трасологической, медицинской, криминалистической, металловедческой, биологической, экспертизой веществ и изделий и другими

 

1.3. Судебная экспертиза технического состояния транспортных средств

 

Авторы учебника «ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЕЙ” В. М. ВЛАСОВ, С. В. ЖАНКАЗИЕВ, С. М. КРУГЛОВ дают следующее определение Техническом состоянию: Техническое состояние представляет собой совокупность изменяющихся в процессе эксплуатации свойств объекта, характеризуемых в определенный момент признаками, установленными технической документацией [5]

 

В процессе работы автомобиля показатели его технического состояния изменяются от начальных ун, соответствующих новому изделию, до предельно допустимых уп.д, а затем и до предельных уп. Значение уп соответствует предельному состоянию, при котором его дальнейшее применение по назначению недопустимо или нецелесообразно (рис. 1.).

 

Рисунок 1

 

Продолжительность работы изделия, измеряемая в часах или километрах пробега, а в ряде случаев в единицах выполненной работы, называется наработкой li. Наработка до предельного состояния, оговоренного технической документацией, называется ресурсом lp. Тогда в интервале пробега 0 £ li £ lp при ун £ yi < yп (зона работоспособности) изделие считается исправным и может выполнять свои функции.

Если изделие удовлетворяет требованиям нормативно-технической документации по всем показателям, то оно считается исправным. Если параметры изделия, характеризующие его способность выполнять заданные функции, соответствуют установленным нормативно-технической документацией требованиям, то оно признается работоспособным. Отсюда следует, что когда автомобиль может выполнять свои основные функции, но не отвечает всем требованиям технической документации (например, помято крыло), он работоспособен, но неисправен. Если продолжать эксплуатировать автомобиль до состояния yi ≥ yп, то наступит отказ, т. е. событие, заключающееся в нарушении работоспособности. В этом случае прекращается транспортный процесс (остановка на линии, преждевременный возврат с линии). Роль предельно допустимого значения параметра заключается в том, чтобы своевременно обнаруживать (предупреждать) приближение момента отказа для принятия соответствующих мер. Для своевременного предупреждения отказа элемента автомобиля необходимо иметь представление о причинах изменения его технического состояния и о факторах, определяющих проявление этих причин, а также их влиянии на интенсивность изменения технического состояния элементов автомобиля.

Объектом исследования являются: автотранспорт, легковые и грузовые автомабили, их детали, а так же элементы на них.

Предметом судебной экспертизы технического состояния ТС являются фактические данные о техническом состоянии ТС, участвовав­ших в ДТП.

К задачам, решаемым данным видом САТЭ, относятся следующие:

установление технического состояния ТС, их отдельных узлов, механизмов, систем, деталей;

- определение причин и времени возникновения неисправности, возможности своевременного выявления их лицами, ответственными за техническое состояние ТС, влияния этих неисправностей на возникновение и развитие ДТП;

- установление причинно-следственных связей между неисправностью и ДТП, а также обстоятельств, способствующих появлению неисправностей;

установление технической возможности предотвращения ДТП (наезда, столкновения, потери устойчивости и т.д.) при определенном техническом состоянии ТС, их отдельных узлов, механизмов, систем, деталей в момент ДТП;

- установление обстоятельств, связанных с техническим состоянием ТС, которые способствовали или могли способствовать возникновению ДТП

Многие из приведенных задач экспертизы технического состояния ТС можно решить только в комплексе с металловедческой экспертизой, а в отдельных случаях и с трасологической экспертизой. К ним, в частности, относится задача установления причины (способа) и времени поломки деталей ТС.

 

Глава 2. Дефекты

 

2.1 Характерные виды дефектов деталей автомобилей

 

Дефекты деталей автомабилей
Разрушение
Деформация
Изнашивание
Коррозия
-Хруткое -Вязсое -Усталостное
Механическое -Абразивное -Эрозионное -Кавитационное -Усталостное
Коррозионно-механическое -Окислительное -Фреттинг-коррозия -Водородный износ     По месту расположения все дефекты делятся на наружные и внутринние. Наружные дефекты, так как деформация, поломки легко выделяют визуально или в результате не сложных измерений Внутрение дефекты, такие как усталостные трещины, трещины термической усталости и.т.п. Выявляют различными методами структуроскопии деталей. В процессе структуроскопии деталей выполняется комплекс работ, состоящий в выявлении и характеристике дефектов, имеющихся в деталях.   Характерные виды дефектов деталей автомабилей    
Виды отказов Возможные причины Возможные причины Примеры типовых деталей с данным дефектом
ДЕФОРМАЦИЯ
  Искажение формы детали, изменение размеров, нарушение зазоров (изгиб, сжатие, вмятины)), ползучесть Внештатне ударные нагрузки. Недостаточно жеская конструкция. Перегрузеи или длительное действие переменных напряжений. Повышение температуры, ползучесть материала. Тяги, рычаги, валы, зубья шестерен, шапуны, подшипники скольжения, залитые мягким антифрикционным сплавом: штанги, стержни клапанов.
Хрупкое Кристаллический излом без предварительной пластической деформации Низкая пластичность материала. Дифекты структуры (металлические, технологические, эксплуатационные). Наличие концентраторов напряжений, большие внутренние напряжения. Понижение температуры Сварные конструкции, шатуны, валы, детали ходовой части тракторов и автомобилей.
Вязкое Волокнистый излом с предшествующей пластической деформацией. Перегрузка. Низкое качество материала. Несоответствующая структура, повышенная температура. Напряженные болты, пространственные конструкции, шатуны, валы, штанги.
Усталостное Наличие трех зон на поверхности излома (очага разрушения, зоны усталости и зоны долома) Циклические напряжения выше предела выносливости. Наличие дефектов на поверхности. Растягивающие напряжения в поверхностном слое и технологические, конструктивные погрешности, вызывающие концентрацию напряжений (малые радиусы закруглений, надрезы), низская чистота обработки. Валы, шатуны, листовые рессоры, пальцы, пружины, зубчатые колёса, резьбовые соединения.
ИЗНАШИВАНИЕ
1. МЕХАНИЧЕСКОЕ
Абразивное Образование на поверхностях деталей царапин, неглубоких борозд, шероховатовти. Уменьшение размеров деталей Воздействие абразивных частиц, парающих в зону трения. Тормозные колодски, звенья гусениц, рельсовые пальцы, цилиндры, поршни, детали работающиее без смазски или при граничной смазки в пыльной атмосфере.
Эрозионное Уменьшение размеров и изнашивание поверхности. Воздействие на поверхность изделий потоков газа, жидкости, твёрдых частиц (в жидкостных или в газовых потоках), электрического тока, космических потоков раскаленных газов (явление абляции) Детали гидронасосов, плунжерные пары, трубопроводы, глушители, сопла и лопатки реактивных двигателей, клапаны, электроды, обшивки космических кораблей и.т.д
Кавитационное Появление кавен (вырывов) глубиной от нескольких микрон до десятков мм. Вибрация соединений расшатывание крепежных связей, проявление усталостных поломок Изменения давления потока жидкости, вызывающее проявление областей пониженного давления, в которых образуются пузырьки пара. При последующем повышении давления пузырьки разрушаются с гидравлическим ударом, наклёпывая и разрушая поверхность изделия. Гребные винты, допасти турбин, детали гидронасосов, трубопроводы,наружные поверхности гильз.
Усталостное Усталостное изнашивание, появление «ямок» грубиной от долей мм до несколких мм. В результате усталостного изнашивания нарушается нормальная работа сопряжения. Пульсирующее действие высоких контактных напряжений в результате переменного давления на поверхности трения при граничной смазке. Зубчатые колеса, подшипники качения, железнодорожные рельсы, пальцы и.т.д
2.Коррозионно-механические
Окислительное Измение размеров деталей по мере износа. Поверхности трения, имеют блестящий, гладский вид Образование и разрушение окисных пленок. Нормальный окислительный износ возможен при условии, что скорость разрушения защитных пленок примерно равна скорости их образования. Валы, пальцы, оси, подшипники скольжения и другие детали, работающие как при трени без смазки, так и при граничной смазки в условиях трения.
фреттинг-коррозия Образование на поверхностях контакта следов корозии в виде налетов, пятен, язв и каверн. Малые взаимные перемещения колебательного характера в сопряженных соединениях в условиях окислительной среды. Характеризутся периодческим разрушением окисных пленок деталей и образованием вторичных структур. Листовые рессоры, заклепочные соединения, соединения со скользящей или прессовой посадками, болтовые соединения, втулки и др.
Водородный износ Появление царапин, борозд, уменьшение размеров. Выделение атомарного водорода при трениии из смазки, топлива и его адсорбирование на поверхности с последующем возникновением химических соединений или твердых растворов. Шестерни, валы, фрикционные элементы тормазов автомабилей и.т.д
3.Молекулярно — механическое
Адгезионное Глубокие борозды (до 0.5 мм) в направлениях перемещения трущихся поверхностей, вырывы металла с поверхности трения и др. повреждения. Трения скольжения с малыми скоростями, но высокими удельными давлениями, превышающими предел текучести «сухом» и граничном трении. Клапанные детали гидравлических шин, подшипники скольжения, зубчатые колеса, поршни и.т.д
Изнашивание при заедании Неглубокие борозды, царапины, следы оплавления и размазывания жидкого расплава по поверхности трения. Глубина разрушенной зоны — до 0.1 мм. Большие скорости трения и высокие удельные давления в процессе трения скольжения без смазки или при граничной смазки. Детали, поршневой группы, втулки, направляющие и.т.д
Коррозия
Общая или сплошная Образование окислов в результате взаимодействия с внешней средой по всей поверхности детали. Взаимодействия с агрессивной внешней средй или с воздушной атмосферой.. Стальные, чугунные, латунные и др. детали, образующие химические соединения с кислотой.
Точечная или пятнистая Отдельные локальные повреждения в виде каверн, язв, точек, пятен, налетов. Неоднородные по структуре или составу материалы с разным сопротивлением коррозии отдельных состовляющих. То же
Меж-кристаллитная Коррозия по границам зерен металла. Понижение прочности и пластичности, потеря металлического звука при ударе Выпадение легирующих элементов из твердого раствора, обеднение защитным элементом границ зерен, создание благоприятных условий для продвижения кислорода в глубь детали. Клапаны двигателей. Детали из хромоникелевых сталей аустенитного класса и др. детали

 

2.2 Причины измениния технического состояния

 

В процессе эксплуатации автомобиль взаимодействует с окружающей средой, а его элементы взаимодействуют между собой. Это взаимодействие вызывает нагружение деталей, их взаимные перемещения, вызывающие трение, нагрев, химические и другие преобразования и, как следствие, изменение в процессе работы физико-химических свойств и конструктивных параметров: состояния поверхностей, размеров деталей и их взаимного расположения, зазоров, электрических и других свойств.

 

Работоспособность автомобиля (и его элементов) зависит от всех видов воздействий, оказывающих влияние на его техническое состояние в каждый момент «жизненного» цикла:

 

1.механических (статические, динамические нагрузки от взаимодействия с внешней средой);

 

2.тепловых (температура окружающего воздуха, теплообразование при рабочих процессах);

 

3.электромагнитных; химических (коррозия от продуктов сгорания топлива и других эксплуатационных материалов);

 

4.атмосферных (атмосферная коррозия).

 

Причины, вызывающие изменение технического состояния автомобиля, могут быть разделены на две группы: случайные и постоянного действия

 

К случайным относятся:

1.Поломки

2.ДТП

 

К постоянным:

 

1.Изнашивание

2. Корозия.

3.Усталость металла

4.Старение материала

5.Накопление отожений.

 

Случайные (стохастические) изменения могут возникать в результате непрогнозируемых поломок вследствие неправильной эксплуатации, некачественного хранения и обслуживания, некачественных комплектующих, а также в результате дорожнотранспортного происшествия (ДТП)

Причинами постоянного (монотонного) изменения технического состояния могут являться износ, коррозия, старение и накопление отложений.

 

Молекуярно- механическое - Адгезионное изнашивание -Изнашивание при Заедании     заедании
-Общая -Точечная -Меж-кристаллитная

 


 

По месту расположения все дефекты делятся на наружные и внутринние. Наружные дефекты, так как деформация, поломки легко выделяют визуально или в результате не сложных измерений

Внутрение дефекты, такие как усталостные трещины, трещины термической усталости и.т.п. Выявляют различными методами структуроскопии деталей. В процессе структуроскопии деталей выполняется комплекс работ, состоящий в выявлении и характеристике дефектов, имеющихся в деталях.

 

Характерные виды дефектов деталей автомабилей

 

 

Виды отказов Возможные причины Возможные причины Примеры типовых деталей с данным дефектом
ДЕФОРМАЦИЯ
  Искажение формы детали, изменение размеров, нарушение зазоров (изгиб, сжатие, вмятины)), ползучесть Внештатне ударные нагрузки. Недостаточно жеская конструкция. Перегрузеи или длительное действие переменных напряжений. Повышение температуры, ползучесть материала. Тяги, рычаги, валы, зубья шестерен, шапуны, подшипники скольжения, залитые мягким антифрикционным сплавом: штанги, стержни клапанов.
Хрупкое Кристаллический излом без предварительной пластической деформации Низкая пластичность материала. Дифекты структуры (металлические, технологические, эксплуатационные). Наличие концентраторов напряжений, большие внутренние напряжения. Понижение температуры Сварные конструкции, шатуны, валы, детали ходовой части тракторов и автомобилей.
Вязкое Волокнистый излом с предшествующей пластической деформацией. Перегрузка. Низкое качество материала. Несоответствующая структура, повышенная температура. Напряженные болты, пространственные конструкции, шатуны, валы, штанги.
Усталостное Наличие трех зон на поверхности излома (очага разрушения, зоны усталости и зоны долома) Циклические напряжения выше предела выносливости. Наличие дефектов на поверхности. Растягивающие напряжения в поверхностном слое и технологические, конструктивные погрешности, вызывающие концентрацию напряжений (малые радиусы закруглений, надрезы), низская чистота обработки. Валы, шатуны, листовые рессоры, пальцы, пружины, зубчатые колёса, резьбовые соединения.
ИЗНАШИВАНИЕ
1. МЕХАНИЧЕСКОЕ
Абразивное Образование на поверхностях деталей царапин, неглубоких борозд, шероховатовти. Уменьшение размеров деталей Воздействие абразивных частиц, парающих в зону трения. Тормозные колодски, звенья гусениц, рельсовые пальцы, цилиндры, поршни, детали работающиее без смазски или при граничной смазки в пыльной атмосфере.
Эрозионное Уменьшение размеров и изнашивание поверхности. Воздействие на поверхность изделий потоков газа, жидкости, твёрдых частиц (в жидкостных или в газовых потоках), электрического тока, космических потоков раскаленных газов (явление абляции) Детали гидронасосов, плунжерные пары, трубопроводы, глушители, сопла и лопатки реактивных двигателей, клапаны, электроды, обшивки космических кораблей и.т.д
Кавитационное Появление кавен (вырывов) глубиной от нескольких микрон до десятков мм. Вибрация соединений расшатывание крепежных связей, проявление усталостных поломок Изменения давления потока жидкости, вызывающее проявление областей пониженного давления, в которых образуются пузырьки пара. При последующем повышении давления пузырьки разрушаются с гидравлическим ударом, наклёпывая и разрушая поверхность изделия. Гребные винты, допасти турбин, детали гидронасосов, трубопроводы,наружные поверхности гильз.
Усталостное Усталостное изнашивание, появление «ямок» грубиной от долей мм до несколких мм. В результате усталостного изнашивания нарушается нормальная работа сопряжения. Пульсирующее действие высоких контактных напряжений в результате переменного давления на поверхности трения при граничной смазке. Зубчатые колеса, подшипники качения, железнодорожные рельсы, пальцы и.т.д
2.Коррозионно-механические
Окислительное Измение размеров деталей по мере износа. Поверхности трения, имеют блестящий, гладский вид Образование и разрушение окисных пленок. Нормальный окислительный износ возможен при условии, что скорость разрушения защитных пленок примерно равна скорости их образования. Валы, пальцы, оси, подшипники скольжения и другие детали, работающие как при трени без смазки, так и при граничной смазки в условиях трения.
фреттинг-коррозия Образование на поверхностях контакта следов коррозии в виде налетов, пятен, язв и каверн. Малые взаимные перемещения колебательного характера в сопряженных соединениях в условиях окислительной среды. Характеризуется периодическим разрушением окисных пленок деталей и образованием вторичных структур. Листовые рессоры, заклепочные соединения, соединения со скользящей или прессовой посадками, болтовые соединения, втулки и др.
Водородный износ Появление царапин, борозд, уменьшение размеров. Выделение атомарного водорода при трении из смазки, топлива и его абсорбирование на поверхности с последующем возникновением химических соединений или твердых растворов. Шестерни, валы, фрикционные элементы тормозов автомобилей и.т.д
3.Молекулярно — механическое
Адгезионное Глубокие борозды (до 0.5 мм) в направлениях перемещения трущихся поверхностей, взрывы металла с поверхности трения и др. повреждения. Трения скольжения с малыми скоростями, но высокими удельными давлениями, превышающими предел текучести «сухом» и граничном трении. Клапанные детали гидравлических шин, подшипники скольжения, зубчатые колеса, поршни и.т.д
Изнашивание при заедании Неглубокие борозды, царапины, следы оплавления и размазывания жидкого расплава по поверхности трения. Глубина разрушенной зоны — до 0.1 мм. Большие скорости трения и высокие удельные давления в процессе трения скольжения без смазки или при граничной смазки. Детали, поршневой группы, втулки, направляющие и.т.д
Коррозия
Общая или сплошная Образование окислов в результате взаимодействия с внешней средой по всей поверхности детали. Взаимодействия с агрессивной внешней среде или с воздушной атмосферой.. Стальные, чугунные, латунные и др. детали, образующие химические соединения с кислотой.
Точечная или пятнистая Отдельные локальные повреждения в виде каверн, язв, точек, пятен, налетов. Неоднородные по структуре или составу материалы с разным сопротивлением коррозии отдельных составляющих. То же
Меж-кристаллитная Коррозия по границам зерен металла. Понижение прочности и пластичности, потеря металлического звука при ударе Выпадение легирующих элементов из твердого раствора, обеднение защитным элементом границ зерен, создание благоприятных условий для продвижения кислорода в глубь детали. Клапаны двигателей. Детали из хромоникелевых сталей аустенитного класса и др. детали

 

2.2 Причины изменения технического состояния

 

В процессе эксплуатации автомобиль взаимодействует с окружающей средой, а его элементы взаимодействуют между собой. Это взаимодействие вызывает нагружение деталей, их взаимные перемещения, вызывающие трение, нагрев, химические и другие преобразования и, как следствие, изменение в процессе работы физико-химических свойств и конструктивных параметров: состояния поверхностей, размеров деталей и их взаимного расположения, зазоров, электрических и других свойств.

 

Работоспособность автомобиля (и его элементов) зависит от всех видов воздействий, оказывающих влияние на его техническое состояние в каждый момент «жизненного» цикла:

 

1.механических (статические, динамические нагрузки от взаимодействия с внешней средой);

 

2.тепловых (температура окружающего воздуха, теплообразование при рабочих процессах);

 

3.электромагнитных; химических (коррозия от продуктов сгорания топлива и других эксплуатационных материалов);

 

4.атмосферных (атмосферная коррозия).

 

Причины, вызывающие изменение технического состояния автомобиля, могут быть разделены на две группы: случайные и постоянного действия

 

К случайным относятся:

1.Поломки

2.ДТП

 

К постоянным:

 

1.Изнашивание

2. Коррозия.

3.Усталость металла

4.Старение материала

5.Накопление отожжений.

 

Случайные (стохастические) изменения могут возникать в результате непрогнозируемых поломок вследствие неправильной эксплуатации, некачественного хранения и обслуживания, некачественных комплектующих, а также в результате дорожнотранспортного происшествия (ДТП)

Причинами постоянного (монотонного) изменения технического состояния могут являться износ, коррозия, старение и накопление отложений.

 

 

Рисунок 2.Разрушенная петля дышла прицепа. Разрушение произошло с сильной пластикой деформацией от изгибающей нагрузки

Рисунок 3. Рулевая тяга разрушилась при ДПТ, в месте разрушения сильный изгиб резьбовой части. Фрагменты излома не совмещаются. Это свидетельствует об ударном нагрузке, приложенной скоростью

 

На рис 3 показано разрушение шарового пальца, которое произошло с большой пластической деформацией вследствие приложения удара нагрузки, превышающей допустимую прочность материала, из которого изготовлен шаровый палец. Слева представленный шаровой палец (образец-представитель)

Зона разрушения
Зона сжатия материала с наплывом
Зона растяжения материала

 

Разрушение

3.2.Вязское и хрупкое разрушение

 

Разрушение — это заключительная стадия деформирования материала. Оно представляет собой разделение материала на отдельные составные части. С точки зрения атомной структуры, разрушение выглядит как разрыв межатомных связей. Разрыв может происходить двумя способами: 1) Под воздействием напряжений перпендикулярных плоскости разрыва (разрыв сколом или отрывом). 2) Под воздействием напряжений параллельных плоскости разрыва (то есть разрыв сдвигом или скольжением). В реальных материалах обычно имеют место оба вида разрыва.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: